В. ПЛЕХАНОВ

.

В. ПЛЕХАНОВ

Что такое «материализм в обще-философском смысле»?

Материализм есть прямая противоположность идеализма. Идеализм стремится объяснить все явления природы, все свойства материи теми или иными свойствами духа. Материализм поступа­ет как раз наоборот. Он старается объяснить психические явления теми или другими свойствами материи, той или другой органи­зацией человеческого или вообще животного тела. Все те филосо­фы, в глазах которых первичным фактором является материя, принадлежат к лагерю материалистов; все же те, которые считают таким фактором дух,— идеалисты. Вот все, что можно сказать о материализме вообще, о «материализме в обще-фило­софском смысле», так как время возводило на его основном по­ложении самые разнообразные надстройки, которые придавали материализму одной эпохи совершенно иной вид сравнительно с материализмом другой.

Материализм и идеализм исчерпывает важнейшие направ­ления философской мысли. Правда, рядом с ними почти всегда существовали те или другие дуалистические системы, признавав­шие дух и материю за отдельные, самостоятельные субстанции. Дуализм никогда не мог ответить удовлетворительно на неизбеж­ный вопрос о том, каким образом эти две отдельные субстанции, не имеющие между собою ничего общего, могут влиять одна на дру­гую. Поэтому наиболее последовательные и наиболее глубокие мыслители всегда склонялись к монизму, т. е. к объяснению яв­лений с помощью какого-нибудь одного основного принципа (monos по-гречески значит единый). Всякий последовательный идеалист есть монист в такой же степени, как и всякий последо­вательный материалист. В этом отношении нет никакой разницы, например, между Берклеем и Гольбахом. Один был последова­тельным идеалистом, другой не менее последовательным материа­листом, но и тот и другой одинаково были монистами; и тот и другой одинаково хорошо понимали несостоятельность дуалис­тического, до сих пор едва ли не наиболее распространенного, миросозерцания.

В первой половине нашего столетия в философии господствовал идеалистический монизм; во второй половине его в науке,— с кото­рой тем временем совершенно слилась философия,— восторжест­вовал материалистический монизм, далеко, впрочем, не всегда по­следовательный и откровенный.

 Плеханов Г. В. К. вопросу о развитии

 монистического взгляда ни историю //

 Избранные философские произведения.

 В 5 т. М.. 1956. Т. 1. С. 509—510