ОГЛАВЛЕНИЕ
.ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................17
Новые главы: представление основных тенденций.................................. 17
Включение множества новых тем: учет современных данных .................. 18
Включение материалов современных исследований: в ногу с научным прогрессом .............................................................................................. 19
Изменения в авторском составе............................................................ 19
Что осталось без изменений: то, что работает, остается в силе................... 19
Организация.................................................................................. 19
Уровень и объем.............................................................................20
Иллюстрации.................................................................................20
Актуальность .................................................................................20
В заключение — просьба о помощи......................................................20
1. АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ..............22
Агрессия: рабочее определение.............................................................24
Агрессия как поведение...................................................................27
Агрессия и намерение......................................................................27
Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления.............29
Агрессия затрагивает живые существа..............................................30
Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения ... 30
Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии 31
Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?........................................................32
Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению............................................................................ 32
Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход 33
Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода........................................................34
Агрессия как инстинктивное поведение: итоги и выводы ................38
Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба
или вреда другим............................................................................38
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия ..........................39
Агрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица ......43
Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна 45
Агрессивное побуждение: заключительные комментарии ................45
Когнитивные модели агрессивного поведения....................................46
Модель образования новых когнитивных связей Берковица............46
Взаимозависимость познания и возбуждения.................................47
Что следует из когнитивных моделей ...........................................47
Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное
научение насилию...........................................................................48
Усвоение агрессивного поведения.................................................49
Регуляторы агрессивного поведения..............................................51
Концепция социального научения: некоторые важные выводы........52
Резюме ..............................................................................................53
2. МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ.......55
Экспериментальные и неэкспериментальные подходы в исследованиях.....55
Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса...................57
Архивные исследования..................................................................57
Вербальная информация .................................................................58
Анкеты......................................................................................59
Личностные шкалы.....................................................................61
Оценивание другими ..................................................................63
Проективные методы ......................................................................64
Заключение...................................................................................65
Наблюдение агрессии..........................................................................66
Полевые наблюдения......................................................................67
Натуралистические наблюдения...................................................67
Автомобильные сигналы..............................................................68
Межличностные конфронтации....................................................70
Заключение...............................................................................70
Лабораторные наблюдения ..............................................................71
«Игровые» меры агрессии ...........................................................72
Измерение вербальной агрессии: когда слова (или оценки) ранят ... 74
Прямая физическая агрессия: вред без ущерба..............................77
Критические замечания относительно лабораторных методов изучения агрессии..............................................................................88
Заключение: каким образом исследователь выбирает метод и подход? . 89
Резюме ..............................................................................................90
3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.......................92
Усвоение агрессивного поведения.........................................................93
Семейные взаимоотношения.............................................................93
Полные и неполные семьи...........................................................82
Отношения «родители — ребенок» ................................................94
Взаимоотношения с братьями и сестрами......................................94
Стиль семейного руководства...........................................................95
Наказания.................................................................................96
Контроль...................................................................................96
Другие факторы.........................................................................97
Резюме......................................................................................97
Модели семейного влияния..............................................................99
Особое примечание о наказаниях....................................................102
Вред, который могут причинить наказания...................................102
Эффективные наказания............................................................103
Взаимодействие со сверстниками.....................................................104
Научение агрессивным действиям...............................................104
Агрессия и социальный статус ....................................................104
Демонстрация моделей агрессивного поведения: влияние наблюдаемой
со стороны агрессии.......................................................................106
Обучение на живых примерах: глядя на других людей.................107
Став жертвой насилия................................................................108
Модели агрессии в средствах массовой информации: эффекты показа насилия в кино и по телевидению ...........................................109
Влияние когнитивных процессов на развитие агрессии ..........................117
Прочитывание «посылов к агрессии» в социальных ситуациях........... 117
Интерпретация «посылов к агрессии»..............................................118
Выбор реакции.............................................................................120
Оценка реакции.............................................................................120
Реакция утверждена и вступает в силу.............................................121
Устойчивость агрессивного поведения: можно ли на основе знаний об агрессивности в детстве делать прогноз об уровне агрессивности в зрелые
годы? ...............................................................................................122
Резюме ..........................................................................:..................123
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ........................ 125
Фрустрация: препятствия на пути к желаемому как предпосылка агрессии ...................................................................................................126
Свидетельства того, что фрустрация способствует агрессии ................126
Свидетельства того, что фрустрация не способствует агрессии............128
От фрустрации к агрессии: опосредующие факторы..........................130
Уровень фрустрации .................................................................130
Посылы к агрессии....................................................................131
Непредвиденность фрустрации...................................................132
Эмоциональные и когнитивные процессы.....................................133
Заключительный комментарий........................................................135
Вербальное и физическое нападение: реальная и кажущаяся провокация
как предпосылки агрессии..................................................................136
Ответная агрессия .........................................................................136
Почему люди мстят........................................................................138
Месть как защита......................................................................139
Месть как способ не уронить свое достоинство в глазах других.....141
Характеристики объекта агрессии: пол и раса объекта как предпосылки агрессии............................................................................................142
Пол объекта агрессии.....................................................................142
Раса объекта агрессии....................................................................144
Подстрекательство со стороны окружающих как предпосылка агрессии ... 147
Приказ есть приказ: подчинение власти...........................................147
«Сторонний наблюдатель» наносит ответный удар: эффект присутствия
и поступков третьей стороны...........................................................151
Слова и поступки наблюдателей .................................................151
Присутствие и статус посторонних..............................................154
Резюме .............................................................................................155
5. ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ............................... 157
Жара, шум, теснотаи загрязненный воздух ...........................................158
Агрессия и жара: «долгое знойное лето» возвращается......................158
Лабораторные эксперименты ......................................................159
Архивные исследования.............................................................163
Лабораторные исследования в противопоставлении архивным: разрешение противоречия...............................................................165
Шум и агрессия: звук насилия? ......................................................166
Эффекты тесноты ..........................................................................168
Воздействие загрязненного воздуха на агрессию...............................171
Продолжение саги про Билла и Диану.............................................173
Внешние посылы к агрессии как детерминанты агрессивного поведения ... 174
Индивидуальные характеристики как посылы к агрессии...................174
Предметы как зачинщики агрессии: заставляет ли курок нажать
на него?........................................................................................176
Масс-медиа как источник посылов к агрессии...................................178
Посылы к агрессии: заключительное замечание.................................181
Самоосознание: напоминания извне о том, кто мы и что мы из себя представляем ...........................................................................................182
Резюме .............................................................................................186
6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР...................................... 188
Личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию.... 190
Действительно ли личностные черты устойчивы? ..............................191
Личностные черты, имеющие отношение к агрессивности у нормальных
индивидов.....................................................................................192
Тревога и агрессия: страх социального неодобрения....................193
Предвзятая атрибуция враждебности: приписывание дурных намерений другим ............................................................................195
Раздражительность и эмоциональная чувствительность: бурная реакция на провокацию.................................................................197
Локус контроля: восприятие личного контроля и агрессия.............199
Модель поведения лиц, предрасположенных к коронарным заболеваниям, и агрессия: почему «А» в типе «А» может означать агрессию? ........................................................................................203
Чувство стыда и агрессия: от самонеприятия к враждебности и гневу ............................................................................................205
Личность и «нормальная агрессия»: некоторые заключительные
соображения.............................................................................207
Насильники: абсолютно не контролирующие и чрезмерно контролирующие себя агрессоры............................................................................208
Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: отсутствие сдерживающих начал...............................................................................209
Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: некоторые предположения ...........................................................................................210
Чрезмерно контролирующие себя агрессоры: когда чрезмерная сдержанность становится опасной..........................................................211
Чрезмерно контролирующие себя агрессоры, абсолютно не контролирующие себя агрессоры и агрессия по отношению к женщинам:
близкий враг вновь наносит удар................................................213
Установки, система ценностей и агрессия..............................................215
Предрассудок и межрасовая агрессия..............................................216
Агрессия по отношению к «чужакам»: роль воображаемого конфликта.................................................................................................217
Система ценностей и агрессия: эффект от обращения к внутреннему
миру.............................................................................................218
Гендер и агрессия: действительно ли мужчины и женщины и в этом отличаются друг от друга? И если это так, то почему? .................................220
Гендер и агрессия: мужчины и женщины как агрессоры.....................221
Гендер и агрессия: мужчины и женщины как объекты агрессии...........222
Первопричина гендерных различий в агрессии: генетика или социальные роли?.....................................................................................223
Резюме .............................................................................................225
7. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.....................227
Роль наследственного фактора в формировании агрессивного поведения
человека............................................................................................227
Аномалии, вызванные половыми хромосомами ......................................230
Гипотеза Y-хромосомы...................................................................230
Гипотеза Х-хромосомы...................................................................232
Заключение...................................................................................233
Гормоны и агрессивное поведение........................................................233
Доказательства..............................................................................234
Объяснения...................................................................................236
Заключение...................................................................................239
Центральная нервная система..............................................................240
Лимбическая система.....................................................................240
Кора головного мозга.....................................................................241
Взаимодействие головного мозга и окружающей среды......................243
Возбуждение и агрессия .....................................................................244
Влияние возбуждения на агрессию..................................................244
Предрасположенность к возбудимости, или реактивность...................248
Влияние агрессии на возбуждение...................................................250
Заключение...................................................................................251
Предостережения относительно биологических объяснений....................253
«Искажение истины» .....................................................................253
«Ложные ожидания» .....................................................................254
«Опасения биологического вмешательства»......................................254
Резюме .............................................................................................254
8. АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ...........................256
Наркотики ........................................................................................256
Алкоголь ......................................................................................257
Модели воздействия алкоголя на агрессивность поведения............258
Способы контролирования агрессии у человека в состоянии алкогольного опьянения ...................260
Марихуана....................................................................................260
Сексуальная агрессия.........................................................................261
Характеристики сексуального агрессора...........................................262
Алкоголь и сексуальная агрессия ....................................................263
Влияние алкоголя на агрессию по отношению к женщинам ...........263
Влияние алкоголя на сексуальное возбуждение............................264
Модель влияния алкоголя на сексуальную агрессию.....................265
Влияние порнографии на агрессию......................................................266
Влияние эротики на агрессию: способствует или подавляет?..............266
Влияние на женщин ..................................................................270
Влияние интенсивной демонстрации порнографии ........................271
Влияние эротики на отношение к женщинам....................................273
Агрессия по отношению к женщинам...........................................274
Природа сексуального/агрессивного образа ................................275
Выводы........................................................................................278
Агрессия, связанная со спортивными событиями....................................278
Агрессия зрителей .........................................................................279
Агрессия среди участников.............................................................279
Межличностный конфликт в естественных условиях.............................280
Резюме .............................................................................................284
9. ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ И УПРАВЛЕНИЕ АГРЕССИЕЙ........286
Наказание: эффективное средство предупреждения агрессии?................288
Страх наказания: когда он «срабатывает», а когда нет.......................289
Как сильно разгневаны потенциальные агрессоры?.......................289
Получение выгоды посредством агрессии.....................................291
Сила и вероятность боязни возможного наказания........................292
Реальное наказание: чему оно учит?................................................293
Наказание и уголовное право: возможные парадоксы........................295
Катарсис: неужели «выход из себя» действительно помогает?................296
Разрядка напряжения с помощью агрессивных действий: когда страдания другого приводят к хорошему настроению..............................297
Эмоциональный катарсис: некоторые специфические условия........299
Катарсис и поведенческая агрессия: действительно ли насилие сегодня ведет к прощению завтра?..........................................................301
Воздействие моделей неагрессивного поведения: заразительное влияние сдержанности....................................................................................303
Влияние моделей неагрессивного поведения: примечание об относительной эффективности..................................................................306
Когнитивные методы контроля агрессии: атрибуции, смягчающие обстоятельства и оправдания........................................................................307
Атрибуции и агрессия: как ответ на вопрос «за что?» может повлиять
на ход агрессии.............................................................................308
Смягчающие обстоятельства: взаимозависимость эмоций и познания
в процессе управления агрессией.....................................................310
Извинения или оправдания: почему выгодно говорить «простите»......314
Индукция несовместимых реакций: эмпатия, юмор и умеренное сексуальное возбуждение как средства предотвращения человеческой агрессии ....316
Эмпатия: реакция на страдания других............................................317
Юмор и смех................................................................................319
Умеренное сексуальное возбуждение: неужели ощущение возбуждения генерирует самообладание? .............321
Еще один вариант гипотезы несовместимых реакций: производственный конфликт.................322
Тренинг социальных умений: как научиться не создавать себе проблемы..........324
Управление человеческой агрессией: заключительный призыв к оптимизму ...............................................................................................326
Резюме .............................................................................................328