Д. ЮМ

.

Д. ЮМ

Нет такого впечатления или такой идеи любого рода, которые не сознавались или не вспоминались бы нами и которых мы не представляли бы существующими; очевидно, что из такого созна­ния и проистекает наиболее совершенная идея бытия и уверенность в нем. Исходя из этого, мы можем сформулировать следующую дилемму, самую ясную и убедительную, какую только можно себе вообразить: так как мы никогда не вспоминаем ни одного впе­чатления и ни одной идеи, не приписывая им существования, зна­чит, идея существования должна либо происходить от отчетли­вого впечатления, соединенного с каждым восприятием или с каж­дым объектом нашей мысли, либо быть тождественной самой идее восприятия или объекта.

Так как эта дилемма является очевидным следствием принци­па, гласящего, что каждая идея происходит от сходного с ней впечатления, то наш выбор между обоими положениями дилеммы не может быть сомнительным. Не только нет такого отчетливого впечатления, которое сопровождало бы каждое впечатление и каж­дую идею, но я не думаю, чтобы существовали вообще два отчет­ливых впечатления, которые были бы соединены неразрывно. Хо­тя некоторые ощущения и могут быть временно соединены, мы вскоре замечаем, что они допускают разделение и могут быть даны в отдельности. В силу этого, хотя каждое впечатление и каждая идея, какие мы только помним, рассматриваются как существую­щие, однако идея существования не происходит от какого-либо отдельного впечатления.

Итак, идея существования тождественна идее того, что мы представляем как существующее. Просто думать о какой-нибудь вещи и думать о ней как о существующей совершенно одно и то же. Идея существования, присоединенная к идее какого-нибудь объекта, ничего к ней не прибавляет. Что бы мы ни представляли, мы представляем это как существующее. Всякая идея, какую бы мы ни образовали, есть идея некоторого бытия, а идея некоторого бытия есть любая идея, какую бы мы ни образовали.

Всякий, кто будет возражать против этого, необходимо должен указать то отчетливое впечатление, от которого происходит идея бытия, и доказать, что это впечатление неотделимо от каждого [такого] восприятия, которое мы считаем существующим. А это, как мы можем заключить без всяких колебаний, невозможно...

Подобное же рассуждение объяснит нам и идею внешнего су­ществования. Мы можем заметить следующее: все философы при­знают тот и сам по себе достаточно очевидный факт, что уму ни­когда не дано реально ничего, кроме его восприятий, или впечат­лений и идей, и что внешние объекты становятся известны нам только с помощью вызываемых ими восприятий. Ненавидеть, лю­бить, мыслить, чувствовать, видеть — все это не что иное, как вос­принимать (perceive).

Но если уму никогда не дано ничего, кроме восприятий, и если все идеи происходят от чего-нибудь предварительно данного уму, то отсюда следует, что мы не можем представить себе что-то или образовать идею чего-то специфически отличного от идей и впе­чатлений. Попробуем сосредоточить свое внимание [на чем-то] вне нас, насколько это возможно; попробуем унестись воображе­нием к небесам, или к крайним пределам вселенной; в действитель­ности мы ни на шаг не выходим за пределы самих себя и не можем представить себе какое-нибудь существование, помимо тех вос­приятий, которые появились в рамках этого узкого кругозора. Кру­гозор же этот — вселенная, создаваемая воображением, и у нас нет идей, помимо тех, которые здесь порождены.

Самое большее, что мы можем сделать для того, чтобы предста­вить внешние объекты при предположении, что они специфически отличны от наших восприятий,— это образовать соотносительную идею о них, не претендуя на постижение соотнесенных [с восприя­тиями] объектов. Собственно говоря, мы и не предполагаем, что внешние объекты специфически отличны от восприятий, а только приписываем им иные отношения и связи и иную длительность.

 Юм Д. Трактат о человеческой

 приро­де 8 // Сочинения. В 2 т. М.,

 1965. Т. 1. С. 161 — 162, 163