Н. Ф. ФЕДОРОВ

.

Н. Ф. ФЕДОРОВ

Кто наш общий враг, единый, везде и всегда присущий,

в нас и вне нас живущий, но тем не менее враг лишь временный?

Этот враг — природа. Она — сила, пока мы бессильны, пока мы не стали ее волей. Сила эта слепа, пока мы неразумны, пока мы не составляем ее разума. Занятые постоянной враждой и взаим­ным истреблением, исполняя враждебную нам волю, мы не заме­чаем этого общего врага и даже преклоняемся пред враждебной нам силой, благосклонность которой так же для нас вредна, как и вражда. Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача, задача существ, наделенных чувством и разумом.

Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управ­лять собою; в нас она достигает совершенства, или такого состоя­ния, достигнув которого, она уже ничего разрушать не будет, а все в эпоху слепоты разрушенное восстановит, воскресит. Природа, враг временный, будет другом вечным, когда в руках сынов чело­веческих она из слепой, разрушительной силы обратится в воссозидательную. Задача сынов человеческих — восстановление жиз­ни, а не одно устранение смерти...

Теперь, когда люди смотрят друг на друга как на врагов, необходимо им узнать действительный, хотя и временный источник вражды, узнать общего врага, которого они не замечают, увлечен­ные взаимной неприязнью. Хотя этого врага мы встречаем и в себе и вне себя, горе и долу, над собою и под собою, везде и всюду, врага общего, единого, тем не менее мы почти не замечаем его враждебности и даже преклоняемся перед этой силой, смеши­вая ее даже с Богом. Не везде и не всегда одинаково обнаруживает она свою вражду; однако и благосклонность ее для нас столь же вредна, как и вражда. Притом же в настоящее время об­ласть благосклонности по мере истощения земли и увеличения народонаселения все сокращается, так что христианское и арийское человечество вступает в область открытой вражды к природе.

И тем не менее природа нам — враг лишь временный, другом же нашим она будет вечным. Разум человеческий раскрывается вместе с сознанием своей зависимости от силы, без обладания ко­торой человек существовать не может, без овладения которой он должен был признать себя существом смертным и нести постоян­ные утраты. По мере истощения человеком средств для огра­ниченного существования и соответственно увеличения населе­ния земли этот враг, тайный и явный, все более обнаруживается, и человеку приходится бороться усиленно и даже непрерывно с этой враждоносною и смертоносною силою. Но борьба с нею не под силу отдельным лицам; она должна расшириться и сор­ганизоваться в борьбу общественную, государственную и между­народную, то есть всенародную. Здесь единственный истинный и плодотворный коллективизм, единственная естественная, целе­сообразная солидарность. И здесь же, на этом поприще всем необходимой, единственной спасительной самозащиты и взаимо­защиты, здесь и возможность замены братоубийственной вражды братским и сыновним единением; и здесь же, наконец, возмож­ность и твердая надежда на исполнение общего дела и долга сынов человеческих перед их отцами и перед Богом отцов, победа жизни над смертью во всеобщем воскрешении...

 Федоров Н. Ф. Философия общего

 дела // Сочинения. М., 1982. Т. 2.

 С. 521—522