§ 1. Понятие и история прав человека

.

§ 1. Понятие и история прав человека

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помо­щью определенных принципов, во­площающих гуманистические ценнос­ти во взаимоотношениях между индивидом, обществом и госу­дарством. Такой специфической конкретизацией гуманистичес­ких представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаи­моотношений между людьми и государством, обеспечивающие ин­дивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).

Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представля­ют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступа­ет власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

Возможны четыре основных способа взаимоотношений ин­дивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуа­листический и партиципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над .частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управ­ляемый из центра.

Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит обще­ство на различные сословия и группы, низшие из которых поли­тически бесправны, высшие же обладают максимальными власт­ными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель (монарх, диктатор и т.п.), венчающий пирамиду власти. (Более подробно проблемы авторитарной и тоталитарной власти рассматриваются в гл. 10.)

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государ­ством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. Пос­леднее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции — обеспечение безопаснос­ти и свободы граждан, поддержание общественного порядка, не­которые другие.

Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сфе­рах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проб­лема прав человека ставится главным образом в форме ограждаю­щих от посягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.

В современной политической науке преобладает третий, пар-тиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолиро­ванного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противо­речивости взаимоотношений между личностью, обществом и го­сударством. В этом случае сама проблема прав человека усматри­вается не только и не столько в ограждении индивида от государ­ственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и разви­тия личности.

Все четыре рассмотренных выше способа взаимоотношений индивида и власти в большей или меньшей степени представле­ны в истории человечества. Они составляют ту систему коорди­нат, в которой осознается и оценивается сама проблема прав человека.

 

На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема прав че­ловека не стояла и не могла стоять, так как в то время не было отчужденной от индивидов власти, а значит и необходимости утверждать и защищать во властных от­ношениях ценность личности, ее свободу. Кроме того, «средний» человек догосударственной и раннегосударственной эпохи еще не обладал развитым самосознанием и индивидуальностью, руководствовался в отношениях с государством прежде всего вековыми традициями, не отделял себя от рода, общины, селения и государ­ства, обычно с покорностью воспринимал свое положение в обще­ственной иерархии, даже если это было положение раба.

Само возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой инди­видуальности. Не случайно впервые идеи прав личности возни­кают лишь у немногих материально обеспеченных мыслителей, обладающих развитым самосознанием и чувством собственного достоинства. Исторически первой формой осмысления и утверж­дения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI—V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и име­ют одинаковые, обусловленные природой права. Само же госу­дарство Ликофрон трактовал как результат общественного дого­вора. Идею договорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский фило­соф Мо-Цзы.

Значительный вклад в концепцию прав человека внес Арис­тотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право ко­ренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современ­ной концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право долж­но служить образцом для права условного, которое, в свою оче­редь, более изменчиво и является результатом деятельности влас­тей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естест­венного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.

Автономия, достоинство и равенство индивидов во взаимо­отношениях с властью и другими людьми распространялись фило­софами Древней Греции и Древнего Рима главным образом лишь на свободных граждан, но не на рабов, которые, как считал Аристотель, самой природой наделены качествами, предназна­ченными для подчинения и исполнения указаний господина. Среди античных сторонников естественного права лишь стои­ки провозгласили лозунг равенства людей по природе, незави­симо от пола, национальности и социального положения, по­скольку все люди созданы космосом и над всеми «равно тяго­теет судьба».

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманисти­ческих ценностей, лежащих в основе концепции прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманистическим идеям выс­ший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравствен­ными ценностями. Христианство обращается к внутреннему миру человека, его свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем самым способствует развитию человеческой индивидуаль­ности. Оно требует уважения каждого человека как творения, наделенного душой и созданного Богом по своему образу и подо­бию. Божественное происхождение обусловливает принципиаль­ное равенство и свободу всех людей. Кроме того, вдохновляю­щим примером уважения и любви к человеку служит поступок Бога, сознательно обрекшего Своего Сына на мучительные стра­дания на кресте ради спасения человечества. Проповеди Христа также обращаются в первую очередь к униженным и оскорблен­ным, подчеркивают равенство всех людей в их высшем, духовном измерении — в отношении к Богу.

Гуманистические идеи христианства, выступая в качестве нрав­ственных регуляторов поведения людей, оказали огромное влия­ние на все последующее развитие Старого Света. И все же они не нашли политико-институционального признания и воплощения в реальных государственно-правовых нормах. В эпоху феодализ­ма получили распространение принципы взаимоотношения меж­ду индивидом и властью, унаследованные от античного общества и германских обычаев и смягченные патриархальной и христиан­ской моралью.

Отношения между индивидом и властью представляли собой сложную общественную иерархию прав и обязанностей. Человек, в соответствии с местом, занимаемым на социальной лестнице, был обязан выполнять указания своего господина (сюзерена) и в то же время мог рассчитывать на его покровительство и защиту, а также на послушание подданных (если они сущест­вовали), неся перед ними, в свою очередь, определенные обязанности.

В целом же во времена феодализма идея равенства от рожде­ния естественных прав всех людей или хотя бы правового равен­ства всех свободных граждан была отвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные подданным монархом или сюзереном. Каждое из сословий имело специфические права, ко­торые сокращались по мере снижения по лестнице обществен­ной иерархии.

 

В период феодализма идеи естествен­ного права не были полностью забы­ты. Нередко они использовались для обоснования справедливости восстаний против угнетателей, по­сягающих на традиционные народные вольности. Свое воскре­шение, либеральное переосмысление и развитие эти идеи по­лучили в XVII— XVIII вв. в трудах выдающихся мыслителей ли­берализма и Просвещения.

Виднейшие представители либерализма — Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Джефферсон, Смит, Милль, Бентам и другие — по существу заложили основы современного понимания прав чело­века. Они обосновали понимание фундаментальных прав челове­ка на жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению и некоторых других как естественных, неотъемлемых (неотчужда­емых) и священных императивов и норм взаимоотношений меж­ду людьми и властью.

При этом естественность прав означает, что они присущи ин­дивиду от рождения вследствие его принадлежности к роду челове­ческому; неотъемлемость (неотчуждаемость) отражает их имма­нентность индивиду как живому существу (без наличия которых он не может проявить свои человеческие качества), а также как свойственность человеку вообще, независимо от времени и про­странства, в котором он существует (вследствие этого права че­ловека могут служить общим критерием гуманистической оценки любых государств, существовавших в истории); священность ха­рактеризует высочайшее уважение и почитаемость прав челове­ка, их высший ценностный статус в иерархии общественных цен­ностей.

Историческая заслуга Просвещения в вопросе о правах чело­века состоит не только в их теоретическом обосновании как гуманистических целей человечества, но и в нахождении важней­ших способов их практического осуществления. К ним относятся прежде всего принципы народного суверенитета и разделения властей. Первый из них, разработанный в первую очередь Локком и Руссо, означает подчиненность власти индивидам, добро­вольно объединившимся в народ (общество) и обладающим пра­вом на расторжение «общественного договора» и свержение власти в том случае, если она посягает на фундаментальные права чело­века на жизнь, свободу и собственность. Второй принцип, гаран­тирующий индивидуальные свободы, — разделение законодатель­ной, исполнительной и судебной властей. Первым его сформули­ровал в современной форме Шарль Монтескье в 1748 г. Этот принцип и сегодня является важнейшим инструментом, ограж­дающим личность от злоупотреблений и притеснений со сторо­ны власти.

Впервые либеральная концепция прав человека нашла сис­тематизированное юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах конституции США, принятого в 1791 г. В 1789 г. основопола­гающие права — свобода личности, права на собственность, безопасность и сопротивление угнетению — были конститу­ционно закреплены во французской Декларации прав челове­ка и гражданина. Эти выдающиеся политико-правовые акты не утратили актуальности и сегодня, хотя, конечно же, ны­нешние представления о правах человека намного богаче по содержанию.

 

Либеральные права, постепенно по­лучившие государственное призна­ние в Америке и Европе с конца XVIII в., отвечали в первую очередь интересам буржуазного класса, прямо заинтересован­ного в отмене феодальных привилегий и сословных ограниче­ний, в устранении государственных запретов на производст­венную и торгово-предпринимательскую деятельность, в обу­здании государства и его подчинении своему контролю с по­мощью силы денег.

Как писал один из видных теоретиков либерализма Бенжамин Констан, «деньги есть самое опасное оружие деспотизма, вместе с тем и самая крепкая узда для него <...> В наши дни частные граждане сильнее политических властей: богатство есть сила вездесущая, более соотносимая со всеми интересами и отто­го гораздо более реальная, вызывающая большее послушание. Власти угрожают, богатство вознаграждает; от властей можно ускользнуть, обманув их; чтобы добиться милости богатства, ему нужно служить».

Политический либерализм, подчинив права человека силе денег, показал тем самым свою ограниченность. Примерно до 20-х гг. XX в. в большинстве буржуазно-демократических стран низшие слои общества и женщины не имели избирательных прав. Затруднено было практическое использование провозглашенных в конституциях прав неимущими, так как это требовало необхо­димых знаний, времени и материальных затрат. Вне государст­венного внимания оставались экономические и социальные ус­ловия свободы личности.

Сама постановка проблемы прав человека в классическом либе­рализме носит узкий, ограниченный характер. Права охватывают лишь одну сферу взаимоотношений индивидов и государства — их взаимодействие как физических лиц, обладающих собствен­ностью. Права человека обеспечивают гражданам личную безопас­ность, ограждают их частную (экономическую, семейную, рели­гиозную и иную) жизнь от нежелательного вмешательства со сто­роны других людей и государства, а также позволяют собствен­никам контролировать власть посредством избрания ее пред­ставителей. При этом вне поля зрения государства остается сфера экономических, культурных и других отношений между людьми и соответствующие виды власти: экономическая, ду­ховно-информационная и др., которые отдаются на откуп соб­ственникам.

Либеральное решение проблемы прав человека хотя и огради­ло граждан от государственного произвола, однако не защитило их от эксплуатации и деспотизма собственников, не привело к социальному освобождению всех членов общества. Развязав руки буржуазии и создав благоприятные условия для промышлен­ной революции и утверждения капитализма, оно в то же вре­мя увеличило социальное неравенство и обострило классовые конфликты. Оказалось, что отсутствие всяких ограничений в использовании гражданских прав делает их привилегией мень­шинства. Это породило массовый протест рабочего класса и других низших слоев общества, требовавших принятия зако­нов, создающих социальные условия свободы и уважения че­ловеческого достоинства неимущих граждан и ограничиваю­щих власть собственников.

Впервые требования дополнить либеральные права правами социальными были обоснованы и выдвинуты в первой половине XIX в. чартистским движением рабочих Англии. В своей про­грамме, разработанной в 1839 г., чартисты выступили за эволю­ционный путь к социализму, не отрицающий либеральные права, в том числе частную собственность, но требующий справедли­вой, полной оплаты труда и равноправного участия рабочих в управлении государством.

Социальные права и социальная демократия, защищающие личность в производственной сфере и обеспечивающие достой­ные условия ее существования, являются одним из важнейших лозунгов социалистического движения. Многие из этих прав (право на труд, отдых, образование и др.) впервые были конституци­онно закреплены в СССР и других странах марксистского со­циализма, хотя здесь их провозглашение сопровождалось на­рушением традиционных либеральных прав. Это привело в конечном счете к нарастанию в обществе различных социаль­ных привилегий, уравниловке в оплате труда, снижению его эффективности, массовому распространению психологии со­циального иждивенчества, низкому уровню благосостояния большинства граждан.

В странах Запада социальные права граждан получили юри­дическое признание главным образом после второй мировой вой­ны. В 1948 г. важнейшие из них — право на труд, отдых, социаль­ное обеспечение, образование, достойный уровень жизни и др. — были включены во Всеобщую декларацию прав человека, приня­тую Генеральной Ассамблеей ООН. Это дало толчок для закреп­ления социальных прав в конституциях или законах целого ряда государств. Во второй половине XX в. в индустриально развитых странах создались благоприятные материальные возможности для их реализации. За последние тридцать лет стоимость валового продукта, созданного человечеством; выросла с 1,7 триллиона долларов до примерно 15 триллионов. Это приблизительно соот­ветствует всему богатству, произведенному на Земле за послед­ние две тысячи лет, и позволяет удовлетворять важнейшие мате­риальные потребности всех граждан.

 

Статус и авторитет прав человека в государстве во многом связаны с трак­товкой их источника. Просвещение утвердило в качестве решающего критерия определения естест­венных прав личности человеческий разум. Тем самым оно по­пыталось найти им земную основу. Сегодня политологи различ­ноной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают ко­нечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе, в конституирующих человеческий род ос­новополагающих потребностях — в поддержании жизни, в без­опасности, свободе от насилия и социально неоправданных огра­ничений, уважении человеческого достоинства, духовном разви­тии и т.д.

Другие же возводят наиболее высокие из прав к душе, Богу. «Свобода человеческой личности, — писал Бердяев, — не может быть дана обществом и не может по своему истоку и признаку зависеть от него — она принадлежит человеку как духовному су­ществу <...> Неотъемлемые права, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает».

Обе эти трактовки конечного источника прав человека укла­дываются в рамки одного, естественноисторического подхода к правам человека. Противоречия между ними невелики и устра­няются в том случае, если лежащую в их основе природу челове­ка трактуют не как сводимую к его животным, биологическим качествам, а имеющую божественное происхождение. Более су­щественные отличия в этом вопросе, а также в понимании прав человека в целом связаны с позитивистским и марксистским под­ходами к их интерпретации.

Основные подходы к правам человека

Апелляция философов-просветителей к разуму как высшему судье в вопро­се об определении прав человека по­служила основанием для трех основных подходов в их трактовке, получивших широкое распространение в XX в. Первый из них, естественно-исторический подход ограничивает роль разума глав­ным образом лишь осознанием объективно существующих есте­ственных человеческих прав. Наследуя либеральную традицию, он исходит из того, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государ­ство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения есте­ственные права оно не может.

Хотя конкретное содержание и объем прав изменяются и рас­ширяются по мере развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая постоянство основополагающих качеств человеческого рода. Как базовые моральные прин­ципы и требования права человека существуют независимо от социально-классовой структуры и конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Имея для человека высший ценностный статус, они выступают источником гуманности за­конов, внешним критерием, универсальной мерой оценки любо­го политического и общественного строя.

Второй, позитивистский (или юридическо-позитивистский) под­ход базируется на трактовке государства как реального воплоще­ния общественного разума и отрицании всякого внегосударственного происхождения прав человека. Утверждается рациональ­ная самоценность права, его независимость от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права счита­ется государство. Право и закон не имеют существенных разли­чий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к законам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей общества.

Третий из наиболее распространенных подходов к правам чело­века, марксистский, разделяет прагматическую установку позити­визма, подчиняя ее государственной целесообразности. Однако марксизм исходит не из рациональной самоценности права, а из его социально-экономической и прежде всего классовой детер­минации. Право понимается как возведенная в закон воля гос­подствующего класса. При этом сама постановка вопроса о правах индивида становится излишней вследствие трактовки лич­ности как совокупности общественных отношений, продукта оп­ределенного общественного строя.

В странах, объявивших марксизм своей официальной идеоло­гией, права личности юридически признавались, однако на деле трактовались сродни феодализму, т.е. как блага, предоставляемые и дозируемые партией и государством в зависимости от их соответ­ствия произвольно трактуемым классовым и общенародным инте­ресам. Независимых институтов контроля за соблюдением прав человека не существовало.

В целом же марксизм, и особенно ленинизм и сталинизм, отрицают общечеловеческую природу права, подменяют общече­ловеческие ценности моралью, основанной на классовой, пар­тийной целесообразности. Это учение исходит из заведомой не­противоречивости, гармоничности отношений общества и лич­ности в коммунистической формации, из отмирания государства и права, а значит и ненужности института прав человека. Не­смотря на слабую совместимость с самой идеей прав человека марксизм и претендующие на его реализацию социалистические страны внесли немалый вклад в обоснование и утверждение со­циальных прав личности.