С.А. Алыфанов. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЛИДЕРСТВА
.С.А. Алыфанов. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЛИДЕРСТВА
Лидерство — наиболее изученный и наименее понятный конст-рукт в социальной психологии (В. Гриффин, 1987). К середине 70-х гг. стало ясно, что попытка достигнуть единого понимания лидерства на основании «синтетического» подхода закончилась неудачей и привела лишь к возникновению большого количества «мини-теорий». Суще-ственно важен анализ основных тенденций теоретических и экспери-ментальных разработок, выполненных в этой области, с целью выяс-нения степени и направления изменения ситуации с этого момента до конца 80-х гг.
«Синтетические» модели лидерства породили громадное количе-ство экспериментальных работ, число которых возрастало в геометри-ческой прогрессии: если в 1974 г. в своем обзоре по этой проблеме Р. Стогдилл определяет общее количество исследований по лидерству как приближающееся к 3 тыс., то уже в 1981 г. в аналогичном исследо-вании Б. Басе оценивает общее число работ, как превышающее 7000-й рубеж. Быстрый рост эмпирических исследований происходил на фоне отсутствия солидного теоретического обеспечения, в условиях, когда даже само понятие «лидерство» не было соответствующим образом теоретически интерпретировано. Это привело к парадоксальной ситу-ации, когда возникло «столько же определений лидерства, сколько существует людей, пытающихся определить это понятие».
В результате ряд видных теоретиков лидерства (Дж. Пфеффер, Б. Кармел) заявили о наличии кризисной ситуации в этой области психологических исследований, в которой вследствие недостаточной методологической разработанности проблемы быстрое увеличение эк-спериментальных работ лишь «продолжает мутить воду», и начали ата-ковать само понятие «лидерство». Дж. Пфеффер доказывает, что в этом понятии слишком много концептуальной нелепости, многозначнос-ти, что оно не было должным образом определено и отделено от та-ких понятий, как «авторитет» и «социальная власть». Б. Кармел счита-ет, что дихотомическое определение лидерства как «ориентации на . людей — на задачу», лежащее в основе практически всех традицион-ных исследований этого феномена, является основным тормозом про-гресса в этой области.
Выход из создавшегося положения, к которому пытаются прийти исследователи, заключается в стремлении, во-первых, разграничить понятия «лидерство» и «руководство», «лидерство» и «власть» и, во-вторых, расширить и углубить теоретическую платформу изучения лидерства за счет экспансии в эту область понятий и концептуальных схем из более глобальных теоретических подходов, прежде всего из теории атрибуции, транзактного подхода, когнитивных теорий, тео-рии систем, психоаналитической ориентации.