Детство и юность

.

Детство и юность

В возрасте от трех до восьми лет на ребенка оказывают влияние дополнительные агенты социализации: учителя, лидеры скаутских организаций, воспитатели в летних лагерях, врачи, дантисты, новые приходящие няни. В это время не только растет количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Все больший упор делается на овладение мыслительными и познавательными на-выками; ребенок учится употреблять буквы и числа, осваивает слож-ные системы правил. Когда дети достигают зрелости, главными аген-тами социализации могут стать для них не родители, а сверстники.

Средства массовой информации. В нашем обществе дети в значи-тельной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из те-левизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой ин-формации. Символическое содержание, представленное в этих сред-ствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных цен-ностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализа-ции почти так же велико, как влияние родителей; этот факт вызывает удивление многих родителей. Телевидение является наиболее распро-страненным средством массовой информации. Дети в возрасте от двух до одиннадцати лет проводят у телевизора в среднем около 27,6 часа в неделю. Средний выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений и 18 тыс. убийств). Единственное, что занимает еще больше времени в жизни ребенка, — это сон. <...>

В какой мере средства массовой информации влияют на измене-ние поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь под-крепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выиски-вают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, кото-рые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что средства массовой информации, включая передачи, транслирующие спортив-ные игры, оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных заня-тий, как чтение и общение между собой.

Школа. В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. <...> Школа представляет собой общество в миниатюре — именно здесь происхо-дит формирование личности ребенка и его поведения; школа стре-мится объединить детей, противодействует их попыткам искать коз-лов отпущения и другим проявлениям антиобщественного поведения; во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются правила, регулирующие поведение в общественных местах.

Поскольку социализация, осуществляемая в школе, значительно отличается от домашнего воспитания, переходный период от дома к школе может быть связан с трудностями. Школа по сути своей вос-принимается как бездушное заведение с казенной обстановкой и ав-торитарной властью, чуждое для ребенка, который воспитывался дома. Когда в классе 30 или 40 учеников, учитель не может быть нежным и ласковым, как родители. Дети должны также приспособиться к тому, что они становятся членами большого коллектива, а не маленькой группы из трех-четырех ребят, играющих вместе. <...>