Даламбер. Согласен; при всем том чувствующее существо еще не
есть существо мыслящее.
Дидро. Прежде чем сделать дальнейший шаг, позвольте рассказать
вам историю одного из величайших математиков Европы. Что собою раньше
представляло это удивительное создание? Ничего.
Даламбер. Как ничего? Из ничего ничего и не бывает. Дидро.
Вы слишком буквально понимаете слова. Я хочу сказать, что еще до того, как его
мать, прекраснейшая и преступная канонисса Тансэн, достигла зрелого возраста,
еще до того, как военный Латуш достиг возраста юноши, молекулы, долженствовавшие
сформировать первоначальные зачатки моего математика, были рассеяны в молодых и
хрупких организмах того и другого, просачиваясь вместе с лимфой, циркулировали
с кровью, пока, наконец, они не попали в вместилище, предназначенное для их
соединения, в половые яички и железы его отца и матери. Но вот редкостное яйцо
сформировалось; по фаллопиевым трубам оно, по общему мнению, было введено в
матку; вот оно прикрепилось к ней длинным стеблем, вот, постепенно
увеличиваясь, оно приближается к состоянию зародыша, вот подходит момент его
выхода из мрачной темницы, вот он родился и брошен на ступеньки храма св.
Иоанна Круглого, от которого он получил свое имя; вот он взят из
воспитательного дома, вот он у груди доброй стекольщицы г-жи Руссо, вскормлен,
сделался сильным телом и духом, вот он литератор, механик, математик. Как это
произошло? При помощи еды и других чисто механических процессов. Вот в нескольких
словах общая формула: ешьте, переваривайте, перегоняйте in vasi licito et fiat
homo secundum artem * . И тот, кто стал бы излагать в академии этапы развития
при формировании человека или животного, ссылался бы только на материальные
силы, а результат в последовательном порядке проявился бы в виде пассивного
существа, чувствующего существа, мыслящего существа, в виде существа,
разрешающего проблему предварения равноденствий, существа высочайшего,
поразительного, существа стареющего, приходящего в упадок, умирающего,
разложившегося и вернувшегося в плодотворную землю.
Даламбер. Следовательно, вы не верите в предсуществующие
зародыши? **
Дидро. Нет.
Даламбер. А! Мне это очень приятно!
Дидро. Это противоречит опыту и разуму: опыту, который тщетно
искал бы эти зародыши в яйце и у большей части животных до известного возраста;
противоречит разуму, который нас учит, что делимость материи имеет в природе
свой предел, хотя для мысли такого предела нет; поэтому ни с чем не сообразно
представление, будто вполне сформировавшийся слон содержится в атоме, а в атоме
этого слона другой сформировавшийся слон, и так до бесконечности.
Даламбер. Но возникновение первых животных необъяснимо без
этих предсуществующих семян.
Дидро. Если вас смущает вопрос о том, что первоначальнее —
яйцо или курица, то, значит, вы предполагаете, что животные с самого начала
были таковы, какими они являются сейчас. Какое безумие! Мы не знаем, ни чем они
были, ни во что они обратятся. Незаметный червячок, который возится в грязи,
быть может, достигнет состояния крупного животного, а громадное животное,
поражающее нас своей величиной, быть может, станет со временем червяком,
являясь, пожалуй, своеобразным мгновенным произведением нашей планеты.
Даламбер. Что вы такое говорите?
* — в соответствующем сосуде, и пусть
получится человек по правилам искусства. Ред.
417
** Согласно представлению о «предсуществующих зародышах»,
зародыш представляет собою в миниатюрных размерах вполне сформировавшийся организм
Дидро. Я бы вам сказал... но это нас отвлечет в сторону от
нашего первоначального рассуждения.
Даламбер. Ну, и что же из этого? Мы или вернемся к нему, или
нет.
Дидро. Позвольте мне перенестись на несколько тысячелетий
вперед?
Даламбер. Пожалуйста. Почему же нет? Время для природы не
имеет значения.
Дидро. Итак, позволите ли вы мне загасить наше солнце?
Даламбер. С тем большей охотой, что ведь не оно первое потухнет.
Дидро. Если солнце потухнет, что произойдет? Погибнут растения,
животные, земля станет одинокой и немой. Зажгите вновь это светило, и тотчас же
вы восстановите необходимую причину бесконечного числа новых поколений, по
отношению к которым я не решусь утверждать, что теперешние наши растения и
животные возникнут вновь или нет, когда пройдут века.
Даламбер. Но почему, соединившись, те же самые рассеянные
элементы не могут привести к тому же результату?
Дидро. Ведь все подчинено законам природы, и тот, кто предполагает
новое явление или вызывает его из прошлого, воссоздает новый мир.
Даламбер. Этого глубокий мыслитель не стал бы отрицать, но,
возвращаясь к человеку, поскольку ход природы его вызвал, вспомните, что вы
остановились на переходе существа чувствующего к существу мыслящему. Дидро. Я
помню.
Даламбер. Искренно вам скажу, что вы меня премного обяжете,
разрешив этот вопрос. Мне хотелось бы поскорее его выяснить.
Дидро. Если я не до конца все выясню, какое это будет иметь
значение для ряда неопровержимых фактов?
Даламбер. Никакого. Нам только пришлось бы на этом остановиться.
Дидро. А чтобы идти вперед, разве дозволительно измыслить
какого-то деятеля, противоречивого по своим свойствам, измыслить слово,
лишенное смысла,— нечто непонятное? Даламбер. Нет.
Дидро. Могли ли бы вы мне определить, в чем заключается
бытие чувствующего существа в отношении к самому себе?
Даламбер. В том, что оно сознает самого себя начиная с первого
момента сознания до настоящего времени.
Дидро. А на что опирается это сознание?
Даламбер. На память о своих действиях.
Дидро. А что было бы без этой памяти?
Даламбер. Без этой памяти человек не обладал бы самим собой,
так так, испытывая свое бытие только в непосредственном восприятии, он не имел
бы никакой истории своей жизни. Для него жизнь была бы лишь прерывной
последовательностью ощущений, ничем не связанных.
Дидро. Превосходно. А что такое память? Каково ее происхождение?
Даламбер. Она связана с известной организацией, возрастающей,
слабеющей и иногда полностью погибающей.
Дидро. Таким образом, существо чувствующее и обладающее этой
организацией, пригодной для памяти, связывает получаемые впечатления, созидает
этой связью историю, составляющую историю его жизни, и доходит до
самосознания; тогда оно может отрицать, утверждать, умозаключать, мыслить.
Даламбер. Все это так. Для меня остается лишь одно затруднение.
Дидро. Вы ошибаетесь. Их остается гораздо больше.
Даламбер. Но одно затруднение — главное; а именно, мне кажется,
что одновременно мы можем думать только об одном каком-нибудь предмете, между
тем, не говоря уже о бесконечной цепи рассуждений, охватывающей тысячи понятий,
чтобы образовать простое суждение, мы сказали бы, что нужно иметь по меньшей
мере два элемента: объект, который кажется неизменно пребывающим перед взором
ума, в то время как ум занят свойством, им утверждаемым или отрицаемым.
Дидро. Я думаю, что это так. Это в иных случаях позволяло
мне сравнивать нервные волокна наших органов с чувствительными, вибрирующими
струнами. Чувствительная, вибрирующая струна приходит в колебание и звучит еще
долго спустя после удара. Вот это-то дрожание, этот своеобразный и необходимый
резонанс не позволяет объекту исчезать в то время, как ум занят соответствующим
свойством. Но у дрожащих струн еще одна особенность, заключающаяся в том, что
струна заставляет дрожать соседние; таким образом, одно представление вызывает
другое; эти оба представления — третье; все три представления — четвертое, и
так далее, без того, чтобы можно было определить границу идей, которые
возникают и связываются у философа, погруженного в думы или занятого размышлениями
в тиши и темноте. Этому инструменту свойственны удивительные скачки, и порой
возникшее представление вызывает созвучное представление, отделенное от первого
непостижимым расстоянием. Если мы можем наблюдать это явление у звучащих струн,
инертных и друг от друга отделенных, то это явление непременно встретится
среди животных и связанных точек, среди непрерывных и чувствительных нервных
волокон.
Даламбер. Если это и неверно, то во всяком случае очень
остроумно. Но пришлось бы предположить, что вы незаметно впадаете в
затруднение, которого хотели избежать.
Дидро. Какое же?
Даламбер. Вы против различения двух субстанций?
Дидро. Я этого не скрываю.
Даламбер. Если присмотреться поближе, вы из разума философа
создаете существо, отличное от инструмента, создаете своеобразного музыканта,
прислушивающегося к звучащим струнам и высказывающегося по поводу их консонанса
или диссонанса.
Дидро. Возможно, что я дал повод к этому возражению, которое,
быть может, вы бы мне сделали, если бы вы учли разницу между инструментом в
лице философа и между инструментом, представляющим собою фортепиано;
инструмент-философ одарен чувствительностью, он одновременно и музыкант и
инструмент. Будучи чувствительным, он обладает мгновенным сознанием вызываемого
звука; как животное существо, он обладает памятью. Эта органическая
способность, связывая в нем звуки, созидает и сохраняет мелодию. Предположите,
что фортепиано обладает способностью ощущения и памятью, и скажите, разве бы
оно не стало тогда само повторять тех арий, которые вы исполняли бы на его
клавишах? Мы — инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши
чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто
сами по себе ударяют; вот, по моему мнению, все, что происходит в фортепиано,
организованном подобно вам и мне. Пусть дано впечатление, причина которого
находится внутри или вне инструмента, возникает ощущение, вызываемое этим
впечатлением, ощущение длительное; ведь нельзя себе представить, чтобы оно
вызывалось и исчезало бы во мгновение ока; за ним следует другое впечатление,
причина которого также находится внутри или вне такого животного существа;
тогда возникает второе ощущение и голоса, обозначающие ощущения при помощи
естественных или условных звуков.
Даламбер. Понимаю. Таким образом, если бы это ощущающее,
одушевленное фортепиано было наделено способностью питания и воспроизведения,
оно бы жило и порождало самостоятельно или с своей самкой маленькие, одаренные
жизнью и резонирующие фортепиано.
Дидро. Без сомнения. Что же другое, по вашему мнению, представляет
зяблик, соловей, музыкант, человек? Какое другое отличие установите вы между
чижиком и ручным органчиком? Но возьмите яйцо. Вот что ниспровергает все учения
теологии и
все храмы на земле. Что такое это яйцо? Масса неощущающая,
пока в него не введен зародыш, а когда в него введен зародыш, то что это такое?
Масса неощущающая, ибо этот зародыш, в свою очередь, есть лишь инертная и
грубая жидкость. Каким образом эта масса переходит к другой организации, к способности
ощущать, к жизни? Посредством теплоты. А что производит теплоту? Движение. А
каковы будут последовательные результаты движения? Не спешите ответить мне,
присядьте, и будем в отдельности наблюдать последовательно, этап за этапом.
Сначала это будет колеблющаяся точка, потом ниточка, которая растягивается и
окрашивается, далее — формирующееся тело; появляется клюв, концы крыльев,
глаза, лапки; желтое вещество, которое разматывается и производит
внутренности, наконец,— это животное. Это животное двигается, волнуется,
кричит. Я слышу его крики через скорлупу, оно покрывается пухом, оно начинает
видеть. От тяжести голова его качается; оно непрестанно направляет свой клюв
против внутренней стенки своей темницы. Вот она проломлена; животное выходит,
оно двигается, летает, раздражается, убегает, приближается, жалуется,
страдает, любит, желает, наслаждается; оно обладает всеми вашими эмоциями,
проделывает все ваши действия. Станете ли вы утверждать вместе с Декартом, что
это — простая машина подражания? Но над вами расхохочутся малые дети, а
философы ответят вам, что если это машина, то вы — такая же машина. Если вы
признаете, что между этими животными и вами разница только в организации, то вы
обнаружите здравый смысл и рассудительность, вы будете правы; но отсюда будет
вытекать заключение против вас, именно, что из материи инертной, организованной
известным образом, под воздействием другой инертной материи, затем теплоты и
движения, получается способность ощущения, жизни, памяти, сознания, эмоций,
мышления. Остается только одно из двух: представить себе в инертной массе яйца
какой-то «скрытый элемент», который обнаруживает свое присутствие в
определенной стадии развития, или же предположить, что этот незаметный элемент
неизвестным образом проникает в яйцо через скорлупу в определенный момент
развития. Но что это за элемент? Занимает ли он пространство или нет? Как он
проникает туда или ускользает, не двигаясь? Где он находился? Что он там делал
в другом месте? Был ли он создан в тот момент, когда он понадобился?
Существовал ли он? Ждал ли он своего жилища? Если он был однородным, то он был
чем-то материальным. Если он был разнородным, то непонятна ни его пассивность
до его развития, ни его энергия в развившемся животном. Выслушайте самих себя,
и вы себя пожалеете; вы поймете, что, не допуская простого предположения,
которое объясняет все, именно, что способность ощущения есть всеобщее свойство
материи или продукт ее организованности,— вы изменяете здравому смыслу и
ввергаете себя в пропасть, полную тайн, противоречий и абсурда. Даламбер.
Предположение! Легко сказать. Но что, если это качество по существу
несовместимо с материей?
Дидро. А откуда вы знаете, что способность ощущения по существу
несовместима с материей, раз вы не знаете сущности вещей вообще, ни сущности
материи, ни сущности ощущения? Разве вы лучше понимаете природу движения, его
существование в каком-либо теле, его передачу от одного тела к другому?
Даламбер. Не зная природы ни ощущения, ни материи, я вижу,
что способность ощущать есть качество простое, единое, неделимое и
несовместимое с субъектом или субстратом (suppot), который делим.
Дидро. Метафизико-теологическая галиматья! Как? Неужели вы
не видите, что все качества материи, все ее доступные нашему ощущению формы по
существу своему неделимы? Не может быть большей или меньшей степени
непроницаемости. Может быть половина круглого тела, но не может быть половины
круглости; может быть больше или меньше движения, но движение, как таковое, не
может быть больше или меньше, не может существовать полголовы, трети головы,
четверти головы, или уха, или пальца, так же как не может быть половины мысли,
трети или четверти мысли. Если во вселенной нет молекулы, похожей на другую, а
в молекуле не может быть точки, похожей на другую точку, признайте, что самый
атом наделен качеством, наделен неделимой формой, признайте, что деление
несовместимо с сущностью форм, потому что она их уничтожает. Будьте физиком и
согласитесь признать производный характер данного следствия, когда вы видите,
как оно производится, хотя вы и не можете объяснить связи причины со
следствием. Будьте логичны и не подставляйте под ту причину, которая существует
и которая все объясняет, какой-то другой причины, которую нельзя постичь, связь
которой со следствием еще меньше можно понять и которая порождает бесконечное
количество трудностей, не решая ни одной из них.
Даламбер. Ну а если я буду исходить от этой причины?
Дидро. Во вселенной есть только одна субстанция, и в человеке,
и в животном. Ручной органчик из дерева, человек из мяса. Чижик из мяса,
музыкант — из мяса, иначе организованного; но и тот, и другой — одинакового
происхождения, одинаковой формации, имеют одни и те же функции, одну и ту же
цель.
Даламбер. А каким образом устанавливается соответствие
звуков между вашими двумя фортепиано?
Дидро. Животное — чувствительный инструмент, абсолютно
похожий на другой,— при одинаковой конструкции; если снабдить его теми же
струнами, ударять по ним одинаковым образом радостью, страданием, голодом,
жаждой, болью, восторгом, ужасом, то невозможно предположить, чтобы на полюсе и
на экваторе он издавал бы различные звуки. Также во всех мертвых и живых языках
вы находите приблизительно одинаковые междометия; происхождение условных звуков
следует объяснять потребностями и сродством по происхождению. Инструмент,
обладающий способностью ощущения, или животное убедилось на опыте, что за
таким-то звуком следуют такие-то последствия вне его, что другие чувствующие
инструменты, подобные ему, или другие животные приближаются или удаляются, требуют
или предлагают, наносят рану или ласкают, и все эти следствия сопоставляются в
его памяти и в памяти других животных с определенными звуками; заметьте, что в
сношениях между людьми нет ничего, кроме звуков и действий. А чтобы оценить
всю силу моей системы, заметьте еще, что перед ней стоит та же непреодолимая
трудность, которую выдвинул Беркли против существования тел. Был момент
сумасшествия, когда чувствующее фортепиано вообразило, что оно есть
единственное существующее на свете фортепиано и что вся гармония вселенной
происходит в нем.
Даламбер. По этому поводу можно сказать многое.
Дидро. Это верно.
Даламбер. Например, если следовать вашей системе, то не совсем
ясно, как мы составляем силлогизм и как мы делаем выводы.
Дидро. Дело в том, что мы их вовсе не делаем; они все
извлекаются из природы. Мы только изъясняем связанные явления, связь которых
или необходима или случайна; эти явления нам известны из опыта; они необходимы
в математике, физике и в других точных науках; они случайны в этике, в политике
и в других неточных науках.
Даламбер. Что же, связь явлений менее необходима в одном
случае, чем в другом?
Дидро. Нет. Но причина слишком изменчива, и эти изменения
слишком мимолетны, чтобы мы могли безошибочно рассчитывать на определенное
действие. Уверенность, с которой мы ожидаем гнева вспыльчивого человека на
несправедливость, неравносильна уверенности, что тело, толкающее меньшее тело,
заставит его двигаться.
Даламбер. А что такое аналогия?
Дидро. В самых сложных случаях аналогия есть простое тройное
правило, осуществляемое в чувствительном инструменте. Если определенное явление
в природе сопровождается другим известным явлением природы, то каково
четвертое явление, сопровождающее третье, данное природой или представленное в
подражание природе? Если копье обычного воина длиною в десять футов, каково
будет копье Аякса? Если я могу бросить камень в четыре фунта, то Диомед будет в
состоянии свернуть каменную глыбу. Длина шагов богов и прыжки их коней будут
находиться в воображаемом соотношении роста богов к человеку. Аналогия — это
четвертая струна, согласованная и пропорциональная трем другим струнам;
животное ожидает этот резонанс, и в нем он всегда имеется, но не всегда бывает
в природе. Поэту это неважно, для него резонанс всегда имеет силу. Иначе
обстоит дело с философом; ему необходимо вслед за появлением резонанса спросить
у природы, а она часто доставляет ему явление, совершенно отличное от предположенного
им, тогда он замечает, что аналогия ввела его в заблуждение.
Даламбер. До свиданья, мой друг, добрый вечер и покойной
ночи.
Дидро. Вы шутите; но вы увидите во сне этот разговор, и,
если он у вас не запечатлеется, то тем хуже для вас,— вы будете принуждены
обратиться к весьма нелепым гипотезам.
Даламбер. Ошибаетесь: как я лягу скептиком, так я и встану
скептиком.
Дидро. Скептиком! Разве можно быть скептиком?
Даламбер. Вот так так. Ведь не будете же вы меня уверять,
что я не скептик? Кто это знает лучше меня?
Дидро. Подождите минутку.
Даламбер. Спешите, потому что мне пора спать.
Дидро. Я буду краток. Думаете ли вы, что есть хоть один
спорный вопрос, по отношению к которому у человека оказываются одинаково веские
доводы за и против.
Даламбер. Нет: иначе он был бы буридановым ослом*.
Дидро. В таком случае скептиков не существует; ведь за исключением
математических вопросов, не допускающих ничего недостоверного, во всех других
вопросах есть всегда то, что говорит за, и то, что говорит против.
Следовательно, полного равновесия никогда не может быть, и невозможно, чтобы не
перевешивала та сторона, которая нам кажется более правдоподобной.
Даламбер. А у меня по утрам правдоподобие справа, а мосле
обеда — слева.
Дидро. Значит, вы по утрам настроены догматически положительно,
а после обеда — догматически отрицательно.
Даламбер. А по вечерам, когда я вспоминаю эту быструю смену
моих суждений, я ни во что не верю — ни в свое утреннее, ни в свое
послеобеденное мнение.
Дидро. То есть это значит, что вы не помните, на какой
стороне из двух мнений, между которыми вы колебались, оказался перевес; что этот
перевес вам кажется слишком незначительным, чтобы остановиться на определенном
мнении, и что вы приходите к решению не заниматься больше такими гадательными
вопросами, предоставить их обсуждать другим и больше не спорить.
*Буриданов осел погибает от голода,
находясь между двумя совершенно одинаковыми вязанками сена. Ред.
Даламбер. Возможно.
Дидро. Но, если бы вас кто-нибудь отвел в сторонку и
дружески спросил, какому мнению вы по чистой совести, откровенно отдали бы
предпочтение, разве вам трудно было бы ответить, разве вы захотели бы
подражать положению буриданова осла?
Даламбер. Я не думаю.
Дидро. Так вот, мой друг, если бы вы хорошо обдумали, то вы
бы пришли к выводу, что обычно наше подлинное мнение не то, в котором мы
никогда не сомневались, а то, к которому мы обычно склонялись.
Даламбер. Я думаю, вы правы.
Дидро. Так думаю и я. Прощайте, друг мой, и memento, quia
pulvis es, et in pulverem reverteris *.
Даламбер. Это печальная истина.
Дидро. И неизбежная. Даруйте человеку не скажу бессмертие,
но только двойную жизнь, и вы увидите, что получится.
Даламбер. А чего вы ждете? Но это меня не касается, пусть
будет, что будет. Мне пора спать, прощайте.
Дидро Д. Разговор Даламбера и Дидро II Избранные
философские произведения. М., 1941. С. 143—153