2.2. Структура социологии
.2.2. Структура социологии
История социологии показывает, что представления об уровнях социологического знания все время меняются. На каждом новом этапе развития социологии как науки, в связи с новым пониманием ее предмета, методов, основных принципов изучения общества и его частей, возникают новые подходы к рассмотрению ее структуры.
В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии [225. С.21-26].
Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие). Представители этого направления считают, что социальные явления можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Основное их внимание направлено на исследование поведения индивидов, их поступков, мотивов, которые оказывают определяющее влияние на взаимодействие между людьми, что в свою очередь влияет на стабильность общества и происходящие в нем перемены. Сторонниками микросоциологического уровня являются представители теории обмена (Джордж Хоманс), теории этно-методологии (Гарольд Гарфинкель) и символического интеракционизма.
Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.) и теории конфликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).
Достаточно однозначного определения микро- и макросоциологии не существовало. Например, П.Лазарсфельд под микросоциологическим исследованием понимал такое, которое «имеет дело с человеческим поведением в современных ситуациях, использует количественные методы везде, где это возможно, и пытается систематизировать качественные процедуры, где они необходимы», а макросоциология трактовалась им «как усилия открыть общие законы, которым подчиняются прошлые или будущие тенденции общественного развития» [цит. по: 6. С. 15]. Р.Мертон определял «микросоциологические проблемы как доказанные в исследованиях малых групп», а «макросоциологические проблемы как доказанные в сравнительных исследованиях социальной мобильности, формальных организаций и взаимозависимости социальных институтов» [цит. по: 6. С. 15]. Общим для всех дефиниций было то, что на микросоциологическом уровне проводились эмпирические исследования, а на макросоциологическом — исследования в сфере общей теории.
Со времен О.Конта, с момента становления социологии как науки, в социологии на Западе на всем протяжении XIX в. вплоть до 20-х гг. XX в. господствовала макросоциологическая ориентация. Все социологическое знание в этот период сводилось только к общетеоретическому. Формирование микросоциологической ориентации, микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х гг. В значительной степени это было обусловлено начавшимися в 20-30-е гг. в США общественными процессами. Кризис экономики, великая депрессия, рост безработицы, появление в крупных городах гетто, возникновение многочисленных социальных аномалий, связанных с алкоголизмом, бродяжничеством, преступностью, — все это и многое другое стимулировало широкое развертывание эмпирических исследований. В течение примерно 30-40 лет социологи были ориентированы на эмпирическое описание изолированных, порой фрагментарно выраженных сторон деятельности социальных групп без рассмотрения их связи с процессами, происходящими на макроуровне. В основном проводимые исследования выполнялись на микросоциологическом уровне и имели прагматическую ориентацию, были направлены на решение конкретных социальных проблем. Для анализа межличностных отношений в малых группах начали активно использоваться социально-психологические и социометрические методы. В этот период американская социология формировалась как поведенческая наука. Следует отметить, что наряду с микросоциологическим уровнем продолжал существовать и макроуровень, наиболее яркими его представителями были П.Сорокин и Т.Парсонс.
В конце 60-х годов произошло резкое размежевание на микро- и макросоциологию, которое, в первую очередь, было вызвано неспособностью господствовавшего в то время структурного функционализма интегрировать теории различного уровня общности. Проблема соотношения этих уровней вызвала оживленную дискуссию. Западными учеными начали предприниматься активные попытки интегрировать эти два направления.
Особо следует отметить Р.Мертона, который независимо от своих учителей (П.Сорокина, Т.Парсонса), сделал очень много для популяризации в США европейской теоретической социологии. Он был одним из сторонников соединения европейской теоретической социологии с установившимся в США стандартом эмпирического исследования, он был за соединение «теории» и «эмпирии». В 1947 г. Р.Мертоном было введено понятие «теории среднего ранга» (theories of middle range). «Теории среднего ранга» он определял как «теории, являющиеся посредниками между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных образцах исследования, и всевключающими спекуляциями, охватывающими главную понятийную схему, с точки зрения которой можно надеяться произвести большое количество эмпирически наблюдаемых единообразий социального поведения» [цит. по: 7. С.258-259]. Таким образом, создание Р.Мертоном «теорий среднего ранга» (теорий среднего уровня) являлось своеобразным «соединительным мостом» между теорией и эмпирией. Ведь хотя все получаемые в ходе эмпирических исследований данные сводились к каким-то общим выводам, они не были «привязаны» ко всей социальной структуре в целом. Этот основной недостаток он пытался решить, адаптируя функционализм к существовавшей эмпирической тенденции.
По поводу сложившейся на Западе ситуации Г.М.Андреева писала следующее: «Многочисленные исследования развития социологической мысли на Западе в XX веке сделали очевидным тот факт, что своеобразный «культ» эмпирического исследования в социологии изжил себя. Ни с точки зрения методологической, ни с точки зрения возможностей «вмешательства» в социальную практику социологический эмпиризм не оправдал возлагавшихся на него надежд. Широкие социальные движения XX века настойчиво требуют к себе внимания, что вновь ставит на повестку дня вопросы развития социологической теории. Проблемы планирования, прогнозирования и управления социальными процессами предполагают постановку всего комплекса вопросов, имеющих отношение к прогнозированию поведения. С этой точки зрения, и вопрос об отношении эмпирического исследования к теории в социологии приобретает весьма актуальное значение» 16. С.14-15].
История развития социологии в нашей стране сложна и трудна. Только в конце 50-х — начале 60-х годов новые тенденции в развитии марксистско-ленинской науки об обществе, а именно необходимость в более эффективном управлении социальными процессами во всех сферах общественной жизни и широкое развертывание конкретных социологических исследований в нашей стране неизбежно поставили вопрос о структуре марксисткой социологической теории.
В качестве знаменательной вехи среди прошедших в 60-е годы дискуссий особо следует отметить дискуссию «О структуре социологической теории», состоявшуюся 15-16 мая 1968 года в МГУ, в которой приняли участие профессора и преподаватели МГУ, а также преподаватели других научных и учебных заведений страны.
Г.М.Андреева, поддерживая высказанную Д.М.Угриновичем идею о сложной иерархической структуре марксистской социологии, об объективной необходимости возникновения частных (специальных) социологических теорий, сказала, что схематично эту структуру можно представить следующим образом: исторический материализм (одновременно являющийся частью марксистской философии и частью марксистской социологии) — это общесоциологическая теория, которая составляет «верхний этаж» марксистской социологии, ниже следуют специальные социологические теории, а еще ниже — конкретные социологические исследования [5. С.26]. В.Ж.Келле, говоря в своем выступлении о структуре марксистской социологии, также отметил, «что наряду с общесоциологической теорией — историческим материализмом — она включает в себя специальные теории различной степени общности. Социология как наука включает в себя также эмпирические исследования и поэтому социолог, на мой взгляд, должен разбираться не только в вопросах социологической теории, но и знать методику и технику конкретных социологических исследований, должен уметь вести эти исследования» [101. С.35-36].
Необходимость выделения нескольких уровней социологического знания была признана и другими философами и социологами. Так, А.М.Румянцев и Г.В.Осипов в своей статье, опубликованной в 1968 году в журнале «Вопросы философии», выделили следующие уровни:
« - общая социологическая теория, то есть исторический материализм, исследует наиболее общие законы становления, развития и смены общественно-экономической формации, то есть наиболее общие законы общества;
- теория социальной структуры общества. На этом уровне исследуются законы взаимодействия и функционирования различных социальных систем и организмов в рамках данной социальной структуры;
- теория различных социальных систем занимается специфическими закономерностями функционирования отдельных сторон и явлений социальной жизни (социология семьи, социология труда, социология города, социология деревни и т.д.);
- эмпирический уровень — исследование социальных фактов и их научная систематизация.
Все эти уровни не только взаимосвязаны, не только дополняют друг друга или служат основой друг друга, но и имеют самостоятельное значение» [213. С.7).
В конечном итоге в конце 70-х — начале 80-х годов среди ученых нашей страны значительное распространение получила трехуровневая концепция структуры социологии:
- общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм), она являлась методологической основой всего обществознания;
- частные социологические теории (они рассматривались как разделы научного коммунизма, также считающегося философской наукой);
- конкретные социологические исследования, выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.
Данная трехуровневая концепция стала своеобразным компромиссом, получилось некое полуфилософское знание: социологическим исследованиям дали право гражданства, а социологии как самостоятельной науке — нет.
Общая социологическая теория, то есть исторический материализм, задавала типовой способ построения частносоциологических теорий, а они, в свою очередь, опирались на обобщение социальных фактов. Конкретные социологические исследования отождествлялись с социологическим опросом, в основном анкетированием. Поэтому под социологом стали понимать человека, «бегающего с анкетами». Хотя разработанная концепция и способствовала утверждению статуса конкретных социологических исследований, в то же время она затруднила включение отечественной науки в мировой процесс развития социологии.
В настоящее время социология полностью и окончательно приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру — это: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования — эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.
Общая социологическая теория (теоретическая социология). Предмет ее исследования — общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Теория и законы, сформулированные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие между главными компонентами общества. Теоретическая социология рассматривает существующие социальные явления как элементы социальной целостности. Она формирует основные методологические установки для изучения разных социальных явлений и процессов, которые в дальнейшем находят свою конкретизацию на уровне специальных социологических теорий. Ценность общей социологической теории заключается в том, что благодаря ей можно соотнести отдельные социальные явления и процессы с социальным целым, в результате чего появляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их генезис, структуру и функции.
Традиционно общая социология развивала две теории: теорию социальных структур и теорию социального развития (теорию изменения). Первая исследует составные элементы и основы строения различных групп и общностей. Например, это теория стратификации, которая изучает явления внутреннего единства групп, а также силы и факторы, ведущие к их распаду. Вторая, теория изменений, состоит из теории социального прогресса и различных концепций, изучающих регресс[43]. Примерами таких теорий являются различные западные концепции футурологов. В нашей стране также начинает разрабатываться футурологическое[44] направление. Например, разрабатывается модель «рецидивирующей модернизации». Ее основатели-социологи считают, что процесс обновления, изменения и прогресса допускает возможность некоторых отступлений и откатов назад.
В общей социологической теории недавно появилось еще два новых раздела. Это теория социального поведения индивидов, которая изучает зависимость между социальной ситуацией и реакцией индивида на нее, стереотипы поведения людей. И теория поведения общностей, она выясняет общие закономерности поведения больших масс людей (толпы) в период внезапных и острых кризисов. Данная теория является очень важной для предвидения поведения в области политики, экономики и т.д.
Теоретическая социология занимается также и разработкой основного понятийного аппарата, необходимого для изучения общества и который использует конкретная социология. Вот основные категории, которыми оперирует социолог-теоретик: социальная общность, социальная группа, человеческая личность, социальный контроль, социальные институты и т.п.
Общесоциологические теории необходимы для осуществления системно-структурного анализа общества, благодаря им можно выделить основные элементы общественных систем и раскрыть их функциональную роль. Но не это является главным. Как в свое время писал Г.В.Плеханов, главная и более важная задача заключается в том, чтобы показать, как сухой скелет общесоциологических категорий покрывается «живой плотью социально-политических форм, а затем — и это самая интересная, самая увлекательная сторона задачи — человеческих идей, стремлений, идеалов. В руки исследователя поступает, можно сказать, мертвая материя, из его рук должен выйти полный жизни организм» [цит. по: 190. С.22].
Надо отметить, что до недавнего времени теоретическая социология в советской литературе отождествлялась с историческим материализмом, который трактовался как теория взаимодействия сфер общественной жизни. В настоящее время появились новые подходы.
Специальные (частные) социологические теории. Они рассматривают формы проявления и механизмы действия в разных сферах жизни общества общих и специфических законов, которые являются специфическими для данной общественно-экономической формации, и законы, которые находят свое выражение только в этой сфере. А также изучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классовая структура общества, национальные отношения, личность и общество) и различные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.). Все формы общественных отношений и общественной жизни внутренне связаны между собой, но у каждой своя специфика.
Для содержания специальных социологических теорий характерно, во-первых, установление объективных взаимосвязей данной предметной области (то есть сферы общественной жизни, процесса) с целостностью общественной системы на данной и будущих стадиях ее развития, а во-вторых, выявление специфических, присущих только данной предметной области внутренних закономерностей и взаимосвязей.
Специфику частных социологических теорий составляет не только то, что они изучают частные, а не общие социальные явления, а также и то, что их внимание сосредоточивается на элементах социальной системы, которые непосредственно связаны главным образом с человеком.
Предмет специальных социологических теорий — относительно самостоятельные сферы социальной жизни, разные виды социальной деятельности, существующие социальные общности, а также закономерности их функционирования и развития.
Специальные социологические теории по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую область применения.
Каждая специальная теория изучает какую-то относительно автономную сферу общественной жизни, закономерности и тенденции их развития, механизмы действия.
Указанные теории — это многослойное образование, которое обусловливает ряд причин: различие предметов, природа возникновения, направленность функционирования. На основе этих признаков социологи выделяют следующие группы специальных социологических теорий:
1. Специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности. Это социология досуга, социология труда и т.д. Данные теории, в свою очередь, внутри себя могут содержать еще более узкие теории, например, социология досуга — социологию физической культуры и спорта, социологию туризма и т.д.
2. Специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии и каких-то гуманитарных наук (или форм общественного сознания). Например, на пересечении социологии и политики появилась социология политики, социологии и права — социология права и т.д.
3. Специальные социологические теории, изучающие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними, Т.е. изучающие различные социальные общности. Это, например, социология деревни, социология социальных групп и др.
4. Специальные социологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это — социология семьи, социология организации, социология образования и др.
5. Специальные социологические теории, главное внимание которых направлено на исследование отклоняющегося поведения и аномальных явлений. Это социология девиантного (отклоняющегося) поведения, социология делинквентного (преступного) поведения [254. С.29].
Но данная классификация не является полной, так как, во-первых, ряд специальных социологических теорий в нее не вписывается (социология молодежи, социология трудового коллектива и др.), а во-вторых, процесс их возникновения и оформления еще не завершен, по мере углубления социологического знания и исследования все более новых явлений и проблем возникают новые специальные социологические теории. Это показывает, что четко классифицировать специальные социологические теории в настоящее время еще пока трудно, но со временем это будет вполне возможным.
Эмпирические (конкретные) социологические исследования. Они устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или косвенной регистрации каких-то свершившихся событий, которые характерны для изучения социальных явлений, объектов и процессов.
Предмет конкретных социологических исследований — действия, поступки, какие-то характеристики поведения людей и социальных общностей, конкретные продукты материальной или духовной человеческой деятельности, а также вербальные действия, Т.е. отражение социальной реальности в различных фактах сознания людей (мнения, оценки, суждения, взгляды).
Любое научное познание, в том числе и социологическое, выступает как единство двух взаимосвязанных уровней знания — теории и эмпирии, двух видов исследования — теоретических и эмпирических. Теоретическое исследование (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это логическая конструкция действительности посредством ее идеализации (а не непосредственное отражение действительности). оно направлено на построение теории, концепции или учения об окружающей реальности, дающих целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках окружающих нас объектов. В ходе этих исследований исследователь (социолог) оперирует научными понятиями и категориями, отражающими существенные свойства изучаемых социальных явлений и процессов и использует общенаучные методы.
Эмпирическое исследование (от греч. empeiria — опыт) — это «установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов» [136. 0.4601. оно ориентировано на получение фактофиксируюшего знания, Полученные в ходе эмпирических исследований системы фактов и эмпирических зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания. Эти исследования опираются на разные методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).
В структуре социологии присутствуют два теоретических уровня (общесоциологическая теория и специальные теории) и один эмпирический уровень (конкретные, конкретно-социологические исследования). Необходимо подчеркнуть, что, хотя эмпирические и теоретические исследования имеют свои качественные особенности, между ними существует диалектическая взаимосвязь. При эмпирических исследованиях регистрация и обобщение социальных фактов идет при помощи понятий, которые вырабатываются посредством теоретического анализа. В то же время полученные в результате эмпирических исследований сведения о социальных фактах являются базой для дальнейших теоретических обобщений. Истинность этих обобщений проверяется социальной практикой и новыми эмпирическими исследованиями, то есть опытным (эмпирическим) путем. Практика является критерием истинности и основой развития любой теории.
По цели исследования выделяются еще два уровня исследований: фундаментальные и прикладные исследования.
Цель фундаментального исследования — развитие и совершенствование самой науки, Т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования — решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выяснить, как можно в конкретных ситуациях использовать знание выявленного закона. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.
Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследование может быть как теоретическим, так и эмпирическим. Это зависит от того, какое знание будет получено в конечном итоге — теоретическое или эмпирическое. Прикладное социологическое исследование, как правило, бывает эмпирическим. Прикладное социологическое исследование — это исследование, ориентированное на практическое решение социальных проблем, чаще всего ограничивается поиском пути решения конкретной проблемы в конкретной социальной ситуации и на конкретном социальном объекте, не претендуя на установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного исследования ранее полученное теоретическое знание используется уже в готовом виде при составлении программы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении научного отчета и т.п. В таком исследовании доминирующую роль играют конкретные деловые рекомендации, а не теоретические (научные) знания.
Очень часто в социологической литературе прикладные и эмпирические исследования смешивают, но это неверно, так как и при проведении теоретического исследования содержится прикладной, практический аспект.
Большинство проводимых в нашей стране исследований — это теоретико-прикладные исследования, они направлены как на выявление существующих социальных проблем, их общих закономерностей, типических причин и других их характерных особенностей, так и на поиск типового решения данных социальных проблем.
Перечисленные выше уровни структуры социологии образуют вертикальный срез социального знания. Горизонтальный срез образуют большое число существующих отраслевых социологий, которые занимаются изучением отдельных сфер жизнедеятельности общества. Такая дифференциация социологии на отдельные отрасли определена многообразием социальных явлений, процессов в обществе, а также наличием двух относительно самостоятельных сфер жизни, материальной и духовной.
Кроме вышеприведенного, долгое время общепринятого трехуровневого подхода к структуре социологии, в настоящее время начинают появляться и другие. Так, например, А.А.Радугин и К.А.Радугин вычленяют в структуре социологии следующие три относительно независимых уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию . Первый уровень — теоретическая социология — это уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области. Второй уровень — прикладная социология — это уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем на основе существующих фундаментальных знаний. Третий уровень — социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий [203. С.10]. По мнению А.Н.Елсукова, социология в настоящее время представляет собой сложную систему знания, основными элементами которой являются: социальная философия, теоретическая социология, конкретно-социологические дисциплины (специальные теории), прикладная социология, практическая социология [263. С.65-68].
Появление такой науки, как метасоциология, дает основание некоторым ученым выделить ее как еще один, самый высокий уровень социологического знания, стоящий над общей и частными социологическими теориями. Как пишет Г.В.Осипов: «Метасоциология — это такая же наука, как и социология. Но, в отличие от социологии, она связана с разработкой методологических принципов социологического знания. Она берет социологию в качестве объекта изучения. Исследование содержания, валидности[45] и надежности социологического знания — необходимое условие совершенствования и развития социологии — ее теории и методологии, упрочения ее научного статуса» [318. С.373]. Таким образом, объектом метасоциологии выступает не социальная реальность как таковая, а наука социология, Т.е. само социологическое знание. Кратко это можно сформулировать следующим образом: метасоциология — это знание о знании.
Как видим, структура социологии в настоящее время рассматривается ведущими социологами в различных видах с преобладанием трехуровнего варианта: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования.