2.2. Структура социологии

.

2.2. Структура социологии

История социологии показывает, что представления об уровнях социологического знания все время меняются. На каждом новом этапе развития социологии как науки, в связи с новым пониманием ее предмета, методов, основных принципов изучения общества и его частей, воз­никают новые подходы к рассмотрению ее структуры.

В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоцио­логии [225. С.21-26].

Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие). Представители этого направления счи­тают, что социальные явления можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Основное их внимание направлено на исследова­ние поведения индивидов, их поступков, мотивов, кото­рые оказывают определяющее влияние на взаимодействие между людьми, что в свою очередь влияет на стабиль­ность общества и происходящие в нем перемены. Сторон­никами микросоциологического уровня являются пред­ставители теории обмена (Джордж Хоманс), теории этно-методологии (Гарольд Гарфинкель) и символического интеракционизма.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происхо­дит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принци­пов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.) и теории кон­фликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).

Достаточно однозначного определения микро- и мак­росоциологии не существовало. Например, П.Лазарсфельд под микросоциологическим исследованием пони­мал такое, которое «имеет дело с человеческим поведени­ем в современных ситуациях, использует количественные методы везде, где это возможно, и пытается систематизи­ровать качественные процедуры, где они необходимы», а макросоциология трактовалась им «как усилия открыть общие законы, которым подчиняются прошлые или буду­щие тенденции общественного развития» [цит. по: 6. С. 15]. Р.Мертон определял «микросоциологические про­блемы как доказанные в исследованиях малых групп», а «макросоциологические проблемы как доказанные в сравнительных исследованиях социальной мобильности, формальных организаций и взаимозависимости социаль­ных институтов» [цит. по: 6. С. 15]. Общим для всех дефи­ниций было то, что на микросоциологическом уровне проводились эмпирические исследования, а на макросоциологическом — исследования в сфере общей теории.

Со времен О.Конта, с момента становления социоло­гии как науки, в социологии на Западе на всем протяже­нии XIX в. вплоть до 20-х гг. XX в. господствовала макросоциологическая ориентация. Все социологическое зна­ние в этот период сводилось только к общетеорети­ческому. Формирование микросоциологической ориента­ции, микросоциологии как самостоятельной области на­чинается примерно с 30-х гг. В значительной степени это было обусловлено начавшимися в 20-30-е гг. в США общественными процессами. Кризис экономики, великая депрессия, рост безработицы, появление в крупных горо­дах гетто, возникновение многочисленных социальных аномалий, связанных с алкоголизмом, бродяжничеством, преступностью, — все это и многое другое стимулировало широкое развертывание эмпирических исследований. В течение примерно 30-40 лет социологи были ориентиро­ваны на эмпирическое описание изолированных, порой фрагментарно выраженных сторон деятельности социаль­ных групп без рассмотрения их связи с процессами, про­исходящими на макроуровне. В основном проводимые исследования выполнялись на микросоциологическом уровне и имели прагматическую ориентацию, были на­правлены на решение конкретных социальных проблем. Для анализа межличностных отношений в малых группах начали активно использоваться социально-психологичес­кие и социометрические методы. В этот период американ­ская социология формировалась как поведенческая наука. Следует отметить, что наряду с микросоциологическим уровнем продолжал существовать и макроуровень, наибо­лее яркими его представителями были П.Сорокин и Т.Парсонс.

В конце 60-х годов произошло резкое размежевание на микро- и макросоциологию, которое, в первую очередь, было вызвано неспособностью господствовавшего в то время структурного функционализма интегрировать тео­рии различного уровня общности. Проблема соотноше­ния этих уровней вызвала оживленную дискуссию. Запад­ными учеными начали предприниматься активные по­пытки интегрировать эти два направления.

Особо следует отметить Р.Мертона, который незави­симо от своих учителей (П.Сорокина, Т.Парсонса), сде­лал очень много для популяризации в США европейской теоретической социологии. Он был одним из сторонни­ков соединения европейской теоретической социологии с установившимся в США стандартом эмпирического ис­следования, он был за соединение «теории» и «эмпирии». В 1947 г. Р.Мертоном было введено понятие «теории среднего ранга» (theories of middle range). «Теории средне­го ранга» он определял как «теории, являющиеся посред­никами между малыми рабочими гипотезами, развертыва­ющимися в изобилии в повседневных образцах исследо­вания,   и   всевключающими   спекуляциями, охватывающими главную понятийную схему, с точки зре­ния которой можно надеяться произвести большое коли­чество эмпирически наблюдаемых единообразий социаль­ного поведения» [цит. по: 7. С.258-259]. Таким образом, создание Р.Мертоном «теорий среднего ранга» (теорий среднего уровня) являлось своеобразным «соединитель­ным мостом» между теорией и эмпирией. Ведь хотя все получаемые в ходе эмпирических исследований данные сводились к каким-то общим выводам, они не были «при­вязаны» ко всей социальной структуре в целом. Этот основной недостаток он пытался решить, адаптируя функционализм к существовавшей эмпирической тенден­ции.

По поводу сложившейся на Западе ситуации Г.М.Анд­реева писала следующее: «Многочисленные исследования развития социологической мысли на Западе в XX веке сделали очевидным тот факт, что своеобразный «культ» эмпирического исследования в социологии изжил себя. Ни с точки зрения методологической, ни с точки зрения возможностей «вмешательства» в социальную практику социологический эмпиризм не оправдал возлагавшихся на него надежд. Широкие социальные движения XX века настойчиво требуют к себе внимания, что вновь ставит на повестку дня вопросы развития социологической теории. Проблемы планирования, прогнозирования и управления социальными процессами предполагают постановку всего комплекса вопросов, имеющих отношение к прогнозиро­ванию поведения. С этой точки зрения, и вопрос об отношении эмпирического исследования к теории в со­циологии приобретает весьма актуальное значение» 16. С.14-15].

История развития социологии в нашей стране сложна и трудна. Только в конце 50-х — начале 60-х годов новые тенденции в развитии марксистско-ленинской науки об обществе, а именно необходимость в более эффективном управлении социальными процессами во всех сферах об­щественной жизни и широкое развертывание конкретных социологических исследований в нашей стране неизбеж­но поставили вопрос о структуре марксисткой социологи­ческой теории.

В качестве знаменательной вехи среди прошедших в 60-е годы дискуссий особо следует отметить дискуссию «О структуре социологической теории», состоявшуюся 15-16 мая 1968 года в МГУ, в которой приняли участие профессора и преподаватели МГУ, а также преподаватели других научных и учебных заведений страны.

Г.М.Андреева, поддерживая высказанную Д.М.Угриновичем идею о сложной иерархической структуре марк­систской социологии, об объективной необходимости возникновения частных (специальных) социологических теорий, сказала, что схематично эту структуру можно представить следующим образом: исторический материа­лизм (одновременно являющийся частью марксистской философии и частью марксистской социологии) — это общесоциологическая теория, которая составляет «верх­ний этаж» марксистской социологии, ниже следуют спе­циальные социологические теории, а еще ниже — кон­кретные социологические исследования [5. С.26]. В.Ж.Келле, говоря в своем выступлении о структуре марксистской социологии, также отметил, «что наряду с общесоциологической теорией — историческим материа­лизмом — она включает в себя специальные теории раз­личной степени общности. Социология как наука вклю­чает в себя также эмпирические исследования и поэтому социолог, на мой взгляд, должен разбираться не только в вопросах социологической теории, но и знать методику и технику конкретных социологических исследований, дол­жен уметь вести эти исследования» [101. С.35-36].

Необходимость выделения нескольких уровней социо­логического знания была признана и другими философа­ми и социологами. Так, А.М.Румянцев и Г.В.Осипов в своей статье, опубликованной в 1968 году в журнале «Во­просы философии», выделили следующие уровни:

« - общая социологическая теория, то есть историчес­кий материализм, исследует наиболее общие законы ста­новления, развития и смены общественно-экономичес­кой формации, то есть наиболее общие законы общества;

- теория социальной структуры общества. На этом уровне исследуются законы взаимодействия и функцио­нирования различных социальных систем и организмов в рамках данной социальной структуры;

- теория различных социальных систем занимается специфическими закономерностями функционирования отдельных сторон и явлений социальной жизни (социоло­гия семьи, социология труда, социология города, социо­логия деревни и т.д.);

- эмпирический уровень — исследование социальных фактов и их научная систематизация.

Все эти уровни не только взаимосвязаны, не только дополняют друг друга или служат основой друг друга, но и имеют самостоятельное значение» [213. С.7).

В конечном итоге в конце 70-х — начале 80-х годов среди ученых нашей страны значительное распростране­ние получила трехуровневая концепция структуры социо­логии:

- общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм), она являлась методо­логической основой всего обществознания;

- частные социологические теории (они рассматрива­лись как разделы научного коммунизма, также считающе­гося философской наукой);

- конкретные социологические исследования, высту­пали в качестве прикладного инструментария сбора эмпи­рической информации.

Данная трехуровневая концепция стала своеобразным компромиссом, получилось некое полуфилософское зна­ние: социологическим исследованиям дали право граж­данства, а социологии как самостоятельной науке — нет.

Общая социологическая теория, то есть исторический материализм, задавала типовой способ построения частносоциологических теорий, а они, в свою очередь, опира­лись на обобщение социальных фактов. Конкретные со­циологические исследования отождествлялись с социоло­гическим опросом, в основном анкетированием. Поэтому под социологом стали понимать человека, «бегающего с анкетами». Хотя разработанная концепция и способство­вала утверждению статуса конкретных социологических исследований, в то же время она затруднила включение отечественной науки в мировой процесс развития социо­логии.

В настоящее время социология полностью и оконча­тельно приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру — это: общая социологическая тео­рия, специальные (частные) социологические теории и кон­кретные (эмпирические) социологические исследования. Все три уровня социологического знания призваны выпол­нять функции социологии как науки. Общая социологи­ческая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологичес­кого знания, а конкретные (эмпирические) социологи­ческие исследования — эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим соци­ологическим исследованиям.

Общая социологическая теория (теоретическая социо­логия). Предмет ее исследования — общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Тео­рия и законы, сформулированные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие между главными компонентами общества. Теоретическая социо­логия рассматривает существующие социальные явления как элементы социальной целостности. Она формирует основные методологические установки для изучения раз­ных социальных явлений и процессов, которые в даль­нейшем находят свою конкретизацию на уровне специ­альных социологических теорий. Ценность общей социо­логической теории заключается в том, что благодаря ей можно соотнести отдельные социальные явления и про­цессы с социальным целым, в результате чего появляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их гене­зис, структуру и функции.

Традиционно общая социология развивала две теории: теорию социальных структур и теорию социального разви­тия (теорию изменения). Первая исследует составные эле­менты и основы строения различных групп и общностей. Например, это теория стратификации, которая изучает явления внутреннего единства групп, а также силы и факторы, ведущие к их распаду. Вторая, теория измене­ний, состоит из теории социального прогресса и различ­ных концепций, изучающих регресс[43]. Примерами таких теорий являются различные западные концепции футуро­логов. В нашей стране также начинает разрабатываться футурологическое[44] направление. Например, разрабатыва­ется модель «рецидивирующей модернизации». Ее осно­ватели-социологи считают, что процесс обновления, из­менения и прогресса допускает возможность некоторых отступлений и откатов назад.

В общей социологической теории недавно появилось еще два новых раздела. Это теория социального поведения индивидов, которая изучает зависимость между социаль­ной ситуацией и реакцией индивида на нее, стереотипы поведения людей. И теория поведения общностей, она выясняет общие закономерности поведения больших масс людей (толпы) в период внезапных и острых кризи­сов. Данная теория является очень важной для предвиде­ния поведения в области политики, экономики и т.д.

Теоретическая социология занимается также и разра­боткой основного понятийного аппарата, необходимого для изучения общества и который использует конкретная социология. Вот основные категории, которыми опериру­ет социолог-теоретик: социальная общность, социальная группа, человеческая личность, социальный контроль, со­циальные институты и т.п.

Общесоциологические теории необходимы для осу­ществления системно-структурного анализа общества, благодаря им можно выделить основные элементы обще­ственных систем и раскрыть их функциональную роль. Но не это является главным. Как в свое время писал Г.В.Плеханов, главная и более важная задача заключается в том, чтобы показать, как сухой скелет общесоциологи­ческих категорий покрывается «живой плотью социально-политических форм, а затем — и это самая интересная, самая увлекательная сторона задачи — человеческих идей, стремлений, идеалов. В руки исследователя поступает, можно сказать, мертвая материя, из его рук должен выйти полный жизни организм» [цит. по: 190. С.22].

Надо отметить, что до недавнего времени теоретичес­кая социология в советской литературе отождествлялась с историческим материализмом, который трактовался как теория взаимодействия сфер общественной жизни. В на­стоящее время появились новые подходы.

Специальные (частные) социологические теории. Они рассматривают формы проявления и механизмы действия в разных сферах жизни общества общих и специфических законов, которые являются специфическими для данной общественно-экономической формации, и законы, кото­рые находят свое выражение только в этой сфере. А также изучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классовая структура общества, националь­ные отношения, личность и общество) и различные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.). Все формы общественных отношений и обществен­ной жизни внутренне связаны между собой, но у каждой своя специфика.

Для содержания специальных социологических теорий характерно, во-первых, установление объективных взаи­мосвязей данной предметной области (то есть сферы об­щественной жизни, процесса) с целостностью обществен­ной системы на данной и будущих стадиях ее развития, а во-вторых, выявление специфических, присущих только данной предметной области внутренних закономерностей и взаимосвязей.

Специфику частных социологических теорий состав­ляет не только то, что они изучают частные, а не общие социальные явления, а также и то, что их внимание сосредоточивается на элементах социальной системы, ко­торые непосредственно связаны главным образом с чело­веком.

Предмет специальных социологических теорий — от­носительно самостоятельные сферы социальной жизни, разные виды социальной деятельности, существующие социальные общности, а также закономерности их функ­ционирования и развития.

Специальные социологические теории по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую область применения.

Каждая специальная теория изучает какую-то относи­тельно автономную сферу общественной жизни, законо­мерности и тенденции их развития, механизмы действия.

Указанные теории — это многослойное образование, которое обусловливает ряд причин: различие предметов, природа возникновения, направленность функциониро­вания. На основе этих признаков социологи выделяют следующие группы специальных социологических теорий:

1. Специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности. Это социология досуга, социология труда и т.д. Данные тео­рии, в свою очередь, внутри себя могут содержать еще более узкие теории, например, социология досуга — со­циологию физической культуры и спорта, социологию туризма и т.д.

2. Специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии и каких-то гуманитарных наук (или форм общественного сознания). Например, на пересече­нии социологии и политики появилась социология поли­тики, социологии и права — социология права и т.д.

3. Специальные социологические теории, изучающие социальную структуру общества, ее элементы и взаимо­действие между ними, Т.е. изучающие различные соци­альные общности. Это, например, социология деревни, социология социальных групп и др.

4. Специальные социологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это — социология семьи, социология организации, социология образования и др.

5. Специальные социологические теории, главное вни­мание которых направлено на исследование отклоняюще­гося поведения и аномальных явлений. Это социология девиантного (отклоняющегося) поведения, социология делинквентного (преступного) поведения [254. С.29].

Но данная классификация не является полной, так как, во-первых, ряд специальных социологических тео­рий в нее не вписывается (социология молодежи, социо­логия трудового коллектива и др.), а во-вторых, процесс их возникновения и оформления еще не завершен, по мере углубления социологического знания и исследования все более новых явлений и проблем возникают новые специальные социологические теории. Это показывает, что четко классифицировать специальные социологичес­кие теории в настоящее время еще пока трудно, но со временем это будет вполне возможным.

Эмпирические (конкретные) социологические исследова­ния. Они устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или косвенной регистрации каких-то свершившихся событий, которые характерны для изуче­ния социальных явлений, объектов и процессов.

Предмет конкретных социологических исследований — действия, поступки, какие-то характеристики поведе­ния людей и социальных общностей, конкретные продук­ты материальной или духовной человеческой деятельнос­ти, а также вербальные действия, Т.е. отражение социаль­ной реальности в различных фактах сознания людей (мнения, оценки, суждения, взгляды).

Любое научное познание, в том числе и социологичес­кое, выступает как единство двух взаимосвязанных уров­ней знания — теории и эмпирии, двух видов исследования — теоретических и эмпирических. Теоретическое исследова­ние (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это логическая конструкция действительности посредством ее идеализации (а не непосредственное отражение действи­тельности). оно направлено на построение теории, кон­цепции или учения об окружающей реальности, дающих целостное представление о закономерностях и существен­ных характеристиках окружающих нас объектов. В ходе этих исследований исследователь (социолог) оперирует научными понятиями и категориями, отражающими су­щественные свойства изучаемых социальных явлений и процессов и использует общенаучные методы.

Эмпирическое исследование (от греч. empeiria — опыт) — это «установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свер­шившихся событий, характерных для изучаемых социаль­ных явлений, объектов и процессов» [136. 0.4601. оно ориентировано на получение фактофиксируюшего зна­ния, Полученные в ходе эмпирических исследований сис­темы фактов и эмпирических зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания. Эти ис­следования опираются на разные методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).

В структуре социологии присутствуют два теоретичес­ких уровня (общесоциологическая теория и специальные теории) и один эмпирический уровень (конкретные, кон­кретно-социологические исследования). Необходимо подчеркнуть, что, хотя эмпирические и теоретические исследования имеют свои качественные особенности, между ними существует диалектическая взаимосвязь. При эмпирических исследованиях регистрация и обобщение социальных фактов идет при помощи понятий, которые вырабатываются посредством теоретического анализа. В то же время полученные в результате эмпирических ис­следований сведения о социальных фактах являются базой для дальнейших теоретических обобщений. Истин­ность этих обобщений проверяется социальной практи­кой и новыми эмпирическими исследованиями, то есть опытным (эмпирическим) путем. Практика является кри­терием истинности и основой развития любой теории.

По цели исследования выделяются еще два уровня ис­следований: фундаментальные и прикладные исследования.

Цель фундаментального исследования — развитие и со­вершенствование самой науки, Т.е. получение нового на­учного знания, а цель прикладного исследования — реше­ние конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выяс­нить, как можно в конкретных ситуациях использовать знание выявленного закона. Получаемые в ходе фунда­ментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.

Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследова­ние может быть как теоретическим, так и эмпирическим. Это зависит от того, какое знание будет получено в ко­нечном итоге — теоретическое или эмпирическое. При­кладное социологическое исследование, как правило, бы­вает эмпирическим. Прикладное социологическое иссле­дование — это исследование, ориентированное на практическое решение социальных проблем, чаще всего ограничивается поиском пути решения конкретной про­блемы в конкретной социальной ситуации и на конкрет­ном социальном объекте, не претендуя на установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного ис­следования ранее полученное теоретическое знание ис­пользуется уже в готовом виде при составлении програм­мы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении науч­ного отчета и т.п. В таком исследовании доминирующую роль играют конкретные деловые рекомендации, а не теоретические (научные) знания.

Очень часто в социологической литературе приклад­ные и эмпирические исследования смешивают, но это неверно, так как и при проведении теоретического иссле­дования содержится прикладной, практический аспект.

Большинство проводимых в нашей стране исследова­ний — это теоретико-прикладные исследования, они на­правлены как на выявление существующих социальных проблем, их общих закономерностей, типических причин и других их характерных особенностей, так и на поиск типового решения данных социальных проблем.

Перечисленные выше уровни структуры социологии образуют вертикальный срез социального знания. Гори­зонтальный срез образуют большое число существующих отраслевых социологий, которые занимаются изучением отдельных сфер жизнедеятельности общества. Такая диф­ференциация социологии на отдельные отрасли определе­на многообразием социальных явлений, процессов в об­ществе, а также наличием двух относительно самостоя­тельных сфер жизни, материальной и духовной.

Кроме вышеприведенного, долгое время общеприня­того трехуровневого подхода к структуре социологии, в настоящее время начинают появляться и другие. Так, например, А.А.Радугин и К.А.Радугин вычленяют в струк­туре социологии следующие три относительно независи­мых уровня: теоретическую социологию, прикладную соци­ологию, социальную инженерию . Первый уровень — теоре­тическая социология — это уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение на­учного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной об­ласти. Второй уровень — прикладная социология — это уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем на основе существующих фундаментальных знаний. Третий уровень — соци­альная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных тех­нических средств и совершенствования имеющихся тех­нологий [203. С.10]. По мнению А.Н.Елсукова, социоло­гия в настоящее время представляет собой сложную сис­тему знания, основными элементами которой являются: социальная философия, теоретическая социология, конкрет­но-социологические дисциплины (специальные теории), при­кладная социология, практическая социология [263. С.65-68].

Появление такой науки, как метасоциология, дает основание некоторым ученым выделить ее как еще один, самый высокий уровень социологического знания, стоя­щий над общей и частными социологическими теориями. Как пишет Г.В.Осипов: «Метасоциология — это такая же наука, как и социология. Но, в отличие от социологии, она связана с разработкой методологических принципов социологического знания. Она берет социологию в каче­стве объекта изучения. Исследование содержания, валидности[45] и надежности социологического знания — необхо­димое условие совершенствования и развития социологии — ее теории и методологии, упрочения ее научного стату­са» [318. С.373]. Таким образом, объектом метасоциологии выступает не социальная реальность как таковая, а наука социология, Т.е. само социологическое знание. Кратко это можно сформулировать следующим образом: метасоциология — это знание о знании.

Как видим, структура социологии в настоящее время рассматривается ведущими социологами в различных видах с преобладанием трехуровнего варианта: общая со­циологическая теория, специальные (частные) социологичес­кие теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования.