2.3. Функции социологии

.

2.3. Функции социологии

Социология выполняет ряд специфических функций. Известно, что О.Конт определял социологию как обществознание и указывал, что она способна только отражать, описывать существующее общество, Т.е. расширять пред­ставление о нем. Этой точки зрения придерживаются многие ученые и в настоящее время. В отличие от О.Конта, Э. Дюркгейм считал, что социология должна не только описывать и анализировать общественные явле­ния, прогнозировать дальнейшее развитие общества, но также должна давать конкретные рекомендации по его совершенствованию.

В.А.Ядов отмечал, что «в качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие обще­ственной науке функции: теоретико-познавательную, опи­сательную и прогностическую, практически- преобразова­тельную, мировоззренческую и просветительскую. Ее глав­ные прикладные функции состоят в объективном анализе социальной действительности: познании глубинных зако­номерностей социальных процессов и правдивом описа­нии феноменологии социальной жизни, Т.е. представле­нии обществу достоверной информации о его состоянии как реальном положении социального субъекта с его осо­быми и разнообразными интересами, взглядами, мнения­ми, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надежда­ми» [323. С.20].

В настоящее время в социологической литературе ис­пользуются различные критерии и способы классифика­ций функций социологии. Например, А.Г.Здравомыслов выделяет 4 функции: теоретическую, идеологическую, кри­тическую и инструментальную [76, с.27-34]. Г.П.Давидюк отмечает 9 функций: теоретическую, описательную, ин­формационную, прогностическую, идеологическую, крити­ческую, управленческую, образовательную и организацион­ную [59. С.22-28]. По мнению Ж.Т.Тощенко, социология как общественная наука выполняет теоретика- познава­тельную.» управленческую функции, которые в свою оче­редь могут образовывать производные функции, зависи­мые от первых двух: мировоззренческую, просветительную, прогностическую, профилактическую, практическую и т.п. [274. С.37- 38]. Э.В.Тадевосян, подчеркивая, что социоло­гия выполняет многообразные функции, считает, что в общем виде их целесообразно разделить на три основные: теоретика- познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. При этом данное разграничение не должно быть чрезмерно жестким, не должно исклю­чать взаимосвязь и взаимовлияние указанных функций [261. С.19-21]. А.Н.Елсуков считает, что социология вы­полняет 4 основные функции — гносеологическую (в т.ч. и критическую), прогностическую, праксеологическую, идео­логическую [263. С.73-74].

Рассмотрим подробнее следующие из вышеуказанных функций: познавательную, описательную, прогностичес­кую, критическую и идеологическую.

Познавательная функция. Она заключается в изучении, исследовании, анализе социальной реальности, которая выступает в виде одного или целой группы взаимосвязан­ных факторов. Эта функция направлена на «производст­во» новых социологических знаний. Ее реализация про­исходит на всех уровнях социологического знания, так как общество — сложная система и его невозможно по­знать, изучить, проводя накопление и синтез только тео­ретических знаний фундаментальной социологии. В ко­нечном итоге познавательная функция является также основой для осуществления других функций.

На общетеоретическом уровне она выступает в форме формулировки проблем социальной действительности, разработки гипотез, определения путей, методики инстру­ментария социологического исследования, а также опре­деления прогнозов общественного характера.

На среднем уровне (частные социологические теории) происходит перевод общих понятий на эмпирический уровень, идет накопление знаний о сущности, противоре­чиях явлений и конкретных ситуациях, имеющих место в человеческой жизни.

На эмпирическом уровне социологические исследова­ния, выявляя новые факты, ведут к увеличению обосно­ванных знаний о социальной действительности.

Описательная функция заключается в описании, систе­матизации, накоплении полученного исследователями материала в виде различных научных отчетов, статей, книг. Они отражают действительную картину изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа требует от исследователя высокой нравственной чистоты и поря­дочности, так как на основе полученных материалов дела­ются практические выводы и они будут выступать источ­ником замера, отсчета, сравнения для будущих поколе­ний.

Прогностическая функция. Данная функция играет очень важную роль. Результаты социологических исследо­ваний дают конкретную информацию, необходимую для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе. Она выражается в том, что дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так и его отдельных сфер и структур, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития.

Составление прогнозов играет очень важное значение для всех социальных явлений, так как они не только указывают на необходимость определенного изменения, но также показывают реальные возможности осуществле­ния данного изменения, разрабатываются практические рекомендации и предложения по повышению эффектив­ности управления различными социальными процессами.

Практические рекомендации, выдвигаемые социоло­гами, бывают объективного и субъективного характера, в зависимости от того, к какой группе социальных факто­ров они относятся. Первые относятся к условиям челове­ческой жизнедеятельности (социальная структура общест­ва, политический строй, условия труда и т.д., а также реальное поведение человека в этих условиях). Практи­ческие рекомендации в данном случае основываются на конкретной информации о возможных тенденциях разви­тия тех или иных социальных факторов. Вторые включа­ют в себя группу явлений субъективного аспекта (цели, мотивы, установки, интересы, ценностные ориентации, общественное мнение и т.д.). Выявляя их взаимосвязь с нормами и ценностями групп и организаций общества, которые изучаются, появляется возможность установить степень отклонения, на основе чего разработать средства совершенствования межличностных, межгрупповых и тому подобных отношений.

Благодаря этой функции социологии возможно созна­тельное переустройство и совершенствование жизни всех звеньев социальных организаций общества, в результате тщательного анализа возможности такого преобразования на длительную перспективу для каждого трудового кол­лектива или социальной организации, учитывая при этом общую перспективу развития общества. Это возможно потому, что социология объединяет знания как общих основ изучаемого общества, так и знания конкретных особенностей различных социальных субъектов.

Критическая функция. На Западе эта функция выделе­на в форме своеобразного направления — социальной критики. Благодаря ей познаваемый мир оценивается с точки зрения интересов личности. Получая объективные знания, социология имеет возможность сигнализировать

о произошедших отклонениях в развитии общества, кото­рые могут привести к каким-либо негативным социаль­ным явлениям и последствиям.

Социология, выполняя эту функцию, дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она указывает, что нужно и можно сохранить, развить. упрочить, так как не всегда все надо перестраивать, ме­нять и т.д. С другой — показывает, что действительно необходимо радикально изменить.

Идеологическая функция. Наличие этой функции обу­словлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точ­ную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, тех­ника проведения исследования, интерпретация получен­ных результатов нередко определяются его социально-по­литической позицией и зависят от его ценностных ориен­таций и политических интересов.

Кроме этого, многие полученные выводы и рекомен­дации в разной степени затрагивают политические инте­ресы всех социальных групп и классов. Поэтому социо­лог-исследователь, как и представители других общест­венных наук, выражает политические интересы разных социальных групп общества.

В.А.Ядов считает, что социология должна быть деидеологизирована и теоретически нейтральна. Она должна отражать реальную действительность, а не интересы раз­личных классов, партий и групп [190. С. 15]. На практике же социология часто во многом зависит от социального заказчика. Но если социолог научно добросовестен, то он будет не слепо исполнять социальный или политический заказ, а добывать истину, кропотливо накапливая и объ­ективно осмысливая реальные социальные факты.

Из вышеизложенного можно сделав вывод, что соци­ология как наука имеет многоаспектное, многоцелевое назначение и выполняет многообразные функции.