2.5. Социология в системе общественных и гуманитарных наук

.

2.5. Социология в системе общественных и гуманитарных наук

До недавнего времени самостоятельное место социо­логии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма дости­жений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась само­стоятельной научной дисциплиной.

Делались также различные попытки отождествить со­циологию с какой-либо другой общественной наукой (ис­тория, право, биология и т.д.). В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существо­вание социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то факто­ра общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.

Данный взгляд возник на начальном этапе развития социологии и имел определенные объективные основа­ния. Главным при этом было общее состояние всех наук об обществе. В это время они переживали переходный период в своем развитии. Ведь уже О.Конт рассматривал прогресс человечества как развитие знания, который про­ходит три этапа: от теологических систем к метафизичес­ким, а от них к позитивному (т.е. реальному, подлинно научному) знанию. Основы социологии закладывались как раз в период перехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существенной трансформацией мето­дологических основ общественных наук. Наука отказа­лась от поддерживаемых всей предшествующей философ­ской мыслью, в первую очередь классической немецкой философией, цельных метафизических систем, а в связи с этим и от единого общего взгляда на мироздание. А новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая «позитивной» наукой, могла только декларировать созда­ние нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.

В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обу­словлено рядом следующих причин:

Во-Первых, социология — это наука об обществе, ко­торая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нель­зя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.

Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, кото­рая является одним из трех уровней социологии.

В-третьих, социология разрабатывает технику и мето­дику изучения человека и его деятельности, методы соци­ального измерения и т.п., которые необходимы и исполь­зуются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информа­ции об интересующем их социальном явлении или про­цессе.

В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных иссле­дований (социально-экономические, социально-демогра­фические, социально-политические и др.) [251. С.44].

Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при опре­делении понятия социологии, что если имеется «n» раз­ных объектов изучения, то их будет изучать «n» частных наук, к которым присоединится «n+1» наука — социоло­гия, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам [240. Т. 1. С.87-88]. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структу­рах, а также помогает им уяснить законы и закономернос­ти взаимодействия его различных структур. Можно срав­нить положение социологии по отношению к специаль­ным общественным дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям знания; химии — по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п.

В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тес­ная и даже взаимно необходимая. Рассмотрим, как проис­ходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.

Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени соци­ологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О.Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.

При исследовании ряда ключевых проблем общест­венной жизни теоретическая социология тесно перепле­тается с социальной философией, так как многие положе­ния и выводы второй оказываются органично включен­ными в первую. Но нельзя полностью отождествлять социологию с социальной философией, ибо это ставит под вопрос само существование социологической науки. Социальная философия — это раздел философии, зани­мающийся осмыслением качественного своеобразия об­щества в его отличие от природы. Данная наука анализи­рует такие проблемы, как смысл и цели существования общества, генезис и перспективы, направленность разви­тия общества и т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом зрения решения мировоззренчес­ких проблем, при этом центральное место среди них занимают смысложизненные проблемы.

Социология не является философской наукой и поэ­тому изучает законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осу­ществляя анализ развития общества, опирается на обще­философские законы, Т.е. законы, действующие и в при­роде, и в обществе, и в человеческом мышлении. Приме­ры законов социальной философии — законы соотношения общественного бытия и общественного со­знания, законы, характеризующие источник самодвиже­ния общественной жизни. В них находит отражение спе­цифика социальной формы движения реальной действи­тельности по сравнению с природой. Но для получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу присущи и свои собственные, специфи­ческие связи и взаимодействия, стороны, свойства, кото­рые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению обще­философских законов, категорий и понятий в обществен­ной жизни. Изучением этого и занимается социология.

Общим для социологии и социальной философии яв­ляется то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образова­ния, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.

Таким образом, можно отметить, что социальная фи­лософия выступает как общетеоретическая и методологи­ческая основа социологии, так как знание законов и категорий более общего порядка всегда является необхо­димым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка.

Для философии исходный пункт исследования — это человек, а для социологии — общество. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его потребностями и интере­сами. Если философия изучает сущность человека, лич­ности, то социология — личность как социальный тип.

Целью для философии выступает выработка мировоз­зрения, процесс формирования, утверждения и ниспро­вержения которой может длиться в течение целой эпохи или формации, а для социологии — получение достовер­ной, истинной картины современного мира и решение конкретных общественных проблем своего времени.

Если философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установка­ми, развитие которых происходит на основе цепи логи­ческих размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов по­знания действительности. О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О.Конт.

Философия использует, например, диалектико-материалистический метод (это свойственно для сторонников марксизма) и исторический подход. Социология выраба­тывает свой социологический подход — системный, раз­личные методы: структурно-функциональный, сравни­тельно-типологический, типологический, интерпретации, социометрии и моделирования.

Философия и социология — это две самостоятельные социальные науки, которые находятся в отношении диа­лектического взаимодействия и тождества основополага­ющих принципов понимания мира, а не включение одно­го в другое, и тем более отношение части и целого, или субординации.

В то же время в основе многих понятий социологии лежат категории, законы и принципы философии. Они являются продолжением и конкретизацией философских категорий, например: социальная общность, социальная структура, социальное взаимодействие, социализация, со­циальный контроль, социальные институты и др.

Но, как уже говорилось, неправомерно будет сводить предмет и категориальный фонд социологии к социаль­ной философии, так как для социологии характерно рас­смотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Также для социологии очень важно, чтобы их можно было соотнести с эмпири­чески проверяемыми фактами. Ярким подтверждением этому является отмеченное выше высказывание В.А.Ядова: «Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, — не мате­рия и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не чело­век, но личность как социальный тип и процессы социа­лизации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимо­действие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эм­пирически не схватываемые, Т.к. они представляют до­статочно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических тео­рий: ролевого поведения личности, форм социальной ор­ганизации и др.» 1320. С.11]. Из этого становится ясно, что философия не в состоянии непосредственно перера­батывать данные общественной жизни, только социоло­гии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответствующие уровни. Только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-историчес­ки, а не абстрактно. Несмотря на трудности становления социологии, она является наиболее развитой областью общественного знания, которая позволяет получить це­лостную картину отношения человека к миру.

История. Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его законо­мерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспро­изводят социальную действительность в единстве необхо­димого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов

общественной жизни. Между данными науками сущест­вует множество точек соприкосновения и взаимодейст­вия, несмотря на это, существуют и различия. Если исто­рия пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социаль­но типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизво­дит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология — in factum, Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историчес­кая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным пла­нированием и прогнозированием.

Хотя знания о прошлом очень важны, но они не в состоянии полностью объяснить настоящее и тем более помочь предвидеть будущее. Современность всегда отли­чается от прошлого. То, что раньше было целью и резуль­татом, в настоящее время превращается в предпосылки, условия и средства для новой деятельности. А задача социологии и состоит в том, чтобы зафиксировать это новое на уровне социально типичного.

В отличие от истории, которая изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, соци­ология изучает в обществе только «социальное». Поэтому объект социологии уже объекта истории.

Социологические выводы и положения непосредст­венно опираются на обобщение исторического опыта и исторических фактов. Развитие исторических исследова­ний является необходимым условием, важной предпосыл­кой для новых достижений в социологии и недопущения в ней излишней абстрактности, отрыва от реальной дей­ствительности. Но вместе с тем расширение и углубление социологических исследований дает возможность истори­кам преодолевать описательно-фактологический подход при отражении исторического процесса, осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких исто­рических обобщений. Таким образом, социология вместе с социальной философией выступает как общетеорети­ческая и методологическая основа исторической науки.

Следует отметить, что и социология, и история стал­киваются с двумя проблемами. Во- первых, с наличием в обществе объективных, не зависящих от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детермини­руют содержание, характер и направление его развития. Во-вторых, с существованием индивидуальных, неповто­ряющихся явлений и процессов, которые невозможно причинно объяснить, но которые носят закономерный характер, оказывая при этом существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества и его истории [см.: 251. С.46].

Политология. Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, что, во-первых, соци­альные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами полити­ки; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общнос­тей, которая непосредственно влияет на социальные из­менения в обществе; в- третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особеннос­ти общества в целом как социальной системы; в-четвер­тых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни (социальная политика, экономическая политика, культурная политика и т.д.), при этом во многом определяет развитие общества в целом; в- пятых, общество нельзя понять и изменить без знания влияния, которое оказывают на него существую­щие в нем политические структуры и различные полити­ческие режимы [см.: 267. С.17].

Несмотря на это, социология и политология совер­шенно разные науки. Социология исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, изучает людей и общности как объекты и субъекты деятельности, отноше­ний и поведения. Политология же изучает политическую действительность, политическую жизнь общества. Поэто­му между этими двумя науками существует взаимодейст­вие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина — социология политики.

Важнейшим объектом рассмотрения социологии и политологии является гражданское общество. Но если соци­ология анализирует гражданское общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народнос­тей, их взаимодействия и т.п., то политологию в данном случае интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политической системы, полити­ческие отношения, место, роль и функции существующих политических институтов и организаций и т.д. Все силы политологии направлены на всеобщий анализ проблем власти. Социология же пытается раскрыть закономернос­ти политической жизни, чтобы на основе этого оптимизи­ровать ее структуры, органы власти и т.д., а это возможно только при условии изучения общества в целом как соци­альной системы, что и выступает предметом социологии.

Экономическая наука. Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распре­деления материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное произ­водство, экономическая деятельность, то, естественно. социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности — экономической наукой. Ведь на эволю­цию социальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и опосредованное влияние как ради­кальные сдвиги в средствах труда, так и происходящие в связи с этим изменения места и роли человека в произ­водственном процессе.

Трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа — что как раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже давно выявили взаимосвязь повышения производитель­ности труда с увеличением потребностей работника, с формированием на рабочем месте человеческих отноше­ний и т.п.

Таким образом, речь уже идет не о развитии работника как простого исполнителя и носителя определенных про­изводственных функций, а о субъекте целостной созна­тельной деятельности, в которую включаются и целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а значит, и постоянную корректи­ровку самой себя.

Так как условием жизнедеятельности человека являет­ся способ производства, лежащий в основе всех социаль­ных отношений и процессов, то естественно, что многие направления экономических исследований непосредственно смыкаются с направлениями социологических ис­следований. В то же время многие направления социоло­гических исследований (социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительной степе­ни основываются на экономических исследованиях.

Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объ­ективных социальных закономерностей и связей. Напри­мер, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его воспри­ятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуаль­ного «Я», а для социологии — проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога — это субъект и объект социальной связи, взаимодейст­вий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожида­ний и т.д. Социология берет из психологии теорию моти­вов поведения, личных и массовых действий, что высту­пает необходимой составной частью исследования пове­дения личности в коллективе и обществе.

У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и пси­хология. статистика, журналистика, медицина и т.п. Экс­перимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Кон-тент- анализ проводят в литературе, истории и юриспру­денции.

Особо следует отметить наличие связи социологии с естественными и точными науками. Например, в результате взаимодействия ее с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, начали развиваться социальная экология и социальная медицина. Растет и крепнет связь с математикой, в настоящее время трудно представить социологию без специальных математичес­ких методов, которые позволяют обеспечить высокую эффективность и достоверность проводимых эмпирических исследований.

Очевидна также связь социологии с правовыми наука­ми, изучающими юридические нормы, которые с помо­щью законов регулируют социальное поведение людей и закрепляют определенные отношения внутри общества.

Социология оказывает большое влияние на развитие этики и эстетики. Она предоставляет им количественную и качественную оценку степени развитости норм и цен­ностей, которые регулируют отношения между людьми. Она позволяет установить уровень зрелости эстетического вкуса, пути и формы удовлетворения духовных потреб­ностей населения и т.п. В то же время социология опира­ется на понятия и выводы эстетики при изучении не только проблем искусства, но и всей духовной жизни обще­ства, проблем молодежи, образования, воспитания и т.д.

Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины и т.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже иссле­дуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведе­ния. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъ­ектов деятельности. Так, по мнению М.Вебера, социоло­гия начинается там, где обнаруживается, что экономичес­кий человек — это слишком упрощенная модель челове­ка. Таким образом, будет правомерно сказать, что утверждение социологии в своих правах происходит тогда, когда преодолеваются и другие односторонние представле­ния о человеке (юридические, политические и др.).

Все это означает, что важное значение имеет не только специфика каждой из наук, но также и их интеграция, так как это позволяет иметь более или менее целостное пред­ставление о всей системе социально-гуманитарного зна­ния. И необходимо отметить особую роль и место социо­логии в этой системе.

Она помогает в формировании соответствующих ре­альностей, а также гуманистических ценностей и соци­альных установок, норм и принципов жизни, опираясь для этого на раскрытые ею законы социальной деятель­ности, отношений и поведения личности и различных общностей.

Таким образом, социологию можно сравнить с широ­ким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружа­ющих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необхо­димо изменить в обществе и как лучше это можно осуще­ствить своими силами.

Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда от­раслей в социологии — экономической социологии, ин­дустриальной социологии (социологии труда), социоло­гии образования, социологии культуры, социологии по­литики и др. Именно на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолин­гвистика и находится на стадии становления социопедагогика. Как отмечает Ж.Т.Тощенко, вклад социологии для всех этих новых направлений науки состоит, «во-первых, в «замыкании» проблематики на структурных, социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в ши­роком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность расширить фактоло­гическую базу всего гуманитарного знания» [274. С.37].

Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследо­ванию как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со многими социально-гуманитарными науками и не только влиять на характер их научного развития, но и также испытывать обратное воздействие. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных свя­зей растет роль социологии, обогащается ее теоретико-методологический фундамент и арсенал методических средств исследования социальной реальности и возникает возможность комплексного подхода к изучению социаль­ных проблем.