3.3.1. Условные и реальные общности

.

3.3.1. Условные и реальные общности

Перед тем как остановиться на подробном рассмотре­нии данных общностей, следует отметить еще одно важ­ное понятие. Так, Я.Щепаньский выделяет наиболее общее понятие социальное множество, под которым по­нимает «определенное количество людей, обладающих какими-либо общими чертами, выделенными внешним наблюдателем, независимо от того, осознают ли сами люди, что они этой чертой обладают» [312. С. 126]. Выде­ление множеств может осуществляться произвольно, на основе соматических черт (например, деление женщин на блондинок и брюнеток, полных и худых и т.д.). По­добного рода социальные множества являются условными общностями.

Условные общности в прямом смысле нельзя назвать общностями, так как в них отсутствуют обязательные и тем более непосредственные связи. Иногда в научных изданиях их называют еще номинальными или статисти­ческими общностями (группами), под которыми понимает­ся «совокупность людей, выделяемая по некоторому при­знаку, имеющему смысл для целей анализа» [136. С.48]. Это могут быть, например, общности по возрасту, месту жительства, образу мыслей.

Любое множество, выделение которого осуществляет­ся на основе обладания всеми определенной чертой, со­ставляет социальную категорию. Таким образом, социаль­ная категория — это «совокупность групп индивидов, имеющих одинаковые характеристики по тому или иному признаку (например, пол, возраст, профессия, вероиспо­ведание и т.д.)» [250. С. 120].

Множество людей, имеющих одну и ту же специаль­ность, будет называться профессиональной категорией.

Множество людей одного и того же возраста (например: 60-75 лет) будет возрастной категорией. Множество людей одного пола — категорией пола. Поэтому следует говорить не о «группе блондинок», а о «категории блондинок», не о «возрастной группе молодежи от 18 до 25 лет», а о «возрастной категории молодежи от 18 до 25 лет» и т.д. Такие социальные категории будут являться чисто услов­ными.

Следует отметить, что некоторые условные общности очень близки к реальным общностям, то есть им бывают свойственны сплоченность и контактность. Если же при­знак, по которому происходит деление множества людей, существенный (например, пол, возраст, профессия, раз­мер дохода, тип поселения и т.п.), то такие общности приближаются к большим, но реальным группам типа класса и нации, которые образуются не по одному, а на основе совокупности существенных признаков.

Люди, которые принадлежат к одной и той же катего­рии (например, возрастной, имущественной, профессио­нальной и т.п.), всегда обладают одной или несколькими общими чертами, наличие которых может привести к возникновению внутренней связи в данной социальной категории и даже к созданию своих собственных общих институтов. Возникновение любой внутренней связи в социальной категории свидетельствует о преобразовании ее в социальную общность (например, клуб толстяков).

Некоторые виды условных общностей в обыденной жизни называются группами, хотя в научном понимании они представляют собой нечто другое. Так термин «груп­па» часто употребляют для обозначения некоторых инди­видов, которые пространственно и физически находятся в каком-то определенном месте. В данном случае разделе­ние осуществляется только пространственно с помощью физического определения границ (например, индивиды, находящиеся в одно и то же время на одной улице, едущие в одном вагоне электрички и т.д.). Подобного рода территориальные сообщества в строго научном смысле слова нельзя называть социальной группой. По мнению С.С.Фролова, это агрегация — «некоторое коли­чество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаи­модействий» [287. С.194]. Понятие агрегат (от лат. aggregatio — присоединение, накопление) имеет множество определений, наиболее подходящим для данного случая является приведенное в «Социологическом энциклопеди­ческом словаре» (М., 1998) — «совокупность социальных единиц (индивидов, семей, кланов и т.д.), которая возни­кает путем их пространственного сближения, причем еди­ницы эти не изменяются вследствие образования агрега­та, в противоположность общности, в которой единицы взаимосвязаны» [250. С.7].

Следует отметить, что при определенных условиях аг­регация целиком может превратиться в группу, а точнее, в квазигруппу. Квазигруппам, по мнению С.С.Фролова, свойственны следующие отличительные черты: «1) спон­танность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.); 4) кратковре­менность совместных действий» [287. С. 196].

Как правило, подобные группы существуют непродол­жительное время, чаще всего в конечном итоге они распа­даются, но иногда, при определенных условиях, превра­щаются в устойчивые социальные группы. Например, люди, стоящие в очереди за чем-нибудь и не взаимодей­ствующие между собой, — являются агрегацией. Но стоит продавцу неожиданно отойти на продолжительное время от прилавка, как очередь начинает взаимодействовать для достижения одной для всех их цели — вернуть на рабочее место продавца. В результате этого агрегация превращает­ся в квазигруппу, спонтанную и неустойчивую группу, которая после достижения цели легко и быстро распада­ется.

Все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массо­вые и общности групповые. Для групповых общностей в качестве синонима будем использовать понятие «социаль­ная группа», «группа».