3.3.3.4. Целевые общности (социальные организации)

.

3.3.3.4. Целевые общности (социальные организации)

Целевые общности — общности, для которых харак­терно единство целенаправленной деятельности. Это со­знательно созданные общности (группы), стремящиеся достичь определенных целей или намерений организаторов. Данные цели находят свое выражение в формализо­ванном уставе. Но часто существуют целевые неформаль­ные группы, в основе которых лежат определенные чело­веческие потребности, принимающие в ходе совместной жизни вид различных интересов. Интересом в данном случае может выступать какой-либо один предмет или несколько, или какое-либо положение вещей, достиже­ние которых является желательным или необходимым для жизни индивида, группы и которые мобилизуют все силы, эмоции, стремления для достижения необходимо важной цели.

Человек может стремиться к достижению своей цели разными способами: во-первых, самостоятельно, не учи­тывая, что делают другие; во-вторых, в борьбе с другими, когда он стремится к чему-то, к чему стремятся также и другие, и ему приходится противопоставлять им себя; в-третьих, в сотрудничестве с другими, в данном случае это сотрудничество регулируется организационными предписаниями, которые соединяют сотрудничающих людей в целевые группы [см.: 312. С.163].

Целевые группы образуются также для более успеш­ной борьбы с другими группами. Иногда целевые группы называют объединениями, обычно в том случае, если они образовались на основе добровольного соглашения чле­нов для совместного достижения цели, ставшей причиной образования объединения. Например, несмотря на то, что наемная армия — это целевая группа, она не является объединением, так как не является добровольной органи­зацией и не может быть распущена по желанию ее состав­ляющих солдат.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость остановиться подробнее на таких понятиях, как объедине­ние и организация.

Рассмотрим понятие объединение на примере функ­ционирования таких общностей в России в соответствии с законом. В 1995 году был принят федеральный закон Российской Федерации. Он регулирует общественные от­ношения, возникающие в связи с реализацией граждана­ми права на объединение, создание, деятельность, реорга­низацию и (или) ликвидацию всех общественных объеди­нений, созданных по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Общественное объединение — это «добровольное, само­управляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе об­щности интересов для реализации общих целей, указан­ных в уставе общественного объединения» (ст.5).

Граждане имеют «право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздер­живаться от вступления в них, а также право беспрепятст­венно выходить из общественных объединений» (ст.2), при этом право граждан на создание общественных объ­единений может реализоваться как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юриди­ческие лица — общественные объединения (ст.5).

Общественные объединения могут принимать одну из следующих организационно- правовых форм ; обществен­ная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной само­деятельности (ст.7).

Общественная организация — это «основанное на член­стве общественное объединение, созданное на основе со­вместной деятельности для защиты общих интересов и достижений уставных целей объединившихся граждан» (ст. 8). Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, а постоянно действу­ющим руководящим органом — выборный коллегиаль­ный орган, подотчетный съезду (конференции) или обще­му собранию.

Общественное движение — это «состоящее из участни­ков и не имеющее членства массовое общественное объ­единение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения» (ст.9). Руководст­во осуществляется так же, как и в общественной органи­зации.

Общественный фонд — это «один из видов некоммер­ческих фондов и представляет собой не имеющее членст­ва общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и

использовании данного имущества на общественно по­лезные цели» (ст. 10). Руководящий орган формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде ре­комендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение — это «не имеющее членст­ва общественное объединение, ставящее своей целью ока­зание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения» (ст. II). Управление им и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

Орган общественной самодеятельности — это «не имеющее членства общественное объединение, целью ко­торого является совместное решение различных социаль­ных проблем, возникающих у граждан по месту жительст­ва, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания» (ст. 12). Он формируется по инициа­тиве граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, свою работу строит на основе самоуправления в соответствии с принятым на собрании учредителей уста­вом, а также не имеет над собой никаких вышестояших органов или организаций.

Общественные объединения, независимо от организа­ционно-правовой формы, имеют право создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учреди­тельных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), Т.е. образовывать новые общественные объединения (ст. 13). Все общественные объединения имеют полную свободу в определении своей цели, внут­ренней структуры, форм и методов своей деятельности (ст. 15).

Социальные организации. В повседневной практике мы часто используем понятие «организация», при этом каж­дый раз вкладываем в него самое различное содержание. Как указано в «Философском энциклопедическом слова­ре» [см.: 284. С.463], понятие организация (франц. organisation, от позднелат. organizo — сообщаю, стройный вид, устраиваю) употребляется в следующих значениях:

1. Объединение людей, совместно реализующих про­грамму или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

3. Внутренняя упорядоченность, согласованность, вза­имодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, которые обусловлены его строением.

Понятие организация применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, при этом обычно употребляется в общем контексте с понятия­ми структура, система и управление. Как правило, в поня­тии организация фиксируются динамические закономер­ности системы, которые относятся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей.

Применительно к социальным объектам употребляют понятие «социальная организация». Ведущий исследова­тель в области проблем социальных организаций А.И.Пригожин в ряде своих работ дает подробную и со­держательную характеристику социальных организаций.

Во-первых, это «искусственное объединение институ­ционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции» [200. С.391, Т.е. в дан­ном случае под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социаль­ной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу.

Во-вторых, это «определенная деятельность по орга­низации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.» [200. С.39). В данном случае под организацией понимает­ся уже определенный вид деятельности, процесс, связан­ный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой — контингента организуемых. Подобного рода деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание», и она направлена исключительно на достижение эффекта синергии. В таком значении термин «организация» совпа­дает с термином «управление», хотя полностью его не исчерпывает.

В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специ­фический для каждого рода объектов» [200. С.40]. В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень внутренней упорядоченности и согла­сованности элементов той или иной социальной системы.

Это позволяет выделить три разных значения термина организация, организация — как объект, как деятельность по организации и как свойство объекта. Первое значение — организация как объект является ключевым. Определя­ющим признаком социальной организации, по мнению А.И.Пригожина, является то, что « организация есть целе­вая общность » [200. С .41].

Социальная организация является предметом изуче­ния как социологии, так и философии, психологии, политологии, экономики и ряда других наук. У каждой из них свое видение, и каждая изучает ее со своей позиции. Несмотря на то, что как в отечественных, так и зарубеж­ных исследованиях доминирующим является представле­ние об организации как целенаправленной системе, Т.е. цель ставится на одно из первых по значимости мест, это один из наиболее спорных моментов в понимании орга­низации. В трудах западных социологов, кроме «целевой» модели социальной организации, можно встретить и дру­гие альтернативные, например, модель «организация — машина» (М.Файоль, Л.Урвик и др.), модель «естествен­ной организации» (Т.Парсонс, Р.Мертон, А.Этциони), модель «организация-община» (Э.Мейо, Ф.Ротлесбергер и др.), институциональная модель (Л.Зукер, Б.Ровен, Дж.Мэйер), интеракционистская модель (Ч.Барнард, Г.Саймон, Дж.Марч), социотехническая модель (Тавис-токская школа) и др. [см. подробнее: 286. С.9-10, 12-13, 31- 33].

Ряд исследователей (Б.Айкс, Р.Ритерман; Т.Г.Долго-пятова и др.) [286. С.10-11] считает, что в настоящее время, когда в экономике России происходит замена одних форм организации общественного производства другими, становится очевидным, что представления об организации как целенаправленной системе плохо согла­суются с «образом» предприятия, главной, если не един­ственной задачей которого является выживание в посто­янно изменяющейся обстановке. В связи с этим В.И.Франчук в своей работе «Основы современной тео­рии организаций» (М., 1995) приводит более расширен­ную трактовку понятия социальной организации, под ор­ганизацией он понимает «любую достаточно устойчивую социальную группу с регламентированным поведением людей. Регламентированное поведение означает, что по­ведение людей в организации носит нормативно-право­вой характер, Т.е. определяется нормами, положениями, правовыми актами, общими для всех ее членов» [286. С. 13], ключевым в определении организации в данном случае выступает свойство устойчивости. Устойчивость — как одно из основных свойств организации — отмечают сторонники функционализма (Т.Парсонс) и французские институционалисты (М.Ориу, Ж.Ренар).

Несмотря на многообразие точек зрения, в дальней­шем мы будем придерживать трактовки, данной А.И.Пригожиным. Исходя из сформулированного им определе­ния, видно, что ключевым элементом организации высту­пает цель. Именно для достижения определенной цели люди объединяются в организации, организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать продолжительное время. Объединение людей в социаль­ную организацию происходит в двух случаях: во-первых, когда достижение какой-то общей цели возможно осуще­ствить только через достижение индивидуальных целей (заработок, престиж, реализация своих способностей), таким образом возникают, например, предприятия и уч­реждения, во-вторых, когда индивидуальные цели можно достичь только через выдвижение и достижение общих целей, в результате чего появляются, например, акцио­нерные общества и так называемые общественные (мас­совые, союзные) организации.

По мнению А.И.Пригожина [см.: 200. С.46-50], цели организаций бывают трех разновидностей: цели-задания, цели-ориентации и цели системы.

Цели-задания — это планы и поручения, задаваемые организацией более высокого по подчинению уровня ор­ганизации менее низкого уровня, отражающие внешнее назначение последней. Например, министерство диктует определенные плановые задания заводу по выпуску ком­байнов. Цели-задания являются приоритетными, в основ­ном вокруг них и по их поводу происходит интеграция организации. Особенность этих целей заключается в том, что обычно они не возникают из собственных мотивов участников, так работнику непосредственно не нужен вы­пускаемый его заводом комбайн. Мотивация работников на цели-задания осуществляется через цели-ориентации.

Цели-ориентации — это цель большинства, сумма ин­дивидуальных целей, Т.е. общие интересы участников, реализация которых возможна только коллективно через организацию. Естественно, что, кроме общей для всех цели, у каждого из них есть и другие, свои специфические цели. В одних случаях коллективные цели неуловимы и переменчивы, а в других, наоборот, однозначны и чуть ли не вечны. Например, в качестве коллективной цели может выступать материальная заинтересованность участ­ников в получении заработной платы.

Цели системы — это стремление сохранить организа­цию как относительно самостоятельное целое, Т.е. упоря­дочить связи, сохранить равновесие, целостность и ста­бильность организации. Для достижения организацией устойчивости ее работники нуждаются в постоянстве свя­зей, требований и норм. Достижение устойчивости явля­ется постоянной, несменяемой целью организации. На­пример, приспособление организационного режима к особеностям персонала (гибкие графики работы), сниже­ние конфликтности, преодоление текучести кадров, уменьшение числа реорганизаций эффективны как в со­циальном, так и производственном аспектах. Все чаще в настоящее время цели системы для многих организаций переходят на первый план, организации стремятся к вы­живанию любой ценой в условиях существующего внеш­него окружения. Например, несмотря на то, что заработ­ная плата не адекватна затрачиваемому труду, а порой и вообще задерживается на несколько месяцев, служащие все равно ходят на работу.

Для достижения перечисленных основных, базовых целей организация ставит перед собой множество про­межуточных, производных, вторичных целей: стимулиро­вание своих работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества труда и др. Каждое подразделение организации (цехи, участки, сек­тора, отделы и т.п.) имеют свой набор производных целей, выполнение которых способствует реализации ос­новных, базовых целей.

Типология организаций. Существует большое множество разного рода типологий организаций. Наиболее распро­страненной в настоящее время является типология орга­низаций по отраслевому признаку: производственные, об­разовательные, лечебные, культурные, транспортные и пр. Разработка типологий организаций интересует не только социологов, в ней нуждаются и экономика (делит организации по профилю продукции, по численности персонала, техническому режиму и т.д.), и право (делит организации по подчинению — местные, региональные, межрегиональные, общероссийские; по ведомственной принадлежности; по административным структурам и т.д). Для социологов наиболее важно рассмотрение орга­низаций с точки зрения их места в общественных отно­шениях, социальной функции. Рассмотрим наиболее ха­рактерные классификации организаций, разработанные социологами.

Так, А.Этциони все организации делит на три следую­щих класса: 1) добровольные организации (voluntary organizations), члены которых объединяются на добровольной основе: политические партии, церкви, клубы, университе­ты; принудительные организации (coercive organizations), членами которых становятся принудительным путем: на­чальная школа, армия, психбольницы, концентрацион­ные лагеря; 3 ) утилитарные организации (utilitarian organizations), члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей: предприятия, заводы, фирмы [см.: 286. С. 151.

А.И.Пригожин [см.: 199. С.81-90; 260. С.283-289] выде­ляет в обществе четыре типа организационных образова­ний, два первых — собственно организации, а два послед­них типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних — это полуорганизации (см. схему 4).

Надорганизации, в отличие от первичных организаци­онных образований, это вторичные деловые системы, ко­торые хотя и не являются целевыми общностями, но включают в себя их. В основе надорганизации лежат межорганизационные отношения. Это либо отношения ко­операции, которые могут быть односторонними (поставка-получение) и объединительными (совместное решение какой-нибудь общей задачи, например, строительство дома), либо отношения соподчинения, Т.е. вертикальной зависимости, которые могут задаваться как по принадлеж­ности соответствующей надорганизации, так и функцио­нально по специализированному надзору (прокуратура, санэпидстанция и пр.).

Типология деловых организаций по функциям, с точки зрения проблемы «личность- общество», дает дру­гие группировки. В данном случае деловые организации можно разбить на такие две основные группы: занятые удовлетворением человеческих потребностей, Т.е. работаю­щие на каждого, и занятые в сфере общественной интег­рации, Т.е. работающие на целое. К первой группе относят­ся организации, обеспечивающие себе прибыль следую­щим образом: 1) производством материальных предметов потребления (питание, одежда, жилище, предметный мир); 2) созданием условий для рекреации (отдых, лече­ние); 3) поставлением предметов духовного потребления (знания, идеи, художественные ценности). Ко второй группе относятся организации, осуществляющие: 1) соци­альный контроль (органы надзора); 2) социальное управ­ление (правительство, местная администрация). Наряду с двумя выделенными группами организаций следует отме­тить еще одну группу организаций, занимающих промеж­уточное положение, так как им свойственно в той или иной степени выполнение обеих функций, — это органи­зации, которые принимают участие в процессе социализа­ции (воспитательные, образовательные и информацион­ные учреждения).

Существует множество типологий массовых организа­ций, в основе которых лежат разные критерии.

По своим задачам — политические, профессиональ­ные, научные, творческие и т.п. организации. По типу членства — только индивидуальное членство (партия, профсоюзы), только коллективное членство (ассоциации городов и предприятий), смешанное членство (научное общество), без членства (общественные движения, жен-советы) и по специализации.

По общественной роли выделяют массовые организа­ции, ориентированные на дела всего общества и преимуще­ственно на потребности и интересы своих членов.

Среди первого типа организаций, ориентированных на дела общества, можно выделить три следующие группы организаций: политические, проблемные и творческие. По­литические организации, или партии, претендуют на влия­ние и руководство обществом и важнейшими его сферами (КПРФ, «Яблоко», «Наш дом — Россия» и т.д.). Проблем­ные организации ориентированы на решение какой-то от­дельной общественной проблемы, не связанной прямо с нуждами ее членов. Обычно членство в такого рода орга­низациях связано с проявлением альтруизма, с чувством собственной ответственности за глобальные проблемы (Красный Крест, спасение на водах, охрана природы, памятников культуры и т.д.). Творческие организации — на создание новых ценностей: знаний, техники, искусства. В них сочетаются решение важных социальных задач и удовлетворение личных профессионально-творческих ин­тересов участников. Это довольно многочисленные по составу организации артистов, художников, литераторов, ученых, изобретателей и т.д.

Ко второму типу организаций, организаций, ориенти­рованных на интересы участников, относятся следующие три группы организаций: корпоративные, взаимопомощи и любительские. Корпоративные организации — это разно­го рода кооперации, которые создаются для удовлетворе­ния интересов участников (потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, собаководов, коллекци­онеров и т.д.), также корпоративные интересы выражают профсоюзы и союзы предпринимателей. Организации вза­имопомощи могут создаваться либо с целью компенсации распространенных недугов (общества слепых, глухоне­мых), либо для улучшения материального положения их участников (потребсоюзы, жилкооперативы и т.п.). Люби­тельские организации — это организации клубного харак­тера, которые позволяют удовлетворять непрофессиональные интересы и увлечения своих членов (общества спортсменов, коллекционеров и т.д.).

Кроме рассмотренных массовых организаций, сущест­вуют и другие общественные союзные организации, которые ограничены рамками коллективов или территории (акци­онерное общество, кооператив, колхоз, садоводческое то­варищество).

По своему происхождению организации, как указывает В.И.Франчук [см.: 286. С.5], делятся на два больших клас­са — искусственные организации и естественные организа­ции. Искусственные организации, или, как иначе называ­ет их В.И.Франчук, организационные системы (ОС), — это заранее проектируемые организации, Т.е. создаваемые человеком по определенному плану. Типичными приме­рами являются: предприятия различных видов собствен­ности и организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, индивидуальные частные пред­приятия), концерны, финансово-промышленные группы, межотраслевые комплексы и т.д. Естественные организа­ции — это организации, которые возникают сами по себе без заранее подготовленного плана или проекта. Приме­ром такого рода организаций выступают: ассоциативные организации, многие поселения, а также все общество в целом.

В зависимости от степени формализации существующих в системах связей, статусов и норм существуют два спосо­ба социальной организованности — формальная организа­ция и неформальная организация (от лат. forma — вид, облик, образ). Понятие формальной и неформальной ор­ганизации были введены Э.Мэйо, руководителем (с 1928 г.) так называемых Хоторнских экспериментов. Под этим названием объединяется ряд знаменитых исследований, проведенных на Хоторнских предприятиях (Чикаго) в те­чение 1924-1932 гг., главной задачей которых было изыс­кание дополнительных факторов повышения эффектив­ности производства. Во время экспериментов Э.Мэйо обнаружил, что в любой рабочей группе, помимо офици­альных служебных отношений (формальная организа­ция), у людей обязательно возникают неофициальные — дружеские отношения (неформальная организация). Ре­зультаты исследований показали, что небольшие группы рабочих, в основе которых лежала социально-психологи­ческая общность их членов и которые были названы неформальными группами, оказывали определяющее влияние на трудовую мотивацию рабочих.

Формальная организация - это, как указывает А.И.Пригожин, способ организованного построенния на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Под социальной формализацией он понимает «целенаправ­ленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах» [318. С.857].

А.И.Пригожин выделяет следующие основные элементы формальной организации [см.: 199. С.96; 200. С.93-94]:

1. Разделение труда, возникающее в результате необхо­димой специализации и выступающее в виде системы должностей, каждая из которых дополняет другую, при этом, в идеале, должности не дублируют друг друга. Должностные позиции образуют определенную иерархи­ческую структуру, которая в то же время является струк­турой власти.

2. Система коммуникаций, Т.е. средства и каналы, обеспечивающие прохождение деловой информации как «сверху вниз» (передача приказов, указов, распоряжений, заданий), так и «снизу вверх» (отчеты подчиненных), а также по горизонтали (обмен мнениями, консультации).

3. Различные регуляторы, нормирующие и планирую­щие деятельность данной социальной организации (нормы и образцы служебного поведения, программы де­ятельности, принципы и формы стимулирования, при­нуждения и вознаграждения).

Рассматривая структуру формальной организации, он приводит выделенные еще в работах Ф.Тейлора и А.Файоля, а также их последователей существующие в структуре предприятия типы: линейная организация, функциональная организация и штабная организация [см.: 200. С.95-96].

Формализация социальной системы может осущест­вляться двумя путями: во-первых, легализация уже естест­венно сложившегося состояния, это так называемый «рефлексивный» способ формализации; во-вторых, разра­ботка программы (специального проекта, плана работы и т.д.), в соответствии с которой в дальнейшем осуществля­ется организация той или иной социальной системы, это уже «конструкторский» способ формализации [см.: 199. С.94).

Все формальные организации имеют специальный ад­министративный аппарат, основная функция которого за­ключается в координировании действий членов организа­ции в целях ее сохранения. Крайняя степень развития формальной организации, выражающаяся в максималь­ной стандартизации внутри организации с целью по­вышения эффективности организационного механизма, превращает ее в бюрократическую систему. Понятие бю­рократия (от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть, сила) буквально переводится как власть канцелярии. Сущность бюрократии заключается в нарас­тающем отчуждении исполнительной власти, ее концент­рации в руках чиновников, которые всячески стремятся избежать или ослабить демократический контроль за своей деятельностью.

Большой вклад в разработку проблем бюрократии внес М.Вебер. Он очень высоко оценивал роль бюрократии, рассматривал ее как необходимую форму общественного порядка и эффективной социальной организации и счи­тал, что без нее невозможен технический, технологичес­кий, организационный прогресс. М.Вебер сформулировал основные признаки идеального типа бюрократической системы. В идеальном виде бюрократия, по его мнению, представляет собой наиболее эффективную машину уп­равления, основанную на строгой рационализации. В то же время ему принадлежит ряд верных мыслей относи­тельно опасности, к которой может привести усиление бюрократии в формальных организациях и в обществе в целом. Высказанная М.Вебером точка зрения относитель­но роли бюрократии в формальной организации и обще­стве была подвергнута основательной критике, но в пос­ледние десятилетия наблюдается возврат к его идеям, своеобразная их модернизация.

Неформальная организация — это, как отмечает А.И.Пригожин, «спонтанно сложившаяся система соци­альных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутри-группового общения» [318. С.49Ц, при этом неформаль­ная организация проявляется в двух разновидностях: как организация внеформальная и как организация социально-психологическая. Внеформальная организация — это «спон­танно развиваемая членами данной организации система неформализованных отношений, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных» [318. С.490]. Она представляет собой деловые, служебные отношения, нацеленные на дело, на работу, но не предусмотренные инструкциями и правилами, не подтвержденные официально, Т.е. это оп­тимальная система деловых связей, стихийно складываю­щихся между работниками, например, решение началь­никами цехов (отделов) некоторых производственных проблем напрямую друг с другом, минуя предусмотренное обращение в вышестоящие звенья. Социально-психологи­ческая организация — это «спонтанно складывающаяся система межличных отношений, неизбежно возникающих в результате более или менее длительного общения, осно­ванного на взаимодействии работников как личностей» [318. С.494], например, товарищеские отношения, отно­шения симпатий, отношения престижа, любительские группы и т.д. В ее основе лежит личный, избирательный выбор связей и отношений в коллективе, главная цель которого заключается в удовлетворение индивидами своих различных социальных потребностей (в общении, признании, самореализации, уверенности). Таким обра­зом, социально-психологическая организация ведет к об­разованию неформальных малых групп (социально-пси­хологических групп), численность которых обычно колеб­лется в пределах от 3 до 10 человек. Характерной чертой таких групп является определенная социально-психоло­гическая общность: взаимное доверие, чувство солидар­ности и т.д. В них господствуют определенные нравствен­ные принципы и моральные нормы, без формализован­ных стандартов и безличных образцов поведения. В рамках любой формальной группы одновременно сущест­вуют несколько подобного рода социально-психологичес­ких групп, которые находятся в состоянии борьбы или сотрудничества между собой.

Неформальные организации возникают и функциони­руют в качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций, способствуют ее совершенст­вованию. Но в то же время она может играть в организа­ции и дисфункционную роль, например, «рассеивать» ав­торитет начальника, противодействовать общим целям и проч. Неформальная организация более изменчива, по­движна и неустойчива, чем формальная.