3.3.4. Малые группы

.

3.3.4. Малые группы

Малая группа — это немногочисленная группа (не­сколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные кон­такты, а отношения регулируются неформальными ин­ститутами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обез­личенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социаль­ным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влия­ния (проблема лидерства).

Американский социолог Ч.Кули (1864-1926) был пер­вым, кто в начале XX в. приступил к систематическому исследованию малых групп. А с 60-х годов XX в. уже всеми учеными для проведения анализа социальной структуры общества в качестве реальной элементарной частицы общества, сосредоточивающей в себе все виды социальных связей, была выбрана так называемая «малая группа».

Существует бесчисленное количество определений малых групп. Г.М.Андреева приводит наиболее «синтети­ческое», которое сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмо­циональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [9. С. 191]. Это определение достаточно уни­версально, оно не претендует на точность дефиниции и носит скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое со­держание придать включенным в него понятиям.

Исходя из этого определения, специфическим призна­ком малой группы, отличающим ее от больших групп, являются общественные отношения, выступающие в форме непосредственных личных контактов. Следует от­метить, что малая группа — это не просто любые контакты между людьми, так как и в произвольном случайном собрании людей всегда есть какие-нибудь контакты, это контакты, в которых реализуются определенные общест­венные связи и которые, в то же время, опосредованны совместной деятельностью.

Малые группы функционируют в различных сферах жизнедеятельности общества и выступают в качестве со­циальной микросреды, которая оказывает непосредствен­ное воздействие на формирование и развитие личности. Ученые нашей страны при изучении малых групп исполь­зуют деятельностный подход, из которого выходит, что особенности групповой деятельности в конкретных соци­альных условиях влияют на формирование и развитие малых групп.

Американский социолог Т.Миллз выделил четыре при­чины, из-за которых необходимо изучать малые группы:

1. Прагматическая. Знание того, что происходит в малых группах, очень важно, так как в них принимаются решения, имеющие (играющие) большую роль в истории как общностей, так и общества, так как влияют на образ жизни и быта людей. Например, небольшая группа лиде­ров может заставить свою нацию действовать определен­ным образом, а принимаемое сугубо индивидуально мил­лионами людей решение о количестве детей может при­вести к демографическому взрыву. Также знание групповой динамики может помочь человеку наиболее оптимально функционировать в группе.

2. Социально-психологическая. В малых группах по­стоянно происходит столкновение социальных и индиви­дуальных интересов, которые существенно влияют на че­ловека. Поэтому, изучая группу, можно наблюдать за взаимодействием этих давлений и даже проводить экспе­рименты.

3. Социологическая. Главное здесь — познание малых групп как таковых, на основе чего возможна разработка эмпирически обоснованных теорий изменения этих сис­тем.

4. Наиболее претенциозная причина, связанная с тем, что малые группы это особый случай систем более общего типа — социальных систем. Малые группы это не просто микросистемы, в значительной степени они суть микро­космы больших обществ. Многие социетальные черты представлены в них в миниатюре: разделение труда, способы обмена, правление, иерархия престижа, идеология и т.д. Тщательное изучение этих микросистем позволит по­строить теоретические модели, которые затем можно будет апробировать в применении к обществам, которые менее доступны для непосредственного исследования [см.: 168. С.83-84].

Американский социолог Р.Мертон [см.: 225. С.147] считал, что социальная группа — это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с дру­гом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признаваемых ее членами, с точки зрения других людей. Он выделял три основных существенных черты, свойст­венных множеству групп: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

До сих пор остается дискуссионным как вопрос опре­деления малой группы, выделения ее наиболее сущест­венных признаков, так и вопрос о количественных пара­метрах малой группы, о ее нижнем и верхнем пределах.

Дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой груп­пы идет в научной литературе уже довольно давно.

Наиболее широко распространено представление о том, что наименьшей группой является группа из двух человек, так называемая «диада» или «пара», с ним сопер­ничает точка зрения, полагающая, что наименьшее коли­чество членов малой группы не два, а три человека. Исхо­дя из этого, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые «триады».

Я.Щепаньский, в отличие от других социологов (на­пример, Н.Смелзера), отмечал, что группа начинается только в том случае, когда индивид А в рамках единой социальной организации состоит в отношениях не только с Б, но и с В, а также и с тем, что происходит между Б и В. Графически различие между общностями двух и трех индивидов будет выглядеть следующим образом [см.: 312. С.128].

 А Б                                                         А

                                                            Б      В

Пара — это объединение с наименьшим числом лиц одного или разного пола. В паре отношения и контакты между двумя индивидами наиболее часты и непосредст­венны, поэтому она является самой элементарной части­цей, составляющей общественную жизнь. Но невозможно всю общественную жизнь разложить только на взаимоот­ношения между двумя индивидами, и анализ происходя­щего между ними не сможет стать ключом при выяснении причин всех происходящих в обществе явлений. Хотя, конечно, исследования взаимодействий и связей, возни­кающих между двумя лицами, имеют большое значение.

Я.Щепаньский приводит следующие классификации пар [см.: 312. С.132]:

1. Пары, объединенные связью, образованной сексу­альными или гетеросексуальными отношениями: предсупружескими, супружескими, послесупружескими или гомосексуальными.

2. Пары, объединенные родственной связью: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь, брат-брат, брат-се­стра, сестра-сестра, или другая пара, связанная любыми близкими отношениями (взрослый-ребенок).

3. Пары друзей.

4. Пары, связанные отношениями соподчинения.

5. Пары, связанные отношениями помощи: помогаю­щий и тот, которому помогают.

6. Пары, связанные отношениями воспитания.

7. Пары, создаваемые мимолетными обстоятельствами (например, проводник и турист и др.).

На основе личных и предметных контактов происхо­дит создание пар как устойчивых союзов. Но все же решающую роль в них играют черты личности, так как контакты в паре всегда непосредственные и многое зави­сит от непосредственной реакции на личные черты.

Со временем в каждой паре в большей или меньшей степени появляется «чувство интимности». Данное чувст­во является основой для появления сети отношений, бла­годаря которой связываются более широкие круги, состо­ящие из нескольких человек, например, друзья наших друзей — это наши друзья, а также является основой создания неформальных групп внутри формальных.

До сих пор обсуждается также и вопрос о верхнем пределе малой группы. Долгое время ученые принимали открытое Дж.Миллером «магическое число» 7±2 за верх­ний предел малой группы. Данное число было получено им при исследованиях объема оперативной памяти и оз­начало количество предметов, которые могут одновре­менно удерживаться в памяти. Исследования, проводи­мые позднее, показали, что данное число является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. В конечном итоге все выдвигаемые в поль­зу магического числа аргументы экспериментально не подтвердились.

Г.М.Андреева придерживается другой точки зрения. Она пишет: «Представляется, что можно предложить ре­шение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассмат­ривается как субъект деятельности, то логично не уста­навливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а при­нимать за таковой реально существующий, данный раз­мер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний» [9. С.1941.

В настоящее время ученые выделяют около 50 различ­ных оснований классификации малых групп [см.: 9. С. 194). Так, например, по способу организации — внешнеорганизманные и саммрганизующиеся; по основным сферам функционирования — производственные, учебные, семейные, дружеские и т.д.; по составу — элементарные, нечленимые (не более 7-10 человек) и составные (до 40-50 человек), которые состоят из нескольких элементарных групп; по внутригрупповой атмосфере — дружеские, демократичес­кие, авторитарные, стихийные; по уровню развития — начиная от диффузной группы, Т.е. случайно собранной группы, которая не имеет общих целей, до сплоченного коллектива, для которой характерны высокий уровень развития коллективности и наличие единой цели, цен­ностных ориентаций; по времени их существования — дол­говременные и кратковременные и т.д.

Остановимся подробнее на наиболее распространен­ных и важных для социологии основаниях деления малых групп:

1. В зависимости от степени организованности — фор­мальные (официальные) и неформальные группы.

2. В зависимости от характера внутригрупповых взаи­модействий — первичные и вторичные группы.

3. В зависимости от включения или невключения индивида в группу, выступающую для него эталоном, — референт­ные группы и членские группы.

В зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между членами малой группы, она может быть как первичной, так и вторичной, в отличие от нее, боль­шая группа может быть только вторичной.

Как показали исследования малых групп, проведен­ные зарубежными учеными, такие группы отличаются от больших не только размером, Т.е. количеством членов групп, но и качественно, им присущи совершенно иные социально-психологические характеристики. В качестве примера некоторые различия социально-психологических характеристик этих групп приведены С.С.Фроловым в его учебнике «Социология» (М., 1996): «Малые группы имеют:

1) не ориентированные на групповые цели действия;

2) групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля; 3) конформизм[53] к групповым нормам. Большие группы имеют:

1) рациональные целеориентированные действия;

2) групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;

3) конформизм к политике, проводимой активной час­тью группы» [287. С.2141.

С.С.Фролов считает, что, для того чтобы совокупность могла считаться группой, в наличии должны быть два следующих существенных условия: во-первых, взаимо­действие между ее членами, а во-вторых, у каждого члена группы должны появиться разделяемые ожидания отно­сительно других ее членов [см.: 287. 0.1941.

Исходя из этого, два человека, стоящие на остановке и ждущие трамвай, не будут считаться группой, так как отмеченные выше два условия отсутствуют. Но эти люди могут стать группой, а точнее, квазигруппой, если между ними начнется какое-нибудь взаимодействие (например, начнут беседовать, драться и т.д.).