3.3.4.3. Референтные и членские группы

.

3.3.4.3. Референтные и членские группы

Референтная группа, как отмечает Г.С.Антипина. — «это реальная или воображаемая социальная группа, сис­тема ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном» [II. С.56].

Открытие феномена «референтной группы» принадле­жит американскому социальному психологу Г.Хаймену (Hyman H.H. The psychology of ststys. N.I. 1942). Данный термин был перенесен в социологию из социальной пси­хологии. Психологи на первых порах под «референтной группой» понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.

В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен прово­дил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения. принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, Т.е. при­нимают нормы групп, в которые они не включены реаль­но. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группа­ми. По его мнению, именно «референтная группа» помо­гала разъяснить тот «парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют[54] позиции групп, в которые они непосредственно включены» [цит. по: 7. С.260], а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя «относит», которую при­нимает в качестве эталона и на которую «ссылается», а не ту, которая его непосредственно «окружает». Таким обра­зом, сам термин родился от английского глагола to refer, Т.е. ссылаться на что-либо.

Другой американский психолог М.Шериф, с его име­нем связано окончательное утверждение понятия «рефе­рентная группа» в американской социологии, рассматри­вая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно рефе­рентные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведе­ние) [см.: II. С.56-57]. В данном случае понятия рефе­рентной и членской группы рассматривались уже как противоположные.

Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие «референтная группа» было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального поло­жения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом кото­рой он хотел бы быть или был раньше.

«Референт-группой» для индивида, указывает Я.Ще-паньский, является такая группа, с которой он себя добровольно идентифицирует, Т.е. «ее образцы и правила, ее идеалы становятся идеалами индивида, и роль, навязанная группой, выполняется преданно, с глубочайшим убеждением» [312. С.81].

Таким образом, в настоящее время в литературе встре­чается двоякое употребление термина «референтная груп­па». В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае — группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как «значи­мый круг общения» для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида толь­ко тогда, когда они приняты этим кругом лиц [см.: 9. С.197],

Понятие референтной группы, как отмечает Г.С.Анти­пина, может принимать следующие значения:

1) любая группа, которая берется за эталон (или кри­терий) при оценке своего собственного положения;

2) группа, на которую ориентируются в действии;

3) группа, право входа (или членства) в которую инди­вид стремится получить, Т.е. группа, в деятельности кото­рой он хочет участвовать;

4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной «рамки соотнесения» для отдель­ного лица, не являющегося ее членом непосредственно [см.; II. С.57].

Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:

- по выполняемым функциям — нормативная и сравни­тельная референтные группы;

— по природе своего существования — реальные рефе­рентные группы и идеальные референтные группы;

— в соответствии с согласием либо отрицанием индиви­дом норм и ценностей группы — положительные (позитив­ные) и отрицательные (негативные) референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источни­ком стандартов и норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Например, эми­грант, приехавший в другую страну, для того чтобы не быть «белой вороной», пытается как можно быстрее осво­ить нормы, правила и установки жителей данной страны.

Сравнительная референтная группа является для инди­вида эталоном, с помощью которого он может оценить себя и окружающих.

Разделение референтных групп на сравнительные и нормативные впервые было предложено Г.Келли (Kelley H.M. Two functions of reference groups.// In: Readings in social psychology Ed. G.E. Swanson, T.M. Newcomb and E.Z. Hartlen. - 1952). К нормативным группам он отнес те, в которых «индивид имеет мотивацию достиг­нуть или укрепить одобрение» [цит. по: 311. С. II 3], для того, чтобы добиться подобного одобрения, индивид дол­жен был согласовывать свои установки с теми членами группы, которые, по его мнению, выражали сущность взглядов всех членов данной группы. А сравнительной группой, по его мнению, была «группа, которую индивид использует как точку для отнесения при оценивании себя и других» [цит. по: 311. С.113].

Одна и та же референтная группа, отмечал Г.Келли, одновременно может выполнять функции как норматив­ной, так и сравнительной референтной группы.

Реальная референтная группа — группа людей, реально существующая в социальной среде, выступающая для ин­дивида эталоном реализации оптимальных для него соци­альных норм и ценностей [см.: 63. С.6].

Идеальная референтная группа — это группа, в состав которой индивид по каким- либо причинам не входит, но, несмотря на это, ориентируется на ее мнение в своем поведении, в оценках важных для него событий, а также в субъективных отношениях к другим людям. В данном случае эталоном субъективных оценок и жизненных идеа­лов индивида являются отраженные в его сознании цен­ностные и нормативные ориентации, выступающие в спе­цифической форме персонифицированных эталонов и идеалов [см.: 63. С.7], Т.е. в форме образов людей. Со­зданные в голове индивида персонифицированные обра­зы (например, литературный герой, исторические деятели далекого прошлого и т.д.). представляют собой, как отме­чает Г.С.Антипина, «внутреннюю аудиторию», на кото­рую личность ориентируется в своих мыслях и действиях [см.: 11.С.57; 318.С.149].

Таким образом, если реальная референтная группа — это явление социальной реальности, то идеальная рефе­рентная группа — это явление сознания индивида. При этом именно идеальные группы обычно бывают наиболее привлекательными и притягательными для индивида.

Подробное исследование референтных (реальных и идеальных) групп, их функций, типов, а также процесс их формирования и развития были проведены в диссертаци­онной работе К.Д.Давыдовой [см. об этом подробнее: 63].

Социальный статус, нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответст­вуют представлениям о нормах и ценностях индивида и рассматриваются им как социально желательные. Систе­ма ценностей отрицательной референтной группы чужда для индивида, противоположна его ценностям и воспри­нимается как нежелательная, неприемлемая, поэтому своим поведением он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиций со стороны этой группы. В качестве отрицательной рефе­рентной группы часто выступает группа, к которой инди­вид раньше принадлежал и из которой перешел в другую группу.

К.Д.Давыдова все функции референтных групп, в со­ответствии с разделением человеческой деятельности на информативную, нормативную и оценочную, разделила на три основные группы [см.: 63. С.10-12]:

- статусные (информативные) — способствуют форми­рованию у индивида представления о его месте в социаль­ной структуре, его социальном статусе, эталонах исполне­ния социальных ролей, соответствующих его статусу. Эти функции помогают референтным группам «регламентиро­вать» социальные роли;

- регулятивные (или нормативные) — помогают личнос­ти интерпретировать принятые в референтных группах социальные нормы, устанавливающие рамки допустимого и недопустимого, как нормативные эталоны для индиви­да. Они выступают для индивида критерием оценки своих поступков, Т.е. осуществляют социальный контроль и обусловливают определенный тип поведения личности, а порой даже и образ жизни;

- мировоззренческие (ценностно-оценочные) — формиру­ют его мировоззрение, ценностные ориентации индивида (определяют установки, ценности, убеждения, идеалы и цели), а также побуждают личность к самовоспитанию. Благодаря этим функциям личность становится способ­ной формулировать свою идеальную референтную группу. Следует отметить, что данное разделение носит отно­сительный характер, так как в жизни все перечисленные выше функции референтных групп перекрещиваются.

Деление на группы членства и референтные группы представляет большой интерес как для социологов, осо­бенно при проведении прикладных социологических ис­следований, связанных с изучением эффективности педа­гогических и пропагандистских воздействий, так и для социальных психологов. Умение находить и выделять ре­ферентные группы позволяет существенно упростить не только работу по изучению направленности личности, но и поиск путей целенаправленного влияния на ее форми­рование. Например, при изучении противоправного пове­дения подростков очень важно бывает выявить вопрос, почему индивид, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная секция, вдруг начинает ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы других групп, часто даже такие, в которые он совершенно не включен. В настоящее время теорию ре­ферентных групп на практике применяют при изучении процесса адаптации личности к различным социальным средам, социальной мобильности и эффективности средств массовой коммуникации.

Членские группы — это группы, членом которых инди­вид является.