4.1.2. Социальные действия

.

4.1.2. Социальные действия

Социальные действия — это определенная система по­ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Осно­вой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реак­ции индивида или группы, изменить их поведение.

Итак, социальные действия — это такие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. Уже М.Вебер под­черкивал, что не все действия людей представляют собой социальные действия, так как достижение далеко не вся­кой цели предполагает ориентацию на других людей. По этому поводу в своей работе «Основные социологические понятия» он писал: «Социальное действие (включая не­вмешательство или терпеливое приятие) может быть ори­ентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей опасности в будущем. «Дру­гие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей» [29. С.625]. Таким образом, по М.Веберу, соци­альное действие представляет собой синтез двух необхо­димых моментов: а) субъективная мотивация действия индивида или группы; 6) ориентация на поведение (про­шлое, настоящее или ожидаемое в будущем) других.

Любое социальное действие представляет из себя сис­тему, в которой можно выделить следующие элементы :

- субъект действия, воздействующий индивид или об­щность людей;

- объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

- средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое измене­ние;

- результат действия — ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведе­ние» и «действие». Если поведение — это ответная реак­ция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или на­меренным, осознанным), то действие — это только неко­торые виды поведения. Социальные действия — это всег­да преднамеренные комплексы поступков, связанные с выбором средств и направленные на достижение опреде­ленной цели — изменение поведения, установок или мне­ний других индивидов или групп. При этом социальные действия направлены на такое изменение чужого поведе­ния и установок, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому ко­нечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Социальное действие, по мнению М.Вебера, занимает центральное место в содержании социологии как науки. Он пишет: «Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально[56] объяснить его процесс и воздействие» [29. С.602]. М.Вебер, в зависимости от сте­пени участия сознательных, рациональных элементов в со­циальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие [см.: 29. 0.628]. Для целерационального действия характер­но ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффектив­ны. При этом им заранее анализируются все возможные положительные и отрицательные, ответные реакции со стороны объекта воздействия, находится разумное сочета­ние личной цели и социальной. «Целерационально дейст­вует тот индивид, — отмечает М.Вебер, — чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам.., то есть действу­ет, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно» [29. С.629], Т.е. не на основе той или иной традиции, привычки. Наиболее мас­совыми в реальной жизни являются ценностно- рацио­нальные действия. В отличие от целерациональных дейст­вий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях Бездействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед родителями, перед Отечеством и т.д). Такие действия, как считает М.Вебер, подчинены «заповедям» или «требова­ниям», повиновение которым — долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. Традиционное действие — это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления. Данное действие осуществляется на основе глубоко усво­енных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. Аффективное действие — это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратко­временного, но интенсивно бурного эмоционального со­стояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель (например, во время гнева, ужаса). В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэто­му, по мнению М.Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.

В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и соци­альное творчество [см.: 244. С.24-25]. Репродуктивные действия — действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функциониро­вания конкретного социального института (социальный контроль, следование традиции, укрепление трудовой дисциплины и т.д.). Социальное отрицание — действия, направленные на упразднение каких-то элементов обще­ственной жизни (критика существующих недостатков, преодоление различных форм девиантного поведения и т.д.). Социальное творчество — действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и раз­витие общественного сознания (изобретательская и раци­онализаторская деятельность, совершенствование нравст­венно-психологического климата в трудовых коллективах и т.д.).

В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуж­дение и позитивное убеждение. Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения. Позитивное убеждение осно­вывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без приме­нения угроз и репрессий.

Существуют и другие способы классификации соци­альных действий. Так, Ф.Знанецкий [см.: 312. С.96-97] все типы социальных действий делит на две группы: приспо­собления и оппозиции. К первой группе он относит все действия, которые приводят к желаемому поведению ин­дивида или группы без использования угроз, направлен­ных на ценности или возможности индивида. Ко второй группе — все действия, которые сопровождаются угроза­ми и репрессиями. Существуют и такие группы поведения. которые свойственны обеим группам, немногочисленны. В первом случае изменения чужого поведения добиваются с помощью просьбы, приглашения, подражания целенаправленным воспитанием, а также подчинением (иногда даже намеренным) в процес­се выполнения действия. Это общие типы действия, ис­пользуемые во всех обществах для достижения желаемого изменения поведения без применения угроз и репрессий по отношению к индивиду или объекту действия.

Для изменения чужого поведения и установок при помощи угроз свойственны и другие типы поведения. К ним Ф.Знанецкий причисляет, во-первых, противопоставление себя другим; во-вторых, репрессии и бунт как естественные реакции на всякое насилие, агрессию, при­обретающую разные виды; в-третьих, враждебность, про­являющуюся в разных формах: от нежелания сотрудни­чать до сопротивления. Средним между аккомодацией[57] и оппозицией выступает, по его мнению, эгоистический компромисс [см.: 312. С.97].

Изучение социальных действий — очень важная зада­ча, стоящая перед социологами, так как благодаря им осуществляется функционирование индивидов и групп и функционирование социальной связи. Большой вклад в исследование проблем социального действия внесли такие крупные социологи, как Э.Дюркгейм, Т.Парсонс («Структура социального действия», «К общей теории действия») и др.

Социальное действие необходимо отличать от соци­ального взаимодействия. При этом следует также по­мнить, что не все социальные действия в конечном итоге приводят к социальному взаимодействию.