4.3. Социальные институты

.

4.3. Социальные институты

Социальные отношения являются основным элемен­том социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Отношения имеют место до тех пор, пока партнеры выполняют свои взаимные обязанности. Поэтому для группы как целого важно, все ли индивиды выполняют свои обязанности, как они их выполняют и устойчивы ли они. Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отноше­ний, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений, которые контролируют поведение членов групп и общест­ва. Особенно важная роль в этих системах «социального контроля» принадлежит социальным институтам. Благо­даря социальным институтам закрепляются и воспроизво­дятся особо важные для общества социальные отноше­ния. Социальные институты так же, как и социальные организации, о которых речь пойдет чуть дальше, высту­пают важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.

Как уже отмечалось выше, взаимодействия как тип социальных связей могут выступать в различных формах. Но особая роль отводится взаимодействиям, которые обеспечивают удовлетворение наиболее важных индиви­дуальных и общественных потребностей. В современном обществе каждому человеку, чтобы удовлетворить свои жизненные потребности, приходится входить в многочис­ленные контакты и социальные отношения, создавать средства для удовлетворения потребностей, выполняя какую-нибудь работу для получения этих средств, в ходе чего воздействовать на других людей и реагировать на их действия. Человек рождается в семье, воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услуга­ми городского транспорта, посещает театры и кинотеат­ры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью ми­лицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывает­ся включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.

Социальные институты являются великим социальным изобретением человека. Благодаря социальным ин­ститутам обеспечивается стабильность и надежность взаи­модействия членов общества, социальной группы или об­щности как целостности в важнейших сферах жизнедеятельности общества, устойчивость социальной структуры и порядок в обществе, так как они нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодей­ствия и делают их обязательными для всех членов соци­альной группы или общества. Этим достигается большая предсказуемость поведения человека. Благодаря социаль­ным институтам люди также имеют все основания наде­яться не только на то, что та или иная их потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что постав­ленная цель будет решена на качественно высоком уровне.

Утвержденные, устойчивые, регулярные, упорядочен­ные социальные взаимодействия в социальных институ­тах — прямая противоположность случайных, спонтан­ных, хаотичных, спорадичных и неорганизованных связей между людьми и социальными группами. Например, об­разование как социальный институт имеет принципиаль­ные преимущества и отличается от спорадических, случайных социальных связей по поводу передачи знаний такими чертами, как «а) постоянное и глубокое взаимо­действие между участниками этой связи, в отличие от случайных, поверхностных контактов; б) четкое определе­ние функций, прав и обязанностей, обеспечивающих вы­сокую степень срабатываемости, взаимодействия каждого из участников связи (учителя и ученика); в) регламента­ция и контроль за этим взаимодействием; г) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; д) концентрация ими своих усилий прежде всего на этой деятельности (профессионализация) и т.д. и т.п.» [189. С.131].

Социальные институты возникли в связи с объектив­ной потребностью общества в специальном регулирова­нии в сферах социальных отношений и социальной дея­тельности.