4.3.1. Сущность социальных институтов

.

4.3.1. Сущность социальных институтов

Понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение), как указано в словарях [см.: 228. С.494, 1129; 231. С.239] употребляется в трех смыслах:

1. Название научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т.п.).

2. В дореволюционной России — название привилеги­рованных женских средних учебно- воспитательных заве­дений закрытого типа для дочерей дворян. Институты благородных девиц начали открываться со второй полови­ны XVIII в. Из истории наиболее известен Смольный институт благородных девиц — первое в России подобное заведение для дочерей дворян с 6 до 18 лет. Он был основан в 1764 г. при Воскресенском Смольном женском монастыре в Петербурге под названием Воспитательное общество благородных девиц, а после Октябрьской рево­люции сразу закрыт.

3. Определенная совокупность учреждений, соответст­вующих социальной структуре общества; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответст­вии с этими правилами, — это социальный институт.

Таким образом, как видно из вышеприведенного, по­нятия «институт» и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго. Но в обыденном созна­нии у людей эти понятия тождественны друг другу, на­пример, чаще всего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередь отвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование.

Существуют различные концепции социальных инсти­тутов, совокупность всех имеющихся трактовок понятия «социальный институт» можно свести к следующим четы­рем основаниям:

1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальные функции.

2. Конкретные организованные формы комплексов функций, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы.

3. Система материальных учреждения и формы дейст­вий, позволяющие индивидам выполнять общественные безличные функции, направленные на удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов об­щности (группы).

4. Социальные роли, особо важные для группы или общности [см.: 312. С.105].

В большинстве западных социологических теорий (наиболее широко — в структурном функционализме), как пишет Л.А.Седов, социальный институт рассматрива­ется как «устойчивый комплекс формальных и нефор­мальных правил, принципов, норм, установок, регулиру­ющих различные сферы человеческой деятельности и ор­ганизующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему» [229. С.117].

С.С.Фролов на основе анализа зарубежных материалов предлагает следующее формальное определение социаль­ного института: «Социальный институт — это организо­ванная система связей и социальных норм, которая объ­единяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» [287. С.162].

Под системой социальных связей в данном определе­нии понимается сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах, под обществен­ными ценностями — разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами — стандартизованные об­разцы поведения в групповых процессах. Институт семьи, например, включает в себя: 1) переплетение ролей и ста­тусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), с помо­щью которых осуществляется семейная жизнь; 2) сово­купность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 3) общественные процедуры (за­бота о воспитании детей, их физическом развитии, семей­ные правила и обязательства).

Я.Щепаньский, проанализировав в своей книге «Эле­ментарные понятия социологии» (Новосибирск, 1967) сделанный А.Миллером (1914-1973) обзор различных по­ниманий термина «институт», делает вывод, что социаль­ные институты «являются системами учреждений, в кото­рых определенные люди, избранные членами групп, полу­чают   полномочия   выполнять   определенные общественные и безличные функции ради удовлетворе­ния существующих индивидуальных и групповых потреб­ностей индивидов и ради регулирования поведения дру­гих членов групп. Во всех группах, в которых появляются хотя бы зачатки организации, создаются определенные способы действия от имени группы как целого; например, кто-то представляет группу вовне, определяет надлежа­щий способ поведения для членов группы, принимает решение от имени целого и т.д. Эти способы действия определены как безличные, Т.е. должны исполняться неза­висимо от личных черт и интересов человека, который их выполняет всегда одним и тем же образом. Индивид, выполняющий эти функции, располагает поддержкой всей группы либо ее решающей части. Способ выполнения этих функций определен группой как целым, и индивиды должны выполнять их согласно этому определению. Это — существенный элемент каждого социального институ­та» [312. С.106].

Советский ученый И.И.Лейман под социальным ин­ститутом понимает «объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостнос­ти и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчи­вым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних» [154. С.20].

Исходя из вышеизложенного, можно вывести следую­щее более краткое определение: социальный институт — это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность вы­полнять определенные общественные функции, направ­ленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения дру­гих членов групп.

Каждый социальный институт как организованная со­циальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института.

1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.

2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института соци­альную роль, функцию в рамках данного института, бла­годаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, сим­волическими.

4. Институт располагает определенной системой сан­кций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавле­ние нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким об­разом, социальные институты контролируют и упорядо­чивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, откло­няющееся от требований этих стандартов [см.: 312. С.107].

Наглядным примером может служить наука как соци­альный институт, подробно рассмотренная И.И.Лайманом в его работе «Наука как социальный институт» (Л., 1971). Специфическая цель науки — познание законов объективной действительности для удовлетворения обще­ственной практики. Данная цель тесно связана с кругом функций, направленных на превращение науки в непо­средственную производительную силу, орудие научного руководства всеми социальными явлениями. Разработаны права и обязанности определенных лиц в зависимости от роли, выполняемой в рамках данного института (акаде­мик, член-корреспондент, доктор, кандидат наук, старший научный сотрудник, лаборант и т.д). Учреждения науки — это академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории, различные научные общества, издательства, библиотеки, музеи и т.д. Материальными средствами выступают — техника, здания, вычислитель­ные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны. При этом символическими средствами явля­ются научная терминология, научная символика, системы мер, различные формы «технического языка» (графики, чертежи, кимограммы и т.п.), а идеальными — логика и методология научного познания. Санкции, система по­ощрения, средства и способы контроля в науке разраба­тываются в зависимости от уровня развития общества (ученые звания, зашита авторских прав, борьба с плагиа­том и т.п.) [см.: 154. С.23-24].

Социальные институты можно рассматривать как со стороны внешней, формальной («материальной») струк­туры, так и внутренней, содержательной деятельности. Внешне социальный институт представляет собой «сово­купность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкрет­ную социальную функцию. С содержательной стороны — это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях» [260. 0.2351. Данные стандарты поведения нормативно урегулированы и закреплены нормами права и другими социальными нормами. Рассмотрим в качестве примера юстицию как социальный институт. С внешней стороны она представляет собой совокупность лиц (судьи, адвокаты, обвинители и др.), учреждений (прокуратуры, суды и др.), материальных средств (финансы, униформа судьи, машины для перевозки заключенных и др.), осу­ществляющих правосудие, а с внутренней (содержатель­ной) — совокупность стандартизованных образцов пове­дения правомочных лиц, обеспечивающих данную соци­альную функцию. Стандарты поведения данных лиц находят выражение в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль прокурора, судьи, адвоката, при­сяжного заседателя, заключенного и т.д.).

Кроме наличия устойчивой внутренней структуры, со­циальные институты отличаются многообразием и дина­мичностью своих функций.