4.3.5. Развитие и изменение социальных институтов

.

4.3.5. Развитие и изменение социальных институтов

Развитие любого общества во многом осуществляется за счет развития социальных институтов. Самый верный критерий зрелости общества — многообразие и разви­тость существующих в нем социальных институтов, спо­собных надежно, устойчиво, на профессиональном уров­не удовлетворять разнообразные потребности индивидов и социальных групп и эффективно регулировать их пове­дение.

Уже на ранних этапах развития общества началось формирование социальных институтов (производствен­ных организаций институтов, духовной жизни, семьи). Но синкретический характер человеческой деятельности обу­словил и синкретичность первых институтов, выразив­шуюся в многофункциональности, нерасчлененности их функций. «Неразвитость труда по всем его параметрам (орудия и прочие технические средства, производствен­ный опыт и навыки, кооперация и дифференциация труда), преобладание... живого труда над овеществлен­ным, привязанность производства к природным услови­ям... выступают причиной присущего первобытному об­ществу синкретизма[59] общественных отношений, невычленности различных сфер общественной жизни, слитности материального и духовного производства. Об­щина — универсальный институт, осуществляющий хо­зяйственную, семейно-бытовую, культовую и другие функции. Определяя собой все стороны общественной жизни, материально-производственная деятельность еще не обособляется от других видов деятельности. Кровно­родственные отношения, связующие элементы социаль­ной структуры и внутри общины, и между общинами, также характеризуются синкретизмом» [163. С.340].

Данные этнографических исследований свидетельст­вуют, что довольно скоро появились признаки распада синкретизма. Община, род и племя начали разделяться, «в общине при всей ее универсальности на первый план все больше выходит производственная деятельность, ин­ституты же рода и племени берут на себя функцию меж­общинного общения, в силу экзогамии к ним естественно отходят и брачно-семейные отношения» [163. С.340]. На­чинает складываться тенденция усложнения обществен­ной структуры.

Усложнение отношений внутри родов, племен, общин в результате произошедшего прогресса в изготовлении орудий труда, перехода к производящему хозяйству и обособления скотоводства и ремесла привело к формиро­ванию иерархии родов, племен, их союзов. В этот период появляются институты старейшин, вождей, жрецов, в обязанность которых входила организация коллективных трудовых процессов, военного дела, культовых действий, а также сохранение и передача от поколения к поколению социального опыта.

Дальнейшее развитие общества, «введение земледелия и животноводства переворачивает весь жизненный уклад первобытных людей. Внутри общины, перерождающейся в соседскую, все большую хозяйственную самостоятель­ность приобретает семья. Вместе с тем развиваются и усложняются формы кооперации труда, являющиеся ус­ловием существования семейного хозяйства» [163. С. 344]. Это, в свою очередь, ведет «к изменению форм обмена взаимной деятельностью, ее результатам, к постепенному нарушению равнообеспечивающего принципа распреде­ления и потребления жизненных средств. Получающее все большую экономическую самостоятельность семейное хозяйство превращается в главную форму организации производительных сил, вытесняя в данной роли родовую общину» [163. С. 344]. Так постепенно (через ряд реформ) на смену кровнородственной общине приходит община соседская, земледельческая община.

Зарождение системы социальных институтов началось в период разложения первобытнообщинного строя и было связано с процессом общественного разделения труда. Разделение труда привело к появлению и развитию част­ной собственности, которая, в свою очередь, привела к разделению общества на классы, что и обусловило необ­ходимость появления таких социальных институтов, ос­новной функцией которых было осуществление классо­вых интересов и потребностей, охрана существующего социального порядка.

Таким образом, уже на ранних этапах развития обще­ства появляется потребность в формировании механизмов управления социальными процессами, Т.е. соответствующих социальных институтов. В качестве их предвестников на ранних ступенях первобытного общества выступали советы старейшин, родоплеменные советы, народные со­брания, функции которых еще не были четко определены, в основном они выполняли военные, судейские и жречес­кие функции. В период становления классового общества формируется социальный институт управления, обеспе­чивающий функционирование общества в целом, его об­щностей и социальных групп в интересах господствующе­го класса, — государство.

В эпоху средневековья социальные институты высту­пали прежде всего как средства закрепления отношений личной зависимости и внеэкономического принуждения, «сращивания» политической власти и экономического господства, а также обеспечения устойчивости социаль­ного целого, общества. Среди институтов феодального владения можно отметить такие, как майорат, феод, им­мунитет, вотчина и др. В классовом обществе в этот период происходит выделение сословия профессиональ­ных служителей культа, возникают особые религиозные организации, что ведет к становлению церкви, религии в качестве особого социального института. Религия как со­циальный институт играла важную роль в интеграции политически и экономически раздробленного общества. Она приобрела и начала осуществлять нерелигиозные функции — политические, экономические (церковь была крупным земельным собственником в этот период). Ей были полностью подчинены наука, образование и искус­ство.

Становление капитализма привело к развитию целост­ной системы социальных институтов, обеспечивающих функционирование разных сфер общественной жизни: производство и потребление материальных благ, духовное производство, распространение и потребление духовных ценностей и т.д. В это время возникают институты науки, образования, искусства и т.д.

История появления и развития социальных институ­тов — это история постепенного превращения социально­го института традиционного типа в современный соци­альный институт. В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функци­ям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в первобытном обществе, как уже было отмечено выше, особую роль играла семья, в феодальном обществе в качестве базовых выступали религиозные институты, в России после Октябрьской революции господствующее место за­нимали политические институты, в первую очередь, Ком­мунистическая партия, а в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты.

Развитие социальных институтов может осуществлять­ся двумя путями: 1) появление новых социальных инсти­тутов; 2) развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Первый путь развития институтов в настоящее время характерен для многих народов бывшего СССР, где со­здаются такие важнейшие институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и т.д.

Второй путь — развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов — в свою очередь также может проходить по-разному: а) за счет внутренней дифференциации, специализации связей, функций, уч­реждений. Например, в настоящее время в рамках инсти­тута здравоохранения появилась тенденция к превраще­нию наркологической службы в самостоятельный инсти­тут; б) за счет перерегулирования социального института. В данном случае основные участники институализированных социальных связей стремятся кардинально изме­нить принципы регуляции, не уничтожая при этом сам институт, так как потребность в нем сохраняется. Напри­мер, институт собственности в России. Многих в настоя­щее время не устраивает моральное, материальное, юри­дическое регулирование их прав и обязанностей, связан­ных с собственностью. Если раньше граждане не владели и не распоряжались собственностью, но имели право на гарантированный минимум уровня жизни, то сегодня часть населения уже хочет владеть, распоряжаться, риско­вать, имея при этом лишь только шанс жить зажиточно и независимо. А так как не все население России не удовле­творено сложившейся системой регуляции, поэтому ста­новлению новых форм собственности ставятся всевоз­можные препоны и препятствия [см.: 189. С.135-137].

В качестве другого наглядного примера можно взять институт образования в постсоветском обществе, который после распада СССР стал нуждаться в изменении самой концепции образования, создании новых учебных заведений, ином выборе предметов и т.п., которые должны быть переориентированы на потребности формирующихся ры­ночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда.

В истории развития общества можно найти ряд при­меров эффективного, более-менее безболезненного ре­формирования социальных институтов, но чаще всего такие реформы все-таки завершались революционными событиями.

Следует отметить, что изменение каждого отдельного социального института, как и всей системы социальных институтов, может происходит как эволюционным, так и революционным путем. Как указывал Т.Парсонс, источни­ками изменения могут быть как эндогенные (т.е. внутрен­ние), так и экзогенные (т.е. внешние) факторы, или те и другие одновременно [см.: 191. С.469-470]. Среди экзо­генных факторов наиболее важными являются воздейст­вия со стороны культуры (изменение культуры, а также изменение ценностных ориентаций) и личности (всякого рода новаторская деятельность человека). Эндогенные из­менения социальных институтов происходят в основном из-за того, что определенный институт перестает эффек­тивно обслуживать цели и интересы тех или иных соци­альных групп и коллективов. Например, распад такого социального института, как семья, может быть обуслов­лен изменением ролевого поведения супругов (например, измена одного из них) или конфликтами, возникшими в семье из-за вмешательства в семейные отношения роди­телей супругов.

Таким образом, социальный институт является исто­рически сложившейся устойчивой формой организации совместной деятельности людей, которая, в то же время, может подвергаться различным изменениям в ходе разви­тия общества.