4.3.6. Социальный институт и социальная группа

.

4.3.6. Социальный институт и социальная группа

Необходимо различать понятия «социальная группа», «социальный институт», «социальная организация». Так, между понятиями «социальный институт» и «социальная группа» имеются следующие существенные внутренние различия: если социальная группа — это совокупность взаимодействующих людей, индивидов, то социальный институт — это система социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, .Т.е. реализуемых на практике.

В качестве примера рассмотрим семью. Для социоло­гов она является уникальной социальной системой, кото­рая сочетает в себе и черты социального института, и малой социальной группы. Семья выступает в качестве своеобразной микромодели общественный структуры, социокультурного опыта страны и одновременно с этим представляет собой довольно устойчивую группу людей, между которыми происходит непосредственное личное общение и взаимодействие.

Семья анализируется социологами как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить, на­сколько ее образ жизни, функционирование соответству­ет или не соответствует тем или иным современным об­щественным потребностям. Исследователей интересуют прежде всего образцы семейного поведения (каким обра­зом происходит социальное регулирование семейного по­ведения), установившиеся роли в семье. В данном случае процесс формирования семьи рассматривается как сово­купность норм и стандартов ухаживания, выбора будуще­го брачного партнера, сексуального поведения, взаимоот­ношений с родителями будущих супругов.

Отношения между мужем и женой регулируются спе­циально разработанной институтом брака системой норм и санкций. Одни нормы, права и обязанности носят юри­дический характер и регламентируются Основами законо­дательства и кодексом о браке и семье (например, матери­альные обязательства супругов по отношению к детям, друг к другу, о владении имуществом, а также нормы, связанные с расторжением брака).

Регуляция других норм брака осуществляется благода­ря морали, обычаям, традициям (например, нормы уха­живания, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между мужем и женой, семейный досуг и т.д.). Так как нормы и традиции со временем меняются, отмечается их различие в зависимости от той или иной стадии жизненного цикла семьи.

Как малая социальная группа семья чаще всего рас­сматривается в тех случаях, когда изучаются отношения между индивидами, составляющими семью, или внутрен­ние связи семьи. Благодаря этому можно установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, а также мотивы и причины разводов. Рассматривая проблемы межличностного взаи­модействия, необходимо не забывать, что они тесно свя­заны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения. Исследователей интересуют цели, структура, состав, характер группового взаимодей­ствия, структура власти, семейные нормы, ценности, удовлетворенность пребыванием в семье и т.д.

Каждый из этих подходов имеет свою специфику, если исследование семьи как социального института ориенти­ровано в основном на исследование внешних связей семьи, то исследование семьи как социальной группы — на внутренние связи. Итак, в качестве основных социоло­гических подходов к исследованию семьи выступают со­циальный институт и малая группа.

Из вышеприведенного видно, что понятие социаль­ный институт следует отличать от понятия социальная группа. Если понятие «социальный институт семьи» под­разумевает комплекс норм, социальных ролей, реализую­щихся в бесчисленном множестве существующих семей определенного типа, то понятие «семья как малая группа» — отдельную семью как малую социальную группу, в которой существует целый спектр различных отношений.

Следует различать и такие понятия, как «социальный институт» и «организация».

Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Среди социологов нет едино­го мнения по поводу того, как они соотносятся друг с другом. Одни считают, что вообще нет необходимости различать эти два понятия, употребляют их как синони­мы, так как многие социальные явления, такие, напри­мер, как система социального обеспечения, образование, армия, суд, банк, могут одновременно рассматриваться и как социальный институт, и как социальная организация, другие же приводят более или менее четкое их разграни­чение. Трудность проведения четкого «водораздела» между этими двумя понятиями связана с тем, что соци­альные институты в процессе своей деятельности высту­пают как социальные организации — они структурно оформлены, институционализированы, имеют свои цели, функции, нормы и правила. Сложность заключается в том, что при попытке выделить социальную организацию

как самостоятельный структурный компонент или соци­альное явление приходится повторять те свойства и черты, которые характерны и для социального института.

Также следует отметить, что, как правило, организа­ций значительно больше, чем институтов. Для практичес­кой реализации функций, целей и задач одного социаль­ного института часто формируется несколько специали­зированных социальных организаций. Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно- культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.).