ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социология в России — это часть общемировой соци­ологии. История развития российской социологии связа­на со сложными катаклизмами. Ее появление было обу­словлено рядом предпосылок (научных, экономических, политических и т.д.) как мирового масштаба, так и ее своеобразных, национальных, свойственных только для России.

К сожалению, до революции социология в нашей стране так и не стала академической дисциплиной и была в чрезвычайно малой степени институционализирована. Из трех основных составляющих процесса институционализации только одна — публикации, достигла определен­ного уровня развития. Временное усиление процесса институционализации социологии произошло после рево­люций 1917 года (введение социологии в число обязательных предметов преподавания в учебных заведе­ниях, создание социологических обществ и учреждений, увеличение выпуска социологической литературы, в том числе учебников и т.д.). Но это продолжалось недолго — только до 1922 г., когда социология в нашей стране как предмет преподавания была ликвидирована.

До 20-х годов в России существовало много направле­ний и школ социологии, то же свойственно было и Запа­ду. Но после принятия в России (в конце 30-х) точки зрения, что социология это философская наука, после проведения ряда дискуссий в последующие годы, «запрет» на выдвижение отличных от официальной точек зрения привело к тому, что в стране осталось существовать толь­ко одно направление. На Западе как существовали, так и продолжают мирно существовать разные точки зрения на социологию. В настоящее время в российской социоло­гии складывается толерантность и плюрализм идей. Нача­лось осуществляться то, о чем мечтал в свое время М.М.Ковалевский и о чем говорил Н.И.Кареев: «Социо­логия будущего явится синтезом тех частных истин, какие содержатся в отдельных направлениях социологии» [95. С. XIV].

В России, как отмечает А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской нау­кой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интен­сивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углуб­ляется институционализация социологии как науки. В настоящее время в нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений социологии, около 10 журналов [см.: 256. С. 19]. Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициа­тива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки, в том числе и социологии, высту­пает как формирование своего особого отношения к изу­чаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время россий­ские социологи начали активно заниматься. В данной книге представлены основные взгляды и подходы совре­менных российских и западных социологов как на пред­мет социологии, структуру и функции социологии, ее место в системе других общественных наук, так и на категориальный аппарат науки об обществе.