К чи­та­те­лю.

.

К чи­та­те­лю.

Выс­шая шко­ла при­зва­на го­то­вить спе­циа­ли­стов, со­от­вет­ст­вую­щих реа­ли­ям се­го­дняш­не­го вре­ме­ни и за­про­сам при­бли­жаю­ще­го­ся ХХI ве­ка. Ус­ко­ряю­щие­ся тем­пы раз­ви­тия всех об­лас­тей че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти предъ­яв­ля­ют осо­бые тре­бо­ва­ния к выс­ше­му об­ра­зо­ва­нию. Но что та­кое об­ра­зо­ва­ние? Па­ра­док­саль­ный от­вет на этот во­прос дал зна­ме­ни­тый фи­зик-тео­ре­тик Вер­нер Гей­зен­берг. "Об­ра­зо­ва­ние, - го­во­рил он в од­ной из сво­их ре­чей, - это то, что ос­та­ет­ся, ко­гда за­бы­ли все, че­му учи­лись". Па­ра­докс это­го от­ве­та лишь мни­мый и име­ет глу­бо­кий смысл. Рас­кры­вая его, Гей­зен­берг да­лее го­во­рил: "Об­ра­зо­ва­ние, ес­ли угод­но, - это яр­кое сия­ние, оку­ты­ваю­щее в на­шей па­мя­ти школь­ные го­ды и оза­ряю­щие всю на­шу по­сле­дую­щую жизнь. Это не толь­ко блеск юно­сти, ес­те­ст­вен­но при­су­щий тем вре­менам, но и свет, ис­хо­дя­щий от за­ня­тия чем-то зна­чи­тель­ным". Сле­до­ва­тель­но, об­ра­зо­ва­ние - это не­что боль­шее, чем ус­вое­ние оп­ре­де­лен­ной для дан­но­го спе­циа­ли­ста сум­мы зна­ний. Это не­ко­то­рая мат­ри­ца всей даль­ней­шей жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

Дей­ст­ви­тель­но, об­ра­зо­ва­ние - это обу­че­ние и вос­пи­та­ние. Ка­ж­дая их этих со­став­ляю­щих про­цес­са об­ра­зо­ва­ния, т.е. соз­да­ния об­раза спе­циа­ли­ста, име­ет свои функ­ции. Об­ра­зо­ва­ние - воо­ру­жить бу­ду­щих спе­циа­ли­стов про­фес­сио­наль­ной сум­мой зна­ний и нау­чить твор­че­ски ус­ваи­вать в даль­ней­шем но­вые зна­ния. Вос­пи­та­ние - фор­ми­ро­ва­ние гра­ж­да­ни­на, лич­но­сти. Од­на­ко вы­пол­не­ние этих раз­лич­ных функ­ций не­воз­мож­но без един­ст­ва обу­че­ния и вос­пи­та­ния. Они как два ма­где­бург­ских по­лу­ша­рия не­мыс­ли­мы друг без дру­га. Лишь ко­гда обу­че­ние не сво­дит­ся ис­клю­чи­тель­но к ус­вое­нию оп­ре­де­лен­ной сум­мы чис­то про­фес­сио­наль­ных зна­ний, но не­сет и вос­пи­та­тель­ный за­ряд, а вос­пи­та­ние реа­ли­зу­ет­ся на фо­не обу­че­ния, вы­ра­ба­ты­вая ду­хов­ные ка­че­ст­ва лич­но­сти, в том чис­ле ее про­фес­сио­наль­ную эти­ку, воз­мож­но фор­ми­ро­ва­ние не толь­ко уз­ко­го спе­циа­ли­ста, но и иинтел­ли­ген­та и гра­ж­да­ни­на, со­че­таю­щего оп­ре­де­лен­ный мас­сив зна­ний с куль­ту­рой в са­мом ши­ро­ком зна­че­нии это­го сло­ва. Имен­но куль­ту­ра яв­ля­ет­ся фо­ном со­еди­не­ния обу­че­ния и вос­пи­та­ния - фор­ми­ро­ва­ния че­ло­ве­ком са­мо­го се­бя, соз­да­ния сво­его об­раза, ор­га­ни­за­цию cвоего ха­рак­те­ра.

Что же со­став­ля­ет куль­ту­ру ин­же­не­ра? Ос­но­во­по­лож­ни­ки рос­сий­ской пиа­ни­сти­че­ской шко­лы, по­лу­чив­шем ми­ро­вую при­зна­тель­ность, фор­му­ли­ро­ва­ли три за­да­чи под­го­тов­ки в кон­сер­ва­то­рии: вос­пи­тать че­ло­ве­ка, му­зы­кан­та и пиа­ни­ста. По ана­ло­гии с под­го­тов­кой пиа­ни­стов ( а эта ана­ло­гия впол­не уме­ст­на по­сколь­ку труд и пиа­ни­ста, и ин­же­не­ра имеет твор­че­ский ха­рак­тер) мож­но ут­вер­ждать, что при об­ра­зо­ва­нии ин­же­не­ров нуж­но ре­шить три за­да­чи. Пер­вая - вос­пи­тать бу­ду­ще­го спе­циа­ли­ста как че­ло­ве­ка - его са­мо­соз­на­ние, по­ли­ти­че­скую ори­ен­та­цию, нрав­ст­вен­ность, эс­те­ти­че­скую вос­при­им­чи­вость кра­со­ты че­ло­ве­ка и при­ро­ды, дис­ци­п­ли­ну и от­вет­ст­вен­ность, гар­мо­нию его ду­ха и те­ла. Вто­рая - обу­чить его как ин­же­не­ра , т.е. как твор­че­скую лич­ность ( ин­же­нер от лат. ingeniare - тво­рить), об­ла­даю­щей со­лид­ной гу­ма­ни­тар­ной, ма­те­ма­ти­че­ской, ес­те­ст­вен­но-на­уч­ной и об­ще­ин­же­нер­ной под­го­тов­кой. Тре­тья - под­го­то­вить ин­же­не­ра-спе­циа­ли­ста - ин­фор­ма­тика или ав­то­мат­чи­ка, свар­щи­ка или при­бо­ри­ста и т.д.

 Гар­мо­ния воз­дей­ст­вия гу­ма­ни­тар­ных, естественно-научных, об­ще­тех­ни­че­ских и профилирующих ка­федр на подготовку ин­же­не­ра - за­да­ча тех­ни­че­ских уни­вер­си­те­тов. В весь­ма слож­ных ус­ло­ви­ях де­мо­кра­ти­за­ции на­ше­го об­ще­ст­ва и ста­нов­ле­ния ры­ноч­ных от­но­ше­ний тех­ни­че­ские уни­вер­си­те­ты при­зва­ны дать уни­вер­саль­ное, то есть все­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние ин­же­не­ров ог­ром­но­го и все уве­ли­чи­ваю­ще­го­ся спек­тра спе­ци­аль­но­стей и спе­циа­ли­за­ци­ей. Во все­сто­рон­но­сти об­ра­зо­ва­ния, по на­ше­му мне­нию, смысл пре­об­ра­зо­ва­ния ря­да тех­ни­че­ских ин­сти­ту­тов в тех­ни­че­ские уни­вер­си­те­ты. Ус­во­ив тра­ди­ции клас­си­че­ских уни­вер­си­те­тов, тех­ни­че­ские уни­вер­си­те­ты долж­ны со­еди­нить обу­че­ния и вос­пи­та­ние в еди­ный про­цесс об­ра­зо­ва­ния со­вре­мен­но­го ин­же­не­ра. Бо­лее то­го : пре­об­ра­зо­ва­ние ря­да ин­сти­ту­тов в уни­вер­си­те­ты - тех­ни­че­ско­го, пе­да­го­ги­че­ско­го, ме­ди­цин­ско­го и аг­рар­но­го на­прав­ле­ний - ста­ло ор­га­ни­за­ци­он­ной ос­но­вой инте­гра­ции об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и куль­ту­ры. Ре­ша­ет­ся за­да­ча урав­нять эти фун­да­мен­таль­ные со­став­ляю­щие уни­вер­си­тет­ской триа­ды.

Ре­ше­ние этой за­да­чи, в боль­шой сте­пе­ни влияю­щей на бу­ду­щее че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва в на­сту­паю­щей ин­фор­ма­ци­он­ной ци­ви­ли­за­ции, пред­по­ла­га­ет не под­го­тов­ку ин­же­не­ров-тех­но­кра­тов, за­мы­каю­щих­ся в скор­лу­пу сво­их уз­ко про­фес­сио­наль­ных ин­те­ре­сов и не ви­дя­щих ни­че­го даль­ше чер­те­жей , экс­пе­ри­мен­тов и мо­де­лей , ма­те­ма­ти­че­ских фор­мул и тех­ни­че­ских рас­че­тов, а лю­дей на­сту­паю­ще­го но­во­го вре­ме­ни, глу­бо­ко эру­ди­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов, со­че­таю­щих тех­ни­че­ские зна­ния с ши­ро­ким куль­тур­ным кру­го­зо­ром. Куль­тур­ное раз­ви­тие ин­же­не­ра в со­че­та­нии с его про­фес­сио­наль­ны­ми ка­че­ст­ва­ми по­зво­ля­ет ему осоз­нать, что лю­бая тех­ни­че­ская про­бле­ма не ог­­ра­ни­чи­ва­ет­ся ре­ше­ни­ем тех­ни­че­ских и тех­но­ло­ги­че­ских за­дач. Она име­ет со­ци­аль­ные, эко­но­ми­че­ские, эко­ло­ги­че­ские, нрав­ст­вен­ные, эс­те­ти­че­ские ас­пек­ты. По­это­му ны­не нуж­ны не на­пич­кан­ные ин­же­нер­ной гра­мот­но­стью тех­но­кра­ты, а ши­ро­ко об­ра­зо­ван­ные лю­ди, спо­соб­ные ори­ен­ти­ро­вать­ся в бур­ном и про­ти­во­ре­чи­вом ми­ре, осоз­на­вать от­вет­ст­вен­ность за свои дей­ст­вия как пе­ред сво­ей со­ве­стью, так и пе­ред об­ще­ст­вом. Дру­ги­ми сло­ва­ми, те­пе­реш­не­му об­ще­ст­ву нуж­ны ин­же­не­ры-ин­тел­ли­ген­ты.Ра­бо­та выс­ших тех­ни­че­ских учеб­ных за­ве­де­ний на­шей стра­ны в долж­ной ме­ре не обес­пе­чи­ва­ет то­го об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рое тре­бу­ет жизнь. Во мно­гом это за­ви­сит от про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го со­ста­ва, ко­то­рый под­час не учи­ты­ва­ет, что не толь­ко мы при­зва­ны со­вер­шен­ст­во­вать об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс, но и об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс пе­ре­страи­ва­ет нас, тре­бу­ет не­пре­рыв­но­го по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции пре­по­да­ва­те­лей - ов­ла­де­ния ими по­след­ни­ми дос­ти­же­ния­ми нау­ки, тех­ни­ки, куль­ту­ры, ком­пь­ю­тер­ной гра­мот­но­стью, ино­стран­ны­ми язы­ка­ми и гу­ма­ни­тар­ным зна­ни­ем. Без это­го не­пре­мен­но­го ус­ло­вия не­воз­мо­жен вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ный про­цесс об­ра­зо­ва­ния. В ре­зуль­та­те мо­ло­дой спе­циа­лист час­то яв­ля­ет­ся ин­тел­ли­ген­том по ди­пло­му или долж­но­сти, но не ста­но­вит­ся им по су­ще­ст­ву, как лич­ность.

Прав­да, ред­ко ка­кое-ли­бо об­ще­ст­во бы­ло удов­ле­тво­ре­но сис­те­мой об­ра­зо­ва­ния. Это спра­вед­ли­во осо­бен­но сей­час, ко­гда клас­си­че­ская мо­дель об­ра­зо­ва­ния фак­ти­че­ски се­бя ис­чер­па­ла. Ны­не все яв­ст­вен­нее на­ме­ча­ет­ся тен­ден­ция обу­че­ния не зна­нию, а мыш­ле­нию, ре­фор­ми­ро­ва­ния об­ще­куль­тур­но­го яд­ра выс­ше­го тех­ни­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, осоз­на­ния то­го, что ин­же­нер не мо­жет до­бить­ся серь­ез­ных дос­ти­же­ний в сво­ей тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти, ес­ли он слабо ориентирован в дру­гих об­лас­тях че­ло­ве­че­ской жиз­не­дея­тель­но­сти.

Что­бы под­го­то­вить ин­же­не­ра не толь­ко как спе­циа­ли­ста, но и как лич­ность, ви­ди­мо, нуж­но в про­цес­се его об­ра­зо­ва­ния вый­ти за рам­ки уз­ко про­фес­сио­наль­ных тех­ни­че­ских зна­ний. Как ху­дож­ник смот­рит на соз­дан­ный им ше­девр на рас­стоя­нии, так и ин­же­нер дол­жен оце­ни­вать свои дей­ст­вия в дру­гом ра­кур­се. Та­кое дру­гое, как бы сто­рон­нее ви­де­ние смыс­ла ин­же­нер­ной дея­тель­но­сти да­ет ее фи­ло­соф­ское ос­мыс­ле­ние.

Подобное ос­мыс­ле­ние при­зва­на дать спе­ци­аль­ная от­расль фи­ло­соф­ско­го зна­ния, по­лу­чив­шая на­зва­ние фи­ло­со­фии тех­ни­ки. Имен­но она рас­смат­ри­ва­ет ин­же­нер­ную дея­тель­ность и ее объ­ект - тех­ни­ку на фо­не ши­ро­ко­го спек­тра че­ло­ве­че­ских цен­но­стей. Об этом и идет речь в пред­став­ляе­мой кни­ге, где тех­ни­ка ана­ли­зи­ру­ет­ся как осо­бый вид и сред­ст­во творческой че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, реа­ли­зо­ван­ное зна­ние лю­дей, вы­пол­няю­щее со­ци­аль­ные функ­ции, за­ви­си­мая от со­циу­ма и в то же вре­мя воз­дей­ст­вую­щая на об­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие.В этом, на наш взгляд, за­клю­ча­ет­ся на­зна­че­ние этой кни­ги, ко­то­рая без со­мне­ния при­не­сет поль­зу вдум­чи­во­му чи­та­те­лю и явит­ся хо­ро­шим под­спорь­ем в под­го­тов­ке со­вре­мен­ных ин­же­не­ров.

 За­слу­жен­ный дея­тель нау­ки и тех­ни­ки РФ,

 док­тор тех­ни­че­ских на­ук, про­фес­сор А.А.Рыж­кин.