1. Проблема техники в философии.
.1. Проблема техники в философии.
Вступление человечества в третье тысячелетие совершается путем глобальной революции в масштабах планеты как результата совпадения социально-экономических, политических, научно-технических, экологических и демографических факторов. Поражение тоталитарных режимов и переход к неоконсервативным и либерально-демократическим формам правления, постепенный но все убыстряющийся переход человечества от индустриальной к постиндустриальной или ,точнее говоря, к цивилизации высоких технологий, осознание приоритета общечеловеческих ценностей над ценностными установками отдельных социальных групп, экологический кризис и в связи с этим признание необходимости качественного изменения общества к природе ( от господства над природой к гармонии с ней) - таков далеко не полный набор тех процессов, которые составляют содержание современной глобальной революции.
В многоцветном спектре составляющих глобальной революции одно из первых мест занимает техника, ее развитие, функционирование и вызываемые ею социальные следствия. Именно с техникой в большой степени связана деятельность и сама жизнь современного человека. Именно она оказывает все возрастающее воздействие на современную цивилизацию, трансформируя ее в постиндустриальную. Не удивительно, что техника во всем многообразии связей и отношений с разными сферами и явлениями общества и природы является объектом философского внимания. Более того, в философии сложилась солидная традиция , которая привела к формированию философии техники.
Философия техники как специфическая область философского знания зародилась на Западе более ста лет назад и приобрела "второе дыхание" ныне. в эпоху бурного научно-технического прогресса. Она призвана дать философский синтез знаний о технике и разработать методологию ее исследования.
К философскому анализу техники сложились различные подходы. В одних случаях техника трактуется в чисто инструментальном плане, в других как явление культуры, в третьих в ее взаимоотношениях с научными знанием. Иногда технику рассматривают в таких аспектах, как мировоззренческий, натуралистический, волевой, рациональный и т.д.Наличие многоаспектного рассмотрения техники при ее философском иследовании вполне правомочно и определяется рядом обстоятельств.
Прежде всего, в различные исторические периоды в термин "техника" вкладывалось разное содержание в зависимости от значимости функций человека и техники в трудовом процессе. Поскольку при использовании ручных орудий труда огромное значение имело умение человека ими работать под техникой понималось искусство, мастерство. В условиях ремесленного производства мастерство, передаваемое из поколения в поколение, имело большое значение, но возрастает и роль орудий труда в производственном процессе. Под техникой начинают понимать не только искусство работника, но и средства его труда. Не случайно английское слово technolodgу означает и технику и технологию. С переходом в начале ХХ111 века к крупному машинному производству, когда мастерство рабочего отступило на задний план, под техникой стали понимать материальные средства труда. Ныне, когда техника внедрилась буквально во все сферы человеческой деятельности, технику понимают более широко, как искусственно созданные средства человеческой деятельности и , более того, как овеществленное знание. Принцип историзма требует анализа различных исторических значений феномена техники.
Учтем и то. что техника представляет собой весьма сложную и гетерогенную систему, что затрудняет ее однозначное определение. Гегель писал,что " чем богаче подлежащий изучению предмет, т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции" ( 1.413)х. Этому способствует и то,что техника имеет весьма сложные о порой амбивалентные отношения с другими социальными и природными факторами.
Наконец, техника является объектом внимания многих специалистов - от инженеров и философов до экономистов и социологов. Все они исследуют технику сквозь призму своих профессиональных интересов.
В предлагаемой работе сделана попытка дать философский синтез тех знаний о технике, которые добыты различными специалистами. В этом плане в работе реализуются следующие существенные с точки зрения автора аспекты философского анализа техники:
- техника как особый вид человеческой деятельности,
- техника как средство этой деятельности ,
- техника как реализованное знание,
- техника как социальный феномен.
При анализе названных аспектов техники мы будем иметь дело с ее различными сторонами. Они взаимосвязаны друг с другом в самом объекте. " Мы ставим вопрос о технике, когда спрашиваем, что она такое,- пишет М.Хайдеггер. Каждому известны оба суждения , служащие ответом на вопрос. Одно гласит: техника есть средство для достижения цели. Другое гласит: техника есть известная человеческая деятельность. Оба определения техники говорят об одном. Ибо ставить цели, создавать и использовать средства для достижения их есть человеческая деятельность"(2,45). Продолжая эту мысль можно утверждать, что в средствах человеческой деятельности реализуются определенные знания , а сама деятельность направлена на достижение заданных личными и общественными потребностями целей. Поэтому указанные аспекты техники можно вычленить лишь в абстракции для всестороннего философского исследования техники.
Все эти соображения определили структуру книги. После введения, где характеризуется специфика философского подхода к исследованию техники,определяется предмет философии техники как специфической области философии , практическая значимость знания философии техники и излагается возникновение и развитие философии техники, в последующих четырех главах освещаются основные аспекты философского анализа техники.
Ряд важных проблем философии техники, которые получили лаконичное изложение в предлагаемой книге, более детально освещены в ранее опубликованных работах автора, в частности в книгах "Современная научно-техническая революция" (1970), " Наука и техника как социальные явления ", (1973), " НТР и культура" (1985), "НТР и гуманизм" (1990), "Основы философии техники" (1995) и других.