2.Пред­мет фи­ло­со­фии тех­ни­ки.

.

2.Пред­мет фи­ло­со­фии тех­ни­ки.

С фор­ми­ро­ва­ни­ем та­ких по­ня­тий как ар­те­факт, тех­ни­ка, ма­ши­на, дви­га­тель, тех­но­ло­гия, сис­те­мы "че­ло­век-ма­ши­на"и "нау­ка-тех­ни­ка" воз­ник­ли ос­нов­ные эле­мен­ты фи­ло­со­фии тех­ни­ки. Для фи­ло­со­фии тех­ни­ки вско­ре вы­яви­лась цен­траль­ная про­бле­ма - в ка­кой ме­ре и ка­ким об­ра­зом тех­ни­ка со­дей­ст­ву­ет дос­ти­же­нию це­лей че­ло­ве­ка и как эта тех­ни­ка влия­ет на об­ще­ст­во, его ди­на­ми­ку и струк­ту­ру, куль­ту­ру, по­ли­ти­ку, об­раз жиз­ни лю­дей, гу­ма­ни­за­цию об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. На­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся пред­мет фи­ло­со­фии тех­ни­ки. Клас­си­че­ские фун­да­мен­таль­ные про­бле­мы фи­ло­со­фии в при­ме­не­нии к ана­ли­зу тех­ни­ки по­тре­бо­ва­ли сво­ей кон­кре­ти­за­ции. Так, ос­нов­ной во­прос фи­ло­со­фии - во­прос об от­но­ше­нии соз­на­ния к ма­те­рии вы­сту­па­ет в фор­ме во­про­са об от­но­ше­нии соз­на­ния к ма­те­ри­аль­ным объ­ек­там мо­ду­ли­рую­щим дея­тель­ность соз­на­ния. Диа­лек­ти­ка субъ­ект­но-объ­ект­ных от­но­ше­ний про­яв­ля­ет­ся в фор­ме диа­лек­ти­ки взаи­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и тех­ни­че­ских уст­ройств раз­лич­ной сте­пе­ни слож­но­сти. В пред­мет фи­ло­со­фии тех­ни­ки вклю­чи­лись во­про­сы соз­да­ния ис­кус­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та,его от­но­ше­ние к ес­те­ст­вен­но­му ин­тел­лек­ту, за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия тех­ни­ки, спе­ци­фи­ка тех­ни­че­ско­го зна­ния и тех­ни­че­ских на­ук, про­бле­мы де­тер­ми­на­ции раз­ви­тия тех­ни­ки и пер­спек­тив это­го раз­ви­тия. Но глав­ные про­бле­мы се­го­дняш­ней фи­ло­со­фии тех­ни­ки свя­за­ны с бур­ным раз­ви­ти­ем и вне­дре­ни­ем во все сфе­ры жиз­ни ком­пь­ю­тер­ной тех­ни­ки, раз­ре­ше­ни­ем про­ти­во­ре­чий со­вре­мен­ной тех­но­ген­ной ци­ви­ли­за­ции, со­ци­аль­ны­ми след­ст­вия­ми со­вре­мен­но­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, пе­ре­хо­дом че­ло­ве­че­ст­ва к по­стин­ду­ст­ри­аль­ной ци­ви­ли­за­ции, тех­ни­че­ским об­ра­зо­ва­ни­ем и вос­пи­та­ни­ем. В це­лом пред­мет­ная об­ласть фи­ло­со­фии тех­ни­ки не­од­но­род­на. В ее со­дер­жа­ние вхо­дит фи­ло­со­фия, тех­но­ло­гия, со­ци­аль­ные , эко­ло­ги­че­ские и по­ли­ти­че­ские про­бле­мы. Фи­ло­со­фия тех­ни­ки как бы ак­ку­му­ли­ру­ет энер­гию мно­гих об­лас­тей че­ло­ве­че­ско­го зна­ния и дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ных на по­зна­ние тех­ни­ки. Син­те­ти­че­ская роль фи­ло­со­фии тех­ни­ки чрез­вы­чай­но важ­на по­сколь­ку в ис­сле­до­ва­нии тех­ни­ки воз­ник­ла оп­ре­де­лен­ная дис­про­пор­ция. На од­ном по­лю­се со­сре­до­то­че­ны ис­сле­до­ва­ния су­гу­бо на­уч­но-тех­ни­че­ско­го по­ряд­ка в ко­то­рых уча­ст­ву­ют пред­ста­ви­те­ли тех­ни­че­ских, ес­те­ст­вен­ных на­ук и ин­же­не­ры . На дру­гом - про­бле­мы лич­но­сти, нрав­ст­вен­но­сти, твор­че­ст­ва, про­во­ди­мых гу­ма­ни­та­рия­ми. Ме­ж­ду эти­ми по­лю­са­ми на­хо­дят­ся про­бле­мы со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ст­ва, на­уч­но-тех­ни­че­ской по­ли­ти­ки, со­ци­аль­ных след­ст­вий на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, раз­ви­тия ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры. Фи­ло­со­фия тех­ни­ки при­зва­на дать фи­ло­соф­ский син­тез всех этих трех групп про­блем.

Ко­неч­но, про­цесс ста­нов­ле­ния фи­ло­со­фии тех­ни­ки про­дол­жа­ет­ся. Од­на­ко эта об­ласть фи­ло­соф­ских ис­сле­до­ва­ний ны­не уже об­ла­да­ет все­ми па­ра­мет­ра­ми на­уч­ной дис­ци­п­ли­ны: сфор­му­ли­ро­ва­ны и реа­ли­зу­ют­ся раз­лич­ные ис­сле­до­ва­тель­ские про­грам­мы, су­ще­ст­ву­ет до­воль­но зна­чи­тель­ный мас­сив стать­ей и книг, соз­да­ны об­зо­ры и ука­за­те­ли по фи­ло­со­фии тех­ни­ки и вы­пу­щены в свет да­же учеб­ники по философии науки и техники, на­ко­нец, вы­де­ли­лись наи­бо­лее фун­да­мен­таль­ные про­бле­мы. Вме­сте с тем ос­та­ют­ся труд­но­сти фи­ло­соф­ско­го ис­сле­до­ва­ния тех­ни­ки, свя­зан­ные с тем, что эти ис­сле­до­ва­ния да­ле­ко вы­хо­дят за рам­ки изу­че­ния ме­то­до­ло­ги­че­ских про­блем тех­ни­че­ско­го зна­ния и тех­ни­че­ских на­ук и с тем, что они долж­ны вклю­чать в се­бя гро­мад­ный ком­плекс раз­но­об­раз­ных про­блем. что при­да­ет ис­сле­до­ва­нию тех­ни­ки меж­дис­ци­п­ли­нар­ный ха­рак­тер.

Не­смот­ря на та­кой ха­рак­тер фи­ло­со­фия тех­ни­ки яв­ля­ет­ся фи­ло­соф­ской дис­ци­п­ли­ной. "Фи­ло­со­фия тех­ни­ки, - пи­шет Ф. Рапп, - без­ус­лов­но но­вая фор­ма фи­ло­со­фии, но она все же фор­ма фи­ло­со­фии" ( 3,31). Она раз­ра­ба­ты­ва­ет ме­то­до­ло­ги­че­ские под­хо­ды к ана­ли­зу тех­ни­ки ис­хо­дя из об­щих прин­ци­пов фи­ло­со­фии. Спе­ци­фи­ка фи­ло­соф­ско­го ис­сле­до­ва­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что объ­ек­тив­ный мир в этом ис­сле­до­ва­нии рас­смат­ри­ва­ет­ся не сам по се­бе, как в фи­зи­ке, хи­мии, био­ло­гии, а мир в его от­но­ше­нии к че­ло­ве­ку, об­ще­ст­ву. " Изу­че­ние об­рат­но­го воз­дей­ст­вия тех­ни­че­ско­го про­грес­са на об­ще­ст­во, куль­ту­ру, ин­ди­ви­да, - пи­шет Г. М. Тав­ри­зян, - ми­ро­воз­рен­че­ский под­ход к ком­плек­су про­блем, ко­то­рые ста­вит пе­ред об­ще­ст­вом раз­ви­тие тех­ни­ки, ста­ло не­отъ­ем­ле­мой ча­стью со­вре­мен­но­го фи­ло­соф­ско­го зна­ния " (4, 3). Важ­ным для фи­ло­со­фии тех­ни­ки яв­ля­ет­ся и фор­ми­ро­ва­ние тех идеа­лов, ко­то­ры­ми ру­ко­во­дству­ют­ся лю­ди в сво­ей тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти и об­ще­ст­во в тех­ни­че­ской по­ли­ти­ке. Фи­ло­со­фия тех­ни­ки стре­мит­ся вый­ти за пре­де­лы чис­то фи­ло­соф­ских рас­су­ж­де­ний и дать прак­ти­че­ское ре­ше­ние ак­ту­аль­ных во­про­сов - что та­кое тех­ни­ка, ка­ко­ва роль че­ло­ве­ка в раз­ви­тии и функ­цио­ни­ро­ва­нии тех­ни­ки, сущ­ность тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти, со­от­но­ше­ние тех­ни­ки с куль­ту­рой, взаи­мо­связь тех­ни­ки с по­ли­ти­кой, да­ет кри­ти­ку тех­но­кра­тиз­ма, рас­смат­ри­ва­ет груп­пу эти­че­ских про­блем ( в том чис­ле про­бле­мы от­вет­ст­вен­но­сти ин­же­не­ров), взаи­мо­связь нау­ки и тех­ни­ки, на­уч­ной и тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти и зна­ния.

Как об­ласть фи­ло­соф­ско­го зна­ния фи­ло­со­фия тех­ни­ки от­ра­жа­ет со­стоя­ние фи­ло­соф­ской мыс­ли и не мо­жет быть луч­ше ее. Она вы­ра­жа­ет со­стоя­ние фи­ло­со­фии в це­лом, ее дос­ти­же­ния, не­уда­чи и пытается ответить на вечные про­бле­мы . Гос­под­ствую­щий дли­тель­ный пе­ри­од в со­вет­ской фи­ло­соф­ской мыс­ли дог­ма­тизм не спо­соб­ст­во­вал раз­ви­тию в Рос­сии фи­ло­со­фии тех­ни­ки и по­след­няя раз­ви­ва­лась на За­па­де, где сло­жи­лось до­воль­но боль­шое раз­но­об­ра­зие взгля­дов по про­бле­мам фи­ло­со­фии тех­ни­ки. "Мож­но ска­зать,- от­ме­ча­ет жур­нал "Во­про­сы фи­ло­со­фии",- что ни один круп­ный мыс­ли­тель ХХ ве­ка не обо­шел сво­им вни­ма­ни­ем фе­но­мен тех­ни­ки в про­цес­се тех­ни­за­ции со­вре­мен­ной куль­ту­ры" ( 5, 25).