Глава 1. ТЕХНИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
.Глава 1. ТЕХНИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Исследование техники как определенного вида человеческой деятельности является антропологическим аспектом ее анализа. В этом случает техника понимается как творческая деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения разнообразных жизненных человеческих (индивидуальных и общественных) потребностей. Такое понимание техники весьма распространено. Так, немецкий философ Х. Закесе пишет, что технику часто понимают "как особую форму действия, и к тому же как такое действие, которое выбирает обходной путь, поскольку на нем цель достигается легче. Обходной же путь состоит в том, чтобы не приступать непосредственно к достижению цели, а сначала ставить между нею и собой средства" (1, 424-425).
Этимология слова "техника" восходит к " tekp", имеющего индоевропейскую основу и означающего деревообработку или плотницкое мастерство. В древнегреческом языке " techne" , как и соответствующее ему латинское " ars", означало искусство или мастерство плотника, строителя, а в более общем плане - искусство во всякого рода производстве, более того, любое человеческое мастерство: как ремесло, так и художественное искусство, любую человеческую деятельность, направленную на производство того, что не способна производить природа; деятельность, требующую профессионального мастерства. Это искусство, по Платону, имеет три типа: использование, изготовление и изображение и резко, как утверждает Аристотель, отлично от науки поскольку направлено не на познание сущности вещей, а на создание этих вещей. У Аристотеля термин "техника" употребляется в смысле индивидуального искусства производить вещи, "искусства творения".
Понимание техники как умелого вида деятельности имело в античном мире свое основание. При примитивных орудиях ручного труда эффективность трудовой деятельности человека в большой степени зависела от его умения, навыков. До сих пор слово "техника" часто употребляется в этом его первоначальном значении когда мы, к примеру, говорим о умении игры на музыкальном инструменте, искусстве оратора или умении руководить коллективом, т.е. когда имеют ввиду человеческую деятельность, наполненную творческим, созидательным содержанием. Такого понимания техники придерживались многие философы. И.Кант, понимая технику как искусство производить вещи, писал: "Искусство как мастерство человека отличают также от науки ( умение от знания), как практическую способность от теоретической, как технику от теории ( как землемерное искусство от геометрии )" (2,318). П.К. Энгельмейер утверждал, что " техника есть реальное творчество" (3, 9). В.Раби пишет, что техника есть разработка плана, метода, способа действия, следовательно духовная творческая деятельность. Рассматривая технику именно в таком аспекте, К.Ясперс пишет: "Техника- это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой" (5,115). И далее : " Непосредственная деятельность подобно дыханию, движению, принятию пищи, еще не называется техникой. Лишь в том случае. если эти процессы совершаются неверно, и для того. чтобы выполнять их правильно, принимаются преднамеренные действия, говорят о технике дыхания и т.д... Техника - это умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Это умение - способность делать и обладать, а не создавать и предоставлять расти" (5,117). Следовательно, под техникой во всех этих случаях понимают активную преобразовательную деятельность людей, деятельность, имеющую творческий характер.
Для уяснения этого аспекта техники следует понять, прежде всего, что представляет собой человеческая деятельность и ее творческий характер, затем исследовать инженерную деятельность как вид технической деятельности и, наконец, раскрыть взаимосвязь инженерной и научной деятельности.