Глава 1. ТЕХНИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

.

Глава 1. ТЕХНИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Исследование техники как определенного вида человеческой деятельности является антропологическим аспектом ее анализа. В этом случает техника понимается как творческая деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения разнообразных жизненных человеческих (индивидуальных и общественных) потребностей. Такое понимание техники весьма распространено. Так, не­мец­кий фи­ло­соф Х. За­кесе пи­шет, что тех­ни­ку час­то по­ни­ма­ют "как осо­бую фор­му дей­ст­вия, и к то­му же как та­кое дей­ст­вие, ко­то­рое вы­би­ра­ет об­ход­ной путь, по­сколь­ку на нем цель дос­ти­га­ет­ся лег­че. Об­ход­ной же путь со­сто­ит в том, что­бы не при­сту­пать не­по­сред­ст­вен­но к дос­ти­же­нию це­ли, а сна­ча­ла ста­вить ме­ж­ду нею и со­бой сред­ст­ва" (1, 424-425).

Эти­мо­ло­гия сло­ва "тех­ни­ка" вос­хо­дит к " tekp", имею­ще­го ин­до­ев­ро­пей­скую ос­но­ву и оз­на­чаю­ще­го де­ре­во­об­ра­бот­ку или плот­ниц­кое мас­тер­ст­во. В древ­не­гре­че­ском язы­ке " techne" , как и со­от­вет­ст­вую­щее ему ла­тин­ское " ars", оз­на­ча­ло ис­кус­ст­во или мас­тер­ст­во плот­ни­ка, строи­те­ля, а в бо­лее об­щем пла­не - ис­кус­ст­во во вся­ко­го ро­да про­из­вод­ст­ве, бо­лее то­го, лю­бое че­ло­ве­че­ское мас­тер­ст­во: как ре­мес­ло, так и ху­до­же­ст­вен­ное ис­кус­ст­во, лю­бую че­ло­ве­че­скую дея­тель­ность, на­прав­лен­ную на про­из­вод­ст­во то­го, что не спо­соб­на про­из­во­дить при­ро­да; дея­тель­ность, тре­бую­щую про­фес­сио­наль­но­го мас­тер­ст­ва. Это ис­кус­ст­во, по Пла­то­ну, име­ет три ти­па: ис­поль­зо­ва­ние, из­го­тов­ле­ние и изо­бра­же­ние и рез­ко, как ут­вер­жда­ет Ари­сто­тель, от­лич­но от нау­ки по­сколь­ку на­прав­ле­но не на по­зна­ние сущ­но­сти ве­щей, а на соз­да­ние этих ве­щей. У Ари­сто­те­ля тер­мин "тех­ни­ка" упот­реб­ля­ет­ся в смыс­ле ин­ди­ви­ду­аль­но­го ис­кус­ст­ва про­из­во­дить ве­щи, "ис­кус­ст­ва тво­ре­ния".

По­ни­ма­ние тех­ни­ки как уме­ло­го ви­да дея­тель­но­сти име­ло в ан­тич­ном ми­ре свое ос­но­ва­ние. При при­ми­тив­ных ору­ди­ях руч­но­го тру­да эф­фек­тив­ность тру­до­вой дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка в боль­шой сте­пе­ни за­ви­се­ла от его уме­ния, на­вы­ков. До сих пор сло­во "тех­ни­ка" час­то упот­реб­ля­ет­ся в этом его пер­во­на­чаль­ном зна­че­нии ко­гда мы, к при­ме­ру, го­во­рим о уме­нии иг­ры на му­зы­каль­ном ин­ст­ру­мен­те, ис­кус­ст­ве ора­то­ра или уме­нии ру­ко­во­дить кол­лек­ти­вом, т.е. ко­гда име­ют вви­ду че­ло­ве­че­скую дея­тель­ность, на­пол­нен­ную твор­че­ским, со­зи­да­тель­ным со­дер­жа­ни­ем. Та­ко­го по­ни­ма­ния тех­ни­ки при­дер­жи­ва­лись мно­гие фи­ло­со­фы. И.Кант, по­ни­мая тех­ни­ку как ис­кус­ст­во про­из­во­дить ве­щи, пи­сал: "Ис­кус­ст­во как мас­тер­ст­во че­ло­ве­ка от­ли­ча­ют так­же от нау­ки ( уме­ние от зна­ния), как прак­ти­че­скую способность от тео­ре­ти­че­ской, как тех­ни­ку от тео­рии ( как зем­ле­мер­ное ис­кус­ст­во от гео­мет­рии )" (2,318). П.К. Эн­гель­мей­ер ут­вер­ждал, что " тех­ни­ка есть ре­аль­ное твор­че­ст­во" (3, 9). В.Ра­би пи­шет, что тех­ни­ка есть раз­ра­бот­ка пла­на, ме­то­да, спо­со­ба дей­ст­вия, сле­до­ва­тель­но ду­хов­ная твор­че­ская дея­тель­ность. Рас­смат­ри­вая тех­ни­ку имен­но в та­ком ас­пек­те, К.Яс­перс пи­шет: "Тех­ни­ка- это со­во­куп­ность дей­ст­вий знаю­ще­го че­ло­ве­ка, на­прав­лен­ных на гос­под­ство над при­ро­дой" (5,115). И да­лее : " Не­по­сред­ст­вен­ная дея­тель­ность по­доб­но ды­ха­нию, дви­же­нию, при­ня­тию пи­щи, еще не называется тех­ни­кой. Лишь в том слу­чае. ес­ли эти про­цес­сы со­вер­ша­ют­ся не­вер­но, и для то­го. что­бы вы­пол­нять их пра­виль­но, при­ни­ма­ют­ся пред­на­ме­рен­ные дей­ст­вия, го­во­рят о тех­ни­ке ды­ха­ния и т.д... Тех­ни­ка - это уме­ние, ме­то­ды ко­то­рого яв­ля­ют­ся внеш­ни­ми по от­но­ше­нию к це­ли. Это уме­ние - спо­соб­ность де­лать и об­ла­дать, а не соз­да­вать и пре­дос­тав­лять рас­ти" (5,117). Сле­до­ва­тель­но, под тех­ни­кой во всех этих слу­ча­ях по­ни­ма­ют ак­тив­ную пре­об­ра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность лю­дей, дея­тель­ность, имею­щую твор­че­ский ха­рак­тер.

Для уяс­не­ния это­го ас­пек­та тех­ни­ки сле­ду­ет по­нять, пре­ж­де все­го, что пред­став­ля­ет со­бой че­ло­ве­че­ская дея­тель­ность и ее твор­че­ский ха­рак­тер, за­тем ис­сле­до­вать ин­же­нер­ную дея­тель­ность как вид тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти и, на­ко­нец, рас­крыть взаи­мо­связь ин­же­нер­ной и на­уч­ной дея­тель­но­сти.