1.Деятельность и творчество.
.1.Деятельность и творчество.
Свойство организмов приходить под влиянием воздействия внешней среды в состояние деятельности является фундаментальным для живой материи, необходимым условием обмена веществ а значит и самой жизни.Что же такое деятельность ?
"Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности, " - пишет А.Н. Леонтьев ( 6, 49). Психологически деятельность характеризуется тем, что с этой деятельностью специфически связан особый класс психических переживаний - эмоций и чувств. Деятельность можно определить не только в психологическом плане, но и в более широком - социально-философском. В этом случае деятельность понимается как " материально-практическое, преобразующее воздействие субъекта на объект, в ходе которого изменяются как внешний объект, так и воздействующий на него субъект" (7,41).
Деятельность является основной "единицей" жизненного процесса всех живых организмов - от простейших животных до человека. Но между деятельностью животных и человека имеются существенные отличия.
Деятельность животных по своему характеру инстинктивно-биологическая. Механизмом такой деятельности является функционирующая система элементарных рефлексов - врожденных, безусловных и приобретенных, условных. Эта деятельность может осуществляться лишь по отношению к предмету, который удовлетворяет жизненную биологическую потребность животного. "Деятельность животных, - пишет А.Н.Леонтьев,- всегда остается в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе. Это общий закон деятельности животных" (6,264). Поэтому деятельность животных иногда называют поведением, а саму деятельность понимают как специфически человеческую активную форму отношения к миру. Так, В.В.Чешев утверждает, что поведение животных представляет собой реакцию на ситуации и биологические потребности, тогда как деятельность менее эмоциональна, но более рассудочна (см: 8,14). Подобной точки зрения придерживаются многие философы. С нашей точки зрения поведение как система деятельности присуща и животным и человеку. Оно может быть агрессивным, девиантным, аморальным, расчетливым и т.д. Деятельность в целом также присуща и животным и человеку, имея не только общие, но и отличительные черты о которых пойдет речь.
В связи с тем, что деятельность животных остается в пределах их биологических потребностей и отношений к природе, психические возможности отражения животными окружающего мира также являются весьма ограниченными. Все отражения имеют для животного определенную "ценность" в меру их биологического смысла. Даже отношение животных к себе и подобным принадлежит исключительно к кругу их инстинктивных биологических отношений. Именно поэтому у животных нет общества. Деятельность животных осуществляет акты приспособления к среде, но никогда - акты овладения достижениями филогенетического развития. "Эти достижения даны животному в его родных, наследственных особенностях ; человеку они заданы в объективных явлениях окружающего мира. Чтобы реализовать эти достижения в своем онтогенетическом развитии, человек должен ими овладеть" (6,373). Сложная деятельность высших животных, подчиняющаяся естественным связям, превращается у человека в деятельность, подчиняющуюся общественным отношениям. В этом - важное отличие деятельности человека от деятельности животного.
Далее. В отличие от деятельности животных человеческая деятельность является сознательной и продуктивной. В процессе своей деятельности люди не просто как животные приспосабливаются к природе, но приспосабливают природу к себе, изменяют ее в соответствии со своими развивающимися потребностями. Это изменение природы происходит в процессе основной формы человеческой деятельности - труде. Труд характеризуется определенными чертами. Одна из них - это изготовление и употребление орудий труда благодаря которым реализуется опосредованное отношение людей к природе. Животные же к природе продолжают относиться непосредственно при помощи своих естественных органов.
Другая характерная черта труда - его общественный характер. Труд совершается в процессе совместной коллективной деятельности. С самого своего зарождения труд выступает как процесс опосредованный не только орудиями труда, но и общественными отношениями - экономическими и технологическими.
Наконец, важная характеристика труда - его социально-сознательный характер. В процессе труда человек для достижения определенной сознательно поставленной цели применяет все свои способности, умения, знания, которые как бы кристаллизуются в продуктах труда. В отличие от инстинктивно-биологической деятельности животных человеческая деятельность сознательная и созидательно-продуктивная.
На ранних ступенях человеческой истории трудовая деятельность носила преимущественно репродуктивный характер. На протяжении тысячелетий трудовые приемы не претерпевали существенных изменений. Совершенствование приемов трудовых процессов шло стихийно методом проб и ошибок. Способы действий определяли длительное время неизменяемые орудия труда. В этих условиях новации могли быть привнесены только извне и источниками этих изменений стали отделившиеся от трудовой деятельности другие формы активной деятельности: искусство, религия, физическая культура, карнавалы и т.д. Эти вторичные формы деятельности оказались способными к изменению и саморазвитию. Вырабатываемые в этих формах деятельности новые двигательные структуры внесли изменения в трудовые процессы. Новационным изменениям процесса труда способствовали также формируемые структуры общения,определенная степень отрешенности активности от предмета,его вещной оболочки, конструирование идеальных предметов.Таким образом, " в истории человечества были периоды, когда символическая, ритуальная деятельность подготавливала предметную, трудовую деятельность" (10,387). Подобные мысли высказывал еще в конце 19 века немецкий философ техники А. Эспинас. "Живописец и скульптор . - писал он, - являются работниками, искусство которых оценивается как необходимая принадлежность культа... Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому изобретен индусами для возжигания священного огня - операция , производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением, весьма вероятно, что оно было прежде всего посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самими древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами... Итак, вся техника этой эпохи - имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной" (Цит. по: 11, 294-295). С исчезновением подготовительных периодов трудовой деятельности возникает модельная форма этой деятельности.Структура и содержание человеческой деятельности претерпевает серьезные изменения по мере развития орудий труда, она наполняется новым содержанием, приобретает новые свойства. Одним из таких важнейших свойств является творчество. Человеческая деятельность приобретает все более творческий характер.
В процессе творческой человеческой деятельности изменяется как внешний объект, так и воздействующий на него субъект, т.е. возникают субъектно-объектные отношения. Их исследование позволяет раскрыть сущность творчества в процессе которого происходит диалектический процесс перехода субъективного в объективное - опыт и знания субъекта воплощается в создаваемой вещи, форма деятельности превращается в форму вещи. Одновременно протекает противоположный процесс , превращение объективного в субъективное - создаваемая вещь используется в процессе деятельности субъекта, потребляется им. Форма вещи превращается в форму деятельности.
По своей сущности творчество выступает как исторический процесс самопроизводства и саморазвития сущностных сил и способностей человека в ходе познания и преобразования действительности. Творчество, творческая деятельность - отличительный признак проявления человеческой жизни. Она составляют характерную особенность человека как живого материального существа. Материя обладает движением. Более того ,стремлением, жизненным духом. Этим и существующей структурой физической картины мира, развитием Вселенной обусловлено возникновение разумной жизни. Венцом разумной жизни является человек. Он - точка роста эволюционного процесса Вселенной, "почка, заключающая в себе потенции, творческие возможности универсума" (10,414). В этом плане человек понимается не как результат случайной игры природных сил, а как закономерный итог космического процесса. В человеке развитием Вселенной заложены громадные возможности и творческие способности. Эти творческие способности пронизывают все сферы деятельности человека.Не удивительно, что труд и творчество неразрывно связаны друг с другом. Но они,конечно, не тождественны друг другу. В одних случаях труд может быть творческим, вести к решению новой задачи оригинальным путем. В других труд приобретает рутинный, механический характер, становится нетворческим.
Обычно творчество понимают как деятельность, в результате которой создаются материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью. "Творчество, - пишет И.Чангли , - это деятельность, несущая в себе элементы прогрессивной новизны, проявляющаяся как в создании качественно новых материальных и духовных ценностей, так и в более совершенном исполнении трудовых функций. Она осуществляется со знанием дела, целеустремленно, вдохновенно; в ней все более полно проявляются способности человека" (12,101). С таким определением в общем можно согласиться, если учесть ряд обстоятельств.
Во - первых, в данном случае акцент делается на характеристику лишь результатов творчества, а не на сам творческий процесс. Во-вторых, далеко не все, что обладает новизной может быть отнесено к творчеству.Можно создать такое "новое, как стоколесный велосепед.Новое должно обладать целесообразностью. Наконец, в третьих, истории науки известны случаи, когда в результате творчества создавалось новое, но оно при существующих в то время общественных условиях не было затребовано обществом и не получило практического применения. Так, изобретение эолипила Героном Александрийским около 1 века до нашей эры основывалось на принципе способности водяного пара производить работу. Но принцип этого изобретения практически мог быть использован лишь много столетий спустя. Такова судьба всех так называемых преждевременных открытий и изобретений. Наконец. следует вспомнить поговорку: новое - это хорошо забытое старое. В этом смысле можно понять определение творчества Дж. Неллером как процесса приведения в порядок того,что мы знаем, чтобы выяснить. чего мы не знаем.
Если учесть выше приведенные обстоятельства и акцентировать внимание на динамику самого процесса творчества, то, по нашему мнению, сущность творчества более точно и глубоко отражает следующее определение творчества: "Творчество - это целенаправленное взаимодействие репродуктивного и продуктивного , в ходе которого субъект реализует присущие ему творческие потенции"( 13,149). Чтобы понять смысл этого определения, следует уяснить что такое репродуктивное и продуктивное.
Репродуктивное - это воспроизведение достигнутых ранее результатов в свете решения новых творческих задач. Например, мы посредством печати воспроизводим литературные произведения писателей и поэтов прошлых эпох, сопровождая их сегодняшними комментариями. Продуктивное - это не воспроизведение, а произведение, т.е. создание нового. А.Пушкин произвел " Евгения Онегина", Дж. Уатт - паровую машину. Продуктивное характеризуется новообразованием, имеющим культурно-общественную значимость. Продуктивное в творчестве - это мера изменения в направлении вектора эволюции общественного прогресса. Но и репродуктивное имеет творческое содержание. Продуктивное и репродуктивное в мышлении и практической деятельности находятся во взаимной связи. Творчество и есть механизм деятельной связи продуктивного и репродуктивного. Первая сторона этого соотношения образует ряд продуктивных действий, направленных на создание нового. Другая содержит ряд репродуктивных действий, нацеленных на превращение новизны в социально значимое явление, выполняя функцию организации процесса творчества и придавая ему черты сознательной целенаправленности. Репродуктивные действия, таким образом, являются "точкой отсчета" процесса творчества и способом актуализации новизны. Однако, в творческом процессе продуктивные действия имеют преобладающее значение.
Заметим, что соотношение репродуктивного и продуктивного не тождественно соотношению нетворческого и творческого. Их единство отражает противоречивую природу человеческой деятельности, которая включает в себя как воспроизведения, так и изменения.
Творчество как сущностная характеристика человеческой деятельности анализируется в различных аспектах. Так. М.Г.Ярошевский выделяет три аспекта анализа творчества - логический, социальный и психологический. В.Ф.Овчинников - онтологический, социальный и психологический. При этом в онтологическом аспекте творчество понимается не как вид деятельности, а как его качественное состояние, выражающее степень созидательных способностей человека. В социально-историческом - как диалектическое сочетание репродуктивных и продуктивных действий. В логико-гносеологическом - как продуктивное и репродуктивное в знании, соотношение воспроизводства и создания нового.
Во всяком случае следует различать социальную и психологическую стороны творчества. Так, понимание творчества как деятельности человека создающего материальные и духовные ценности, которые обладают общественной значимостью, отражает социальный аспект творчества. Не учитывать в этом случае критерий общественной значимости нельзя. Другое дело психологический аспект творчества о котором следует сказать особо.
В психологи мышления есть несколько моделей творческой деятельности.
Лабиринтная модель утверждает, что переход от исходных данных задачи к ее решению лежит через лабиринт возможных альтернативных путей. Решение каждой творческой задачи сводится к целенаправленному поиску в лабиринте альтернативных путей с оценкой успеха после каждого шага. Это первая процедура.
Ассоциативная модель имеет основой своей метапроцедуры предположение о том, что решение неизвестной задачи так или иначе основывается на уже решенных задачах, чем то похожих на ту, которую надо решить. Для этого надо обратиться к памяти, проделать ассоциативный поиск. Хотя эта модель помогла создать программы распознавания образов, решения квалификационных задач и обучения ЭВМ, стройную теорию ассоциативного решения создать не удалось.
Модельная гипотеза утверждает, что мозг человека содержит модель проблемной ситуации, в которой ему надо принять решение. Для решения используются метапроцедуры, оперирующие с совокупностью знаний из той проблемной области, к которой принадлежит данная проблемная ситуация. Основными матапроцедурами становятся представление знаний, рассуждения, поиск релевантной ( связанной с данной проблемной ситуацией) информации в совокупности имеющихся знаний, их пополнение и корректировка. Эти метапроцедуры составляют ядро интеллектуальных возможностей современных программ, ориентированной на решение творческих задач. В совокупности с метапроцедурами целенаправленного поиска в лабиринте возможностей, ассоциативного поиска и рассуждения они образуют арсенал интеллектуальных средств которыми располагают современные интеллектуальные системы.
Изучая психологию творчества психологическая наука разработала структурно-уровневую концепцию психологического механизма творчества. Эта концепция основывается на законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации. Согласно этому закону "функциональные ступени решения творческой задачи умственно развитыми людьми оказались подобными этапам онтогенеза ребенка" (10,371) .С этой ,психологической точки зрения выделяются следующие этапы творческого процесса: 1. перенос неадекватного для стоящей задачи ранее выработанного решения ; 2. осмысление неудачной попытки решения, преобразование представления об условиях задачи; 3. приложение широкого круга научных знаний, выработка гипотетических программ решения; 4. интуитивное решение задачи; 5. вербализация интуитивного решения; 6. формализация вербализованного решения.
Представленная концепция психологии творчества связывает указанные фазы творческого процесса с способностями и качествами личности. Способности при этом делятся на общие ( степень интеллектуального развития личности) и частные ( технические,музыкальные, изобразительные и т.д.). Среди многообразия качеств личности выделяются ее активность, инициатива и интуитивная чувствительность. Необходим также учет знаний, умений и навыков, что правда не входит в состав психологического механизма творчества.
Психологический аспект творчества обозначается понятием " креативность". При рассмотрении кративности речь идет о психологических процессах мышления, обучения и действия а также об их результатах. Креативность охватывает не только индивидуальный, но и общественный аспекты творчества. В этом аспекте должны быть выявлены установки субъекта и мотивы его поведения.
Понятие "установка" обозначает состояние внутренней психической готовности человека действовать (поступать) весьма определенным образом в ответ на различные проявления природной и социальной среды. Речь идет в данном случае о действии в соответствии с определенными нормами. Установка - не врожденное свойство человека, а психологическая характеристика личности, приобретенная в процессе жизненного опыта. В большой степени это зависит от мировоззренческой позиции личности.
Мотивы - это факторы, которыми в данных социальных условиях определяется готовность индивида к выполнению поставленной перед ним задачи. Совокупность этих факторов с учетом их взаимосвязей составляет мотивацию. Творческая активность личности в огромной степени зависит от мотивов. Эта активность связана с отношением личности к избранной специальности,материальными соображениями, обстоятельствами жизни,климатом в коллективах, осознанием своих возможностей и социальной значимости деятельности, ее удовлетворенностью.
Творчеству мешает отсутствие гибкости мышления, сила привычки, узкопрактический подход, чрезмерная специализация, влияние авторитетов, боязнь критики, страх перед неудачей, чересчур высокая самокритичность, лень и робость. Творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, культурного развития личности, пространственных представлений и воображения, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности. Творческая деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, комбинационные способности и другие аналитико-синтетические мыслительные способности, а так же упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретениям и экспериментам, готовность к риску.
Творчеству присуще особое, игривое отношение к действительности, к себе, способность к диалектическому отрицанию, ироническое преодоление устоявшихся норм, правил, скептицизм.
Сущностной основой творчества является предвосхищение будущего, т.е. опережающее отражение.
Способность предвосхищать будущее возникла в процесс усложнения организации живой материи и параллельно этому усложнения ее отражательной способности. Опережающее отражение появилось как приспособительная реакция организма на основе запоминания прошлого опыта и использования его в процессе текущей жизнедеятельности. Опережающее отражение проявляется , прежде всего, как предвосхищение действительности в качестве принципа приспособления организма к изменяющемся условиям. Далее, опережающее отражение проявляется как предвосхищение результатов действия. Наконец, оно выступает как предвосхищение самого действия, как его модель для реализации поставленной цели. Творец должен выйти за пределы существующего наличного бытия как созданного природой, так и людьми.
В литературе описываются смелые проекты ученых, изобретателей и инженеров, которые творчески рвут с устоявшимися канонами и представлениями, выходя за пределы бытующих сегодня представлений. Проблему энергетики предполагается решить путем поставки газа из Арктики, добычи нефти из битуминозных сланцев, газификации каменного угля на основе широкого использования атомной энергии и применения МГД-генераторов, постройкой плавучих АЭС , подземных электростанций и реакторов-размножителей, строительства гелиостанций и энергетических гигантов в Мозамбике, Сахаре ( котловина Каттара ), на Инде, использования приливно-отливных течений Мирового океана, запасов термальных вод Земли ( 700 млн. км 3 ), аккумуляции солнечной энергии "солнечными фильтрами" в космосе, разложением с помощью электричества воды Мирового океана на кислород и горючий газ водород. Не меньшей оригинальностью отличаются проекты, направленные на увеличение все более истекающих сырьевых ресурсов : добыча руды со дна глубоководных океанских долин, утилизация отходов, применение синтетической бумаги вместо получаемой из древесины, получение белка из микроводорослей, синтетических материалов из крахмала, разработка принципиально новых технологий без использования дефицитных видов сырья. Редкой новизной обладают идеи в области градостроительства, транспорта, медицины. Содержание этих проектов опирается не только на строгий учет возможностей развития техники и технологии, но и на воображение, порой мечту, фантазию инженеров, которые руководствуются гуманной идеей о том, что "нет оснований слепо верить тем, кто рисует наше будущее в мрачных тонах, кто постоянно твердит нам, сто приближается конец света" (14, 294 ).
Новатор должен обладать смелостью, чтобы подняться над привычным, отстоять необходимость изменения, доказать его целесообразность, быть готовым вступить за него в борьбу. Новое неизбежно встречает сопротивление отжившего. Чем более новое качественно отлично от устоявшегося, тем более ожесточенный отпор оно встречает. " По-видимому можно сформулировать если не закономерность, то тенденцию; -пишет Н.В. Гончаренко- сила сопротивления новому прямо пропорциональна его радикализму и степени отличия от старого" (15,36). Без преодоления этого сопротивления, без борьбы невозможен подход к новому, качественный скачок. Далеко не всякая личность обладает качествами, которые позволили бы ей не только творить новое, но и отстоять результаты этого творения. Поэтому приходится согласиться с мнением: "Что не всякий способен на творчество в этом нет ничего удивительного" (16,400). В этом мнении, высказанном выдающимся французским ученым А.Пуанкаре, содержится горькая истина. Но способность к творчеству можно выработать и в дальнейшем совершенствовать в процессе длительного и упорного , самообразования.
Как одна из наиболее важных и развитых форм человеческой деятельности творческая активность влияет на развитие личности, выявляя наиболее полно индивидуальное, особенное в человеке. Это выражается в оригинальности решения той или иной задачи.
Формами субъектно-личностной творческой деятельности личности являются вдохновение и интуиция. Вдохновение - это наивысший подъем интеллектуальных и эмоциональных потенций личности. Сознательные установки личности здесь играют малую роль. Вдохновение - это как бы самоигра духовных потенций субъекта. На противоположной стороне структуры творчества находится интуиция. Она выступает как единство чувственного и рационального, сознательного и неосознанного. Эвристическая функция интуиции проявляется через такие элементы творческого поиска как накопление и осмысление фактического материала, постановка проблемы и выдвижение гипотезы, определение набора методов исследования. Вдохновение, интуиция и ряд промежуточных форм личностной творческой деятельности, таких как мечта, фантазия, воображение, догадка входят в психологическую структуру творчества. В основе этой структуры лежит диалектика сознательного и подсознательного.
А.Пуанкаре так описывает эту диалектику. основываясь на своем опыте: "Часто когда думаешь над каким-нибудь трудным вопросом, за первый присест не удается сделать ничего путного; затем, отдохнув более или менее продолжительное время, садишься снова за стол. Проходит полчаса и все так же безрезультатно, как вдруг в голове появляется решающая мысль. Можно думать, что сознательная работа оказалась более плодотворной благодаря тому, что она была временно прервана, и отдых вернул уму силу и свежесть. Но более вероятно, что это время отдыха было заполнено бессознательной работой" (16,407). В этом случае сознательная работа по мнению А.Пуанкаре играет как бы роль стимула, который заставляет результаты, приобретенные за время покоя но оставшиеся за порогами сознания, облечься в форму, доступную сознанию. Конечно, бессознательная работа плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за нею следуют периоды сознательной работы.
Диалектика сознательного и подсознательного выражается во взаимосвязи и взаимообусловлености виртуальной и действительной форм творчества. Виртуальная , т.е. возможная форма творчества - это форма продуктивной идеальной умственной деятельности, которая протекает как на сознательном, так и на неосознаваемом уровнях психического. Виртуальное творчество не поддается человеческому контролю и для стороннего наблюдателя тождественно бездеятельному состоянию субъекта творчества.Вертуальная форма творчества особенно характерна для теоретического познания, логических рассуждений и философской рефлексии, но в той или иной степени присуща всем формам творчества. "Ученые , - пишет Б.Данэм,- те, несомненно, привлекают внимание публики, так как они находятся в движении, даже в суете: они трудятся у себя в лабораториях, смотрят в микроскопы, заглядывают в пробирки с изящной смелостью орудуют с горючими веществами. Философы же как в силу привычки, так и по своей репутации - народ куда более спокойный. Они сидят себе в креслах, а когда они не сидят в креслах, то лежат в постелях, Но это лишь означает, что некоторые обобщения можно сформулировать, сидя или лежа и, пожалуй, их надо формулировать в таком состоянии. Таковы, как мы сказали, привычки философа; но, мне думается, имеются знакомые каждому моменты, когда это событие проявляется в жизни каждого" (17,14).
Вторая - действительная форма творчества. Под ней понимается любое проявление творческой активности в виде реальных действий субъекта. Она воспринимается как регистрируемая тем или иным способом активная деятельность.
Виртуальная и действительная формы творчества существуют в диалектическом единстве, являются необходимыми и взаимообусловленными формами реализации творческой активности субъекта. Но в целом для теоретического мышления характерна виртуальная форма творчества, а для творческого действия - действительная.
Переход от вдохновения через промежуточные формы творческой деятельности к интуитивному решению определяет основные этапы творчества: сознательная подготовка, неосознаваемый инкубационный период, вдохновение и догадка как осознание ключевой идеи и, наконец, логическое оформление и интерпретация этой идеи.
М. Вертгеймер выделяет с точки зрения психолога следующие этапы творческого процесса : возникновение темы, ее восприятие , анализ ситуации, осознание проблемы; работа над решением проблемы; возникновение идеи решения (инсайт); исполнительная стадия (см: 18,20-21). При этом он совершенно справедливо отмечает важность в процессе творчества правильной постановке проблемы. "Часто в великих открытиях наиболее важным является постановка вопроса,-пишет он.- Прозрение, постановка продуктивного вопроса порой является большим достижением, чем решение поставленной задачи" (18,178). Действительно, правильно определяя проблему познающий субъект знает , что он должен познать и какими путями, способами, методами он должен это познать. Проблема - это знание о незнании, поэтому "правильно поставить проблему - это уже значит наполовину обеспечить успех в ее разрешении" (19,126).
Новая идея вначале выступает как предположение и не может быть чисто логически с необходимостью быть выведена из той совокупности знаний, на которой зиждется постановка проблемы. Переход от постановки проблемы к ее разрешению осуществляется в форме гипотезы- хорошо продуманного предположения, выраженного в форме научных понятий и не противоречащего фактам. Именно при переходе от постановке проблемы к гипотезе происходит скачек, прерывание непрерывного до этого течения мысли, происходит переход к таким представлениям, которые еще не имеют достаточного логического и эмпирического обоснования. Здесь определенную роль играют целевые установки познающего субъекта, его целеполагание.
Творчество возникает и развивается в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. Именно в процессе практики субъект включает объект в сферу своей деятельности, раскрывается творчески активная роль субъекта в процессе познания. Именно в процессе практики творчество выступает как самопроизводство и саморазвитие физических и духовных сил человека, его способностей и потребностей. Поэтому несмотря на известную самостоятельность творчество является детерминированным процессом. Его детерминантами выступают природно-биологические, физиологические и психологические факторы, которые,кстати говоря, претерпевают изменения в процессе творчески преобразующей деятельности субъекта.
Существует мнение, что человек располагает такими сенсорными возможностями, которые обеспечивают его жизнедеятельность, природа де не создает ничего лишнего. Однако в сенсорной сфере человек как природное существо ограничен. Он не может непосредственно воспринимать многие явления материального мира, например чрезвычайно быстрые движения, явления и процессы микромира, мегомира и др. Эту свою ограниченность человек преодолевает как социальное существо создавая приборы и инструменты. Это, в свою очередь, расширяет чувственную базу рационального познания, делает более достоверными полученные на большем количестве эмпирического материала знания, дает возможность получить более точные характеристики познаваемых процессов и явлений.
На творчество влияют и социальные факторы, такие как процесс производства, осуществляющий взаимосвязь общества с природой, сформировавшаяся вещно-предметная среда, общение, конкретно-исторические условия. Уже сама постановка проблемы предполагает учет не только познавательных возможностей субъекта, но и социальной заинтересованности в решении проблемы, ее социальной значимости. Из всего спектра еще не познанных вещей и процессов люди выбирают как предмет познания прежде всего те, которые требуются практике. Необходимо учесть при этом и роль социального наследования, традиций, так как по словам М.Вертгеймера "великие проблемы передаются от поколения к поколению и индивид действует прежде всего не как индивид, а как член определенной группы"(18,178). Подобную детерминацию творчества мы обнаруживаем на всех этапах ее протекания. Человек как биосоциальное существо творчески преобразует и познает окружающую его реальность в процессе своей жизнедеятельности и социального общения.
Социальная детерминация творчества ярко проявляется в понимании творчества на различных ступенях общественного развития. В античности творчество понимали как результат божественного вдохновения. Затем возникает мысль о тонкой грани между творчеством и безумием. В конце эпохи Возрождения творчество понималось как высокоорганизованная форма интуиции, как проявление жизненной силы. Но неизменным оставалось одно : творчество расценивалось как специфическая форма человеческой деятельности.
Деятельность человека весьма многообразна. Поэтому возможны различные виды творчества - художественное, научное, техническое и др. Важнейшим видом человеческой деятельности и, соответствено, творчества является техническая деятельность и техническое творчество, выступающее в самых разнообразных формах, но имеющее свои специфические черты.