2. Инженерная деятельность и как вид технической деятельности.
.2. Инженерная деятельность и как вид технической деятельности.
В современном обществе техническая деятельность весьма разнообразна , имеет широкий спектр различных реализаций от деятельности по заготовке сырья до упаковки и транспортировке произведенных товаров , от непосредственного участия рабочих в производственном процессе до творческой работы инженеров в конструкторских бюро. Ныне техническая деятельность направлена на реализацию в процессе производства инженерных решений, а деятельность инженеров нацелена на проектирование, конструирование и эффективное функционирование техники, она является важным видом технической деятельности.
"Техника является настолько же древней, как и само человечество" - пишет В.Г.Горохов ( 11, 290а ). Действительно, начало технической деятельности уходит в глубокое прошлое человеческой истории. Оно связано со становлением Homo sapiens - человека разумного и переходом от собирательства даров природы к преобразованию природных агентов в соответствии с потребностями человека и общества. В этом - сущность специфики отношения человека к природе. Если животные относятся к природе пассивно, приспосабливаясь к ней, то человек имеет активное отношение к природе, видоизменяя ее, "приспосабливая" ее к удовлетворению своих потребностей. Безусловно, человек присваивает определенные продукты природы - воду, воздух, мясо зверей и рыб, плоды и т.д. Но главное что характерно для человека состоит в том, что он присваивает большинство продуктов природы в преобразованном им же виде.
Преобразование природы человек реализует в процессе труда , который совершается между человеком и природой. Именно в труде он своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Этот обмен протекает в ходе активной преобразующей технической деятельности человека. Как же возникает это специфическое отношение людей к природе - труд ?
Здесь мы должны углубиться в далекое прошлое человеческого общества,в конец третичного и начало четвертичного периодов. На рубеже этих периодов примерно 2 миллиона лет назад биогеографическая среда , флора и фауна Земли под влиянием резкого потепления претерпела серьезные изменения: сократилась площадь лесов, образовались обширные пустынные области. Темпы этих изменений были намного быстрее темпов биологической эволюции животных. Биологически приспособиться предкам человека к этому было невозможно. Появилась объективная необходимость в создании нового, более эффективного способа приспособления к новым природным условиям. Возможным оставалось одно - встать на путь "приспособления" природы к своим потребностям, т.е. перейти от пассивного отношения к природе к активному.
Предок человека уже имел биологические предпосылки к такому поведению, которое позже оформилось в виде процесса труда. В генетическом смысле, констатирует Т. Ярошевский, " труд есть как бы продолжение типичных свойств , присущих животным организмам, которые позволяют им путем приспособления органов а также регулирования их деятельности с помощью нервной системы присваивать целенаправленным образом из окружающей среды все то, что необходимо для их развития и выполнения организмом соответствующих функций" (21,124). Истоками труда являются специфические формы биологической адаптации высших антропоидов к окружающей среде: эпизодическое и потом и систематическое использование отдельных предметов природы в качестве необходимого дополнения к естественным органам своей жизнедеятельности , средств нападения на окружающих животных, защиты от них, разделывания добычи. Внешняя природа как бы "расщеплялась" на биологически- значимые и нейтральные предметы.
Первоначально техническая деятельность приспосабливала природные агенты к своим потребностям и решала лишь такие задачи, разрешение которых уже назрело не заглядывая в будущее. Затем техническая деятельность была направлена на усовершенствование орудий труда стихийным путем. К более позднему времени относится изобретательская деятельность, которая предполагала сравнительно развитый уровень мышления. В этом случае люди овладевали не только свойствами материальных вещей, но и закономерностями их развития и функционирования. Появляется инженерная деятельность как особый вид технической деятельности. " В историческом плане , - пишет В.Г.Горохов,- инженерная деятельность выделилась на определенном этапе развития общества из технической деятельности, которая присуща человеческому обществу на самых ранних его стадиях и связана с изготовлением орудий" (22,8).
Слово инженер произошло от латинского слова ingenium - хитроумный, остроумный, изобретательный. Словом "инженер" стали называть создателей некоторых военных машин во втором веке, а впоследствии - творцов всяких хитроумных устройств. Заметим, что параллельно появилось слово машина для обозначения подъемного устройства в древнегреческом театре.
В современном значении фигура инженера появляется в 18 веке с возникновением крупного машинного производства. Именно в конце 18 - начале 19 веков в Западной Европе начинается этап крупного машинного производства, основанный на сознательном применении науки в производственном процессе. Инженер своей деятельностью ,как бы соединяя науку с производством, становится проводником науки в производстве. Одновременно, о чем речь еще впереди, формируется особый класс наук - технические науки, которые соединяют научное познание с практикой.
В литературе имеются попытки определить основные этапы развития инженерной деятельности. Соглашаясь с утверждением. что техническая цивилизация является необходимой ступенью общественного прогресса, Е.А.Шаповалов выделяет следующие этапы развития инженерной деятельности: " праинженерный" - время строительства крупных и сложных сооружений древности, "прединженерный" - период мануфактуры, этап становления инженерной деятельности в социальном плане ( конец 18 - начало 19 веков), период развития инженерной деятельности на основе системы машин и технических наук и, наконец, современный этап (23,72-79). Соглашаясь , в основном, с такой периодизацией инженерной деятельности,следует, видимо, уточнить содержание современного этапа инженерной деятельности с учетом тех изменений в этой деятельности, которые происходят с связи с переходом к информационной технологии.
Инженерная деятельность в современном ее понимании возникает когда развитие техники как способа деятельности уже не могло основываться только на производственных навыках, традиции, умении работников производства, а требовало целенаправленного использования научных знаний. Вместе с усложнением производственных процессов инженерная деятельность дифференцировалась на инженерно-исследовательскую, инженерно-конструкторскую и инженерно-технологическую. Деятельность инженера в отличие от деятельности других слоев интеллигенции ( педагогов, врачей, актеров, композиторов и др.) по своей роли в общественном производстве является производительным трудом, непосредственно участвующим в создании национального дохода. Тем самым инженеры выполняют одну из обособившихся функций совокупного работника.
Именно практическая направленность инженерной и вообще всей технической деятельности давала повод "интеллектуалам" смотреть на нее свысока. Техническая деятельность не пользовалась особой славой еще в древности. Критика технической деятельности оказывается столь же древней, как и сама эта деятельность. Достаточно в этой связи вспомнить мифы о разрушении Богом Вавилонской башне, прикованном к кавказским скалам Прометее или упавшем с небес Икаре. "Сам Архимед, - пишет Плутарх, - считал сооружение машин занятием, не заслуживающим ни трудов, ни внимания; большинство из них появилось на свет как бы попутно, в виде забав геометрии и то потому, что царь Гиерон из честолюбия убедил Архимеда хоть не надолго отвлечь свое искусство от умозрений и обратить его на вещи осязаемые, в какой-то мере воплотить свою мысль, соединить ее с повседневными нуждами" ( 24,391).
Отношение к технической деятельности принципиально не изменилось и в период средневековья, когда эта деятельность часто воспринималась как нечто магическое. И не только в силу существования строго секретного мастерства. Само мировоззрение средневекового человека было пронизано культово-мифическим отношением к слову и действию. Рецепт ремесленника не был основанном на науке рецептурным знанием, а являлся проекцией магического сознания. "Поэтому средневековый ремесленный рецепт можно уподобить ритуалу, воспроизводящему соответствующий миф, но не конкретные тексты и сюжеты, а систему мифологического мышления. Мифомышление организовывало мировосприятие ремесленника" (22,51). Политическая , моральная, созерцательная деятельность ценилась выше изготовления вещей, которое отводилось низшим слоям общества. В средневековой Европе технические нововведения, приемы и методы интегрировались в сословный мир цехов.
В эпоху Возрождения сформировалось иное отношение к инженеру и его деятельности. К инженеру стали относиться не просто как к ремесленнику, технику, а как к творцу, творящему подобно божественному творцу новый мир, мир второй природы. " В ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются то мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику, - пишет В.Г.Горохов. -Это хорошо видно из описания технической рецептуры и многочисленных пособий по ремесленной технике, направленных на закрепление и передачу технических знаний новому поколению мастеров. В рецептах уже нет ничего мифологического, хотя перед нами еще не научное описание, да и техническая терминология еще не устоялась" (11, 296).
Несмотря на то, что при переходе к индустриализации в общественном сознании упрочняется мнение о прогрессивном значении опирающейся на науку инженерной деятельности, с конца 19 века начинается резкая критика технического засилья и идеализация прошлого.
Чрезвычайно противоречивую оценку инженерной деятельности дает и современное общество, видя в ней не только источник жизненных благ, но и социального зла. Поэтому возникает проблема ответственности инженерной деятельности. Феликс Р. Патури,описав смелые инженерные проекты которые могут быть реализованы в 21 веке, отмечает, что " зодчие нашего завтра - это прежде всго осознающие свою ответственность ученые, изобретатели, инженеры. Они поняли потребности нашего времени" (14,296). Выступая против смирения и пессимизма, он делает вывод, что " пессимизм и бездействие всегда были неблагодатной почвой для успешного развития науки и техники, для обеспечения положительных результатов" (14, 295).
Внимание общественности к инженерной деятельности не случайно. Развитие техники - главнейшая составляющая общественного развития. Инженерная деятельность выступает в роли основного источника технического прогресса.Именно в качественном преобразовании техники и технологии состоит главная функция инженеров. Но, совершенствуя технику и технологию, инженеры влияют на изменение технологических отношений, т.е. тех отношений, которые складываются между людьми в ходе непосредственного производственного процесса и поэтому воздействуют на развитие главной производительной силы - на людей. Таким образом, инженерная деятельность занимает одно из центральных мест во всей системе технической деятельности. Что же представляет собой инженерная деятельность?
Инженерная деятельность - это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства. В современной своей сущности "инженерная деятельность - это техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей" (23,39). В процессе деятельности инженера законы науки из своей теоретической формы трансформируют в технические принципы, которые находят свое практическое применение. Эта деятельность обладает определенной степенью риска, которая считается неизбежной. С целью обеспечения необходимой надежности создаваемых технических средств и технологии создаются методы и средства преодоления этого риска путем установления определенных параметров, стандартов и использования статистического учета случаев возможных аварий. Поэтому по своему характеру инженерная деятельность является преимущественно духовной деятельностью в сфере материального производства. Комиссия Союза немецких инженеров , занимаясь " основами оценки техники ", определила основные ценностные критерии инженерной деятельности: способность функционирования и надежность, экономичность, благосостояние, здоровье, безопасность, экологичность, качество общества и развитие личности ( см : 25,116).
Инженеры в процессе своей деятельности разрешают определенные противоречия, возникающие в ходе технического и вообще общественного прогресса. Одним видом таких противоречий являются противоречия между создаваемыми артефактами и теми законами природы по которым создаются эти технические устройства: инженер, преодолевая эти противоречия, стремится к максимальному воплощению законов природы в технике. Другой вид противоречий это противоречия социального порядка - между возникшими техническими задачами и техническими возможностями о которых речь будет впереди. Эти технические противоречия - не противоречия самой техники, а те противоречия, которые разрешает субъект в процессе своей инженерной деятельности. Поэтому " суть технической деятельности состоит в решении технических задач, основное содержание которых составляют технические противоречия" (23 , 17). Разрешая эти противоречия, инженер в процессе своей деятельности непременно учитывает экономические, эргономические, организационные и другие факторы.
Структура инженерной деятельности определяется решением возникших технических проблем, которые появляются при отсутствии технических средств для решения стоящих перед обществом задач. В процессе инженерной деятельности осуществляется переход от общественных технических потребностей и знаний о технике к созданию техники и технологии. Элементами такого процесс в совокупности образующих структуру инженерной деятельности являются определенные потребности, выработка и принятие решения, подготовка производства,регулирование производства, удовлетворение потребностей. Во внутренней структуре технической деятельности первой стадией будет изобретение, затем - проектирование в ходе которого идеальная модель воплощается в рабочих чертежах, конструирование - материальное воплощение изобретения в техническом устройстве и , наконец , промышленное освоение и внедрение в производство.
Рассмотрим существенные признаки инженерной деятельности.
Первое, что бросается в глаза при характеристике инженерной деятельности , это то , что это деятельность в сфере материального производства или деятельность , которая направлена на решение задач материального производства. Отсюда - техническая направленность инженерного труда. Цель инженерной деятельности заключена в создании техники, технологии и эффективного их использования в системе общественного производства. Вне этого инженер лишен предмета своей деятельности. Можно считать совершенно неоправданным расширительное понятие инженерной деятельности, которое все чаще встречается в быту. Инженер-экономист , инженер по охране труда и подобные им "инженеры" являются просто недоразумением , витекающем из непонимания самой сущности инженерной деятельности как обособленное целеполагание в сфере создания техники. В процессе своей деятельности инженер активно включается во взаимодействие с процессами развития и функционирования техники.
В силу указанного обстоятельства инженерная деятельность является практической , т.е. имеет дело с реально существующими объектами в отличие от теоретической или духовной , где существуют мыслимые , идеальные объекты.Но , как известно , практическая деятельность подразделяется на материально-производственную ( преобразование природы ) и социально- преобразовательную ( преобразование общества ). Инженерная деятельность , безусловно , относится к материально-пароизводственной.
Следующая характерная особенность инженерной деятельности состоит в том, что она разрешает противоречия между объектом ( природой ) и субъектом ( обществом ), является процессом превращения природного в социальное , естественного в искусственное. Для инженера техника выступает как "естественно-искусственная " система , которая разрешает технические противоречия естественного и искусственного в его деятельности. Отсюда - двойственная ориентация инженера : на науку , изучающую природу , и на производство , содержащее определенный практический опыт. Известный английский философ К. Поппер писал , что инженер , создавая очень сложные механизмы , использует опыт в форме теоретических построение на основе метода проб и ошибок . " Это означает , что он способен проектировать лишь, уже совершив или исправив все возможные ошибки , или , иначе говоря , полагаясь на опыт , приобретенный благодаря применению частичных методов . Его новый механизм - это результат внесения в первоначальный проект огромного количества небольших изменений " ( 26 , 206) .
Вместе с тем большую часть интеллектуального потенциала инженера составляют научные знания , в границах которых переправляются данные опыта . Конечно , вовсе не обязательно располагать развитой научной теорией для конструирования и функционирования простых технических средств . Хорошие часы на зубчатых шестеренках создали не располагая теорией зубчатых передач , которая появилась гораздо позже. Но сложную современную технику без применения научных знаний создать нельзя . Так , без знания физики полупроводников нельзя создать электронные часы , а без знания электротехники , информатики и еще целого комплекса наук нельзя создать компьютер . Безусловно , многие законы природы открытые наукой остаются без технического применения . Они находят свое практическое применение в других видах деятельности . Но часто эти законы преобразуются в технические принципы , которые в процессе инженерной деятельности находят свое техническое применение . Эти обстоятельства определяют место инженерной деятельности и сам характер этой деятельности . Инженер занимает промежуточное положение между теорией и практикой , его труд является умственным трудом в сфере материального производства . На свои способы действия он смотрит не как ремесленник и не как ученый-естествоиспытатель .
В процессе применения открытых естественными науками законов для проектирования , конструирования , функционирования и совершенствования техники и технологии эти законы нужно не только модифицировать в форму возможную для этого применения , но и воплотить их в новой технике и технологии . Этот процесс является наиболее трудным , ответственным и интересным в инженерной деятельности . Именно он придает этой деятельности творческий характер . Творчество - одна из важнейших характеристик инженерной деятельности . " Все творчество сосредоточивается в области техники , - пишет Ж . Эллюль , - и миллионы технических объектов выступают свидетельством этого творческого размаха , намного более поразительного , чем все то , что сможет произвести художник или музыкант " ( 27 , 148 ) . Мы далеки от ограничения области творчества технической деятельностью , от понимании Ж. Эллюлем деятельности художников , музыкантов , скульпторов и вообще всего искусства как " отражения технической реальности" ( Там же ) . Всем видам человеческой деятельности в той или иной степени присуще творчество. Но верным остается мысль о творчестве как имманентном качестве инженерной деятельности , призванной творить новые артефакты и вообще вторую форму объективной реальности .
В процесс своей деятельности инженер материализует творческий характер своего труда , Он заставляет материальные объекты действовать друг на друга соответственно их природе и , как писал Гегель , истощать себя в этом взаимодействии , осуществляя поставленную субъектом цель . Для достижения своей цели инженер может использовать различные законы природы , открываемые естественными науками , и их различную модификацию . Один и тот же материальный результат может быть получен различными техническими способами . Так , обработка деталей осуществляется различным путем - механическим , химическим , лазерным и др . Все эти обстоятельства свидетельствуют , что в области инженерного творчества существует большая свобода выбора , в этой деятельности имеются многозначные конкретные техническо-технологические решения . В силу этих обстоятельств инженерная деятельность отличается высокой степенью интеллектуального творчества . " Я не думаю , - писал К . Поппер , - что дух всегда страдает , служа человеку в качестве техника . Я подозреваю , что существует множество " технарей " , включая великих изобретателей и великих ученых , которые в действительности наслаждаются такого рода деятельностью и являются не менее способными на риск , чем мистики " (28 , 279 ) .
В самом деле , часто говорят о творчестве артистов , писателей , художников , композиторов . Но разве меньше нужно затратить творческих усилий инженеру , чтобы материализовать предельно оптимально при огромном выборе технических возможностей ту идеальную модель , которую создал в своей голове инженер ? Подчеркивая это обстоятельство , П .В . Копнин писал , что " посредством практики человек создает то , что ранее не существовало в природе ( новые сложные машины , новые синтетические материалы и т. п . ) , а для этого мышление должно быть творческим " (29 , 291 ) .
Творчество инженера имеет определенную структуру и определяемые этой структурой этапы развития .
Структурными элементами инженерного творчества являются : отражение и осмысление технической потребности как проблемы технического прогресса ; вынашивание новой технической идеи ; разработка идеальной модели технического устройства ; конструирование - переход от идеальной модели к созданию нового технического устройства на основе математических и технических расчетов ; создание нового промышленного образца .
Что касается этапов технического творчества , то их обычно ( см: 30 , 129 и сл. ) определяют так.
Первый этап - критическое осмысление существующего положения вещей на базе экспериментальных материалов и логических рассуждений , формирование проблемной ситуации . Результатом этого является формулировка конкретной технической задачи , которая может служить основой дальнейших творческих поисков .
Второй этап - этап " рождения " и вынашивания новой технической идеи как результата скачка в новое качество при реализации поиска решения определенной технической задачи. Это еще не техническое изобретение и не идеальная модель нового , но уже выход за рамки непосредственно данного . С этой целью применяется набор методов поиска нового . При этом рациональные методы , составляющие логическую основу процесса , не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической идеи.
Третий этап - этап разработки воображаемой реальности идеальной модели как результата схематизации новой технической идеи , как структурной и функциональной схемы будущего технического объекта . В идеальной модели выражается активная созидательная деятельность субъекта , учитывается необходимость ее последующей материализации , строится будущий объект не в чувственно воспринимаемой форме. На этом этапе протекает процесс обоснования , продумывания и создания образца будущего технического объекта .
Четвертый этап - этап конструирования , перехода от мысленного построения к реальным разработкам . Результаты конструирования выражаются в эскизном и техническом проектах ,в рабочих чертежах или модельно-макетном воплощении. Начинается разрешение противоречий между материальным и идеальным , теорией и практикой . Происходит движение от изобретения в форме идеальной модели или патента до рабочих чертежей или спецификаций и далее - до действующих моделей , экспериментальных или производственных образцов .
Пятый этап - этап воплощения изобретения в новом техническом объекте . Этот этап складывается из ряда стадий. На начальной его стадии создается экспериментальный образец , который предоставляет на основе данных экспериментов сделать доработку и доводку конструкторско-технологических разработок . Затем для испытаний артефактов в промышленных условиях создается промышленный образец. И , наконец , новая техника и технология запускается в серийное или массовое производство . На этом этапе завершается процесс разрешения противоречий между теорией и практикой и одновременно возникают новые технические задачи , новые противоречия .
Как видим , все этапы инженерной деятельности пронизаны творчеством . Творческий характер деятельности инженера проявляется прежде всего в том , что он сознательно формирует цель своей деятельности на основе осмысления технических потребностей производства и общества в целом . Его деятельность является целеполагающейся . " Цель технического творчества , - пишет В.И.Белозерцев , - удовлетворение осознанной технической потребности . Проблемы возникают и формулируются с началом осуществления цели " (30 , 110 ) .
Целеполагание представляет собой сложный диалектический процесс отражения настоящего и потребностей будущего. Оно возникает благодаря способности человеческого сознания к воображению и является идеальным аналогом последующей материальной деятельности субъекта . Инженерное творчество реализует выход за пределы существующего состояния техники и технологии.
Творческий характер деятельности инженера проявляется на всех его уровнях - изобретения, инженерного решения , внедрения и функционирования новой техники и технологии.
Творческая деятельность инженера , которая ведет к изобретениям , резко отлична от повседневных производственных будней когда однажды найденное техническое решение лишь многократно воспроизводится. Изобретение - это акт сознания , который оставляет позади себя старую действительность и творит новую . В своей тенденции изобретение противоположно природе как искусственное естественному . Положение об открытиях , изобретениях и рационализаторских предложениях фиксирует , что " изобретением признается новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства , социального , культурного, строительства , для обороны страны, дающее положительный эффект " ( 31, 8 ) .
Традиционно считалось несомненным и четким различие между открытием и изобретением . " Изобрести что-то , - писал И. Кант , - это совсем не то , что открыть ; ведь то , что открывают , предполагается уже существующим до этого открытия , только оно не было известным , например Америка до Колумба ; но то , что изобретают , например порох , не было никому неизвестно до мастера , который его сделал " ( 32 , 466 ) . Иными словами . изобретение есть создание человеком того . что прежде не существовало , открытие же - это обнаружение того , что существует независимо от сознания человека . В более поздних работах открытие определялось как обнаружение новых объектов действительности и получение знаний о них . Но различие между изобретением и открытием оставалось , при этом изобретение обычно относили к технической деятельности , а открытие к познавательной сфере духовной деятельности .
Однако строгой грани между изобретением и открытием провести нельзя в силу того . что они оба являются результатом одного мыслительного процесса субъекта . В силу этой взаимосвязи трудно установить сделано ли в том или ином конкретном случае изобретение или произведено открытие . Часто то и другое имеют одни и те же психологические механизмы и слиты в одном исследовательском процессе или одно из них создает предпосылки для другого . При этом в одних случаях открытие создает объективную базу для технических изобретений . Так открытие свойств электричества привело к изобретению электродвигателя . В других , напротив , в изобретенном объекте впоследствии открывают нечто новое , что для того было неизвестно . Э . Торричелли изобрел барометр . а открыл атмосферное давление . В . Франклин изобрел громоотвод , а открыл электрическую природу молнии , Открытия и изобретения тесно взаимосвязаны друг с другом особенно на современной стадии научно-технического прогресса , когда фундаментальные и прикладные исследования проводятся в одной научно-исследовательской лаборатории, как например , при открытии лазере . Но все же открытие предполагает и новый для человека объект действительности и получение о нем новых знаний , тогда как изобретение имеет дело с созданием нового объекта .
Процесс изобретательства проходит определенные этапы : постановка проблемы , ее анализ , решение и " критический фильтр " . Именно этими тремя критериями оценивается новое в процессе развития технического творчества .
Возникающие на том или ином отдельном производстве , в той или иной технической отрасли или в обществе в целом технические проблемы ставят перед инженерами определенные технические задачи . Так , например , " энергетический голод " определяет задачу нахождения и практического использования новых источников энергии . Противоречие между возникшими техническими задачами и возможностью их решения существующими техническими средствами порождает техническую проблему создания соответствующих технических устройств . При этом инженер должен так сформулировать конкретную техническую задачу , чтобы в ней в неявной форме , как бы в виде предчувствия содержалась конкретная техническая идея решения этой задачи . Через сложны и порой довольно длительный , трудный и противоречивый процесс проектирования , а затем конструирования техническая проблема получает свое решение .
Инженерное решение - это решение практических технических проблем , имеющее творческий характер , реализуемое не только в определенных технических образцах , но и в масштабах общественного производства . Оно научно обосновано и учитывает накопленный производственный опыт . В процессе выработки инженерного решения в полной мере проявляется и реализуется творческий потенциал инженера , его деятельность имеет ярко выраженный новаторский характер . Но здесь инженер должен разумно сочетать смелый полет своей мысли с холодным и здравым практическим расчетом с существующими нормами и стандартами .
Не меньше творческой энергии требуется инженеру и при внедрении новой техники и технологии в производство . Опытный образец доводится до промышленного образца и серийного изделия через производственный эксперимент , связывающий науку с производством , Внести изменения в опытный образец , осуществить его "доводку" в соответствии с существующим на производстве технологическим процессом , " вписать " новое техническое устройство в существующую и функционирующую систему машин и механизмов , организовать эту работу силами большего коллектива ученых , инженеров , техников и рабочих - все это требует творческого мышления и действия , смекалки и умения продуктивно использовать научные знания и производственный опыт Для современной инженерной деятельности характерно то , что она становится прерогативой большего коллектива людей , члены которого взаимовосполняют и взаимодополняют друг друга . Нет такого человека который все знает и умеет делать все необходимое . Времена энциклопедистов давно прошли . Но можно для решения возникшей технической проблемы иметь в коллективе всех нужных специалистов . Именно этим обстоятельством вызвано формирование проблемных лабораторий.
Технические изобретения входят в некий развивающийся процесс , в котором принимают участие большое количество людей . В одних случаях несколько изобретательских актов служат импульсом к дальнейшим изобретениям. В других изобретательство сводится к существующему усовершенствованию уже сделанных изобретений . В третьих - к расширению сферы применения изобретений . Во всех этих случаях инженерная деятельность берет свое начало не только в деятельности отдельных людей , но подчас и рядом в совместном труде многих , т . е. в деференцированном по специализированным функциям "трудовом сотрудничестве". Примером этому могут служить усовершенствование велосипеда или автомобиля что приводит к потере авторства . "Все становится анонимным , - писал К . Ясперс . - Достижения одного человека тонут в достижениях других " (5 ,122 ) . Техническое творчество проявляется как активная способность и сила , свойственная не столько отдельно взятому человеку , а в конечном счете - человечеству в целом .
Коллективность творческой инженерной деятельности ярко проявляется уже при определении целей и задач этой деятельности . Техника сама по себе не порождает цели . Целепологание развития техники задается людьми и в своем большинстве носит коллективный характер . "До сих пор , вплоть до настоящего времени , вряд ли было сделано изобретение , цель которого не была продумана в прежних источниках коллективного воображения , прежде чем были распознаны средства для ее достижения" - пишет Г . Рополь ( 1 , 213) .
Не только цели и задачи процесса изобретения , но и сами технические решения при осуществлении изобретения принимаются большим коллективом инженеров - проектировщиков , конструкторов , технологов , дизайнеров . Более того , к творческому процессу инженеров подключается деятельность экономистов , психологов , экологов и других специалистов . Но еще больший коллективный характер деятельности всех этих участников изобретательского процесса проявляется при функционировании созданной техники . В процессе эксплуатации техники к деятельности инженеров подключаются участвующие в производстве рабочие .
Ввиду коллективного характера инженерного творчества , усиления анонимности результатов этого творчества возникают проблемы не только организации изобретательского процесса , но и определения доли и соответствующего вознаграждения отдельных лиц , участвующих в этом процессе . Эта творческая доля должна быть четко обозначена , определена . Творчество отдельных инженеров не умаляется в своем значении , а лишь стимулируется творчеством своего колектива . В этом заключается качественная особенность инженерного творчества от его других видов , к примеру , от творчества в области литературы или искусства . В самом деле , представить себе , чтобы два десятка писателей по заданному сюжету сочинили "Гамлета" или "Фауста" сверхнаивно . Но творчество инженера имеет другую природу , оно стимулируется творчеством всего коллектива и получает соответствующею оценку своей эффективности .
Необходимость оценки результатов совместного творчества инженеров определяется тем , что новая техника как цель этого творчества является средством удовлетворения определенных личных и общественных потребностей . Техническое творчество не протекает в социальном вакууме . "Инженеры имеют свои общественные задачи в той же мере , - пишет В. Цимерли , - в какой их имеют врачи , священники , полицейские или философы" ( 1 , 254 ) . В таком же плане утверждение другого немецкого философа техники А . Хунинга : "Техническая деятельность осуществляется в хозяйственных взаимосвязях и служит постановкам экономических целей... Политические отношения и их ценностные основания определяют , помимо того , техническую действительность и отношение к ней" ( 1 , 411 ) . Противоположную точку зрения , с которой нельзя по нашему мнению согласиться , высказывает Р.Кеттер : "В задачу инженера или альтернативной инженерной науки не может входить обязанность определять и взвешивать потребности людей . Инженер... может отказаться от экономических тенденций ... Технические проблемы являются проблемами "цель - средство" ( 1 , 343 ) .
В инженерном творчестве , как правило , существует два подхода к моделированию новой техники в процессе ее создания . Первый имеет дело только с техническими объектами и пренебрегает человеком , человеко - машинные отношения в лучшем случае отходят на задний план . При втором подходе исходным моментом модели является не техническое устройство , а процесс преобразования веществ и сил природы с целью удовлетворения человеческих потребностей . В этом случае моделируется система "человек - техника - производственная среда" . В этой системе человеческие и технические носители функций взаимодействуют при исполнении общей функции .
В первом случае в технике видят лишь способ достижения цели , творчество деформируется , сам человек приносится в жертву совершенно внешней для него цели . Однако ценность техники всегда соотнесена с прогрессивной целью общественного развития , с реализацией творческих способностей человека , поэтому подобный подход к моделированию техники по своей сути является антигуманным , поскольку он не только не учитывает человеческие потребности , но и человеческие возможности . Он протовоположен второму , гуманному подходу к техническому моделированию , учитывающему социальную обусловленность создания новой техники и технологии .
Все перипетии творческой деятельности инженеров нельзя , безусловно , сводит только к социальной детерминации . Но и нельзя отрывать этот творческий процесс от определенных социокультурных обстоятельств . В процессе инженерного творчества огромную роль играют логические и психологические свойства сознания творящих субъектов , в частности , так называемое опережающее сознание - способность человеческого сознания определять будущее . "Именно это и является основой изобретательской способности , - пишет Г.Рополь , - потому что сознание способно перешагнуть инстинктивные побуждения , вызванные тем , что имеет место здесь и теперь , оно способно набросать цели на будущее , может найти и выработать новые цели...Решающим условием является акт человеческого сознания , который заново упорядочивает природные состояния и тем самым перешагивает естественно возникшее . Только при исполнении этого акта становится возможным новое решение" (1, 216). Конечно , технически полезное должно быть полезным в экономическом и вообще в социальном отношении . "Однако дух изобретательства, как таковой , независим от этого принуждения , - пишет К.Ясперс . - Решительные импульсы заставляют его как бы творить второй мир . Однако то , что он создает , обретает свою техническую реализацию лишь в такое мере , в какой это диктуется экономическим успехом в рамках свободной конкуренции или решением обладающей деспотической властью воли" ( 5 , 122 ) .
Таким образом , сам процесс технического творчества является выражением интеллектуальных потенций личности , однако на его реализацию как и на смысл этого творчества оказывают воздействие не только технологические , но и экономические и социально - политические факторы . Именно поэтому многие результаты технического творчества не получив социально - практического запроса в течение длительного периода времени не находили своего практического воплощения и общественного признания.
Можно заключить , что инженерная деятельность - это деятельность в сфере материального производства , имеющая техническую направленность . Она нацелена на превращение природного в социально значимое с целью удовлетворения определенных потребностей людей , в силу чего сама техника выступает как преодоление природы посредством человеческого сознания. Инженерная деятельность аккумулирует производственный опыт и использует научные знания , отличается высокой степенью интеллектуального творчества , протекает преимущественно в социальной среде и зависима от внешних , социокультурных факторов.
Отмеченные характерные черты инженерного творчества проявляются в различной степени в те или иные периоды ее исторического развития . Для современного этапа инженерного творчества и вообще инженерной деятельности особенно характерна их связь с научной деятельностью , которая имеет солидную историческую традицию .