Глава 3. Техника как реализованное знание.
.Глава 3. Техника как реализованное знание.
Изложение предшествующего материала свидетельствует о двух ипостасях техники. С одной стороны техника выступает как специфический вид человеческой деятельности, с другой - как средство этой деятельности. В первом случае речь идет о технической деятельности, направленной на преобразование природных факторов в социально значимые. Эта деятельность невозможна без знаний, причем знаний особого рода - технических. Во втором случае речь идет о средствах человечески-преобразующей деятельности, т.е. об определенных технических средствах, артефактах. Их создание предполагает использование не только материальных факторов - вещества и энергии, но и знаний о способах проектирования, конструирования и функционирования этих артефактов. "В техническом прогрессе участвуют три основных элемента: знания, энергия и материалы, - писал Дж.Томсон-. От этих трех элементов зависит, насколько цивилизация может господствовать над природой. Знание, безусловно является главным их них; без него остальные два элемента бесполезны"(1,40).
В создании современной техники знание - не единственный духовный фактор. Большую роль играет и интуиция, т.е. способность постигать истину не прибегая к рассуждениям на фоне огромного количества информации. Информации по сложным вопросам вокруг нас так много, что подчас вникнуть в нее нет никакой возможности. Надо поэтому научиться полагаться на интуицию, пишут Дж. Нейсбат и И. Эбедин и продолжают: "В этом и состоит основной вопрос информационного общества: перед нами море информации, но не хватает интеллекта, мыслительных способностей, чтобы рассортировать ее" (2.88). Не интуицией ли мы руководствуемся, когда работая на компьютере применяем "метод втыка"? Но в основном контакт оператора с компьютером основывается на большом круге знаний о программах, особенностях и возможностях ЭВМ. Знание в преобладающем большинстве случаев является духовным фактором как создания и функционирования артефактов, так и технической деятельности.
По мере технического прогресса объем человеческих знаний , воплощаемых в технических средствах , возрастает. Техника выступает все в большей степени как реализованное или материализованное человеческое знание. Это обстоятельство лежит в русле общесоциологической закономерности возрастания рациональных форм деятельности по мере движения общественного прогресса от его низших ступеней к все более высшим.
Следовательно, в каком бы аспекте мы не рассматривали технику - антропологическом, инструментальном или социальном техника всегда предстает как реализация человеческих знаний об объективном мире. "Технология", - пишет Дж. Грант,- не столько машины и инструментты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего" (3,155), т.е. определенная система знаний "Техника является не чем иным, как преодолением природы посредством человеческого сознания" - пишет Г. Рополь (4,217). При этом техника - это специфический вид знаний. "С первого взгляда techne представляется нам как особый род знания в противоположность другим родам знания, - пишет В.Шадевальд.- Techne- это такое знание и способность, которые направлены на производство и конструирование и таким образом занимают своего рода среднее положение между просто опытом или ноу-хау, empeireia и теоретическим знанием episeme" (4,99).Такую направленность техники как реализованого знания отмечает и К.Ясперс:"В качестве теории техника дает нам методы, целесообразные для достижения цели, т.е.такие, которые, во-первых, соответствуют данной вещи, во-вторых, позволяют не затрачивать лишних усилий и обращаться только к необходимому" (5,118).
Рассматривая технику как реализованное или материализованное знание нужно иметь ввиду, что сам процесс этой реализации в различные исторические периоды имел свою специфику. Объясняется это не только тем, что содержание и структура знаний претерпевала существенные изменения в ходе истории - от примитивных знаний первобытного человека об окружающей еге природе до современных научных абстракций, но и тем, что, как уже было показано, не менее существенную эволюцию претерпела и техника как средство деятельности - от ручных каменных орудий до автоматов и компьютеров. Вполне естественно, что взаимоотношения знаний и техники в различные исторические периоды было неодинаковыми. Поэтому, выяснив происхождение, сущность и структуру человеческого знания и его главнейшей части - технического знания, мы проанализируем историю и логику взаимосвязи знания и техники, сделаем акцент на исследовании этой логики когда в общей сумме используемого в технике человеческого знания преобладающее место занимает научное знание что привело к современной НТР.