2.Техническое знание как духовный фактор техники.
.2.Техническое знание как духовный фактор техники.
В состав производительных сил общества входят не только материальные, но и духовные производительные силы. Последние существуют как совокупность духовных потенций субъекта, реализованные в его трудовых актах и в существующих технических устройствах. Духовные потенции субъекта - это его сознание и воля, опыт и навыки, знания в обыденной и систематизированной формах. Главным элементом духовного фактора производительных сил общества выступает техническое знание.
Технические знания являются той частью человеческого знания, которые реализуются в технике и технологии. В последних воплощаются далеко не все человеческие знания, поскольку знание людей призвано обслуживать все сферы их деятельности, одной из которых, правда главнейшей, является техническая. Более того, человеческие знания реализуются в различных формах, основными из которых являются научные теории и методы, художественные образы, этические нормы и правила, политические, правовые и философские взгляды и убеждения, практическое создание вещей и процессов. В техническом знании мы имеем дело с обыденными и научными знаниями, используемыми в процессе создания артефактов и технологических процессов.
Формирование технических знаний уходит в глубокое прошлое и связано с трудовой деятельностью человека. Именно в процессе этой деятельности люди научились сознательно изготовлять орудия своего труда. Необходимость решения ближайшей, трудовой задачи заставляла человека обдуманно вносить изменения в предмет, служивший ему орудием. Благодаря общественной форме существования людей, знания, приобретенные каждым отдельным индивидом, передавались отдельным соплеменникам а также последующим поколениям, которые, в свою очередь, совершенствовали его. Проверяя на практике эффективность своих действий, человек отбрасывал все нерациональное и сохранял и развивал практически полезное. Таким образом происходило накопление совокупного опыта, зарождались первые ростки технического знания.
Способность отвлекаться от конкретной ситуации и мысленно представлять еще не совершенные действия позволила людям проводить предварительную мысленную разработку орудий труда. Каждое новое поколение делалось богаче предшествующего по объему и по уровню знаний, накапливало большие запасы новых методов и приемов труда, новых видов умения и опыта.
Самими ранними средствами передачи информации, необходимой для создания новых орудий, служили уже применявшиеся орудия а также устные указания, рецепты, следуя которым человек создавал новые, но пока еще мало отличающиеся от предшествующих, орудия труда. С развитием мышления появляется возможность пользоваться знаками и символами, "замещающими" чувственно воспринимаемые и представляемые предметы, т.е. появляется возможность кодирования информации, добываемой в процессе чувственного восприятия.
В развитии техники большая роль принадлежит рисунку. От первобытного рисунка ведут начало важнейшие средства передачи информации и закрепления технических знаний - чертеж и письмо. Письменность сыграла огромную роль для передачи речи на расстояние и закрепления мысли во времени. Она имела значение и для закрепления и передачи технического опыта. Со времени достижения определенного уровня развития графики действенным средством наглядного изображения технического знания стали рисунки, схемы, а позднее чертежи.
Возникновение технической документации связано с началом такой организации производственного процесса, при котором графические и описательные материалы стали средством фиксирования заданий и отчета о выполненной работе. Чертеж развился в аксиометрические и перспективные изображения, позволяющие создателям технических средств выражать любые замыслы не только в удобной и понятой, но и в стимулирующей дальнейшее творчество форме. Использование графического изображения явилось проявлением сознательного предвидения результатов технической деятельности людей и способствовало усилению их познавательных возможностей.
Большой практический опыт служил основанием для формирования идеи создания новых орудий труда. Ощупью, по образу и подобию существующих конструкций создавались новые технические средства. Но параллельно с развитием практических способов построения орудий труда происходила эволюция технических знаний.
В "Механических проблемах", вышедших из школы Аристотеля, были описаны устройства для подъема тяжестей, упоминались блок, ворот. Архимед определил центр тяжести, создал теорию рычага, определил давление балок на опоры. Усиленное развитие техники Римской империи обусловило попытки преобразования абстрактно-философских положений греческой механики с целью придания ей формы, удобной для практических целей. Ветрувий в своем сочинении "Десять книг об архитектуре" уже признает необходимость научных и технических знаний для практики, хотя теория для него является не основой практических действий, а служит оценкой работ, выполненных эмпирически добытыми приемами и средствами. Ограниченный объем теоретических знаний, которые сводились в основном к положениям статики, отсутствие должной подготовки у создателей техники исключали широкую возможность применения теоретических знаний. Действия технических творцов не расходились с законами природы, но использовались эти законы интуитивно.
В период раннего средневековья использование технических знаний ремесленников и передача этих знаний по традиции составляли основную линию развития совокупного опыта общества по разработке орудий труда. Позднее, когда эти знания были сформулированы и записаны, они составили первоначальную основу будущих технических наук. Средневековая техническая литература представляет собой обширные и подробные описания и инструкции о способах работы, собрание рецептов, правил и предписаний на каждый случай технической практики.
Переход к капиталистической мануфактуре связан как с некоторыми новыми научными открытиями, так и с использованием опыта, практики и знания предшественников, что послужило причиной спорадического соприкосновения практических знаний с научными. Примером этому может служить деятельность ученого и инженера, философа и художника Леонардо да Винчи, которая , если быть справедливым, к сожалению, еще не оказала существенного влияния на его современников.
Отражение богатого практического опыта, проведение определенной систематизации накопленных технических знаний, теоретическое обоснование отдельных положений технической практики нашли место в сочинениях эпохи Возрождения. Эти сочинения, авторами которых были не столько ученые сколько практики, явились техническими энциклопедиями своего времени. Почетным делом стало изобретательство и в начале 17 века были сделаны попытки осознать, осмыслить процесс изобретательств с целью распространения его опыта.
Спорадическое применение машин в 17 столетии стимулировало рост технических знаний большой вклад в которые внесли математики. Изучение законов природы и разработанных человеком технических средств стимулировало развитие естествознания, которое, в свою очередь, стало основой технических наук в 18 веке как прикладных отраслей естественных наук.
Научные знания, имевшие в основном качественный характер, не могли быть использованы для определения каких-либо параметров создаваемых машин. Промышленная революция 18 века не была еще следствием применения научных достижений к технике. Однако в профессиональную техническую мудрость техников, механиков, ремесленников были уже вкраплены частицы знаний, ставших потом элементами технических наук, составляющих особый вид технического знания, разговор о которых пойдет у нас несколько позже.
Техническое знание представляет собой один из краеугольных камней человеческого знания. Это знание о целесообразной производственной деятельности субъекта. Поскольку истоки этого знания восходят к началу трудовой деятельности человека, то оно так же древне, как и само человечество и при переходе к более высоким ступеням технизации труда содержание технического знания становилось все более богатым.
Техническое знание отражает мотивированную активность рабочей силы в единстве со средствами труда и зависимость рабочей силы и средств труда от предмета труда. Важнейшим вопросом технического знания всегда был и будет вопрос "как", применяемый к производству и воспроизводству.
Техническое знание является той частью человеческого знания, которая реализуется в технике и технологии. В последних воплощаются далеко не все человеческие знания. Знания человека призваны обслуживать все сферы человеческой практики, одной из которых, правда главнейшей, является техническая деятельность. В техническом знании мы имеем дело с обыденными и научными знаниями используемыми в процессе этой деятельности. Это обстоятельство не отменяет того положения, что в процессе технической деятельности могут быть использованы и используются и не технические - экономические, эргономические и другие - знания.
Являясь центральным звеном, важнейшей частью человеческого знания, технические знания имеют огромное значение в жизнедеятельности общества. По мнению К.Поппера они играют в обществе не меньшую, а даже большую роль, чем техника. "Представьте себе, - пишет он, - что наша экономческая система, включая всю промышленность и все социальные организации, уничтожена, но научные и технические знания сохранились. В этом случае потребовалось бы не так уж много времени для восстановления промышленности... Вообразите теперь, что исчезли все наши знания, а материальные вещи сохранились. Это равносильно тому, что случилось бы, если бы дикое племя поселилось в высокоиндустриальной, но покинутой ее жителями стране. Это вскоре привело бы к полному исчезновению всех материальных основ цивилизации" (15,127). Это же обстоятельство отмечает и А.Турен, утверждая, что "знание стало производительной силой, присвоение которой обществом является проблемой столь же важной, сколь важна в индустриальном обществе проблема собственности" (3,429).
Как духовный фактор общественного производства техническое знание играет роль своеобразного интегратора различных областей человеческого знания от экономики до эстетики для использования их в создании и функционировании артефактов. Интегрирующая роль технического знания не исключает однако отличия техникознания от других сфер знания, его сущности, заключающейся в том, что техническое знание - это часть человеческого знания, которая служит для проектирования, конструирования, развития и функционирования искусственно созданных средств целесообразной деятельности людей.
Интегрирующая роль технического знания нисколько не означает, что оно включает в свое содержание определенные части естествознания и обществознания, т.е.те их части, которые используются для проектирования, конструирования и функционирования техники. В действительности, те или иные части естествознания и обществознания из элементов этих систем превращаются в элементы другой системы - техникознания. Включаясь в эту новую систему в виде ее элементов, они приобретают другие системные свойства - свойства системы техникознания. Так, определенные части физики как элемента естествознания превращаются в техникознании в электротехнику, теплотехнику, гидравлику и др.; химии - в химическую технологию; эстетики как элемента обществознания - в художественное конструирование и т.д.
"Естественные науки, - писал К.Ясперс, - создают свой мир, совершенно не помышляя о технике. Бывают естественнонаучные открытия чрезвычайного значения, которые по крайней мере вначале, а быть может, и вообще остаются в техническом отношении безразличными" (5,121). Нельзя экспериментально достигнутые в науке результаты рассматривать как инструкцию к техническим действиям. Безусловно, техническая деятельность основывается на знании объективных законов и явлений, открываемых естествознанием. Но знание об этих законах природы должны трансформировать свою абстрактно-теоретическую форму в правила практического действия, имеющих подчас рецептурный характер.
Вообще техническое знание имеет свои особенности, отличающие его от других видов человеческого знания.
Характеризуя специфику технического знания нужно, прежде всего, отметить, что техническое знание - это знание об искусственной природе, второй форме объективной реальности. Техникознание отражает, объекты, их конструктивные особенности, их функционирование в производственном процессе. В этом плане техническое знание выступает мощным орудием господства человека над природой.
К специфическим чертам техникознания следует отнести ярко выраженную практическую направленность технического знания. Оно не просто в идеальной форме воспроизводит образ не существующих в природе искусственных устройств, а ориентирует человека на его материализацию, создание этих или ему подобных устройств.
В ходе общественного прогресса человечество накопило знание двух видов - знание о свойствах предметов и процессов объективного мира и знание об использовании этих свойств с целью создания орудий труда. Не дифференцированное на заре человеческой истории знание в дальнейшем разделилось. Естествознание и обществознание отражают явления и процессы объективного мира, дают знание о нем. Техникознание нацелено на практическое использование, реализацию практических возможностей и естествознания и обществознания. Раскрывая проявление законов природы, техникознание объективизирует их, воплощая в технических устройствах все более точные и глубокие знания, материализуя в них соотношение между абсолютной и относительной истинами. Специфика технического знания в данном случае состоит в том, что на пути движения к абсолютной истине происходит смена одних технических форм другими.
В силу своей ярко проявляющейся практической направленности техникознание все свойства предметов и процессов объективного мира "просматривает" сквозь призму возможностей их использования в процессе создания технических устройств. Техникознание использует данные физических, химических, биологических, математических и других наук в практическом аспекте, как бы в аспекте их практической утилизации. "К курсу математики техник предъявляет свои требования и свои запросы,- писал известный математик и кораблестроитель А.Н.Крылов. - Он изучает математику с целью практической, прикладной и рассматривает ее не как самостоятельный объект изучения, а как подсобное орудие, как инструмент для решения ряда вопросов, встречаемых в некоторой ограниченной области практической деятельности" (16,576).
Специалист в области техники из всей совокупности естествознания и обществознания берет только то, что он может превратить в техникознание и воплотить в технических устройствах и технологии. Этих специалистов обычно не интересует не сущность объективных явлений и процессов самих по себе, а способ их использования для практических нужд. "Инженер, использующий физику для того, чтобы построить мост, - пишет К. Поппер, - интересуется преимущественно конкретным предсказанием: может ли мост, описанный определенным образом ( с помощью тех или иных исходных условий) , выдержать определенный груз. Универсальные законы являются для него средством решения этой задачи и принимаются без доказательств" (15,304). И далее: "Инженер исследует вещи преимущественно с практической точки зрения так же, как и фермер. Практика - не враг теоретического знания, а наиболее значимый стимул к нему" (15,257). Практическая направленность технического знания нисколько не принижает ее роли в общей сумме человеческого знания, а напротив, увеличивает значимость этой области знаний для практических потребностей общества. Научная теория считается "лучшей" если она проще и нагляднее объединяет заданную информацию, соединяет различные феномены в одном универсальном понятии и стимулирует дальнейшее исследование. Критерии технического знания относятся к обеспечению конкретных производственных процессов, эффективности, надежности, долговечности артефактов, удобству их обслуживания.
В содержании техникознании эмпирическое знание преобладает над теоретическим. Объясняется это обстоятельство опять-таки утилитарной направленностью техникознания. Техническое знание по преимуществу имеет эмпирический характер. Здесь понятия образуются на основе непосредственных эмпирических данных без необходимой теоретической ориентации. Многие явления и свойства широко используются в технике, хотя не имеют теоретического объяснения. "Техника не заботится много о лабораторных опытах, мало интересуется теоретическими размышлениями и "возможностями", - пишет М.О.Доливо-Добровольский, - она приветствует открытия лишь тогда, когда ей покажут, что из них можно кое-что сделать, покажут хотя бы и не в законченной, но по крайней мере, в сколько-нибудь практической форме" (17,19).
В техникознании эмпирическое объяснение тех или иных процессов часто отстает от их теоретического решения на много лет. Более ста лет существует технология производства бесшовных труб, а теоретического объяснения этого процесса не существует. В отличие от естествознания, для признания тех или иных технических решений часто довольно распространения их применений на практике. Академик С .Северин говорил, что ему не приходилось слышать. чтобы какой нибудь новый метод в технике имея большое число сторонников не применялся.
Преимущественное эмпирическое содержание технического знания не отрицает их научности. Научное знание имеет различные уровни - эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень отражает явления и процессы со стороны их внешних связей и проявлений как они даны живому созерцанию в процессе непосредственной практики и выражены в виде особой логической формы - суждения. Конечно, теоретическое знание отражает реальность глубже и точнее.
Техническое знание специфично по форме своего функционирования. С одной стороны, оно как всякое знание, функционирует в субъективной форме - в чувственных образах и в логических формах человеческого мышления. С другой - формой его функционирования является техника и технология, объективная форма техникознания как овеществленная сила знания. Благодаря противоречию между этими сторонами технического знания оно способно развиваться, совершенствоваться, обогащаться.
К специфическим чертам технического знания следует отнести терминологическую строгость технического знания и специфические методы его фиксации. Здесь понятия образуются на основе отражения предметов и их свойств в условиях непосредственной практики или эксперимента. Поскольку они предназначены для овеществления в технических объектах, каждая неточность грозит большими неприятностями. Отсюда - терминологическая строгость, проявлением которой следует считать тенденцию к машинному описанию технических объектов, такие точные методы фиксации технического знания, как графики, параметры процессов и явлений, схемы, справочные таблицы, чертежи, специальные записи в программах компьютеров, спецификация узлов и деталей, технические указания.
Наконец, особенностью техникознания является его разделение на проектно-конструкторское и технологическое. Проектно-конструкторское знание представляет собой знание, используемое в процессе создания технических средств, их компонентов, а также целых совокупностей технических систем. Технологическое знание - это знание о функционировании технических средств и связанных с этим изменений свойств, состояния, формы и положения обрабатываемого предмета.
Такое разделение технических знаний есть первый шаг к их классификации, выяснения структуры техникознания.
До сих пор техническое знание рассматривалось в его целостности и в соответствии с человеческим знанием. Однако техническое знание представляет собой определенную систему, структура которой классифицируется по разным основаниям. В одних случаях технические знания делят по отраслям техники, выделяя производственное техническое знание, с дальнейшим его дроблением на машиностроительное, химическое, металлургическое и др.; знание техники связи, быта, науки, транспорта и т.д. В других выделяют различные уровни технического знания - эмпирический и теоретический. В-третьих- по областям технических наук.
При определении структуры технического знания мы исходим из того, что эта структура, как и структура любого вида знания, должна опираться на те или иные признаки объективной действительности, в данном случае на структуру технической деятельности - сферу применения техникознания. Поскольку область наших интересов - техникознание в его отношении к общественному производству, нам представляется правомочным положить в основу определения структуры техникознания признак разделения труда.
В составе совокупного работника, участвующего в технической деятельности, можно выделить труд рабочих, инженерно-технических работников и ученых. В соответствии с этим, возможно выделение трех уровней технического знания - профессионально-техническое знание рабочих, инженерно-техническое знание и научно-техническое знание. Такое деление определяется не природой техникознания, а его функционированием в обществе с конкретно-исторической системой разделения труда. Поэтому необходимо при такой классификации техникознания не оставлять без внимания динамику смены, переходов, различий разных уровней знания, наконец, нужен учет общетехнического знания, необходимого всем людям в быту, поскольку оно так или иначе связано с другими уровнями знания. Задача состоит в анализе структур технического знания разных уровней и различных степеней обобщения. С этим соприкасается проблема полного использования всех имеющихся возможностей, связанных с получением образования и квалификации.
Отметим еще раз, что представляемая здесь структура техникознания весьма приближенна и не учитывает многих обстоятельств. Так, указанные структурные уровни технического знания очень подвижны, относительны и не существуют в чистом виде. Между этими структурными уровнями есть переходные зоны, которые ждут своего исследования. Но в первом приближении, по отношению к различным формам разделения труда правомочно говорить об этих трех структурных уровнях техникознания.
Необходимо также иметь в виду, что научно-техническая революция вносит существенные изменения в содержание и структуру технического знания. В частности, заканчивается становление технических наук, возрастает их роль и значение в общей сумме техникознания - происходит онаучивание инженерно-технического знания, профессионально-техническое знание рабочих все в большей мере основывается на научном и инженерно-техническом знании, появляются переходные структурные уровни техникознания что составляет сферу производственных экспериментов, разработок, изобретательства, внедрения, меняются теоретические основы технических наук, усиливается взаимосвязь техникознания с другими областями знания. Имея ввиду все эти обстоятельства, дадим краткий анализ трех уровней технического знания.
Первый уровень технического знания - профессионально-техническое знание рабочих.Это знания, полученные на базе производственного опыта, производственной деятельности рабочих и их профессионально-технического образования, используемые для оптимизации функционирования техники, рационализации и изобретательства.
Являясь областью деятельности рабочих и крестьян осуществляющих производство средств жизни общества, профессионально-техническое знание рабочих по своему содержанию представляет собой преимущественно эмпирическое знание. Большую роль здесь играет индивидуальное мастерство работника, его сноровка, учет прошлого своего и других опыта, нахождение решения методом проб и ошибок и даже определенная производственная интуиция. Конечно ныне профессионально-технического знания как обобщенного производственного опыта в "чистом" виде не существует. Необходимым элементом деятельности работника становится духовное производство, происходит усиленное приобщение рабочих к духовному труду. Производственно-технические знания рабочих включают в себя не только определенные элементы инженерного знания, но часто и технических наук. В этом своем содержании они являются необходимым условием развития и функционирования современной техники, требующей развитых форм труда.
В условиях машинного производства в труде рабочего исполнительскую функцию выполняет машина. В этом случае физический труд человека отступает на задний план а на передний выступают рациональные действия работника по управлению работой машины. Это требует от работника более полного использования своих интеллектуальных сил, все более глубоких технических знаний.
Параллельно с превращением производства в технологическое применение науки сам процесс труда все в большей степени основывается на использовании научных данных. От рабочего требуется обладание определенными профессионально-техническими и научными знаниями и умение применить их при решении конкретных производственных вопросов. На этапе автоматизации производства рабочему требуется еще более высокий уровень знаний, в которые органически включаются как нормативно-технические в процесс труда. Такими знаниями являются знания о способах и приемах обработки предмета труда, функционировании технических средств, оптимальном режиме их работы, контроле и способах устранения сбоев в автоматической системе машин, их быстром ремонте и наладке. Сюда же можно отнести определенные конструкторские знания рабочих, позволяющие им рационализировать технические устройства. В противоположность прежнему труду, полностью подчиненному системе машин, современный производственный труд становится полем приложения всей совокупности человеческих сил и способностей.
Более того, ныне труд работника предполагает не только потребление уже имеющегося знания, но и непосредственное участие рабочих в создании новых знаний. Известно, что техническое творчество рабочих дополняет научное и инженерное решение технико-технологических проблем производства и является необходимым элементом производственной деятельности. В процессе своего технического творчества рабочие зачастую исправляют просчет инженерной мысли. С другой стороны, техническое творчество рабочих является источником развития не только инженерно-технического, но и научного знания. Ученые и инженеры, участвующие во внедрении технических нововведений в производство, знают сколько полезных мыслей могут высказывать рабочие-умельцы в ходе производственного эксперимента.
Таким образом, под современным профессионально-техническим знанием рабочих следует понимать не только эмпирические технические знания. Сюда часто включаются определенные элементы инженерного и даже научно-технического знания, определенные экологические, экономические, правовые и другие знания. Это - разноцветный и богатый спектр знаний, используемый работниками в соответствии с требованиями определенной профессии, регламентируемый содержанием трудовых функций. Определяемое уровнем развития техники и технологии, выполняемой работой, профессионально-техническое знание рабочих формируется как система образовательных и политехнических знаний в связи с производственным опытом. Эти знания применяются при решении конкретных проблем возникающих в ходе функционирования и развития технико-технологической основы производства.
Второй уровень технического знания - инженерно-техническое знание. Это знание о законах проектирования, конструирования и функционирования технических объектов и практическом использовании законов природы и общества в этом процессе, в общественном производстве в целом.
Поскольку крупное машинное производство, особенно автоматизерованное и компьютизированное, основывается на сознательном техническом использовании науки, с появлением производства между ученым и непосредственным агентом производства - рабочим встает инженер, являющийся проводником применения научно-технических знаний к непосредственному технологическому процессу сквозь призму своего производственного опыта. Таким образом источники инженерно-технического знания можно разделить на две группы. Первые образуются на основе познания техники как материальных объектов , проектно-конструкторской документации и производственного опыта. Вторые являются результатом познания законов природы как естественно-научной основы техники и итогом научного познания технических устройств и технологических процессов. Используя научные и технические источники, инженерно-техническое знание развивается, обогащается производственным опытом. Это стимулирует дальнейшее развитие техники и технологии, поскольку система машин развивается вместе с накоплением общественных знаний.
Специфика инженерно-технического знания состоит не только в том, что оно сплавляет в единое целое научно-техническое знание и производственный опыт, но и в том, что оно синтезирует собственно технические знания с социальным. Социальное знание в инженерном знании нужно рассматривать как определенную сферу, в которой раскрываются сведения о целях применения техники, ее социальном назначении, глубоко гуманном характере инженерной деятельности, ставящей силы и вещества природы на службу обществу, человеку.
Само инженерно-техническое мышление специфично. Вначале инженер от технических источников знания переходит к научным и, прежде всего, к научно-техническим знаниям. Последние представлены для него в "готовом" виде в справочниках, ГОСТах, нормах, методиках и т.д. Однако поскольку эти знания в определенной системе фиксируют уже прошедший этап, их порой явно недостаточно для создания новой, более совершенной техники. Для решения этой задачи инженеру необходимы новые естественнонаучные и научно-технические знания, еще не применявшиеся в этих конкретных целях в процессе технической практики. Имеющиеся у инженера знания к началу работы над новой задачей являются лишь остовом нужных ему знаний. К ним относятся специальное образование, имеющийся у инженера производственный опыт и его конструкторская практика. В процессе решения конкретной задачи инженерно-технические знания обогащаются за счет научно-технических. Именно это обеспечивает воплощение всей суммы инженерно-технических знаний в конкретных новых образцах технических объектов, зафиксированных в проектно-конструкторской документации. Поэтому если научно-технические знания фиксируются в определенных логических формах, то для инженерно-технического знания характерно то, что являясь синтезом научного знания и производственного опыта, оно фиксируется в инженерно-справочном материале - единой системе конструкторской документации, единой системе технологической документации, стандартах, нормалях, нормативах, определенных правилах. Творчество в инженерной деятельности связано с соблюдением постоянного контроля. В этих условиях к техническому специалисту предъявляются важнейшие требования: находить на основе уже готовых , типовых, стандартных элементов новые оригинальные решения и компоновать новые конструкции.
Уместно вспомнить, что для инженерного труда особенно характерны две черты. Первая из них заключается в том, что инженерный труд, в отличие от труда других слоев интеллигенции (педагогов, врачей, композиторов и др.) по своей роли в общественном производстве является производительным трудом, непосредственно участвующим в создании национального дохода. Инженерно-технические работники выполняют одну из обособившихся функций совокупного работника.
Вторая черта инженерной деятельности состоит в том, что инженерный труд в целом отличается высокой степенью интеллектуальности, творчества о чем мы уже говорили. Часто рассуждают о творчестве артистов, писателей, художников, ученых. Но разве меньше нужно затратить творческих усилий инженеру, чтобы материализовать предельно оптимально при огромном выборе технических возможностей и жестком нормативе ту идеальную модель, которую создал в своем сознании инженер?
Помимо своих профессионально-технических функций инженер выполняет ряд других, в том числе социальных, функций. Эти функции в первом приближении могут быть определены так:
- прогнозирование развития техники и технологии на предприятии и непосредственно на производственном участке, где работает инженер.
- организация производства и управление технологическим процессом.
- разработка и осуществление перспективных планов повышения качества продукции.
- техническая ( конструкторская и технологическая) подготовка производства новых видов продукции.
- инженерная переработка решений, принимаемых руководителями предприятий.
- подготовка организационно-технических данных для проектирования и конструирования.
- организация труда рабочих, его нормирование, оплата и стимулирование.
- контроль за качеством продукции, соблюдение стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности.
- инженерный контроль за эксплуатацией производственных машинных систем управления.
- участие в управлении производством.
- организаторская и воспитательная работа с различными категориями работников.
Все эти области функционирования инженерного знания свидетельствуют о широком диапазоне инженерной деятельности и его связи с наукой. Обращают на себя внимание те функции, которые помогают инженеру быть проводником науки в сферу материального производства. Без инженерных работ с использованием инженерно-технического знания результаты научных исследований не могут быть воплощены в реальные производственные процессы и конкретные промышленные объекты.
Для своей плодотворной и новаторской деятельности инженеру недостаточно иметь большой объем знаний. Ввиду быстрого "старения" знаний ( у молодого инженера ежегодно "стареет" 5 % его знаний) необходимо постоянное обновление и пополнение знаний. Для новых технологий нужен новый инженер - инженер будущего, который в процессе своей подготовки должен быть менее всего "накачан" техническими знаниями, имеющими тенденцию к быстрому старению. Инженер должен обладать солидной физико-математической подготовкой, компьютерной грамотностью, усвоить дух гуманитарной культуры и знание принципов и правил диалектико-логического мышления. Его будущая деятельность должна учитывать внетехнические условия - экономические и экологические, эргономические и эстетические параметры. Готовить таких инженеров - задача технических университетов.
Приступая к техническому решению инженер обязан видеть многогранный объект своей деятельности во всех его многочисленных связях. Поэтому он должен, безусловно, иметь знание как фундаментальных наук, так и прикладные. Как правило, самыми интересными инженерными решениями оказываются те, при разработке которых использованы знания из различных, относительно далеких отраслей науки и техники. Поэтому чем шире диапазон знаний инженера, тем оригинальнее его решения. В ходе конструкторской и технологической работы творчество инженера заключается не только в том, чтобы умело использовать имеющиеся знания, но и в том, чтобы постоянно извлекать новое инженерное знание из объекта работы, уметь осмыслить полученные сведения, использовать новейшие способы оперативной обработки информации.
Творческий характер труда инженера особенно ярко проявляется в процессе разработки, когда происходят целенаправленные исследования, проектирование и создание опытного образца нового технического средства. Разработки находятся на стыке науки и производства и представляют собой самостоятельный этап, самостоятельное звено в цепи научных исследований и производственной практики, направленное на создание принципиально новых объектов техники. Они не могут быть отнесены только к науке или только к производству, но должны быть рассмотрены в связи с ними. Такое понимание места и сущности разработок в системе "наука - производство" означает, что инженерно-техническое мышление должно способствовать установлению взаимосвязи двух различных общественных явлений - науки и техники, явлений, развитие и функционирование которых проходят в рамках различных и подчас противоположных параметрах. Следовательно, инженерно-техническое знание должно сочетать научный полет мысли с холодным и здравым практическим расчетом.
Третий уровень технического знания - научно-техническое знание.
Научно-техническое знания нельзя отождествлять с техническим знанием, что встречается довольно часто. Так, В.П.Карасев пишет: "Говоря о технических знаниях, мы будем рассматривать в основном те знания, выражением и воплощением которых выступает техника. Эти знания, построенные в целостную систему, составляют технические науки" (18,87). В действительности, как видно из изложенного выше, научно-технические знания являются лишь одним из видов технического знания, возникшем на определенной ступени развития человеческого знания и материального производства.
На ранних стадиях общественного развития человеческие знания еще не расчленялись на знания о свойствах природных тел и знания о способах их овеществления с целью создания технических средств. Разделение труда на умственный и физический привело к более глубокой дифференциации общественного труда, в частности, к разделению на две сферы самого умственного труда. Одна сфера развивалась на фоне материального производства как средство его функционирования и развития. Она концентрировала в себе громадный жизненный опыт, обыденные сведения и составила донаучное или вненаучное , в том числе и техническое знание. Другая сфера духовного производства породила абстрактно-теоретическое или научное знание, которое обслуживало самые разнообразные формы деятельности и быта людей, обогащалось в процессе своего развития, порождая новые формы, новые области, одной из которых и было научно-техническое знание. Как же возникла эта форма знания, в чем ее сущность и специфика?
Научно-техническое знание - это знание об искусственно созданных средствах деятельности людей, отвечающее всем признакам научности. Его специфика заключается в том, что оно призвано обслуживать техническую деятельность человека, нацеленного на производство и применение технических средств.
Часто нучно-техническое знание рассматривают лишь как результат процесса научного познания в области технических наук. Однако технические науки хотя и включают эти знание в свой состав не сводятся к ним. Технические науки - особая форма научно-технического знания, для которой характерна системность научно-технических знаний. Мы уже упоминали, что системность - одно из важных свойств любой области научного знания. Кроме того для формирования технических наук важно наличие профессиональной деятельности по производству и применению научных знаний. "Формирование новой технической науки становится фактом не тогда, когда впервые возникает ее специфическая базовая теория, - пишет Б.И.Козлов,- а когда получает логическое завершение структура специализированных институтов, обеспечивающих функционирование и дальнейшее развитие новой области научно-технических знаний, ориентированной на решение выдвинутых практикой технических задач"(19,123).
В процессе генезиса и дальнейшего развития научно-технические знания предшествовали формированию технических наук и составляют как бы их предысторию. Рассматривая эту предысторию технических наук Б.И.Козлов пишет, что "нельзя полностью абстрагироваться от исследования предыстории этого развития, от его предпосылок еще и потому, что таким образом мы получаем материал для сравнения, базу, относительно которой и выделяются особенности современного состояния предмета"(19,10).
Действительно, уже в истории Древнего Востока содержатся зачатки научно-технических знаний в виде внедрения в техническую деятельность математических расчетов при возведении построек и конструирования военной техники. Античность нам дает необходимые предпосылки становления научного знания о технике в виде механического знания об условиях равновесия тел, решения задачи распределения тяжести тел между опорами и проблемы выигрыше в силе посредством применения технических устройств. Первой в истории системой раннего научно-технического знания была механика Архимеда. Статика, гидростатика, диоптрика явили теоретический уровень технического знания. В мануфактурный период развилась теория производства равномерного движения, кинематики, баллистики. Для 14-15 веков наряду с учением о машинах складывается комплексная область научного технического знания об обработке сырья и материалов, чуть позже возникает горная наука, чему в большой мере способствовали труда Агриколы, особенно его работа "О металлах". В 16 веке во Франции создаются государственные военные академии. В 17-18 веках в Европе формируется ряд инженерных школ, способствующих становлению технических наук. В 18 веке бурно развивается теоретическая механика которая заложила основы множества других технических наук. В становлении новой механической картины мира огромная заслуга принадлежит И.Ньютону. Хотя первоначальные изобретения промышленной революции 18 века были основаны главным образом на техническом опыте, эта революция породила в конечном счете крупное машинное производство которое не могло уже развиваться и функционировать на основе сознательного использования науки. Это и предопределило формирование особого класса наук, впитавших в себя богатейший материал добытый всем предшествующим научно-техническим знанием.