4. История и логика взаимосвязи
.4. История и логика взаимосвязи
науки и техники.
Ныне нет необходимости доказывать, что наука и техника развиваются в тесной взаимозависимости друг с другом. Автоматы и роботы, компьютеры и станки требуют научных знаний как для своего проектирования и конструирования, так и для функционирования. Поскольку техника выступает как материализованное знание, ее существование невозможно без науки. Между техникой как средством человеческой деятельности и наукой как рациональной формой человеческих знаний возникли сложные взаимоотношения, имеющие диалектически противоречивый и исторический характер. История этих взаимоотношений начинается с формирования машинного производства и проходит определенные этапы или фазы.
Г.Беме выделяет три таких фазы в применении к Западной Европе. Первая фаза (1660-1750 гг.) начинается в эпоху расцвета абсолютизма. Это эпоха дифференциации сфер науки и техники и, вместе с тем, определенной ориентации науки на технику. Появляется техника научных инструментов, формируется технический принцип познания в виде механической картины мира. Вторая фаза начинается с промышленной революции и охватывает весь 20 век. Развитие техники вызывает спрос на науку, что в свою очередь приводит к онаучиванию техники. Научные приборы и инструменты, методы исследования начинают проникать в технику. На третьей фазе взаимный обмен в спросе и предложении между наукой и техникой становится систематическим и стратегически планируемым. Разработка техники осуществляется через построение научной теории. Этот процесс начался во второй половине 19 века и играет все больщую роль в 20 веке (4,109- 110).
Рассматривая эволюцию науки и техники и взаимоотношения между ними, П.Вайнгард определяет также три фазы этого процесса. На первой фазе (17-18 века) ни техника, ни наука еще не оформились как отдельные системы. Хотя произошла дифференциация теоретических и практических сторон производства знаний, "новая наука" Бэкона и Декарта ускорила временное слияние науки и техники, провозгласила единство истинности и полезности. Вторая фаза (последняя половина 19 века вплоть до 20 века) характеризовалась инстуционализацией науки, ведущей в конечном счете к дифференциации науки и техники. Третья фаза- современная, когда наука и техника восстанавливают свои дружеские отношения. Это эпоха "сциентификации" техники. Технические проблемы достигают такой сложности, что их решение требует научных методов, выработки специальных технических теорий, основанных на систематических экспериментах и на математическом описании. Часто усилия технического исследования переносятся в сферу фундаментального научного исследования, поскольку ученые и инженеры имеют дело с одними и теми же объектами. Опыт как регулятор действия заменяется систематическим знанием (4,133-134).
В.Г.Горохов отмечает различные точки зрения на соотношение науки и техники, различные модели этого соотношения. Так называемая линейная модель, существующая довольно длительный период времени, рассматривала технику в качестве простого приложения науки или даже - как прикладную науку. Наука и техника в этой модели представляют различные функции, выполняемые одним и тем же способом. В эволюционной модели развитие науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные. На определенных стадиях своего развития наука использует технику инструментально, техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь - технических. Согласно третьей точки зрения наука развивалась опираясь на развитие технических аппаратов и инструментов и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов. Четвертая точка зрения оспаривает предыдущую и утверждает, что техника научных экспериментов и измерений всегда обгоняла технику повседневной жизни. Наиболее реалистической и исторически обоснованной В.Г.Горохов считает точку зрения, согласно которой вплоть до конца 19 века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня. Согласно последней точки зрения взаимоотношения между наукой и техникой в ходе своей эволюции прошли четыре этапа. На первом (донаучном) формируются различные типы технических знаний, на втором - происходит зарождение технических наук, на третьем (классическом) строятся ряд фундаментальных технических теорий, наконец, на четвертом (современном) осуществляются комплексные исследования, происходит интеграция технических наук с естественными и общественными и дальнейшее "отпачковывание" технических наук от других областей научного знания (25,305-312).
Несмотря на определенное различие в понимании содержания основных этапов взаимосвязи науки и техники, исследователи этой проблемы сходны в одном: взаимосвязь науки и техники изменялась на протяжении истории общества по мере развития производства и научного познания окружающего мира.
Но протяжении большей части своей истории техника и наука развивалась в отрыве друг от друга. Техника ручных орудий труда не требовала для своего развития применения науки и обслуживалась производственным опытом и обыденными знаниями. Наука же еще не обладала знаниями, годными для их технического применения. Положение меняется по мере усложнения техники и развития науки. В дальнейшем взаимоотношения между наукой и техникой развивались от еще неосознаваемого и внешнего единства науки и техники (17-18 века) к их дифференциации (конец 19 - начало 20 века), когда научная и техническая деятельности стали самостоятельными областями человеческой деятельности со своими специфическими признаками, и далее - к органической взаимосвязи науки и техники на современном этапе их функционирования. Безусловно, решающую роль в установлении тесной взаимосвязи между наукой и техникой сыграло появление крупного машинного производства, техника которого, как уже неоднократно указывалось, не могла развиваться и функционировать без сознательного использования науки.
Рассматривая историю и логику взаимосвязей науки и техники, нужно иметь ввиду, что эти взаимоотношения носят глубоко диалектический характер и абсолютизация, преувеличенное значение одной из тенденций этих взаимоотношений обедняет, а порой искажает их действительную картину. К примеру, нельзя согласиться с мнением, что "отношенеие между естествознанием и техникой должно быть определено по-новому. Скорее естествознание должно быть понято как вторичное следствие техники, чем техника как применение естественной науки"(4,298). В этом случае явно преувеличена роль техники в развитии естествознания и преуменьшено значение науки для развития техники. Основываясь на таких позициях науке отказывают во внутренней логике своего развития и в ее относительной самостоятельности развития и функционирования от практических (в том числе и технических) запросов.
В действительности, наука и техника находятся во взаимной диалектической взаимосвязи, они воздействуют друг на друга и порой трудно установить их вклад в общее дело этой взаимосвязи. "Если иметь ввиду современную ситуацию, - справедливо пишет Ф.Рапп,- то взаимное переплетение техники и естествознания неоспоримо. При этом речь идет, с одной стороны, об онаучивании техники... Этому противостоит, с другой стороны, технизация естественных наук... Эта технизация, помимо прочего, имеет своим следствием то, что с крупными научными проектами (большая наука) можно справиться лишь с помощью коллективной работы естествоиспытателей и инженеров" (4,277-278).
Какова же действительная логика взаимосвязи науки и техники на современном этапе их развития? Эта логика определяется определенными закономерностями этой взаимосвязи, к числу главнейших из которых принадлежат: воздействие техники на развитие науки, отсутствие жестко детерминированных связей между наукой и техникой, обратное воздействие науки на развитие техники.
Можно утверждать. что ныне сложилась система "наука-техника" и указанные закономерности составляют структуру этой системы. То, что в развитой системе лежит одно возле другого, в процессе развития появилось одно вслед за другим. Структура системы есть итог ее развития.
Воздействие техники на все стороны нашей жизни ныне является очевидным фактом "Технология, - пишет Дж.Грант, - пронизывает собой все наши мысли о мире и о нас самих. Пришествие технологии потребовало изменений в наших представлениях о том, что хорошо, что такое хорошо, как надо понимать здравомыслие и безумие, справедливость и несправедливость, рациональность и иррациональность, красоту и безобразие" (3,161). В числе тех социальных феноменов, на которых техника оказывает влияние, на одном из первых мест стоит наука. Как само возникновение, так и дальнейшее развитие и современное ее функционирование в огромной степени определяются техническими запросами производства.
Техника играет роль доминанта в развитии и функционировании науки, является первичной по отношению к науке в силу того, что она возникла намного раньше науки, играет (в плане соотношения материального и идеального) по отношению к науке в конечном счете определяющую роль, наконец, потому, что одной из главнейших функций науки является ее удовлетворение запросов техники.
Воздействие техники на развитие и функционирование науки выступает в качестве одного из основных законов взаимодействия науки и техники.
Это воздействие техники на науку выражается прежде всего в том, что технические потребности производства на основе выработанного в процессе производственной деятельности опыта и эмпирических сведений выдвигают определенные проблемы, требующие своего научного решения, и тем самым, определяют предмет научного исследования. Действительно, в ходе развития техники возникают такие задачи, которые производственный опыт решить не может. В этом случае сознательно или непреднамеренно производство ставит перед наукой определенные задачи ничего не говоря о том, как их решить. Этими вопросами занимается наука со свойственными ей специфическими средствами и методами.
В современных условиях зависимость развития науки от технического состояния и потребностей общественного производства усиливается. Это, в частности, выражается в том, что производство не только ставит перед наукой определенные задачи, но и предоставляет науке необходимые материальные средства для их решения, т.е. создает определенную материально-техническую базу науки в виде лабораторного оборудования, научных приборов и пр.
Когда-то, в период средневековья появляется первое научное оборудование - часы, весы и термометр, получившие название "философских инструментов". Из стен монастырских келий алхимиков они вышли на широкий простор и, в конечном счете, в значительной степени содействовали появлению эмпирического естествознания. Ныне техническая оснащенность науки - это огромный арсенал различных приборов и инструментов, сложного лабораторного оборудования, экспериментальных установок, измерительно-вычислительных систем и комплексов. Вся эта научная аппаратура подразделяется на научные приборы и научные инструменты и выполняет определенные функции в процессе научных исследований.
В качестве научных приборов она употребляется для расширения и уточнения сенсорного восприятия предметов научного исследования. К научным приборам относятся:
- средства усиления и преобразования (микроскопы, ускорители частиц, телескопы и пр.).
- регистрирующие и измеряющие устройства ( счетчики, осциллографы, самозаписывающие устройства, датчики, гальванометры, термометры и пр.).
В качестве научных инструментов научная аппаратура употребляется для расширения моторных операций субъекта с изучаемым объектом. К научным инструментом относятся:
- приготовляющие устройства (источники света, генераторы и пр.).
- изолирующие устройства (защитные экраны, вакуумные приборы и насосы и пр.).
- устройства, непосредственно осуществляющие воздействие на изучаемый объект (преломляющие среды, призмы для света, магнитные поля, дифракционные решетки и пр.).
Сейчас благодаря успехам техники научного эксперимента появилась возможность формировать новые научные дисциплины, например, электронная микроскопия. В ближайшем будущем можно ожидать возникновение научных направлений, использующих достоинства квантовых генераторов.
Появление компьютерной техники оказало стимулирующее влияние на развитие науки. Возникает ряд новых областей математики (например, вычислительная математика). Широкое развитие получают линейное и динамическое программирование, теория игр, которые возникли еще до появления компьютеров. Применение компьютеров способствовало математизации ряда наук биологического и гуманитарного циклов.
Высокая оснащенность научных исследований освобождает труд ученых от утомительных и кропотливых операций, содержащих многократные повторения одних и тех же манипуляций с прибором, исследуемым объектом и непосредственными данными измерения. Все это экономит труд ученых, повышает его результативность. Максимальная экономия умственного труда путем применения сложного научно-лабораторного оборудования -одна из важнейших закономерностей научно-технического прогресса.
Раньше успех в научном исследовании в решающей степени зависел от индувидуального мастерства экспериментатора. Сейчас успех в научной деятельности в большой степени зависит и от технической оснащенности научной деятельности. Безусловно, индивидуальные качества ученого, его профессионализм и ныне играют свою роль. Не надо забывать и того, что могут быть и бывают теоретические открытия, открытия "на кончике пера". Однако и они обусловлены в конечном счете глубокими экспериментальными исследованиями, которые невозможны без соответствующей материально-технической базы часто перерастающие в целые промышленные установки (например, ускорители частиц). Теоретические научные исследования, таким образом, не оторваны от материально-технической базы науки, тем более что в настоящее время созданию новой техники эксперимента предшествуют большие теоретические исследования, а научный эксперимент вступает во все более тесную связь с промышленным.
Техническая оснащенность научных исследований влияет на выбор темы исследования, применяемые в процессе этого исследования методы, ход и темпы исследования, наконец, на достоверность и эффективность результатов проведенных научных изысканий.
Темы научных исследований для научно-исследовательских институтов и вузов определяются государственными промышленными предприятиями, приватизированными предприятиями, акционерными обществами или научными интересами работников НИИ и вузов. Но в любом случае ученый может приступить к исследованию предлагаемой или им желаемой проблемы если он располагает соответствующей научной аппаратурой и вообще материальной базой.
Новая материально-техническая база науки оказала сильное воздействие на методы исследования, изменив старые и породив новые. К их числу можно отнести методы аналогии, формализации, моделирования, математической экстраполяции. Техника научных исследований оказывает влияние не только на общенаучные, но и частные методы научного исследования. Так, новая техника эксперимента позволила разработать полярографический метод определения состава вещества вместо применявшихся длительных методов физико-химического анализа. Техника дала астрономии новые методы фотографирования, радиолокации, изучения световых волн, а производство рентгеновских аппаратов - новые методы исследования в физике. химии, биологии и медицине,например, рентгеноспектральный и рентгеноструктурный анализы. Огромное прямо таки революционизирующее воздействие на методы научного исследования оказала информатика. Оснащенность научных исследований техническими средствами, влияя на методы научного исследования, создает условия для превращения их в методы промышленного производства, производственную технологию.
В зависимости от технической оснащенности исследования находятся его ход и темпы. Конечно последовательность исследования намечается ученым заранее в соответствии с целевым заданием. Однако реальная этапность исследования часто определяется наличествующими техническими средствами. Часто техническая оснащенность работы ученого изменяется, в ходе исследования появляются новые приборы, аппаратура, установки. Это вынуждает ученого изменить сам порядок исследования и оказывает влияние на темпы достижения цели.
Необходимая достоверность результатов исследования достигается постановкой определенного количества экспериментов. Недостаточная обеспеченность исследования техническими средствами невольно снижает это число экспериментов, а, следовательно, и достоверность полученных выводов. На современном этапе развития науки, вторгшейся в глубинные сокровенные тайны природы, имеющей дело со сложными явлениями и процессами, без высокоточного и высокопроизводительного оборудования немыслимо получение в короткие сроки качественных результатов. Их эффективность будет тем значительнее, чем качественнее проведено исследование, чем оно больше соответствует техническому заданию и чем быстрее внедрено в производство.
Качество выполнения задания зависит от степени точности изучения определенных явлений и процессов. Вполне естественно, что чем совершеннее научная аппаратура тем точнее ее показатели, параметры и количественные характеристики. Отсюда чем больше техническая оснащенность научных исследований, тем выше ее эффективность.
Под результатами научного исследования, внедряемыми в производство, ныне все чаще понимают не только полученные наукой определенные конструктивные решения, химические вещества, но и те методы, которыми получены эти результаты. Все чаще методы научного исследования обращаются в технологические приемы. Это делает науку не только родоначальником новой техники, но и технологии производства, а следовательно повышает ее роль в жизнедеятельности людей. Это особенно характерно для технических наук, а также для ядерной физики и химии. Такова история получения чистых веществ, очищения воды и т.д.
Не только методы научного исследования превращаются в технологические производственные процессы, но и научная аппаратура, созданная для нужд лабораторных исследований, часто возвращается в повседневную жизнь в виде производственного оборудования. Современные телевизионные трубки были катодными трубками - деталью чисто научной аппаратуры, изобретенной в стенах научных лабораторий для измерения массы электрона. Широкое распространение в производстве получили научные приборы и аппаратура, применяемые в аналитической химии: дозиметры, толщиномеры, уровнемеры.
Воздействие техники на науку выражается и в том, что она выступает в роли критерия истинности научных исследований. От субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику и, прежде всего, через практику создания технических устройств. Конечно, истинность тех или иных естественнонаучных результатов можно установить путем их логического доказательства, математического обоснования и т.д. Однако техническая реализация научных идей является высшим критерием их истинности. Отмечая роль техники как критерия истинности естественнонаучных положений, К.А.Тимирязев писал: "Поэтому я и считаю завоевания техники не посторонними отбросами естествознания, а вижу в них логические доводы. Если бы мы не добыли этих практических результатов, то мы не знали бы, к какому прийти заключению. Только те суждения, которые осуществляются на деле, верны"(26,308).
Это, конечно, не означает, что если те или иные научные идеи не находят в данное время технического или вообще практического применения, то они не верны. Дальнейший прогресс техники может подтвердить истинность тех научных положений, которые до сего времени не имели технического применения.
Хотя наука все более теоретизируется и в ее содержании имеется большая доля выводного знания, в развитии современной науки, особенно в технических науках, огромную роль продолжает играть эксперимент который превратился в одну из форм практики. Высокое качество научного эксперимента продолжает играть роль обязательного фактора успешного развития науки. Еще большее значение для практики имеет производственный эксперимент, который является сферой соприкосновения науки с техникой. Именно через производственный эксперимент осуществляется обратная связь техники с наукой, вносятся коррективы, оценивается правильность тех или иных научных утверждений.
Таким образом в механизме взаимоотношения техники с наукой техника является определяющим элементом этого механизма. Технические потребности производства предоставляют науке фактический материал, определяя научную проблематику и, тем самим, предмет исследования; техника вооружает науку материальными средствами для ее познавательной деятельности, создает техническую базу науки; наконец, техническая реализация научных идей является высшим критерием их истинности. В этом плане влияние техники на развитие науки выступает законом взаимосвязи науки и техники.
Зависимость науки от техники ярко прослеживается как сегодня, так и в исторической ретроспективе. Но правильным ли будет утверждать, что техника - предпосылка любого научного открытия? Можно ли согласиться с положением о том, что "всякое научное открытие, изобретение определяется техническими потребностями общества" ? (27,82). История науки полна примерами открытий, сделанных вне связи не только с техникой, но и с практикой вообще. Достаточно вспомнить имена Коперника, Галилея, Эйнштейна и других ученых. Диалектическому пониманию взаимосвязи науки и техники чуждо вульгарно-материалистическое решение этого вопроса, когда причину любого научного открытия пытаются найти в технических потребностях. Между развитием и функционированием науки и техники нет жестко детерминированных связей. В рамках общей зависимости развития науки от техники наука обладает некоторой самостоятельностью в своем развитии. Эту самостоятельность нельзя абсолютизировать и выдавать науку в качестве независимого от техники явления.
Относительная самостоятельность развития науки от технических потребностей производства является законом взаимосвязи науки и техники.
Относительная самостоятельность развития науки проявляется в том, что это развитие может отставать от технических потребностей производства, а может опережать их на много лет, т.е. изменения в науке далеко не всегда определяются изменениями в технике. Как не важна зависимость развития науки от технических нужд производства все особенности развития науки нельзя объяснить только этими нуждами. Эту зависимость мы можем проследить лишь тогда, когда будем рассматривать длительные периоды их развития. Для таких периодов кривая развития науки, в основном, будет идти параллельно кривой развития техники. При рассмотрении же более коротких периодов истории науки и техники обнаруживается отклонение от этой общей закономерности то в одну, то в другую стороны. В последнем случае логика развития науки не совпадает во всех своих деталях с логикой развития техники. Историческую последовательность возникновения и развития наук и появление отдельных научных открытий нельзя механически выводить из закономерной связи, существующей между различными ступенями развития производства.
Иногда техника ставит перед наукой в явной форме вполне определенные задачи. Но наука еще не развилась настолько, чтобы в данное время их решить. Требуются иногда многие годы для того, чтобы наука прошла необходимые стадии своего развития и у нее появилась возможность решить эти задачи. Сейчас, к примеру, перед наукой стоит задача определения путей управления термоядерной реакцией, которая до сих пор не получила технического решения. Вместе с тем история науки полна и противоположными примерами, когда крупные научные открытия обгоняли технические запросы производства. Такова, к примеру судьба открытия в древнем мире движущей силы водяного пара. Предвидеть судьбу подобных открытий, оценить их практическую значимость дело довольно не легкое.
В начале исследования того или иного материального объекта наука не подходит к нему утилитарно, только с точки зрения практической пользы этого объекта. Крупнейшие ученые не раз предостерегали против узкого практицизма. Наука приходит к практике потом, но прежде она должна как бы "уйти" от практики и приспособиться к объекту познания, рассмотреть его "в чистом виде" что является одним из принципов диалектической логики.
Можно было бы привести много примеров относительной самостоятельности науки, примеров, когда научные исследования не диктовались запросами производства, намного обгоняли свое время и лишь впоследствии получили свое практическое применение. При этом, чем более теоретический характер имеют научные исследования, тем менее уловима их связь с практикой.
В чем же причина того, что логика развития науки не совпадает полностью с логикой развития техники, что наука в своем развитии относительно не зависит от технических потребностей производства?
Эта относительная самостоятельность вытекает уже из того, что наука и техника хотя и связаны между собой в процессе своего развития и функционирования, все же представляют отличные друг от друга общественные явления, имеющие свои специфические законы не сводимые друг к другу. Деятельность в области науки и техники - это два ряда деятельности людей, тесно связанных друг с другом и имеющих не только общие черты, но и свои особенности.
Известная свобода науки и техники друг от друга существует еще и потому, что далеко не все научные знания используются в материальном производстве. Как форма общественного сознания наука призвана обслуживать все сферы общественной жизни. с другой стороны, не вся совокупная техника строится только на научных знаниях. В технике большое значение имеет изобретательство, рационализация, мастерство, использование производственного опыта. Необходимо также учесть и то, что научные положения, на которых базируется техника, существуют более длительный срок, чем их конструктивное техническое решение.
На логику развития науки кроме техники влияют другие общественные явления вплоть до конкретной социально-политической обстановки, связь с другими формами общественного сознания - моралью, философией, политической идеологией и т.д. В силу этого логика науки не может быть зеркальным отображением логики развития техники. Необходимо учесть и то, что характер развития науки и научные теории испытывают также известный отпечаток индивидуальных особенностей ученых-творцов, их личных стимулов.
На развитие науки влияют и внутренние связи, вытекающие из логики процессов научного познания. Наука всегда система, она не может развиваться отрывочно, эпизодически и под влияние только внешних импульсов. Строго логический переход от одной ступени абстракции к другой, логическая доказательность правомерности выведения каждой новой теории, логическая последовательность в ходе развития научной мысли - все это составляет внутреннюю логику развития науки.
Существование относительной самостоятельности в развитии науки связано также с необходимостью систематизации имеющихся знаний. Наука время от времени как бы останавливает свой стремительный бег, чтобы навести порядок в своем хозяйстве, привести в строго логическую систему накопившиеся научные факты, согласовать свои теоретические положения.
Часто достигнутый результат исследования эмпирического материала служит исходным для дальнейшего теоретического исследования, в результате которого получаюется порой выводы, далекие от потребностей практики. Поэтому каждое новое теоретическое положение не только обобщает новый фактический материал, но и обобщает и переосмысливает уже имеющиеся в науке теоретические знания.
Иногда под влиянием насущных нужд практики отдельные научные положения могут быть выведены и сформулированы без достаточного теоретического обоснования. В истории науки были случаи, когда более сложные объекты познавались раньше простых. Химия начала с молекулы, а не с атома, хотя молекула, состоящая из атомов, является более сложным материальным образованием.
Относительная независимость науки от технических потребностей производства приводит к тому, что историческая последовательность возникновения наук не совпадает полностью с логикой технического прогресса. Было бы совершенно неправильным вырабатывать стандартную схему, связывающую происхождение всех наук с техническими запросами производства. Если эта зависимость ясно обнаруживается при анализе технических наук, то связь каждой естественной науки, а часто и отдельных ее разделов, с техникой имеет свои особенности, которые можно указать только в общих чертах. Так, производство ставит задачи перед физикой через технические науки, на развитие математики влияет механика и физика.
В условиях современности наука должна обгонять технику. Но если наука ныне призвана обгонять технику, то она неизбежно уходит подчас в такие теоретические сферы, которые до определенного периода времени не дают никакого практического эффекта. Однако то обстоятельство, что некоторые проблемы, рассматриваемые наукой, не получают непосредственного применения, не дают основание утверждать, что в этом случае научный труд бесполезен. Наука - система развивающихся знаний и для успешного движения вперед той или иной области необходимо равномерно развивать все ее разделы, хотя некоторые из них в определенное время могут не иметь практико-преобразующего значения.
Теоретические исследования, не приносящие никакой непосредственной практической пользы, дают принципиально новые знания об изучаемых явлениях и процессах и в конечном счете служат основой радикального изменения существующей и создания качественно новой техники. Казалось бы абстрактное, не имеющее практического значения исследование свойств материи рано или поздно приводит к революционным сдвигам в промышленности и тем более глубоким, чем большее чисто научное значение имеет это исследование.
Убедительный пример того, как самые отвлеченные разделы науки превращаются в основу, на которой создаются новые отрасли промышленности, представляют труды А.Эйнштейна. Вряд ли кто-нибудь мог предвидеть, что открытое им соотношение между массой и энергией станет исходным пунктом для возникновения огромной отрасли промышленности, производящей атомную энергию в мирных и военных целях.
Относительная самостоятельность развития науки усиливается год от года, что является одной из важных закономерностей. В самом деле, еще столетие тому назад открытия в физических и химических науках были тесно связаны с техническими запросами производства, а их конкретное проявление можно было непосредственно предугадать. Сейчас же очень трудно понять связь между тем или иным научным открытием и той практической его пользой, которое оно дает после длинной цепи разработок.
Следует иметь в виду, что не наука в целом, а отдельные науки или даже отдельные отрасли наук могут идти впереди техники. Хотя развитие науки в общем плане закономерно зависит от технических запросов производства, наука развивается по своим внутренним закономерностям и в известных пределах эти закономерности на зависят от практики.
Причины того, что наука на определенном отрезке истории начинает обгонять технику в конечном счете обусловлены развитием этой техники. Потребности самой практики требуют чтобы наука опережала технику, производство в своем развитии. Только в этом случае она может выполнить свою общественную функцию - служить практике, промышленности в качестве своего рода теоретического орудия. Наука обгоняет запросы техники чтобы лучше ее обслуживать.
Современная техника ставит перед наукой все более и более сложные задачи, для решения которых наука должна познать более глубокие свойства и законы развития тех или иных материальных объектов или процессов. Выполняя эти требования, наука должна как бы расширить сферу своей деятельности, создавать теоретический задел. Логические основы науки все более и более удаляются от данных опыта.
В силу всех указанных выше обстоятельств во взаимной связи науки и техники проявляется единство двух противоположных тенденций. С одной стороны, возрастает роль техники в развитии науки, усиливается зависимость развития науки от уровня развития и запросов техники. С другой - увеличивается относительная самостоятельность развития науки от техники что проявляется, в частности, в опережении отдельными отраслями науки непосредственных запросов техники и даже в рождении наукой отдельных отраслей техники. Эти противоположные и взаимосвязанные тенденции свидетельствуют о не одинаковых темпах развития техники на ее разных структурных уровнях. Темпы развития техники как источника развития науки являются большими, чем темпы развития самой науки. Этим обеспечивается, с одной стороны, определяющая роль техники по отношению к науке. С другой стороны, темпы развития техники как результата реализации научных знаний ниже темпов роста научных знаний. В силу этого рост научных знаний опережает непосредственные запросы техники. Эти две противоположные тенденции во взаимосвязях науки и техники в современных условиях проявляются настолько ярко, что даже получили свое математическое выражение.
Определяющая роль производства и техники по отношению к науке выражается формулой
где S' - количественная характеристика науки, T' - техники, P' - производства, t - времени.
Опережающее развитие науки по отношению к производству выражается формулой
где S - количественная характеристика науки, T - техники, P - производства, t - времени.
Способность использовать новую технику на базе опережающего роста научных знаний является важнейшим условием экономического успеха. При этом необходимо приоритетное развитие фундаментальных исследований в сравнению с прикладными. Расходы на науку в большинстве цивилизованных стран растут довольно быстрыми темпами. Так, в США с 1965 по 1985 гг. они возросли в 1,7 раза, в Японии - в 4,5 раза. Происходит рост числа лиц, занятых в сфере науки, растут расходы на науку (рис. 4).
Рис.4. Рост числа научных работников (n) и расходов на науку (p). (32,78).
Если взять отдельные цивилизованные страны, то обнаружим, что в США, к примеру, за 20 последних лет количество лиц, занятых в науке увеличилось в 1,5 раза, в Японии - более чем в 3 раза. Абсолютно неоправданным поэтому является то невнимание к финансированию науки и подготовке научных кадров, которое ныне существует в России.
Если раньше наука в России являлась приоритетной сферой, то за последние годы она оказалась на периферии государственных интересов. За период с 1991 по 1995 годы ассигнования на науку сократились ориентировочно в 4,31 раза. Это привело к уменьшению возможностей приобретения новейшей зарубежной литературы и научной аппаратуры, к моральному старению последней, что влияет на результативность экспериментальных научных исследований. Если в США и Японии "средний возраст" измерительных приборов не выше 5 лет, то у нас 60% этих приборов превысил 15 лет. Настойчивые призывы к ученым самим зарабатывать средства на существование заставляет их забросить фундаментальные исследования, выполнять внешние заказы коммерческих структур и даже уходить из "большой науки" в коммерческие структуры и за рубеж, где существует более высокая заработная плата.
В последние годы сокращается приток молодых сил в науку. Так, с 1992 по 1994 годы число выпускников из аспирантуры сократилось на 12%. "Что касается современного положения российской науки , - справедливо пишет В.Ж.Келле,- то по отношению к ней, можно сказать, государство использует метод экономического удушения, что приводит к свертыванию целых научных направлений и деградации научных коллективов и подразделений, утечке умов и резкому сокращению притока молодежи в науку" (33,14).
В качестве одной из важнейших закономерностей взаимосвязи науки и техники выступает обратное воздействие науки на развитие техники. В этом случае техника выступает как реализованное знание.
Наука познает законы объективного мира - этой основы целесообразной деятельности людей. Чем больше люди познают законы внешнего мира, тем в большей степени они могут их использовать, создавая для этой цели технические устройства и технологические процессы. Чтобы познать технику нужно познать законы природы, которые материализованы технике. При внимательном анализе техники, пишет Х.Блюменберг, обнаруживается, что техника есть прикладная наука, что "технизация - это форма проявления науки", поскольку "техника самостоятельно развивает свои конструктивные возможности на основе чисто теоретических результатов исследования...Понятие техники может быть определено как совокупность приложений научных результатов"(28,79).
Техника как и технология и организация производства является лишь одним из способов, с помощью которого наука реализует свои достижения. Создание техники есть опредмечивание знаний, их материализация через практическую деятельность людей. Наука и техника являются единым процессом материально-производственной деятельности человека, в котором они выступают не как внешне обособленные друг от друга отрасли человеческой деятельности, а как противоречивые моменты, стороны внутренне цельной деятельности людей. В единстве науки и техники находит разрешение прежнее противоречие между ними, когда наука и техника, лишь внешне соприкасаясь между собой, существовали раздельно.
Анализ взаимосвязи науки и техники опровергает традиционные взгляды на различие между наукой и техникой, когда последние не только рассматривались в отрыве, но и в противопоставлении друг другу. Ф.Рапп выдвигает ряд опровержений резкого разграничения науки и техники.
Утверждение о том. что естествознание имеет дело с естественными процессами, а техника с артефактами опровергается тем, что современные естественнонаучные эксперименты с сложным научно-лабораторным оборудованием являются артефактами, а технические процессы, входя в состав материального мира, естественными процессами.
Утверждение о том, что техника является естествознанием опровергается тем, что многие научные проблемы для техники не имеют большого значения, а многие методы технической практики основываются не на естественнонаучных знаниях. а на полуэмпирических правилах опыта.
Противопоставление науки и техники как теории и практики опровергается тем, что для естественных наук характерна определенная, конкретно осязаемая практика, а техническая деятельность имеет свое собственное теоретическое основание.
Наконец, понимание науки как побочного продукта или как вспомогательного средства для постановки технических задач несостоятельно, поскольку в момент постановки научно-исследовательских задач предвидеть последующие возможности приложения результатов их решений практически невозможно .
Но все же, безусловно, различие между наукой и техникой есть. Техника выражает преобразующе-практическую деятельность человека, а наука - его познавательную, теоретическую деятельность.
Конечно, существует примат практики над теорией, техники над наукой. Однако это не исключает обратного активного воздействия теории на практику, хотя в принципе практика определяет теорию. В каждом конкретном случае отношение между практикой и теорией, техникой и наукой оказываются как бы перевернутыми: наука выступает как сторона, определяющая техническую деятельность. Другими словами, в процессе взаимодействия техники и науки причина и следствие постоянно меняются местами и связь техники с наукой не должна заслонять обратную связь - науки с техникой.
Современная техника является одним из продуктов науки и знаний, освоенных человечеством. Без знаний нельзя не только создавать современные технические устройства, но эффективно их использовать. Возможности современной техники в значительной степени зависят от того, насколько глубоко человек познал объективные законы природы, на основе которых созданы те или иные технические устройства. Это, в частности, выражается в том, что используемые объективные законы природы определяют структуру совокупной техники, существующей в обществе.
Рассматривая технику как овеществленное знание о законах природы ее можно представить в виде системы, отдельные элементы которой различаются между собой по характеру используемых законов природы и по характеру использования этих законов.
Законы внешнего мира, используемые в технике, - это законы механические, химические и биологические. В соответствии с этим, по характеру используемых законов техника может быть представлена как система, элементами которой являются механическая (физическая), химическая и биологическая, или точнее, бионическая техника. При в этом, в настоящее время основную массу совокупной техники составляет техника, основанная на применении механических и физических законов. Она является исходным и до настоящего времени важнейшим элементом технической системы. Однако в общей массе совокупной техники возрастает удельный вес химической техники. Происходит химизация общественного производства. Этот процесс идет, с одной стороны, по линии химизации производственных процессов, перехода от механической технологии к химической в различных отраслях техники а , с другой - по линии создания так называемой "большой химии" или химической индустрии, обеспечивающей общественное производство массой искусственно создаваемых веществ.
Возраст бионики нельзя сравнить с химической, а тем более с физической техникой. Она делает ныне только свои первые шаги. Однако эти шаги настолько эффективны, так резко меняют сложившиеся представления о принципах конструирования технических устройств, что технику будущего часто видят как технику, построенную по принципам бионики.
Что касается структуры техники по характеру использования законов, то ее можно представить из трех элементов, последовательно появляющихся один после другого и ныне наличествующих в составе совокупной технике. Вначале длительный период вплоть до появления крупного машинного производства существовала эмпирическая техника, основанная на производственном опыте и трудовых навыках, на стихийном использовании тех законов, которые намного позже познала наука. Затем появилась техника, возникшая на основе эмпирического и научного знания. Передовые отрасли современной техники - информационная, атомная, автоматическая конструируются и функционируют на основе сознательного использования объективных законов, открываемых наукой, эта техника выступает как инобытие науки.
Порожденная техническими потребностями производства наука имеет огромную силу обратного воздействия и выступает как одна из движущих сил развития техники. Современная наука не только определяет создание тех или иных технических устройств, но на основе изучения законов природы и техники может определить тенденции технического прогресса, экстраполировать их в бедущее и может предвидеть таким образом будущее состояние техники.
Обратное воздействие науки на технику связано с рядом обстоятельств.
Прежде всего, наука намного сильнее и результативнее воздействует на прогресс техники, чем знания, выработанные на основе производственного опыта и трудовых навыков. Последние отражают лишь внешнюю сторону предметов и процессов, отдельные явления и имеют весьма приближенный характер. В силу этого эффективность их технического применения снижается. Куда более результативными оказываются научные знания, отражающие сущность предметов и процессов, вскрывающие их глубинные, скрытые от чисто опытного познания стороны, имеющие большую степень достоверности.
Необходимо иметь в виду, что усвоение достижений науки занимает малый период времени по сравнению со временем первоначального получения научных знаний. "Продукт умственного труда - наука - всегда ценится далеко ниже ее стоимости, - писал К.Маркс- потому, что рабочее время, необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести"(29, 355). Теорему о биноме, замечает он, школьник может выучить в течение одного часа, тогда как для ее открытия самому Ньютону требовалось неизмеримо больше времени.
Выгодность применения достижений науки в технике вытекает из особенностей производства самих научных знаний. Выгоды от применения результатов науки намного большие, чем расходы, понесенные обществом на их получение. Достижения науки, ставшие достоянием гласности, вообще не стоят ни гроша.
Надо учесть, что научные открытия исключительно долговечны, они, по существу, никогда не стареют и не "изнашиваются" в ходе употребления. Научные знания - товар особого рода. Стоимость любого товара по мере его употребления снижается. Полученные научные знания принадлежат к такому роду богатства, которое, чем больше оно употребляется, тем становится более развитым и более полным. Эта особенность научного знания была подмечена уже в древности. Бхартрихари так воспевал эту особенность научного знания:
"Сокровище такое существует,
Которому не страшны воры:
Украсть его нельзя. Всегда
Несет оно с собой несказанное счастье.
Хоть тратишь ты его и раздаешь другим,
А все ж оно растет - потом ему не страшен!
Его зовут наукой!" (7,175).
По мере развития научных знаний и их технического применения старый капитал воспроизводится в более производительной форме, что ведет к росту производительности труда.
Техническое применение полученных научных знаний позволяет заменять все в больших масштабах труд людей силами природы. Производство товаров все менее зависит от непосредственных затрат живого труда и все более от технологического применения науки. Силы природы, как таковые, стоимости не имеют, так как в них не вложен труд человека. Следовательно, использование науки для замены человеческих сил силами природы не только не повышает стоимости товара, но, напротив, удешевляет его, увеличивает богатство общества не увеличивая в той же мере стоимости этого богатства. Благодаря применению науки природные агенты делают труд более производительным, не повышая стоимости продукта, не увеличивая стоимости товара.
Таковы причины эффективности обратного воздействия науки на развитие техники. Действие этих причин ярко проявляется в истории науки и техники. При этом конкретные условия определяют как их силу, так и формы их проявления.
Обратное воздействие науки на развитие техники идет, в основном, в двух направлениях. В одном случае в производстве применяются уже имеющиеся данные науки. Так, открытие в конце 19 века П.Гриссом реакции диазотирования позволило получить обширный класс азотокрасителей, на основе которого возникла промышленность синтетических красителей и продуктов из них. В других случаях наука исследует проблемы, выдвигаемые техникой и внедряет полученные результаты в ее развитие. Так, техника конца 19 века поставила ряд проблем, в ходе решения которых возникают динамика твердого тела, гидродинамическая теория трения, колебания, резонанса. Их внедрение революционизировала промышленность.
Что касается силы обратного воздействия науки на развитие техники, то в различные исторические периоды она была различной, но, в общем, это воздействие неуклонно возрастало. Вместе с быстро растущим познанием законов природы росли и средства обратного воздействия на природу. Эта тенденция ярко проявляется в современных условиях.
В целом можно утверждать, что диалектика взаимосвязи науки и техники состоит в постоянном повышении роли научных исследований в прогрессе техники. Более того, чем выше уровень развития общественного производства, чем сложнее техника, тем большую роль играет наука.
Происходящая ныне в большинстве развитых стран научно-техническая революция отличается от первой промышленной революции неизмеримо большей ролью, которую в ней играет наука. Жизнь отдельного человека на Земле и в космосе, общества в целом теперь обусловлена непрерывным развитием науки и все более широким применением ее результатов. Раньше промышленность состояла из обособленных элементарно механизированных производств, нуждающихся в науке лишь для немногих ключевых областей. Современная промышленность превратилась в сложный комплекс, который все чаще обращается за помощью к науке.
Состояние техники все более непосредственно отражает состояние науки. Удельный вес техники как инобытия научных знаний возрастает в совокупной технике. Чем моложе техника. тем глубже ее связь с наукой. А.Бергсон писал, что "чем больше наука продвигается вперед, тем больше изобретений стимулируется ее открытиями; часто остается сделать лишь шаг от теории к ее применению"(30,331). Внутри своих лабораторий наука подчас порождает новые виды техники. Именно в стенах научных лабораторий зародилась атомная техника, полупроводниковая техника, космическая техника, бионика, техника лазеров, мазеров, МГД-генераторов, техника современной информатики в виде компьютеров, принтеров, факсов и т.д. Наука все более воздействует и на технологию, способствует замене механической технологии химической. Спектр наук, получивших непосредственный выход в производство, расширяется.
Возрастает также роль науки в создании ее технической базы, в организации и проведении научных исследований, а также во внедрении своих результатов в производство.
Развиваясь все более ускоренными темпами, наука оказывает все возрастающее влияние на технику в результате чего ныне отношения между наукой и техникой быстро меняются: наука все в меньшей степени следует за техникой, а техника все больше идет по стопам науки.
Заметим, что говоря о повышении роли науки в развитии техники, нельзя делать заключение что наука начинает играть определяющую роль в развитии техники, производства и всего общества в целом. Если раньше существовала опасность недооценки роли науки в развитии техники, то в настоящее время появилась противоположная опасность - чрезмерного преувеличения этой роли. Сейчас, когда 20 век подходит к концу и люди все больше пытаются заглянуть в третье тысячелетие часто науке приписываются слишком большие заслуги во всем хорошем или плохом что характерно для тех колоссальных и разительных перемен свидетелем которых было уходящее столетие.
Между тем, возрастание роли науки в развитии техники
нисколько не означает уменьшения роли техники в прогрессе познания.
Несомненно, роль науки в развитии техники в наше время существенно
возросла, но, вместе с тем, неизмеримо повысилась и роль техники в
развитии науки. Из фактора, отстающего от развития техники, наука
превратилась под воздействием практики в фактор, опережающей технический
прогресс. Не случайно в названии преобладающий сейчас форме научно-технического
прогресса ("научно-техническая революция") слово "научно"
стоит впереди. Однако такая перестановка составляющих элементов
научно-технического прогресса нисколько не означает, что доминирующая
роль вообще перешла от техники к науке. Изменилась не сущность взаимоотношений
между наукой и техникой, а форма их взаимодействия. В ходе развития
науки и техники постоянно усложняется и расширяется взаимодействие
и взаимовлияни