5. На­уч­но-тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция -

.

5. На­уч­но-тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция -

 син­тез нау­ки и тех­ни­ки.

 

 В раз­ви­тых стра­нах ми­ра ны­не на­уч­но - тех­ни­че­ский про­гресс при­нял ре­во­лю­ци­он­ную фор­му. Два по­то­ка - тех­ни­че­ское и на­уч­ное раз­ви­тие сли­лись в еди­ный на­уч­но-тех­ни­че­ский по­ток, по­лу­чив­ший на­зва­ние на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции. В чем же со­сто­ит сущ­ность и со­дер­жа­ние на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции, ка­ко­вы ос­нов­ные эта­пы ее раз­ви­тия в хо­де ко­то­ро­го из нау­ки и тех­ни­ки по­лу­чил­ся на­уч­но-тех­ни­че­ский сплав?

Од­ним из наи­бо­лее спор­ных во­про­сов при об­су­ж­де­нии про­блем на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции яв­ля­ет­ся во­прос о ее сущ­но­сти. Еди­но­го мне­ния здесь нет. Од­ни ав­то­ры сво­дят сущ­ность НТР к из­ме­не­нию в про­из­во­ди­тель­ных си­лах об­ще­ст­ва, дру­гие - к ав­то­ма­ти­за­ции про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов и соз­да­нию че­ты­рех­звен­ной сис­те­мы ма­шин, тре­тьи - к воз­рас­та­нию ро­ли нау­ки в раз­ви­тии тех­ни­ки, чет­вер­тые - к по­яв­ле­нию и раз­ви­тию ин­фор­ма­ци­он­ной тех­ни­ки и т.д. Нам ка­жет­ся, что во всех этих слу­ча­ях от­ра­жа­ют­ся лишь от­дель­ные при­зна­ки, от­дель­ные сто­ро­ны на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции, а не ее сущ­ность, ко­то­рую, по на­ше­му мне­нию,. мож­но оп­ре­де­лить так: на­уч­но-тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция есть со­во­куп­ность взаи­мо­обу­слов­лен­ных ка­че­ст­вен­ных из­ме­не­ний в нау­ке и тех­ни­ке, ве­ду­щих к ус­та­нов­ле­нию но­вой ес­те­ст­вен­но-на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра и к ко­рен­но­му из­ме­не­нию мес­та и ро­ли че­ло­ве­ка в про­из­вод­ст­вен­ном про­цес­се.

Для бо­лее глу­бо­кого по­ни­ма­ния сущ­но­сти на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции рас­смот­рим про­цесс ее раз­ви­тия. Про­сле­жи­вая этот про­цесс мож­но вы­де­лить его оп­ре­де­лен­ные эта­пы: фор­ми­ро­ва­ние пред­по­сы­лок НТР, ее пер­вые про­яв­ле­ния, раз­вер­ты­ва­ние и, на­ко­нец, со­вре­мен­ный этап.

Фор­ми­ро­ва­ние ес­те­ст­вен­но­на­уч­ных пред­по­сы­лок НТР от­но­сит­ся к кон­цу 19 - на­ча­лу 20 ве­ков, ко­гда клас­си­че­ская ме­ха­ни­че­ская нью­то­нов­ская кар­ти­на ми­ра ра­бо­та­ми Гер­ца, Рент­ге­на, Ле­бе­де­ва, Ло­рен­ца, Том­со­на, Ро­зер­фор­да, Бо­ра, Пу­ан­ка­ре, План­ка, Эйн­штей­на бы­ла за­ме­не­на ре­ля­ти­ви­ст­ской ме­ха­ни­кой, а по су­ще­ст­ву - но­вой ес­те­ст­вен­но-на­уч­ной кар­ти­ной ми­ра. По­сколь­ку ра­бо­ты в об­лас­ти фи­зи­ки и ма­те­ма­ти­ки ока­за­ли сти­му­ли­рую­щее воз­дей­ст­вие на дру­гие об­лас­ти ес­те­ст­во­зна­ния, это бы­ла ре­во­лю­ция в ес­те­ст­во­зна­нии.

На ос­но­ве этих ра­бот как из ро­га изо­би­лия по­сы­па­лись на­уч­ные от­кры­тия - ди­на­ми­ка твер­до­го те­ла, аэ­ро­ди­на­ми­ка, ме­ха­ни­ка жид­ко­сти и га­зов, тео­рия ус­той­чи­во­сти дви­же­ния, фи­зи­ко-хи­ми­че­ский ана­лиз, тео­рия ве­ро­ят­но­стей и дру­гие. Но эти на­уч­ные от­кры­тия еще не на­хо­ди­ли тех­ни­че­ско­го при­ме­не­ния. Да­же та­кие вид­ные дос­ти­же­ния тех­ни­че­ско­го про­грес­са то­го вре­ме­ни, как кре­кинг-про­цесс, дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния, са­мо­лет и ра­дио ба­зи­ро­ва­лись на ис­поль­зо­ва­нии зна­ний клас­си­че­ской ме­ха­ни­ки. Од­на­ко эти на­уч­ные от­кры­тия не мог­ли не по­вли­ять на об­щее ми­ро­по­ни­ма­ние лю­дей, на на­строй их мыс­лей, пе­ре­строй­ку этих мыс­лей. Имен­но эта ре­во­лю­ция в ес­те­ст­во­зна­нии яви­лась пред­те­чей по­сле­дую­щей за ней на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции, ко­то­рая воз­ни­ка­ет на ос­но­ве ис­поль­зо­ва­ния но­вей­ших на­уч­ных дос­ти­же­ний в тех­ни­ке и раз­ви­ва­ет даль­ше как тех­ни­ку, так и нау­ку.

В 30-х го­дах на­ше­го ве­ка про­яв­ля­ют­ся пер­вые ро­ст­ки на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции - но­вая кван­то­вая тео­рия, вол­но­вая ме­ха­ни­ка, на­ча­ло ком­плекс­ной ме­ха­ни­за­ции про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов, по­яв­ле­ние пер­вых ав­то­ма­тов, ра­дио­ло­ка­ции, осу­ще­ст­в­ле­ны де­ле­ние яд­ра и цеп­ная ре­ак­ция. На­уч­ные от­кры­тия по­лу­ча­ют бы­строе при­ме­не­ние. Дж.Бер­нал пи­сал, что "впер­вые в ис­то­рии нау­ка и уче­ные при­ни­ма­ют не­по­сред­ст­вен­ное и от­кры­тое уча­стие в серь­ез­ных эко­но­ми­че­ских, про­мыш­лен­ных и во­ен­ных со­бы­ти­ях сво­его вре­ме­ни" (31   ,383).

Уча­стие нау­ки в функ­цио­ни­ро­ва­нии про­из­вод­ст­ва при­ве­ло к ка­че­ст­вен­но­му из­ме­не­нию тех­ни­че­ско­го ба­зи­са про­из­вод­ст­ва. За­вер­ша­ет­ся пе­ре­ход от па­ро­вых дви­га­те­лей к элек­тро­дви­га­те­лям, про­ис­хо­дит ка­че­ст­вен­ное тех­ни­че­ское усо­вер­шен­ст­во­ва­ние дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния и пе­ре­ход к тур­бо­дви­га­те­лям, даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют сред­ст­ва транс­пор­та и свя­зи, по­яв­ля­ют­ся ре­ак­тив­ные са­мо­ле­ты, ра­ке­ты, по­ли­ме­ры и пла­сти­че­ские мас­сы, тех­ни­ка мас­со­во­го по­точ­но­го про­из­вод­ст­ва и ядер­ная тех­ни­ка.

С се­ре­ди­ны 50-х го­дов в пол­ной ме­ре раз­вер­ты­ва­ет­ся ре­во­лю­ци­он­ная фор­ма на­уч­но-тех­нич­ве­ско­го про­грес­са как пре­об­ла­даю­щая фор­ма раз­ви­тия нау­ки и тех­ни­ки. Про­ис­хо­дят диф­фе­рен­циа­ция и ин­те­гра­ция раз­лич­ных об­лас­тей на­уч­но­го зна­ния. Уг­луб­ля­ет­ся спе­циа­ли­за­ция на­уч­ной дея­тель­но­сти и в то же вре­мя ин­те­гра­тив­ные про­цес­сы в нау­ке пре­одо­ле­ва­ют про­фес­сио­наль­ную ог­ра­ни­чен­ность уче­ных, спо­соб­ст­ву­ют ре­ше­нию круп­ных ком­плекс­ных на­уч­ных про­блем.

Для струк­тур­ных сдви­гов в нау­ке свой­ст­вен­но так­же из­ме­не­ние удель­но­го ве­са и зна­чи­мо­сти тех­ни­че­ских на­ук, за­ни­маю­щих ли­ди­рую­щее по­ло­же­ние. Преж­нее их по­ни­ма­ние как при­клад­ных от­рас­лей ме­ха­ни­ки, фи­зи­ки, хи­мии от­ми­ра­ет и тех­ни­че­ские нау­ки ста­но­вят­ся са­мо­стоя­тель­ной груп­пой на­ук, вы­пол­няю­щих функ­ции по­зна­ния, кон­ст­руи­ро­ва­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния ми­ра ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ной тех­ни­че­ской сре­ды - вто­рой фор­мы объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти. Все боль­шую зна­чи­мость при­об­ре­та­ют фун­да­мен­таль­ные на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния как тео­ре­ти­че­ская ос­но­ва ре­во­лю­ци­он­ных сдви­гов в тех­но­ло­гии. Бы­ст­ры­ми тем­па­ми на­чи­на­ют раз­ви­вать­ся био­ло­ги­че­ские нау­ки, воз­ни­ка­ет био­ни­ка как осо­бая нау­ка о свой­ст­вах жи­вых ор­га­низ­мов и ис­поль­зо­ва­нии этих свойств в тех­ни­ке и тех­но­ло­гии.

В про­цес­се уг­луб­ле­ния нау­ки в бо­лее слож­ные об­лас­ти ма­те­ри­аль­но­го ми­ра со­дер­жа­ние нау­ки обо­га­ща­ет­ся, на­пол­ня­ет­ся но­вы­ми фак­та­ми, ги­по­те­за­ми, за­ко­на­ми, тео­ре­ти­че­ски­ми прин­ци­па­ми и тео­рия­ми. Воз­рас­та­ет точ­ность и дос­то­вер­ность ре­зуль­та­тов на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний. Это обес­пе­чи­ва­ет все боль­шую роль нау­ки в раз­ви­тии и функ­цио­ни­ро­ва­нии прак­ти­ки, что при­во­дит к из­ме­не­нию функ­ций нау­ки. Нау­ка пре­вра­ща­ет­ся в од­ну из про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ст­ва, а по ме­ре даль­ней­ше­го раз­ви­тия на­уч­но- тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции она ста­но­вит­ся не­по­сред­ст­вен­ной про­из­во­ди­тель­ной си­лой об­ще­ст­ва. В этом слу­чае нау­ка име­ет как бы две ипо­ста­си. В сво­ей субъ­ек­тив­ной фор­ме нау­ка как про­из­во­ди­тель­ная си­ла вы­сту­па­ет в ви­де тех­ни­ко-те­хе­но­ло­ги­че­ских зна­ний и оп­ре­де­лен­ных тру­до­вых ак­тов че­ло­ве­ка. Объ­ек­ти­ви­зи­ро­ван­ной фор­мой нау­ки яв­ля­ет­ся тех­ни­ка и тех­но­ло­гия. На­уч­ные зна­ния, ма­те­риа­ли­зо­ван­ные од­на­ж­ды че­ло­ве­ком в тех­ни­ке и тех­но­ло­гии, в даль­ней­шем без по­сред­ст­ва че­ло­ве­ка, не­по­сред­ст­вен­но функ­цио­ни­ру­ют в ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ном про­из­вод­ст­вен­ном про­цес­се. Нау­ка за­став­ля­ет не­оду­шев­лен­ные чле­ны сис­те­мы ма­шин по­сред­ст­вом ее кон­ст­рук­ции дей­ст­во­вать как ав­то­мат.

Ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов, как след­ст­вие пе­ре­да­чи не­твор­че­ских сто­рон тру­до­вых функ­ций че­ло­ве­ка тех­ни­че­ским уст­рой­ст­вам, вы­дви­га­ет­ся по­сте­пен­но в чис­ло ли­де­ров тех­ни­че­ско­го про­грес­са. Впи­ты­вая в се­бя но­вей­шие дос­ти­же­ния нау­ки и тех­ни­ки, ав­то­ма­ти­за­ция ка­че­ст­вен­но ме­ня­ет ме­сто и роль че­ло­ве­ка в не­по­сред­ст­вен­ном тех­но­ло­ги­че­ском про­цес­се. Из не­пре­мен­но­го аген­та это­го про­цес­са че­ло­век пре­вра­ща­ет­ся в его ре­гу­ля­то­ра в ши­ро­ком смыс­ле это­го сло­ва. По­сте­пен­ное вклю­че­ние ком­пь­ю­те­ров в тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс на­чи­на­ет за­ме­нять от­дель­ные сто­ро­ны ло­ги­че­ских функ­ций че­ло­ве­ка и де­ла­ет пер­вые ша­ги ки­бер­не­ти­за­ция про­из­вод­ст­ва. На этом эта­пе раз­ви­тия на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции бы­ли ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ны уже ра­нее ме­ха­ни­зи­ро­ван­ные про­цес­сы, но мно­гие ви­ды тру­да еще ос­та­лись за пре­де­ла­ми ав­то­ма­ти­за­ции. Од­на­ко весь­ма за­мет­но про­яв­ля­ет­ся тен­ден­ция ус­ко­ре­ния тем­пов ав­то­ма­ти­за­ции и рас­ши­ре­ния ее ра­мок, она по­сте­пен­но ох­ва­ты­ва­ет вспо­мо­га­тель­ные уча­ст­ки про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва, сель­ское хо­зяй­ст­во и сфе­ру бы­то­вых ус­луг, при­во­дит к рез­ко­му рос­ту тех­ни­че­ско­го обес­пе­че­ния функ­цио­ни­ро­ва­ния всех от­рас­лей на­род­но­го хо­зяй­ст­ва.

Рост тех­ни­че­ской ос­на­щен­но­сти от­рас­лей на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, все воз­рас­таю­щий тех­ни­че­ский по­тен­ци­ал об­ще­ст­ва тре­бу­ет для сво­его функ­цио­ни­ро­ва­ния все боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва энер­гии. Это сти­му­ли­ру­ет как раз­ви­тие тра­ди­ци­он­ных спо­со­бов ее по­лу­че­ния (ис­поль­зо­ва­ние энер­гии па­даю­щей во­ды, уг­ля, неф­ти, га­за, тор­фа), так и пе­ре­ход к ис­поль­зо­ва­нию но­вых ис­точ­ни­ков энер­гии, осо­бен­но внут­ри­атом­ной. Как ос­нов­ной вид энер­гии элек­три­че­ст­во ис­поль­зу­ет­ся не толь­ко для при­ве­де­ние в дви­же­ние тех­ни­че­ских уст­ройств, но и в тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сах (тер­ми­че­ских, све­то­вых, элек­тро­маг­нит­ных и др.).

Раз­вер­ты­ваю­щая­ся на­уч­но-тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция тре­бу­ет не толь­ко все боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва энер­гии, но и ве­ще­ст­ва. Со­вер­шен­ст­ву­ют­ся спо­со­бы из­вле­че­ния ве­ще­ст­ва из руд, на­чи­на­ет прак­ти­ко­вать­ся вто­рич­ная об­ра­бот­ка сы­рья. Про­ис­хо­дит рост хи­ми­че­ско­го син­те­за ве­ществ нуж­ных про­из­вод­ст­ву и бы­ту.

В это же вре­мя на­чи­на­ет бур­но раз­ви­вать­ся ра­дио­элек­тро­ни­ка и все ши­ре при­ме­нять­ся в на­уч­ных ис­сле­до­ва­ни­ях и на про­из­вод­ст­ве. Од­на­ко на­стоя­щий "ра­дио­элек­трон­ный взрыв" еще впе­ре­ди.

В этот пе­ри­од раз­ви­тия на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции про­ис­хо­дит круп­ное на­уч­но-тех­ни­че­ское и куль­тур­ное со­бы­тие - нау­ка и тех­ни­ка вы­ры­ва­ет­ся в кос­мос, на­чи­на­ет­ся их кос­ми­за­ция, ут­ра­чи­ва­ет­ся гео­цен­три­че­ский ха­рак­тер на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. Че­ло­ве­че­ст­во всту­па­ет в ка­че­ст­вен­но но­вый этап взаи­мо­от­но­ше­ния с при­ро­дой, что име­ло ог­ром­ное ми­ро­воз­зрен­че­ское зна­че­ние и, вме­сте с тем, сти­му­ли­ро­ва­ло даль­ней­шее раз­ви­тие нау­ки и тех­ни­ки. Нау­ка по­лу­ча­ет ог­ром­ную сум­му прин­ци­пи­аль­но но­вых зна­ний, что при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию но­вых на­ук - кос­ми­че­ской био­ло­гии, кос­ми­че­ской ме­ди­ци­не и дру­гих на­ук, к из­ме­не­нию ме­то­до­ло­гии ис­сле­до­ва­ния в ря­де об­лас­тей на­уч­но­го зна­ния. Так. ас­тро­но­мия, за­ни­маю­щая­ся на­блю­де­ни­ем не­бес­ных тел и про­цес­сов, ста­ла ши­ро­ко при­ме­нять на­уч­ный экс­пе­ри­мент.

Из­ме­ня­ет­ся и об­ласть тех­ни­ки и тех­но­ло­гии. В ус­ло­ви­ях глу­бо­ко­го кос­ми­че­ско­го ва­куу­ма ис­пы­ты­ва­ют­ся свой­ст­ва но­вых ма­те­риа­лов, ве­ществ, тех­ни­че­ских кон­ст­рук­ций и тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов. На ос­но­ве пе­ре­до­вых от­рас­лей на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са на Зем­ле соз­да­ет­ся ог­ром­ное кос­ми­че­ское хо­зяй­ст­во. Но­вые кон­ст­рук­тив­ные ре­ше­ния, при­бо­ры, ма­те­риа­лы, то­п­ли­во, ор­га­ни­за­ция на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и вне­дре­ний ока­зы­ва­ют влия­ние на дру­гие от­рас­ли на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, ко­то­рые уси­ли­ва­ют­ся ра­бо­той кос­ми­че­ской тех­ни­ки на по­треб­но­сти об­ще­ст­ва.

С се­ре­ди­ны 70-х го­дов 20 ве­ка на­чал­ся но­вый, со­вре­мен­ный этап на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции, пло­ды ко­то­ро­го по­лу­чи­ли ши­ро­кое прак­ти­че­ское при­ме­не­ние. Те­перь уже ре­во­лю­ци­он­ные на­уч­но-тех­ни­че­ские из­ме­не­ния ох­ва­ти­ли все от­рас­ли про­из­вод­ст­ва и от­рас­ли нау­ки.

Сущ­ность со­вре­мен­но­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции со­сто­ит в ка­че­ст­вен­ном по­вы­ше­нии нау­ко­ем­ко­сти тех­ни­ки и тех­но­ло­гии, в пе­ре­хо­де от ма­те­риа­ло-, энер­го- и тру­до­ем­ких про­цес­сов к ма­те­риа­ло-, энер­го_ и тру­до­сбе­ре­гаю­щим. Со­дер­жа­ние но­во­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции со­став­ля­ют ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния в сис­те­ме на­уч­но­го зна­ния в со­че­та­нии с при­ори­тет­ны­ми на­прав­ле­ния­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют всту­п­ле­ние че­ло­ве­че­ст­ва в но­вую тех­но­ло­ги­че­скую эру 21 ве­ка. Ка­ж­дое из на­прав­ле­ний это­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции из­ме­ня­ют свою зна­чи­мость и роль в про­цес­се раз­вер­ты­ва­ния на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции в раз­лич­ных стра­нах. Вме­сте с тем эти на­прав­ле­ния име­ют гло­баль­ный ха­рак­тер, т.е. их важ­ней­шие ха­рак­те­ри­сти­ки при­су­щи в той или иной сте­пе­ни всем стра­нам.

В са­мом со­дер­жа­нии на­уч­но­го зна­ния воз­рас­та­ет удель­ный вес вы­вод­но­го зна­ния, про­дол­жа­ет­ся даль­ней­шая диф­фе­рен­циа­ция и ин­те­гра­ция на­ук. Уси­ли­ва­ет­ся взаи­мо­связь на­ук, пер­вич­ная фор­ма этой взаи­мо­свя­зи, ко­гда ка­ж­дая нау­ка изу­ча­ет оп­ре­де­лен­ную сто­ро­ну объ­ек­та свои­ми спе­ци­фи­че­ски­ми ме­то­да­ми и сред­ст­ва­ми а за­тем нау­ки об­ме­ни­ва­ют­ся ме­ж­ду со­бой ин­фор­ма­ци­ей с це­лью по­лу­че­ния це­ло­ст­но­го зна­ния об объ­ек­те, сме­ня­ет­ся раз­ви­той фор­мой взаи­мо­свя­зи. В этом слу­чае воз­ни­ка­ет меж­дис­ци­п­ли­нар­ное со­труд­ни­че­ст­во в про­цес­се са­мо­го ис­сле­до­ва­ния, пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных об­лас­тей на­уч­но­го зна­ния ре­ша­ют од­ну об­щую за­да­чу, про­во­дят од­но ком­плекс­ное на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние, ох­ва­ты­ваю­щее раз­лич­ные ас­пек­ты объ­ек­та.

За­да­чи, вы­дви­гае­мые тех­ни­че­ски­ми по­треб­но­стя­ми про­из­вод­ст­ва, ста­но­вят­ся все бо­лее слож­ны­ми, воз­ни­ка­ют ком­плекс­ные про­бле­мы. Для их ре­ше­ния нуж­на дру­гая ме­то­до­ло­гия на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния, де­лаю­щая воз­мож­ным обоб­ще­ние бо­лее ши­ро­ко­го и глу­бо­ко­го уров­ня. Воз­ни­ка­ет осо­бый класс по­ня­тий - об­ще­на­уч­ных: ал­го­рит­ма, мо­де­ли, ве­ро­ят­но­сти, сис­те­мы, функ­ции, струк­ту­ры и др., ко­то­рые ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в осо­бом клас­се на­ук и на­уч­ных на­прав­ле­ни­ях- об­щей тео­рии сис­тем,ки­бер­не­ти­ке,си­нер­ге­ти­ке и др.

Синергетика (тео­рия са­мо­ор­га­ни­за­ции) - меж­дис­ци­п­ли­нар­ное на­прав­ле­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний, оп­ре­де­лен­ная со­во­куп­ность об­ще­при­ня­тых в на­уч­ном со­об­ще­ст­ве идей и ме­то­дов (об­раз­цов) на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния, на­уч­ная па­ра­диг­ма, вво­дя­щая прин­ци­пи­аль­но но­вое ви­де­ние ми­ра и но­вое по­ни­ма­ние про­цес­сов раз­ви­тия. Имея пре­ем­ст­вен­ную ис­то­ри­че­скую связь с ки­бер­не­ти­кой и об­щей тео­ри­ей сис­тем си­нер­ге­ти­ка ис­хо­дит из про­ти­во­по­лож­ной точ­ки зре­ния на объ­ек­тив­ную ре­аль­ность. Для си­нер­ге­ти­ки не­рав­но­вес­ность не пре­пят­ст­вие, а, на­про­тив, ис­точ­ник упо­ря­до­чен­но­сти, для нее про­цес­сы ок­ру­жаю­ще­го нас ми­ра в прин­ци­пе не­ли­ней­ные а ли­ней­ные про­цес­сы со­став­ля­ют весь­ма ог­ра­ни­чен­ный класс. Пред­ме­том си­нер­ге­ти­ки яв­ля­ет­ся ме­ха­низм са­мо­ор­га­ни­за­ции струк­тур, пе­ре­ход от хао­са к по­ряд­ку и об­рат­но. Этот ме­ха­низм ис­хо­дит из струк­тур­ной общ­но­сти всех яв­ле­ний в жи­вой и не­жи­вой при­ро­де, функ­цио­наль­ной общ­но­сти про­цес­сов са­мо­ор­га­ни­за­ции и осо­бой, кон­ст­рук­тив­ной ро­ли слу­чай­но­сти в раз­ви­тии. Ха­ос - ос­но­ва про­цес­са раз­ви­тия.

Си­нер­ге­ти­ка по­ка­зы­ва­ет при ка­ких ус­ло­ви­ях и для ка­ких сис­тем слу­чай­но­сти (флук­туа­ции) мо­гут при­вес­ти к воз­ник­но­ве­нию по­ряд­ка. Клю­че­вые идеи си­нер­ге­ти­ки: не­ли­ней­ность, са­мо­ор­га­ни­за­ция и от­кры­тые сис­те­мы. Не толь­ко че­ло­век ак­ти­вен, но и при­ро­да не яв­ля­ет­ся "не­мой".

В не­ли­ней­ной сре­де (т.е в сре­де, ко­то­рая опи­сы­ва­ет­ся не­ли­ней­ны­ми ма­те­ма­ти­че­ски­ми ме­то­да­ми) име­ет­ся спектр аль­тер­на­тив­ных слу­чай­но­стей. Ка­кие из них мо­гут быть реа­ли­зо­ва­ны оп­ре­де­ля­ет­ся воз­мож­ным "блу­ж­да­ни­ем" по по­лю пу­тей раз­ви­тия. Слу­чай­ность есть твор­че­ское кон­ст­рук­тив­ное на­ча­ло, она спо­соб­на сыг­рать роль то­го ме­ха­низ­ма, той си­лы, ко­то­рая вы­во­дит сис­те­му на ее внут­рен­нюю ор­га­ни­за­цию. По­это­му слу­чай­но­сти мо­гут при­во­дить к су­ще­ст­вен­но­му ре­зуль­та­ту. Но что­бы слу­чай­ность мог­ла по­ро­дить зна­чи­тель­ные со­бы­тия, сре­да долж­на на­хо­дить­ся в кри­ти­че­ском, воз­бу­ж­ден­ном со­стоя­нии. Не­зна­чи­тель­ный по­вод мо­жет вы­зы­вать ка­та­ст­ро­фу. Не­ус­той­чи­вое со­стоя­ние сре­ды чув­ст­ви­тель­но к ма­лым флук­туа­ци­ям. Ес­ли су­ще­ст­ву­ет мно­го пу­тей раз­ви­тия есть пра­во вы­бо­ра оп­ти­маль­но­го и та­ким пу­тем мож­но со­кра­тить вре­мя при­хо­да же­ла­тель­ных со­бы­тий и да­ле­ко не все на­прав­ле­ния раз­ви­тия реа­ли­зу­ют­ся. Мир тво­рим слу­чай­но­стью.

Не­труд­но ви­деть, что по­доб­ные идеи, су­ще­ст­вую­щие в со­вре­мен­ной нау­ке, вно­сят су­ще­ст­вен­ные кор­рек­ти­вы в фи­ло­соф­ское ос­мыс­ле­ние про­цес­са раз­ви­тия, ко­то­рый тра­ди­ци­он­но по­ни­мал­ся как за­ко­но­мер­ный про­цесс, реа­ли­зую­щий объ­ек­тив­ную не­об­хо­ди­мость.

Но­вые на­уч­ные на­прав­ле­ния ро­ж­да­ют­ся не толь­ко на сты­ке раз­лич­ных на­уч­ных дис­ци­п­лин, но и на сты­ке нау­ки и тех­ни­ки. Так, но­вое на­прав­ле­ние по це­ле­на­прав­лен­но­му из­ме­не­нию ге­не­ти­че­ских про­грамм - ген­ная ин­же­не­рия от­кры­ла пе­ред нау­кой и тех­ни­кой со­вер­шен­но но­вые воз­мож­но­сти: из­вле­кать из клет­ки са­мо ве­ще­ст­во жиз­ни, пе­ре­краи­вать его и ма­ну­пу­ли­ро­вать с ге­на­ми для соз­да­ния но­вых ви­дов рас­те­ний и жи­вот­ных. Уже су­ще­ст­ву­ют "ген­ные ма­ши­ны", спо­соб­ные со­би­рать фраг­мен­ты ге­нов за не­сколь­ко ча­сов.

Раз­ви­тие тра­ди­ци­он­ных об­лас­тей на­уч­но­го зна­ния, по­яв­ле­ние но­вых на­ук и на­уч­ных на­прав­ле­ний при­ве­ло к экс­по­нен­ци­аль­но­му рос­ту на­уч­ных зна­ний и чис­ла уче­ных. Во вре­ме­на К.Мар­кса объ­ем на­уч­ной ин­фор­ма­ции уд­ваи­вал­ся ка­ж­дые 50 лет, ны­не - ка­ж­дые 20 ме­ся­цев (рис.5)

Рис.5. Рост по­то­ка на­уч­но-тех­ни­че­ской ин­фор­ма­ции (n -

 крат­ность рос­та). (32,77).

В це­лом, в про­цес­се ре­во­лю­ци­он­ных пре­об­ра­зо­ва­ний в со­вре­мен­ной нау­ке про­ис­хо­дит ко­рен­ное из­ме­не­ние со­дер­жа­ния на­уч­ных зна­ний об объ­ек­тив­ном ми­ре, в си­лу че­го со­дер­жа­ние нау­ки при­хо­дит в про­ти­во­ре­чие с фор­мой (спо­со­бом) на­уч­но­го мыш­ле­ния. Это при­во­дит к фун­да­мен­таль­но­му из­ме­не­нию как в сфе­ре тео­ре­ти­че­ских пред­став­ле­ний, так и в ме­то­до­ло­гии на­уч­но­го по­зна­ния.

Но­вый этап на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции вклю­ча­ет в се­бе не толь­ко ре­во­лю­ци­он­ные из­ме­не­ния в нау­ке, но и при­ори­тет­ные на­прав­ле­ния со­вре­мен­но­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са - элек­тро­ни­за­цию на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, ком­плекс­ную ав­то­ма­ти­за­цию, ком­пь­ю­те­ри­за­цию и ро­бо­ти­за­цию про­из­вод­ст­ва, раз­ви­тие атом­ной энер­ге­ти­ки, но­вую тех­но­ло­гию по­лу­че­ния и об­ра­бот­ки ма­те­риа­лов, био­тех­но­ло­гию.

Под элек­тро­ни­за­ци­ей на­род­но­го хо­зяй­ст­ва по­ни­ма­ет­ся ка­че­ст­вен­но но­вый этап в раз­ви­тии элек­трон­ной тех­ни­ки, ко­то­рую на За­па­де час­то на­зы­ва­ют "ком­пь­ю­тер­ной ре­во­лю­ци­ей". Это на­зва­ние име­ет оп­ре­де­лен­ное ос­но­ва­ние, так как по­яв­ле­ние ком­пь­ю­те­ров яв­ля­ет­ся важ­ным на­уч­но-тех­ни­че­ским и со­ци­аль­ным фак­то­ром, од­ним из глав­ных на­прав­ле­ний на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции. "Ком­пь­ю­тер­ная ре­во­лю­ция" под­ни­ма­ет на прин­ци­пи­аль­но но­вый уро­вень ав­то­ма­ти­за­цию ум­ст­вен­но­го тру­да, что обес­пе­чи­ва­ет­ся соз­да­ни­ем ин­те­граль­ных ком­му­ни­ка­ци­он­но-вы­чис­ли­тель­ных сис­тем, ко­то­рые во взаи­мо­дей­ст­вии с че­ло­ве­ком мо­гут фор­ми­ро­вать, управ­лять и кон­тро­ли­ро­вать ин­фор­ма­ци­он­ные по­то­ки и за счет это­го глуб­же и точ­нее по­зна­вать объ­ек­тив­ный мир.

Ка­че­ст­вен­но но­вый этап в раз­ви­тии элек­трон­ной тех­ни­ки пред­став­ля­ет про­из­вод­ст­во и ис­поль­зо­ва­ние мик­ро­про­цес­со­ров, ко­то­рые ста­ли сим­во­лом но­во­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции. Мик­ро­про­цес­со­ры - ба­за всех средств про­мыш­лен­ной ав­то­ма­ти­за­ции, это важ­ней­шие бло­ки ЭВМ, ро­бо­тов, ав­то­ма­тов, это ка­че­ст­вен­ный ска­чок в раз­ви­тии элек­тро­ни­ки. Имея ши­ро­кий диа­па­зон при­ме­не­ния - от ре­гу­ли­ро­ва­ния рас­хо­дов то­п­ли­ва в ав­то­мо­би­ле до кос­ми­че­ской тех­ни­ки, мик­ро­про­цес­со­ры при по­вы­ше­нии их ка­че­ст­ва и на­деж­но­сти сни­жа­ют­ся в стои­мо­сти из­го­тов­ле­ния и це­не. Мик­ро­про­цес­со­ры пре­вра­ти­ли про­из­вод­ст­во ком­пь­ю­те­ров в од­но из ве­ду­щих и нау­ко­ем­ких от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти. Ро­ж­да­ет­ся со­вре­мен­ная ин­фор­ма­ти­ка, ис­сле­дую­щая ин­фор­ма­ци­он­ные про­цес­сы лю­бой при­ро­ды для раз­ра­бот­ки ин­фор­ма­ци­он­ной тех­ни­ки и тех­но­ло­гии.

По­яв­ле­ние мик­ро­про­цес­со­ров На­цио­наль­ная Ака­де­мия На­ук США рас­смат­ри­ва­ет как "вто­рую про­мыш­лен­ную ре­во­лю­цию", ка­че­ст­вен­но от­лич­ную от пер­вой, свя­зан­ную с по­яв­ле­ни­ем уни­вер­саль­но­го дви­га­те­ля и суп­пор­та. Но ви­ди­мо бо­лее точ­ным яв­ля­ет­ся ут­вер­жде­ние, что по­яв­ле­ние ком­пь­ю­те­ров с ис­поль­зо­ва­ни­ем мик­ро­про­цес­со­ров оз­на­ме­но­ва­ло оп­ре­де­лен­ный этап в раз­ви­тии на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции, ко­то­рый свя­зан с та­ким ви­дом ки­бер­не­ти­че­ской тех­ни­ки, как ми­ни- и мик­ро-ЭВМ.

Ве­дут­ся ра­бо­ты по соз­да­нию био­ком­пь­ю­те­ров, ко­то­рые бу­дут ис­поль­зо­вать бел­ко­вую па­мять. На­ря­ду с ра­бо­та­ми по соз­да­нию мо­ле­ку­ляр­но­го био­ком­пь­ю­те­ра ве­дут­ся раз­ра­бот­ки ней­ро­ком­пь­ю­те­ра - сис­те­мы не­чи­сло­вой ин­фор­ма­ци­он­но-ло­ги­че­ской об­ра­бот­ки, реа­ли­зуе­мой на ма­шин­ных сред­ст­вах. Это на­прав­ле­ние ис­поль­зу­ет дос­ти­же­ния фи­зи­ки твер­до­го те­ла и ней­ро­био­ло­гии, ко­то­рые сти­му­ли­ро­ва­ли раз­ра­бот­ку ис­кус­ст­вен­ных ней­рон­ных се­тей в ви­де элек­трон­ных схем.

Ком­пь­ю­те­ры по­лу­чи­ли ши­ро­кое при­ме­не­ние в на­род­ном хо­зяй­ст­ве - от про­мыш­лен­но­сти и на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний до ис­кус­ст­ва и бы­та. Мик­ро­про­цес­со­ры яв­ля­ют­ся "нерв­ны­ми уз­ла­ми" средств ав­то­ма­ти­за­ции для гиб­ких про­из­вод­ст­вен­ных сис­тем (ГПС), име­ют боль­шой диа­па­зон ис­поль­зо­ва­ния. Ог­ром­ны­ми тем­па­ми раз­ви­ва­ет­ся со­вре­мен­ная ра­дио­элек­тро­ни­ка. Вы­со­кая ско­рость пе­ре­да­чи сиг­на­ла, безынер­ци­он­ность, ма­лые раз­ме­ры, эко­ло­гич­ность, боль­шая сте­пень на­деж­но­сти обес­пе­чи­ли тех­ни­че­ское, тех­но­ло­ги­че­ское и на­уч­ное при­ме­не­ние ра­дио­элек­трон­ных уст­ройств.

Важ­ным на­прав­ле­ни­ем со­вре­мен­но­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции яв­ля­ет­ся ком­плекс­ная ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов. При­чем ее рас­смат­ри­ва­ют ны­не не в уз­котех­ни­че­ском ас­пек­те, как за­ме­ну тру­да че­ло­ве­ка ра­бо­той ма­ши­ны, а как соз­да­ние че­ло­ве­ко-ма­шин­ных сис­тем, ко­то­рые вклю­ча­ют­ся в че­ло­ве­че­скую дея­тель­ность. Ес­ли на пре­ды­ду­щих эта­пах раз­ви­тия на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­лись от­дель­ные тру­до­вые про­цес­сы лю­дей или от­дель­ные тех­но­ло­ги­че­ские уча­ст­ки, то те­перь речь идет о ком­плекс­ной ав­то­ма­ти­за­ции, пред­став­ляю­щей со­бой гиб­кие ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ные про­из­вод­ст­ва (ГАП). Го­су­дар­ст­вен­ный стан­дарт оп­ре­де­ля­ет ГАП как со­во­куп­ность или от­дель­ную еди­ни­цу тех­но­ло­ги­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния и сис­тем обес­пе­че­ния его функ­цио­ни­ро­ва­ния в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме, ко­то­рая об­ла­да­ет свой­ст­вом ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной пе­ре­на­лад­ки при про­из­вод­ст­ве из­де­лий про­из­воль­ной но­менк­ла­ту­ры в ус­та­нов­лен­ных пре­де­лах их ха­рак­те­ри­стик.

Ис­то­рия по­яв­ле­ния ГАП вос­хо­дит к 50-м го­дам, ко­гда в се­рий­ном про­из­вод­ст­ве же­ст­кая ав­то­ма­ти­за­ция об­на­ру­жи­ла уяз­ви­мые мес­та - боль­шая на­груз­ка на че­ло­ве­ка-опе­ра­то­ра, не­воз­мож­ность бы­ст­рой пе­ре­ос­на­ст­ки обо­ру­до­ва­ния для вы­пус­ка но­вой про­дук­ции. Вы­пус­ка­ют­ся стан­ки с про­грамм­ным управ­ле­ни­ем (СПУ), ко­то­рые свя­за­ны ме­ж­ду со­бой, с ро­бо­та­ми и ЭВМ в со­ста­ве еди­но­го ма­шин­но­го цен­тра. СПУ, ро­бо­ты и ЭВМ соз­да­ли на­чаль­ные зве­нья ГАП. Для кар­ди­наль­но­го ре­ше­ния про­бле­мы вво­дят­ся сис­те­ма ав­то­ма­ти­че­ско­го про­ек­ти­ро­ва­ния (САПР). Это по­зво­ли­ло ин­тег­ри­ро­вать все тех­но­ло­ги­че­ские зве­нья вме­сте с кон­троль­ны­ми про­грам­ми­рую­щи­ми уст­рой­ст­ва­ми в сис­те­му ГАП.

ГАП пред­став­ля­ет со­бой ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ный про­из­вод­ст­вен­ный уча­сток, со­стоя­щий из трех час­тей - пе­ре­на­страи­ваю­ще­го­ся про­из­вод­ст­вен­но­го обо­ру­до­ва­ния, ав­то­ма­ти­че­ской сис­те­мы пла­ни­ро­ва­ния и управ­ле­ния про­из­вод­ст­вом и ав­то­ма­ти­че­ской сис­те­мы про­ек­ти­ро­ва­ния, кон­ст­руи­ро­ва­ния, раз­ра­бот­ки и из­го­тов­ле­ния но­вой про­дук­ции. ГАП соз­да­ет оп­ти­маль­ные ус­ло­вия для пол­ной ли­к­ви­да­ции тя­же­лых и не­при­вле­ка­тель­ных ви­дов тру­да, эко­но­мит труд, де­ла­ет его при­вле­ка­тель­ным для че­ло­ве­ка. Функ­цио­ни­ро­ва­ние ГАП вклю­ча­ет в се­бя ро­бо­тов.

Ис­то­ри­че­ская роль ро­бо­то­тех­ни­ки за­клю­ча­ет­ся в соз­да­нии ус­ло­вий для пе­ре­хо­да к пол­ной ав­то­ма­ти­за­ции - ка­че­ст­вен­но но­во­му тех­но­ло­ги­че­ско­му спо­со­бу про­из­вод­ст­ва. Гиб­кие про­из­вод­ст­вен­ные сис­те­мы по­ми­мо ро­бо­тов опи­ра­ют­ся на ис­поль­зо­ва­ние САПР, ЭВМ, СПУ, кон­троль­ные про­грам­ми­рую­щие уст­рой­ст­ва. Соз­да­ет­ся сис­те­ма ком­пь­ю­те­ри­зи­ро­ван­но­го про­из­вод­ст­ва - спо­соб со­еди­не­ния ком­пь­ю­те­ров с про­из­вод­ст­вом. Она обес­пе­чи­ва­ет ком­пь­ю­те­ри­зи­ро­ван­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние, груп­по­вую тех­но­ло­гию, ав­то­ма­ти­за­цию вспо­мо­га­тель­ных про­цес­сов, ком­пь­ю­те­ри­за­цию про­из­вод­ст­вен­ных опе­ра­ций, функ­цио­ни­ро­ва­ние ро­бо­тов. Та­кая сис­те­ма по­зво­ля­ет ис­поль­зо­вать ЭВМ на всех ста­ди­ях про­из­вод­ст­ва и в ка­че­ст­ве глав­но­го ком­по­нен­та вклю­ча­ется в сеть управ­ле­ния отдель­ных стан­ков, их групп и все­го пред­при­ятия.

Со­вре­мен­ный этап на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции пред­по­ла­га­ет ус­ко­рен­ное раз­ви­тие атом­ной энер­ге­ти­ки, со­вер­шен­ст­во­ва­ние АЭС, улуч­ше­ние ис­поль­зо­ва­ния при­род­но­го ура­на, раз­ра­бот­ку ре­ак­то­ров на бы­ст­рых ней­ро­нах. Прак­ти­че­ское при­ме­не­ние управ­ляе­мых ре­ак­ций тер­мо­ядер­но­го син­те­за по мне­нию спе­циа­ли­стов ста­нет воз­мож­ным на ру­бе­же 21 ве­ка. Сей­час име­ет­ся на­уч­ное ос­но­ва­ние для со­ору­же­ния тех­но­ло­ги­че­ско­го тер­мо­ядер­но­го ре­ак­то­ра. Эта ра­бо­та на­ча­лась под ру­ко­во­дством ме­ж­ду­на­род­но­го агент­ст­ва по атом­ной энер­гии. Од­на­ко по ме­ре раз­ви­тия атом­ной энер­ге­ти­ки все ча­ще и ост­рее ста­но­вит­ся про­бле­ма обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти и эко­ло­гич­но­сти атом­ных энер­го­бло­ков. Чер­но­быль­ская ава­рия по­ка­за­ла ка­кой вред и не­ис­чис­ли­мые бе­ды при­но­сит их ава­рий­ность.

Пер­спек­тив­ным яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ное пре­об­ра­зо­ва­ние атом­ной и те­п­ло­вой энер­гии в элек­три­че­скую с по­мо­щью маг­ни­то­гид­ро­ди­на­ми­че­ских ге­не­ра­то­ров (МГД-ге­не­ра­то­ров), сол­неч­ных ба­та­рей, тер­мо­ген­ра­торов, то­п­лив­ных эле­мен­тов. Пря­мое пре­об­ра­зо­ва­ние те­п­ла в элек­три­че­ст­во по­зво­ля­ет соз­дать про­стые и вме­сте с тем на­деж­ные ядер­ные и элек­три­че­ские ус­та­нов­ки.

Но­вые ма­те­риа­лы и тех­но­ло­гии их про­из­вод­ст­ва и об­ра­бот­ки бу­дут раз­ра­ба­ты­вать­ся на ос­но­ве соз­да­ния но­вых ком­па­зи­ци­он­ных, ке­ра­ми­че­ских, из­но­со­стой­ких и по­лу­про­вод­ни­ко­вых ма­те­риа­лов, пла­сти­че­ских масс, соз­да­ния тех­но­ло­гий с при­ме­не­ни­ем вы­со­ких дав­ле­ний, ва­куу­ма, им­пульс­ных воз­дей­ст­вий и энер­гии взры­ва. Соз­да­ет­ся но­вый "на­бор" ма­те­риа­лов, их ка­че­ст­вен­ное и ко­ли­че­ст­вен­ное уве­ли­че­ние. Де­ло в том, что под воз­дей­ст­ви­ем со­вре­мен­но­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции в "на­бо­ре" ис­поль­зуе­мых ма­те­риа­лов про­ис­хо­дят су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния, а ко­ли­че­ст­во по­треб­ляе­мо­го ма­те­риа­ла дос­ти­га­ет ог­ром­ных раз­ме­ров. По­это­му, хо­тя в пер­спек­ти­ве но­вая вол­на на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции дви­жет­ся по ли­нии соз­да­ния ма­те­риа­лос­бе­ре­гаю­щей тех­ни­ки и тех­но­ло­гии, ны­не про­из­вод­ст­во по­ли­ме­ров рас­тет вы­со­ки­ми тем­па­ми, по­лу­ча­ет бы­строе раз­ви­тие по­рош­ко­вая ме­тал­лур­гия и вто­рич­ная об­ра­бот­ка сы­рья.

Во­об­ще для со­вре­мен­но­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции ха­рак­тер­но ус­ко­ряю­щее­ся раз­ви­тие спо­со­бов соз­да­ния прин­ци­пи­аль­но но­вых ма­те­риа­лов, не встре­чаю­щих­ся в при­ро­де. Сфор­ми­ро­ва­лась но­вая от­расль нау­ки и тех­ни­ки - экс­пе­ри­мен­таль­ная ми­не­ра­ло­гия, по­зво­ляю­щая соз­да­вать ве­ще­ст­ва с за­дан­ны­ми свой­ст­ва­ми.

Пла­ст­мас­сы, ме­тал­ло­ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния (ме­тал­лы и по­ли­ме­ры), кри­стал­ли­ты, спла­вы с за­ра­нее за­дан­ны­ми свой­ст­ва­ми ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся в со­вре­мен­ном про­из­вод­ст­ве удов­ле­тво­ряя его же­ст­ким па­ра­мет­рам. Они за­ме­ня­ют ес­те­ст­вен­ные ма­те­риа­лы, до­бы­ча ко­то­рых под­час до­ро­же стои­мо­сти из­го­тов­ле­ния ис­кус­ст­вен­ных ма­те­риа­лов. Осо­бое зна­че­ние име­ют жа­ро­проч­ные и сверх­проч­ные ма­те­риа­лы, ком­по­зи­ци­он­ные ма­те­риа­лы но­во­го ти­па, соз­да­ние пре­дель­но чис­тых ве­ществ. На ос­но­ве прак­ти­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния тео­рии сверх­про­во­ди­мо­сти при ге­лие­вой тем­пе­ра­ту­ре соз­да­на сверх­про­во­дя­щая ке­ра­ми­ка, мик­рон­ная плен­ка, ка­бе­ли, "су­пер­маг­ни­ты".

Не­об­хо­ди­мой ча­стью со­вре­мен­ной тех­ни­ки ста­но­вит­ся при­ме­не­ние ор­га­ни­че­ских про­дук­тов и кра­си­те­лей. Рас­тво­ры ор­га­ни­че­ских кра­си­те­лей при­ме­ня­ют­ся в ла­зе­рах, в пе­ча­таю­щих уст­рой­ст­вах для со­вре­мен­ных ком­пь­ю­те­ров, в жид­кок­ри­стал­ли­че­ских ма­те­риа­лах для ин­ди­ка­то­ров. В про­мыш­лен­но­сти все боль­шее при­ме­не­ние по­лу­ча­ют ме­тал­ло-мат­рич­ные ком­по­зи­ты, об­ла­даю­щие вы­со­кой проч­но­стью и из­но­со­стой­ко­стью, дис­пер­си­он­но-уп­роч­нен­ные алю­ми­ний-ра­дие­вые спла­вы, алю­ми­ни­ды, по­ли­эф­кре­то­ны, ти­тан и его спла­вы.

На­ко­нец, важ­ным на­прав­ле­ни­ем со­вре­мен­но­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции яв­ля­ет­ся ус­ко­ряю­щее­ся раз­ви­тие био­тех­но­ло­гии. Это но­вая и бы­ст­ро про­грес­си­рую­щая от­расль нау­ки и про­из­вод­ст­ва ос­но­ва­на на про­мыш­лен­ном при­ме­не­нии ес­те­ст­вен­ных и це­ле­на­прав­лен­но соз­да­вае­мых жи­вых сис­тем (пре­ж­де все­го мик­ро­ор­га­низ­мов). они по­лу­ча­ют все боль­шее при­ме­не­ние в сель­ском хо­зяй­ст­ве, ме­ди­ци­не, энер­ге­ти­ке. Изу­ча­ют­ся био­ло­ги­че­ские про­цес­сы, свя­зан­ные с об­ме­ном ве­ществ, для соз­да­ния тех­но­ло­гии с ис­поль­зо­ва­ни­ем био­ло­ги­че­ских про­цес­сов. Для раз­ви­тия био­тех­но­ло­гии ха­рак­тер­на ши­ро­кая ав­то­ма­ти­за­ция, при­ме­не­ние мик­ро­про­цес­сор­ной тех­ни­ки. Изу­ча­ют­ся био­ло­ги­че­ские про­цес­сы, свя­зан­ные с об­ме­ном ве­ществ, для соз­да­ния тех­но­ло­гии с ис­поль­зо­ва­ни­ем этих био­ло­ги­че­ских про­цес­сов. Раз­ра­бо­та­ны и со­вер­шен­ст­ву­ют­ся био­тех­но­ло­гии по­лу­че­ния но­вых био­ло­ги­че­ски ак­тив­ных ве­ществ и ле­карств, средств за­щи­ты рас­те­ний и ре­гу­ля­то­ров их рос­та, по­лу­че­ния про­дук­ций, соз­да­ния сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных гиб­ри­дов, био­энер­ге­ти­ки. Глу­бо­ко изу­ча­ют­ся ме­ха­низ­мы хра­не­ния и пе­ре­да­чи на­след­ст­вен­ной ин­фор­ма­ции для их мо­де­ли­ро­ва­ния.

Прак­ти­че­ское ис­поль­зо­ва­ние био­ло­ги­че­ских про­цес­сов зна­ме­ну­ет ка­че­ст­вен­но но­вый этап в раз­ви­тии об­ще­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва. Про­ис­хо­дит пре­вра­ще­ние при­род­ных про­цес­сов в по­мыш­лен­ные и их со­че­та­ние. Био­тех­но­ло­гия яв­ля­ет­ся од­ним из со­еди­ни­тель­ных звень­ев со­вре­мен­но­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции с на­би­раю­щей си­лу на­уч­но-тех­но­ло­ги­че­ской ре­во­лю­ци­ей.

Во вре­мен­ном от­но­ше­нии, как вид­но из пред­ше­ст­вую­ще­го из­ло­же­ния, на­уч­но-тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция ох­ва­ты­ва­ет до­воль­но дли­тель­ный пе­ри­од вре­ме­ни. Труд­но ска­зать сей­час, ко­гда она окон­чится. Но учи­ты­вая ны­неш­ние тем­пы раз­ви­тия нау­ки и тех­ни­ки мож­но сде­лать пред­по­ло­же­ние, что для за­вер­ше­ния на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции по­тре­бу­ет­ся не так уж срав­ни­тель­но мно­го вре­ме­ни. Она, ви­ди­мо, за­вер­шит­ся с пе­ре­хо­дом от ста­ро­го ин­ду­ст­ри­аль­но­го тех­но­ло­ги­че­ско­го ба­зи­са, к ка­че­ст­вен­но но­вой ин­фор­ма­ци­он­ной тех­но­ло­гии с фор­ми­ро­ва­ни­ем ком­пь­ю­тер­ных ин­тег­ри­ро­ван­ных про­из­водств, вне­дре­ни­ем ком­плекс­ных ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных сис­тем и тех­но­ло­гий, суть ко­то­рых со­став­ля­ет пе­ре­ход от ме­ха­ни­че­ских к фи­зи­че­ским, хи­ми­че­ским и био­тех­ни­че­ским про­цес­сам. Эти про­цес­сы бу­дут со­про­во­ж­дать­ся не толь­ко соз­да­ни­ем АСУ, ов­ла­де­ни­ем тер­мо­ядер­ной энер­ги­ей, но и ком­плекс­ным при­ме­не­ни­ем дос­ти­же­ний всех на­ук в це­лях гар­мо­нич­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка. Та­ким об­ра­зом, за го­ри­зон­та­ми со­вре­мен­но­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции вы­ри­со­вы­ва­ют­ся кон­ту­ры но­вой и бо­лее ра­ди­каль­ной гу­ма­ни­тар­ной ре­во­лю­ции. Объ­ек­том этой ре­во­лю­ции бу­дет сам че­ло­век, и ее ход бу­дет под­чи­нен гу­ма­ни­сти­че­ским идеа­лам че­ло­ве­че­ст­ва.

 Ка­че­ст­вен­но но­вый этап на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са де­ла­ет еще толь­ко свои пер­вые ша­ги, вы­сту­па­ет еще в ви­де от­дель­ных про­яв­ле­ний и на­ме­чаю­щих­ся тен­ден­ций. Но сквозь них про­гля­ды­ва­ет ос­нов­ная чер­та со­вре­мен­но­го эта­па на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции - пе­ре­рас­та­ние ее в на­уч­но-тех­но­ло­ги­че­скую ре­во­лю­цию.

Пе­ре­рас­та­ние на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции в на­уч­но-тех­но­ло­ги­че­скую ре­во­лю­цию оп­ре­де­ля­ет­ся осоз­на­ни­ем ог­ра­ни­чен­но­сти для че­ло­ве­че­ст­ва его жиз­не­дея­тель­ных ре­сур­сов. От идеи гос­под­ства над при­ро­дой, на что на­це­ле­на со­вре­мен­на тех­ни­ка и тех­но­ло­гия, лю­ди пе­ре­хо­дят к идеи гар­мо­нич­но­го раз­ви­тия с ней, на что ори­ен­ти­ру­ет­ся тех­но­ло­гия бу­ду­ще­го. Фор­ми­ру­ет­ся но­вый уро­вень бо­лее глу­бо­ко­го слия­ния нау­ки с про­из­вод­ст­вом, про­ник­но­ве­ние нау­ки во все сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Тех­но­ло­гия как нау­ка о про­из­вод­ст­вен­ной дея­тель­но­сти ис­поль­зу­ет нау­ку не толь­ко для дос­ти­же­ния ко­неч­но­го эф­фек­та дан­но­го кон­крет­но­го про­из­вод­ст­ва, но и для на­уч­но­го обос­но­ва­ния всех со­ци­аль­ных, куль­тур­но-гу­ма­ни­сти­че­ских ре­ше­ний и про­цес­сов, свя­зан­ных с этим про­из­вод­ст­вом.

Впол­не ес­те­ст­вен­но, что та­кие ре­ше­ния опи­ра­ют­ся на боль­шое ко­ли­че­ст­во са­мой раз­но­об­раз­ной ин­фор­ма­ции. Объ­ем рас­чет­но-вы­чис­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, ее ка­че­ст­во рез­ко воз­рас­та­ют. Здесь уже не при­год­ны преж­ние рас­чет­ные сред­ст­ва. Их за­ме­ня­ют ЭВМ, ком­пь­ю­тер­ная нау­ка, ин­фор­ма­ти­ка. По­след­няя фор­ми­ру­ет­ся на ба­зе син­те­за ком­пь­ю­тер­ной тех­ни­ки и нау­ки, ки­бер­не­ти­ки, АСУ.

Информатика - это нау­ка, изу­чаю­щая все ас­пек­ты по­лу­че­ния, хра­не­ния, пре­об­ра­зо­ва­ния, пе­ре­да­чи и ис­поль­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции. Под этим по­ня­ти­ем объ­е­ди­ня­ют­ся ряд на­уч­ных на­прав­ле­ний, ис­сле­дую­щих раз­ные сто­ро­ны од­но­го и то­го же объ­ек­та - ин­фор­ма­ции. В чис­ле этих на­прав­ле­ний мож­но на­звать теоретическую информатику, кибернетику, программирование, искусственный интеллект, информационные системы, вычислительную технику.

 Что ка­са­ет­ся ЭВМ, то они из вспо­мо­га­тель­ных уст­ройств пре­вра­ща­ют­ся в один из ве­ду­щих фак­то­ров про­цес­са про­из­вод­ст­ва и управ­ле­ния. Этим об­стоя­тель­ст­вом вы­зва­на ком­пь­ю­тер­ная ре­во­лю­ция - по­яв­ле­ние ЭВМ но­вых по­ко­ле­ний, ве­ду­щих мно­го­ка­наль­ную па­рал­лель­ную об­ра­бот­ку ин­фор­ма­ции. Од­но­вре­мен­но по­яв­ля­ют­ся ро­бо­ты, об­ла­даю­щие ав­то­но­ми­ей и спо­соб­но­стью вос­при­ни­мать и вы­да­вать ин­фор­ма­цию на ес­те­ст­вен­ном язы­ке.

Воз­вра­ща­ясь к со­вре­мен­но­му эта­пу на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции, от­ме­тим его ха­рак­тер­ные чер­ты. Он про­те­ка­ет на ос­но­ве глу­бо­ко­го ис­поль­зо­ва­ния дос­ти­же­ний фун­да­мен­таль­ной нау­ки, вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве глав­но­го фак­тор ин­тен­си­фи­ка­ции всей эко­но­ми­ки, кон­цен­три­ру­ет вни­ма­ние на мас­со­вом ти­ра­жи­ро­ва­нии нау­ко­ем­ких ви­дов про­дук­ции и пред­по­ла­га­ет ак­ти­ви­за­цию че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти.

В этой гла­ве мы вы­яс­ни­ли при­ро­ду че­ло­ве­че­ско­го зна­ния, осо­бе­но тех­ни­че­ско­го зна­ния, рас­смот­ре­ли тех­ни­че­ские нау­ки как спе­ци­фи­че­скую фор­му тех­ни­че­ско­го зна­ния, ис­то­рию и ло­ги­ку взаи­мо­свя­зи на­ву­ки с тех­ни­кой. Эту взаи­мо­связь мож­но срав­нить с дву­мя по­ез­да­ми - пас­са­жир­ским (тех­ни­ка) и ско­рым (нау­ка). Пер­вый из них от­пра­вил­ся в путь рань­ше вто­ро­го, но вто­рой име­ет боль­шую ско­рость дви­же­ния. В про­цес­се дви­же­ния этих по­ез­дов вна­ча­ле тех­ни­ка шла впе­ре­ди нау­ки, за­тем они дви­га­лись как бы па­рал­лель­но, а ны­не нау­ка идет впе­ре­ди тех­ни­ки. Но пу­ти дви­же­ние этих по­ез­дов про­лег­ли че­рез ши­ро­кие со­ци­аль­ные про­сто­ры. Тех­ни­ка все­гда раз­ви­ва­лась в со­ци­аль­ной сре­де, и связь об­ще­ст­ва с тех­ни­кой воз­дей­ст­во­ва­ла на ее раз­ви­тие и функ­цио­ни­ро­ва­ние. Тех­ни­ка все­гда вы­сту­па­ла как со­ци­аль­ный фе­но­мен.