6
.6
В качестве примера такой попытки я рассматриваю аргумент башни, использованный аристотеликами для опровержения движения Земли. Этот аргумент включает в естественные интерпретации – идеи, настолько тесно связанные с наблюдениями, что требуется специальное усилие для того, чтобы осознать их существование и определить их содержание. Галилей выделяет естественные интерпретации, несовместимые с учением Коперника, и заменяет их другими интерпретациями.
Мне представляется, что {Галилей} многое теряет от своих постоянных отступлений и не останавливается перед тем, чтобы объяснить все до мельчайших подробностей. Это показывает, что он не исследовал их надлежащим образом и искал причины лишь для отдельных явлений, не рассмотрев... первых причин... поэтому он строил без фундамента.
Декарт
Я {в самом деле} не склонен слишком сильно ограничивать философские учения и соглашаться с той жесткой, сухой и тяжеловесной манерой – манерой, лишенной каких-либо украшений, – которую называют своей чистые геометры, боящиеся употребить слово, если это не диктуется строгой необходимостью... Я не считаю недостатком говорить о многих и разнообразных вещах даже в таких трактатах, которые посвящены одной области... ибо я считаю, что то, что дает нашим поступкам и изобретениям величие, благородство и превосходство, заключается не в том, что необходимо, хотя отсутствие его было бы большой ошибкой, а в том, что не является необходимым...
Галилей
Но в тех случаях, когда простые люди полагают, что хитроумные софисты замышляют не более и не менее как подкоп под самые основы общественного благополучия, им кажется не только умным, но и позволительным и даже похвальным помогать доброму делу хотя бы мнимыми доводами, а не оставлять предполагаемому противнику добра... преимуществ.
Кант [
Теперь в качестве конкретной иллюстрации и основы
последующего рассмотрения я кратко опишу тот способ, с помощью которого Галилей
справился с важным контраргументом против идеи вращения Земли. Я говорю "справился",
а не "опроверг", ибо в этом случае мы имеем дело с изменением
концептуальной системы, а также с несомненными попытками скрыть это
обстоятельство. Согласно этому аргументу, который убедил Тихо де Браге и
который был использован против идеи движения Земли в работе самого Галилея
"Trattato della Sfera", наблюдения показывают, что, "падая
сверху вниз, тела идут по прямой линии, перпендикулярной к поверхности Земли;
это считается неопровержимым аргументом в пользу неподвижности Земли. Ведь если
бы она обладала суточным обращением, то башня, с вершины которой дали упасть
камню, перенесется обращением Земли, пока падает камень, на много сотен локтей
к востоку, и на таком расстоянии от подножья башни камень должен был бы
удариться о Землю" [
Рассматривая этот аргумент, Галилей сразу же соглашается с
корректностью чувственного содержания наблюдения, а именно с тем, что тяжелые
тела, "падая сверху вниз... идут по прямой линии, перпендикулярной
поверхности Земли" [
Ответ на этот вопрос дает пример, приводимый Галилеем в
следующем абзаце, где говорится о том, "сколь легко можно оказаться
обманутым простой видимостью или, скажем, чувственным представлением... людям,
идущим ночью по улице, кажется, будто луна идет тем же шагом, что и они, пока
они видят ее скользящей вдоль водосточных желобов на крыше, над которыми она
показывается совершенно так же, как кошка, которая действительно, идя по крыше,
следовала бы за ними. Видимость эта слишком очевидно вводила бы зрение в
заблуждение, если бы не вмешивался рассудок" [
В этом примере нас приглашают начать с чувственного
впечатления и рассмотреть высказывание, которое внушается нам данным
впечатлением. (Это внушение оказывается настолько сильным, что приводит к целой
системе верований и ритуалов, как выясняется при более тщательном изучении
колдовства и других космологических гипотез, связанных с Луной.) Далее говорится
о "вмешательстве рассудка": высказывание, внушенное чувственным
впечатлением, проверяется, и вместо него рассматриваются другие высказывания.
При этом природа чувственного впечатления нисколько не изменяется. (Это, разумеется, лишь приблизительно верно, но в данном
случае мы можем не принимать во внимание сложностей, обусловленных
взаимодействием чувственного впечатления и высказывания.) Однако появляются
новые высказывания наблюдения, которые играют свою роль – лучше или хуже – в
нашем познании. Каковы же основания и методы, регулирующие такое изменение? Для начала выясним природу общего феномена: чувственный
образ плюс высказывание. Существуют не два отдельных акта: один – появление
феномена, другой – выражение его с помощью подходящего высказывания, – а лишь
один: произнесение в определенной ситуации наблюдения высказывания "луна
сопровождает меня" или "камень падает по прямой линии". Конечно,
в абстракции мы можем разделить этот процесс на части и даже попытаться создать
ситуацию, в которой высказывание и феномен психологически отделены друг от
друга и еще должны быть связаны. (По-видимому, этого трудно, а может быть, и
вообще невозможно достигнуть.) Однако при обычных обстоятельствах такое
разделение не встречается: описание хорошо знакомой ситуации для говорящего
является событием, в котором высказывание и феномен неразрывно слиты. Данное единство представляет собой результат процесса
обучения, начинающегося с детства. С первых дней своей жизни мы учимся
реагировать на ситуации посредством подходящих реакций – лингвистических или
каких-то иных. Эти учебные процедуры и формируют "явление", или
"феномен", и обосновывают его прочную связь со словами, так что в
конечном счете феномены как бы начинают нам что-то говорить сами, без помощи
извне и без участия внешнего знания. Они являются тем, что утверждают о них
ассоциированные с ними высказывания. Конечно, язык, на котором они
"говорят", находится под влиянием верований предшествующих поколений,
и эти верования держались так долго, что уже больше не выглядят как отдельные
принципы, а входят в термины повседневных рассуждений, и после предписанного
обучения создается впечатление, что они коренятся в самих вещах. Здесь у нас может появиться желание сравнить – в нашем
воображении и совершенно абстрактно – результаты овладения разными языками,
впитавшими в себя различные идеологии. Мы можем даже попытаться сознательно
изменить эти идеологии и приспособить их к более "современным"
воззрениям. Весьма трудно сказать, насколько это изменит нашу ситуацию, если мы
не примем дальнейшего предположения о том, что качество и структура чувственных
восприятии, по крайней мере тех, которые включены в тело науки, не зависят от
их лингвистического выражения. Справедливость этого предположения вызывает у
меня серьезные сомнения, поскольку оно опровергается простыми примерами, и я
уверен, что мы лишимся новых и удивительных открытий, если останемся в рамках
этого предположения. Тем не менее в течение некоторого времени я совершенно
сознательно буду оставаться в этих рамках. (Если кратко выразить основную идею
этого сочинения, то первая задача состоит как раз в том, чтобы исследовать эти
рамки и попробовать вырваться из них.) Приняв это дополнительное упрощающее предположение, теперь
можно провести различия между чувственными впечатлениями и той "работой
ума, которая следует за чувством" [
В истории мышления естественные интерпретации
рассматривались либо как априорные предпосылки науки, либо как предубеждения,
которые должны быть устранены, прежде чем может начаться серьезный анализ.
Первая установка сформулирована Кантом, и до сих пор ее придерживаются
некоторые современные представители лингвистической философии, хотя, конечно, в
иных формах и при иных способностях. Вторая позиция восходит к Бэкону (у
которого, однако, были такие предшественники, как древнегреческие скептики). Галилей был одним из тех редких мыслителей, которые не
хотели ни вечного сохранения естественных интерпретаций, ни полного устранения
их. Общие оценки такого рода совершенно чужды его способу мышления. Он
настаивает на критическом обсуждении вопроса о том, какие естественные
интерпретации можно сохранить, а какие – устранить. Правда, в его сочинениях
эта мысль не всегда ясно выражена. Даже напротив, метод воспоминаний, который
он так широко использует, призван создать впечатление, что ничего не изменилось
и что мы продолжаем выражать наши наблюдения старыми и хорошо знакомыми
способами. Тем не менее его позицию относительно легко установить: естественные
интерпретации необходимы. Одни чувства без помощи разума не способны дать нам
истинного понимания природы. Для достижения такого истинного понимания нужно
"чувство... сопровождаемое рассуждением" [
Согласно Копернику, движение падающего камня Должно быть
"смешанным из прямого и кругового" [
Далее, сила "аргумента от наблюдения" определяется
тем фактом, что высказывания наблюдения прочно связаны с явлениями. Никто не
обращается к наблюдению, если не знает, как описать то, что он видит, или
высказывает описание неуверенно, как если бы только что изучил язык, на котором
формулирует это описание. Таким образом, утверждение высказывания наблюдения
состоит из двух весьма различных психологических компонентов: 1) ясного и
очевидного ощущения и 2) ясной и очевидной связи между этим ощущением и
элементами языка. В этом заключается тот способ, которым может быть высказано
ощущение. Высказываются ли ощущения в обсуждаемом аргументе на языке реального
движения? Да, высказываются, но в контексте повседневного мышления
XVII в. Во всяком случае, так говорит Галилей. Он сообщает, что повседневное мышление
того времени приписывало "оперативный" характер всякому движению,
или, если употребить хорошо известные философские термины, принимало наивный
реализм относительно движения: исключая случайные и неизбежные иллюзии,
воспринимаемое движение тождественно реальному (абсолютному) движению.
Разумеется, различие между ними явно не проводилось. Воспринимаемое движение не
отличали от реального, с тем чтобы впоследствии устанавливать между ними связь
с помощью подходящего правила соответствия, а описывали и относились к нему
так, как если бы оно было чем-то реальным. Правда, так поступали не всегда.
Допускалось, что движение некоторых объектов не воспринимается или что
отдельные виды движения являются лишь кажущимися (см. пример движения Луны над
крышами, приведенный выше). Воспринимаемое и реальное движения отождествлялись
не всегда. Однако существовали парадигмальные случаи, в которых психологически
очень трудно, если вообще возможно, допустить обман. Именно из этих
парадигмальных случаев – а не из исключений – черпает свою силу наивный реализм
относительно движения. Как раз они представляют ситуации, в которых мы впервые
осваиваем наш кинематический словарь. С самого раннего возраста мы учимся
реагировать на них с помощью понятий, которые вносит в них наивный реализм и
которые неразрывно связывают движение с его восприятием. Примером такого рода
парадигмальных случаев является движение камня в "аргументе башни"
или движение, приписываемое Земле. Как можно было не осознавать быстрого
движения столь большой массы материи, как Земля! Как можно было не замечать
того факта, что падающий камень проходит гораздо больший путь в пространстве! С
точки зрения мышления и языка людей XVII в. этот аргумент совершенно
справедлив. Однако обратите внимание на то, каким образом теории
("оперативный характер" всякого движения, существенная правильность
чувственного отражения), не сформулированные в явном виде, включаются в
дискуссию под видом терминов наблюдения. И опять мы убеждаемся, что термины
наблюдения – это троянский конь, за которым нужно внимательно следить. Как же
действовать в такой щекотливой ситуации? Аргумент падающего камня, по-видимому, опровергает
коперниканскую точку зрения. Быть может, это обусловлено внутренними пороками
коперниканства, а быть может, связано с наличием естественных интерпретаций,
нуждающихся в улучшении. Поэтому наша первая задача состоит в том, чтобы
обнаружить и изолировать эти помехи прогрессу, которые невозможно проверить. Бэкон верил в то, что естественные интерпретации можно
открыть методом анализа, который и устранит их одну за другой, так что в конце
концов сохранится лишь чистая чувственная сердцевина каждого наблюдения. Однако
этот метод страдает серьезными недостатками. Во-первых, естественные
интерпретации того вида, который рассматривал Бэкон, вовсе не добавляются к
предсуществующей области ощущений. Как говорит сам. Бэкон, они являются
инструментами создания этой области. Устраните все естественные интерпретации –
и вы устраните способность мыслить и воспринимать. Во-вторых, если игнорировать
эту фундаментальную функцию естественных интерпретаций, то становится ясно, что
человек, который остается с одними чувственными восприятиями, не имея в своем
распоряжении ни одной естественной интерпретации, будет полностью
дезориентирован и не сможет даже начать построение науки. Поэтому тот факт, что
мы все-таки начали это, несмотря на бэконовский анализ, показывает, что этот
анализ не доводится до конца. Он останавливается как раз перед теми
естественными интерпретациями, которых мы не осознаем и без которых не можем
действовать. Отсюда следует, что намерение начать с нуля после полного
устранения всех естественных интерпретаций является саморазрушительным. Кроме того, невозможно частично распутать клубок
естественных интерпретаций. На первый взгляд задача представляется довольно
простой. Нужно взять одно за другим высказывания наблюдения и проанализировать
их содержание. Однако понятия, скрытые в высказываниях наблюдения, не
обнаруживаются в более абстрактных частях языка. Если же их можно обнаружить,
то все-таки трудно выделить и четко сформулировать, ибо понятия, подобно
восприятиям, двусмысленны и зависят от своей общей основы. К тому же содержание
понятий детерминировано также тем способом, которым они связаны с восприятиями.
Как же можно открыть этот способ, не впадая в порочный круг? Требуется
отождествлять различные восприятия, а механизм отождествления будет включать в
себя некоторые из тех элементов, которые управляют использованием исследуемых
понятий. А так как в попытках обнаружить составные части этих понятий мы
вынуждены использовать сами эти понятия, мы никогда вполне их не понимаем.
Существует лишь один способ вырваться из этого круга – использовать некоторый
внешний масштаб сравнения, включающий новые способы связи понятий и восприятии.
Оторванный от области естественного рассуждения и от всех тех принципов,
привычек и установок, которые образуют его форму жизни, такой внешний масштаб
будет выглядеть довольно странно. Однако это не аргумент против его
использования! Напротив, именно такое впечатление странности показывает, что в
работу включены естественные интерпретации, и оно является первым шагом к их
обнаружению. Поясним это с помощью примера падения камня с башни. Данный пример имел цель показать, что коперниканская
концепция не соответствует "фактам". Согласно этим
"фактам", идея движения Земли представляется нелепой, абсурдной и
явно ложной (если употребить для ее характеристики лишь некоторые из тех
выражений, которые часто использовались в то время я которые звучат и в наши
дни, когда консервативные профессионалы выступают против новой и
контрфактуальной теории). Это приводит нас к мысли о том, что коперниканская
концепция была именно таким внешним масштабом, о котором говорилось выше. Теперь мы можем обернуть этот аргумент и использовать его в
качестве индикаторного средства, помогающего нам открыть естественные
интерпретации, которые исключают движение Земли. Обращая данный аргумент, мы
сначала утверждаем движение Земли, а затем исследуем, какие изменения
необходимы для устранения противоречия. Такое исследование может потребовать
значительного времени, и в некотором смысле допустимо утверждать, что оно не
закончено даже сегодня. Следовательно, это противоречие может сопровождать нас
десятилетиями и даже столетиями. Тем не менее оно должно сохраняться до тех
пор, пока мы не закончим нашей проверки, так как эта проверка – попытка открыть
допотопные компоненты нашего знания – без него не может даже начаться. В этом,
как мы видели, заключается одно из оснований в пользу сохранения и, быть может,
даже изобретения теорий, несовместимых с фактами. Идеологические компоненты
нашего знания и, в частности, наших наблюдений открываются с помощью теорий,
которые ими опровергаются, иначе говоря, они открываются контриндуктивно. Еще раз повторим сказанное. Теории проверяются и, быть
может, опровергаются посредством фактов. Факты содержат в себе идеологические
компоненты – старые воззрения, которые давно исчезли из поля нашего зрения и,
возможно, никогда не были сформулированы в явном виде. Такие компоненты в
высшей степени подозрительны. Прежде всего в силу их древности и неясности
происхождения: нам неизвестно, почему и каким образом они были впервые введены.
Во-вторых, в силу того, что их собственная природа защищает и всегда защищала их
от критического анализа. Поэтому в случае противоречия между новой интересной
теорией и совокупностью твердо установленных фактов лучший способ действий
заключается не в устранении теории, а в использовании ее для обнаружения
скрытых принципов, ответственных за это противоречие. Контриндукция
представляет собой существенную часть этого процесса. (Прекрасный исторический
пример: аргументы против движения и атомизма, высказанные Парменидом и Зеноном.
Киник Диоген Синопский избрал очень простой способ, который могли бы принять
многие современные ученые и все современные философы: он опроверг эти аргументы
тем, что молча стал ходить взад и вперед. Как показывает история, рекомендуемый
нами противоположный способ действий приводит к гораздо более интересным результатам.
Однако не следует слишком сурово судить Диогена, о котором сообщают также, что
он избил палкой ученика, удовлетворившегося его опровержением, повторяя при
этом, что дал основания, которых ученик не должен был принимать без собственных
дополнительных соображений [
Как можно, открыв отдельную естественную интерпретацию,
проанализировать и проверить ее? Ясно, что мы не можем действовать обычным
образом, т.е. выводить предсказания и сравнивать их с "результатами
наблюдения". Эти результаты больше непригодны. Мысль о том, что органы
чувств при нормальных обстоятельствах дают правильное отображение реальных
событий, например отображение реального движения физических тел, теперь должна
быть устранена из всех высказываний наблюдения. (Вспомним, что эта мысль была
существенной частью антикоперниканского аргумента.) Но без нее наши сенсорные
реакции теряют свое значение для проверки. Этот вывод был обобщен некоторыми рационалистами
прошлого, которые приняли решение строить науку только на основе разума и
приписывали наблюдению лишь вспомогательную и совершенно незначительную роль.
Однако Галилей не принимал такого способа действий. Если одна естественная интерпретация создает затруднения для
некоторой привлекательной концепций и если ее устранение отрывает эту концепцию
от области наблюдения, то единственный приемлемый выход заключается в том,
чтобы использовать другие интерпретации и посмотреть, что из этого получится. Интерпретация,
используемая Галилеем, оставляет за чувствами положение инструментов
исследования, но только в связи с реальностью относительного движения. Движение
среди вещей, которые все участвуют в этом движении, является неоперационным,
т.е. оно остается невоспринимаемым и вообще не оказывает никакого влияния [
Разумеется, это вполне оправданный способ действий. Вообще
говоря, язык наблюдения, входящий в аргумент использовался уже давно и хорошо
известен. Рассматривая структуру общепринятых выражений, с одной стороны, и
структуру аристотелевской философии – с другой, ни это широкое использование,
ни эту известность нельзя считать свидетельством в пользу принципов, лежащих в
их основании. Эти принципы и естественные интерпретации входят в каждое
описание. Необычные случаи, которые могли бы создать трудности, устраняются с
помощью "вспомогательных слов" [Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа