10
.10
Первоначальные опыты с телескопом также не давали такого обоснования: наблюдения неба с помощью телескопа были смутными, неопределенными и противоречили тому, что каждый мог видеть собственными глазами. А единственная теория, которая могла помочь отделить телескопические иллюзии от подлинных явлений, была опровергнута простой проверкой.
Начнем с того, что существует проблема телескопического
видения. Эта проблема различна для небесных и земных объектов, и она именно так
и мыслилась для этих двух случаев [
Представление о различиях в постановке этой проблемы
опиралось на принятую в то время идею о том, что небесные и земные объекты
образованы из различных веществ и подчиняются разным законам. Из этой идеи
следует, что результат взаимодействия света (связывающего обе области и
обладающего особыми свойствами) с земными объектами без дополнительного
рассмотрения вопроса нельзя экстраполировать на область небесных объектов. В
полном соответствии с аристотелевской теорией познания [
Некоторые из этих трудностей уже заявили о себе в отчете
современника Avvisi [
Другая встреча, ставшая известной всей Европе, делает
ситуацию еще более ясной. Приблизительно годом раньше, 24 и 25 апреля 1610 г., Галилей принес телескоп в дом своего оппонента Маджини, жившего в Болонье, чтобы
продемонстрировать его двадцати четырем профессорам всех специальностей. Хорки,
экзальтированный ученик Кеплера, писал об этом событии [
Сегодня мы несколько лучше понимаем, почему прямое обращение
к телескопическому наблюдению должно было привести к разочарованиям, особенно
на первых порах. Основная причина, которую предвидел уже Аристотель, состоит в
том, что органы чувств, работающие в необычных условиях, способны давать
необычную реакцию. Некоторые из старых историков догадывались об этом, однако
описывали лишь негативную сторону дела, пытаясь объяснить отсутствие
удовлетворительных данных наблюдения и бедность картины, видимой в телескоп [
Так, например, Галилей говорит о неровностях,
"громадных возвышениях, глубоких впадинах и пропастях" [
Однако самые удивительные черты ранней истории телескопа
выявляются при более внимательном рассмотрении рисунка Луны, сделанного
Галилеем. Достаточно одного беглого взгляда на рисунок Галилея и
фотографию Луны в той же фазе, чтобы убедиться в том, что "ни одну из
зарегистрированных черт... нельзя с уверенностью отождествить с какими-либо
известными деталями лунного ландшафта" [
Илл. 1 Вид лунных гор и морей по Галилею ("Звездный вестник" {156}, т. I). Это утверждение вполне может быть истинным (хотя у меня оно
вызывает сомнение перед лицом того совершенно необычайного искусства
наблюдения, которое Галилей проявлял в других случаях) [
Гипотеза I. Галилей честно регистрировал то, что видел, и
благодаря этому оставил нам свидетельство дефектности первых телескопов, а
также особенностей современного ему телескопического видения. В подобной
интерпретации рисунки Галилея являются точно такими же отчетами, как отчеты об
экспериментах Страттона, Эрисмана и Колера [
Гипотеза II носит более специальный характер и развивает в
определенном направлении гипотезу I. С различной степенью увлечения я
анализировал ее в течение последних двух-трех лет, а недавнее письмо от проф.
С. Тулмина, которому я благодарен за простое и ясное изложение этой гипотезы,
вновь оживило мой интерес к ней. Мне представляется, однако, что данная
гипотеза встречает многочисленные трудности и, по-видимому, должна быть
отброшена. Подобно гипотезе I, гипотеза II подходит к телескопическим
отчетам с точки зрения теории восприятия, однако она добавляет, что практика
телескопических наблюдений и знакомство с новыми отчетами о таких наблюдениях
изменяют не только то, что мы видим через телескоп, но также и то, что мы видим
невооруженным глазом. Это, несомненно, важно для нашей оценки современной
позиции по отношению к отчетам Галилея. Мысль о том, что чувственные образы звезд и Луны в какое-то
время были гораздо более неопределенными, чем сегодня, первоначально была
внушена мне фактом существования различных теорий относительно Луны, которые
несовместимы с тем, что каждый может непосредственно видеть своими глазами.
Теория частичных остановок Анаксимандра (предназначенная для объяснения фаз
Луны), убеждение Ксенофана в существовании различных солнц и лун для разных
районов Земли, предположение Гераклита о том, что затмения и фазы Луны
обусловлены тем, что чашеобразные Солнце и Луна поворачиваются [
Такое пренебрежение явлениями, совершенно очевидными для
нас, может быть обусловлено либо полным безразличием к существующей
очевидности, которая была столь же ясной и четкой, как в наши дни, либо
отличиями в самой очевидности. Нелегко сделать выбор между этими
альтернативами. Находясь под влиянием Витгенштейна, Хэнсона и других, я в
течение некоторого времени склонялся ко второму варианту, однако теперь мне
кажется, что он исключается как физиологией (психологией) [
Без особых опасений мы можем принять, что это было
справедливо и во времена Галилея [
Но тогда мы должны, согласиться с тем, что наблюдения
Галилея могли быть проверены невооруженным глазом и в результате могли быть
объявлены иллюзией. Так, круглая громада под центром лунного диска [
Резюмируем сказанное. Галилей был очень слабо знаком с существовавшей в его время
оптической теорией. На Земле его телескоп давал удивительные результаты,
которые получили должную оценку. Как нам теперь известно, сомнения должны были
возникнуть в связи с наблюдениями неба. Трудности появились сразу же: телескоп
порождал ложные и противоречивые феномены, а некоторые из полученных с его
помощью результатов могли быть опровергнуты простым наблюдением невооруженным
глазом. Лишь новая теория телескопического видения могла бы внести порядок в
этот хаос (который мог увеличиться вследствие того, что и невооруженным глазом
в одно и то же время можно видеть различные феномены) и отделить видимость от
реальности. Такая теория была разработана Кеплером сначала в 1604, а затем в 1611 г. [
Согласно учению Кеплера, место изображения точечного объекта
можно найти следующим образом: лучи, исходящие от объекта, сначала нужно
провести до глаза в соответствии с законами (отражения и) преломления, а затем
использовать принцип (изучаемый и в наши дни), гласящий, что "изображение
будет видно в той точке, которая образуется пересечением лучей, исходящих из
обоих глаз" [
Ясно, что это правило означает значительное продвижение
вперед по сравнению со всем предшествующим мышлением. Однако можно показать,
что оно совершенно ложно: возьмите увеличительное стекло,. определите его фокус
и посмотрите на объект, находящийся вблизи. Телеметрический треугольник теперь
простирается до бесконечности. Небольшое изменение расстояния то уносит
кеплеровское изображение в бесконечность, то возвращает его вплотную к глазу.
Такого феномена никто никогда не наблюдал. Мы видим слегка увеличенное
изображение на расстоянии, которое в большинстве случаев тождественно реальному
расстоянию между объектом и линзой. Видимое расстояние, на которой видно
изображение, остается постоянным, как бы, мы ни варьировали расстояние между
объектом и линзой, и сохраняется даже в том случае, когда изображение начинает искажаться
и в конце концов расплывается [
Такова была реальная ситуация 1610 г., когда Галилей опубликовал известие о своих астрономических находках. Как реагировал на эту
ситуацию сам Галилей? Ответ известен: он возвел телескоп в ранг
"превосходного и наилучшего чувства" [Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа