14
.14
Полученные результаты заставляют отказаться от разделения контекста открытия и контекста оправдания и устранить связанное с этим различие между терминами наблюдения и теоретическими терминами. В научной практике эти различия не играют никакой роли, а попытка закрепить их имела бы гибельные последствия.
Теперь попробуем использовать материал предшествующих глав, с тем чтобы осветить следующие особенности современного эмпиризма: 1) различие между контекстом открытия и контекстом оправдания; 2) различие между терминами наблюдения и теоретическими терминами; 3) проблему несоизмеримости. Последняя проблема вновь приводит нас к проблеме рациональности и контроверзе "порядок против анархизма", которая является основной темой данного сочинения.
Одно из возражений, которое может быть выдвинуто против моей
попытки вывести методологические следствия из исторических примеров, состоит в
том, что она смешивает два существенно различных контекста, а именно контекст
открытия и контекст оправдания. Открытие может быть иррациональным и не обязано
следовать какому-либо сознательному методу. Напротив, оправдание или – если
употребить заветное слово другой школы – критика начинается только после того,
как открытие сделано, и осуществляется регулярным способом. "Одно дело, –
пишет Г. Фейгль, – проследить исторические источники, психологический генезис и
развитие, социально-политико-экономические условия признания и отвержения
научных теорий, и совсем другое – дать логическую реконструкцию концептуальной
структуры и проверки научных теорий" [
В недавней статье Фейгль повторил свои аргументы и сделал
несколько дополнительных замечаний. Он "удивлен тем, что... такие ученые,
как Н. Хэнсон, Т. Кун, М. Полани, П. Фейерабенд, З. Кох и другие, считают
данное различие малозначащим или даже ошибочным" [
Аналогичный аргумент справедлив и для ритуального различения
методологических предписаний и исторических описаний. Говорят, что методология
имеет дело с тем, что должно быть, и ее нельзя критиковать с помощью ссылок на
то, что есть. Однако, разумеется, нам нужно показать, что наши предписания
приложимы к историческому материалу, и обосновать также, что их
последовательное применение приводит к желаемым результатам. Мы получаем такую
уверенность благодаря рассмотрению (исторических, социологических, физических,
психических и т.п.) тенденций и законов, которые говорят нам, что возможно, а
что невозможно при данных обстоятельствах, и таким образом отделяют
осуществимые предписания от тех, которые ведут к гибельному концу. Опять-таки
прогресс возможен только в том случае, если различие между должным и сущим рассматривается
как временное средство, а не как фундаментальная пограничная линия. Различие, которое некогда привлекало большое внимание, а
теперь совершенно потеряло значение, – это различие между терминами наблюдения
и теоретическими терминами. Теперь общепризнано, что данное различие не
является столь резким, как это считалось еще несколько десятилетий назад.
Признается также, в полном соответствии с первоначальными воззрениями
О.Нейрата, что и теории, и наблюдения могут быть устранены: теории могут быть отброшены
вследствие столкновения их с наблюдениями, наблюдения же могут быть отброшены
по теоретическим основаниям. И наконец, мы обнаружили, что познание не движется
от наблюдения к теории, а всегда включает в себя оба элемента. "Опыт
возникает вместе с теоретическими допущениями, а не до них, и опыт без теории
столь же немыслим, как и (предполагаемая) теория без опыта: устраните часть
теоретического знания воспринимающего субъекта, и вы получите человека, который
совершенно дезориентирован и не способен осуществить простейшего действия.
Устраните оставшееся знание – и чувственный мир человека (его "язык
наблюдения") начнет разрушаться, цвета и другие простые ощущения
постепенно исчезнут, и в конце концов он окажется на более примитивной стадии,
чем малый ребенок. В то же время ребенок до овладения теориями еще не обладает
устойчивым перцептивным миром, который он использовал бы для получения
ощущений. Напротив, он последовательно проходит различные стадии перцептивного
развития, тесно связанные одна с другой (более ранние стадии исчезают при
появлении новых; см. гл. 17) и включающие в себя "все теоретическое
знание, доступное ему в данное время. Кроме того, весь процесс начинается
только потому, что ребенок правильно реагирует на сигналы, правильно их интерпретирует,
поскольку обладает средствами интерпретации даже до того, как получит свое
первое ясное ощущение. Все эти открытия требуют новой терминологии, которая больше
не будет разделять того, что столь тесно связано как в развитии отдельного
индивида, так и в. развитии всей науки. Однако различие между наблюдением и
теорией все еще поддерживается и защищается почти всеми философами науки. Но
что дает это различие? Никто не будет отрицать, что предложения наука можно
классифицировать на длинные и короткие, на те, которые интуитивно очевидны, и
те, которые таковыми не являются. Никто не будет отрицать, что подобные
различия можно провести. Но никто не придает им значения и даже не упоминает о
них, так как они не играют сколько-нибудь существенной (decisive) роли в науке.
(Однако так было не всегда. Например, интуитивная Очевидность когда-то
рассматривалась как наиболее важное свидетельство истины; она исчезла из
методологии в тот момент, когда интуиция была заменена экспериментом и
формальным анализом.) Играет ли опыт такую роль? Как мы видели – нет. Тем не
менее вывод о том, что различие между теорией и наблюдением теперь потеряло
свое значение, либо не делается, либо вообще явно отвергается [Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа