18
.18
Таким образом, наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Поскольку принятие или непринятие той или иной идеологии следует предоставлять самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки – этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института. Такое отделение – наш единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которого никогда не достигали.
Мысль о том, что наука может и должна развиваться согласно фиксированным и универсальным правилам, является и нереальной, и вредной. Она нереальна, так как исходит из упрощенного понимания способностей человека и тех обстоятельств, которые сопровождают или вызывают их развитие. И она вредна, так как попытка придать силу этим правилам должна вызвать рост нашей профессиональной квалификации за счет нашей человечности. Вдобавок эта мысль способна причинить вред самой науке, ибо пренебрегает сложностью физических и исторических условий, влияющих на научное изменение. Она делает нашу науку менее гибкой и более догматичной: каждое методологическое правило ассоциировано с некоторыми космологическими допущениями, поэтому, используя правило, мы считаем несомненным, что соответствующие допущения правильны. Наивный фальсификационизм уверен в том, что законы природы лежат на поверхности, а не скрыты под толщей разнообразных помех. Эмпиризм считает несомненным, что чувственный опыт дает гораздо лучшее отображение мира, нежели чистое мышление. Те, кто уповает на логическую доказательность, не сомневаются в том, что изобретения Разума дают гораздо более значительные результаты, чем необузданная игра наших страстей. Такие предположения вполне допустимы и, быть может, даже истинны. Тем не менее иногда, следовало бы проверять их. Попытка подвергнуть их проверке означает, что мы прекращаем пользоваться ассоциированной с ними методологией, начинаем разрабатывать науку иными способами и смотрим, что из этого получается. Анализ конкретных случаев, подобный тому, который был предпринят в предшествующих главах, показывает, что такие проверки происходили всегда, и что они свидетельствуют против универсальной значимости любых правил. Все методологические предписания имеют свои пределы, и единственным "правилом", которое сохраняется, является правило "все дозволено".
Изменение перспективы, обусловленное этими открытиями, сразу
же приводит к давно забытой проблеме ценности науки. Сначала оно приводит к
этой проблеме в современной истории, так как современная наука подавляет своих
оппонентов, а не убеждает их. Наука действует с помощью силы, а не с помощью
аргументов (это верно, в частности, для бывших колоний, в которых наука и
религия братской любви насаждались как нечто само собой разумеющееся, без
обсуждения с местным населением). Сегодня мы понимаем, что рационализм, будучи
связан с наукой, не может оказать нам никакой помощи в споре между наукой и
мифом, и благодаря исследованиям совершенно иного рода мы знаем также, что мифы
намного лучше, чем думали о них. рационалисты [
Для того чтобы показать удивительное сходство между мифом и
наукой, я коротко остановлюсь на интересной статье Р. Гортона, озаглавленной
"Африканское традиционное мышление и западная наука" [
Эти особенности, обнаруженные не менее тщательными
конкретными исследованиями, чем исследования Лакатоса, опровергают
предположение о том, что наука и миф подчиняются разным принципам формирования
(Кассирер) и что миф существует без рефлексии (Дардел) или без спекулятивного
мышления (между прочим, Франкфорт). Нельзя также согласиться с мыслью,
имеющейся у Малиновского и у представителей классической филологии, таких, как
Гаррисон и Корнфорд, согласно которой миф исполняет существенно прагматическую
функцию и основан на ритуале. Миф гораздо ближе к науке, чем представляется с
философской точки зрения. Он гораздо ближе к науке, чем готов допустить даже
сам Гортон. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим некоторые различия,
подчеркиваемые Гортоном. Согласно его мнению, центральные идеи мифа считаются
священными, и об их безопасности заботятся. "Почти никогда не встречается
признание в том, что чего-то не знают" [
Этот анализ показывает, что, хотя отдельные ученые могут
действовать описанным выше образом, подавляющее большинство ведет себя
совершенно иначе. Скептицизм сводится к минимуму; он направлен против мнений
противников и против незначительных разработок собственных основных идей,
однако никогда – против самих фундаментальных идей [
Однако эти области связаны даже еще более тесно. Описанный
мною твердокаменный догматизм представляет собой не просто факт, он выполняет
также весьма важную функцию. Без него наука была бы невозможна [
Существует и другая причина крайней необходимости такого
пересмотра. Появление современной науки совпадает с подавлением неевропейских
народов западноевропейскими захватчиками. Эти народы подавлялись не только
физически, они также теряли свою духовную независимость и были вынуждены
принять кровожадную религию братской любви – христианство. Наиболее развитые
представители этих народов получили отличие: их приобщили к таинствам западного
рационализма и его высшего достижения – западной науки. Это привело к почти
невыносимому разрыву с традицией (Гаити). В большинстве случаев традиция
исчезает без малейшего следа возражений, люди просто превращаются в рабов – и
телом, и душой. Сегодня этот процесс постепенно начинает приобретать
противоположное направление, хотя и с большими трудностями. Свобода
возвращается, старые традиции открываются вновь как среди национальных
меньшинств в западных государствах, так и среди народов незападных стран.
Однако наука все еще сохраняет свою власть. Она сохраняет свое превосходство
вследствие того, что ее жрецы не способны понять и не хотят простить иных
идеологий, что у них есть сила осуществить свои желания и что эту силу они
используют точно так же, как их предки использовали свою силу для того, чтобы
навязать христианство всем тем, кого они встречали на пути своих завоеваний.
Таким образом, хотя теперь гражданин США может избрать ту религию, которая ему
нравится, он все еще не может требовать, чтобы его детей обучали в школе не
науке, а, скажем, магии. Существует отделение церкви от государства, но нет еще
отделения науки от государства. И все-таки наука обладает не большим авторитетом, чем любая
другая форма жизни. Ее цели, безусловно, не важнее тех целей, которым подчинена
жизнь в религиозных сообществах или племенах, объединенных мифом. Во всяком
случае, эти цели не должны ограничивать жизнь, мышление, образование членов
свободного общества, в котором каждый человек должен иметь возможность
формировать свое собственное мышление и жить в соответствии с теми социальными
убеждениями, которые он считает для себя наиболее приемлемыми. Поэтому отделение
церкви от государства следует дополнить отделением науки от государства. Не следует опасаться, что такое отделение приведет к
разрушению техники. Всегда найдутся люди, которые изберут карьеру ученого и
которые охотно подчинятся необременительному (духовному и организационному)
рабству при условии хорошей оплаты и существовании людей, проверяющих и
оценивающих их работу. Греки развивались и прогрессировали, опираясь на труд
подневольных рабов. Мы будем развиваться и прогрессировать с помощью многочисленных
добровольных рабов из университетов и лабораторий, которые снабжают нас
лекарствами, газом, электричеством, атомными бомбами, замороженными обедами, а
иногда – интересными волшебными сказками. Мы будем хорошо обращаться с этими
рабами, мы будем даже слушать их, когда они рассказывают нам интересные
истории, но мы не позволим им под видом "прогрессивных" теорий
обучения навязывать нашим детям их идеологию [Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа