ВНОВЬ ПРОТИВ МЕТОДА
.ВНОВЬ ПРОТИВ МЕТОДА
Книга "Против метода" сложилась из лекций, прочитанных мною в Лондонской школе экономики и Университетском колледже Лондона. Имре Лакатос прослушал большую их часть. Окно его служебной комнаты в Лондонской школе экономики было расположено как раз напротив окна лекционного зала. Он слышал то, что я говорил, и нередко врывался в аудиторию с возражениями. В своих лекциях я ставил целью показать, что некоторые весьма простые и внушающие доверие правила и стандарты, которые философами и учеными рассматриваются как существенные элементы рациональности, нарушались в. ситуациях (коперниканская революция, триумф кинетической теории, возникновение квантовой теории и т.п.), считающихся столь же важными. Более конкретно, я пытался показать, что а) правила (стандарты) действительно нарушались и наиболее чуткие ученые это осознавали; б) они должны были нарушаться. Строгое соблюдение правил не улучшило бы дела, а задержало прогресс науки.
Рассуждение такого рода опирается на различные предположения, отдельные из которых довольно сложны. Например, я считал, что мои читатели одинаково понимают прогресс и подлинную науку, и это понимание не зависит от тех правил и стандартов, которые они принимают. Я предполагал, что они одобрительно относятся к постепенному признанию идеи движения Земли или атомистического строения материи в конце XIX – начале XX столетия, независимо от того, каким именно правилам и стандартам они следуют. Данное рассуждение было адресовано тем людям, которые придерживались указанных убеждений, и должно было показать, что нельзя одновременно признавать ценность упомянутых результатов и придерживаться тех правил и стандартов, которые они защищают.
Вторая часть (б) моего рассуждения опирается на далеко идущие предположения, касающиеся не только того, что было, но и того, что могло, а чего не могло быть при данных материальных, интеллектуальных, научных условиях того или иного конкретного периода. Например, описывая, каким образом Галилей разделил теорию и опыт, я указал ("Против метода", в дальнейшем – ПМ, с. 293), что новые правила соответствия не только не были введены, но и не могли быть введены, поскольку для разработки инструментов и способов проверки, не опирающихся на повседневный опыт, требуется определенное время. Сегодня Аристотель, завтра Гельмгольц – такое не только неправдоподобно, но попросту невозможно. Соображения подобного рода следует учитывать при рассмотрении каждого конкретного случая.
В ПМ я рассмотрел два случая, создающие трудности для ньютонианского индуктивизма, фальсификационизма и теории научно-исследовательских программ. Я пытался также показать, что теории не всегда можно сравнивать по содержанию или по степени правдоподобия, даже если они относятся к "одной и той же области". Я высказал предположение о том, что аналогичные трудности должны возникать в связи с любым правилом и любым стандартом, если они обладают хотя бы малейшим содержанием. А поскольку обычно считается, что правила и стандарты образуют "рациональность", постольку я сделал вывод о том, что известные эпизоды истории науки, равно восхищающие ученых, философов и простых людей, не были "рациональными", осуществлялись не "рациональным" образом, "разум" не был их движущей силой, а их оценки – "рациональными".
Основное возражение против этого рассуждения заключается в
указании на скудность его базиса: один или два примера – и рациональность
считается опрокинутой [
Ответ на последнее замечание очевиден: если запрещение
модификаций ad hoc и фальсификацию с помощью фактов превратить в запрещение
модификаций ad hoc и фальсификацию в процессе длительного развития, то тем
самым один стандарт заменится другим, и таким образом, следует признать, что
первоначальный стандарт не был адекватным. На первое же возражение можно
ответить так. Верно, конечно, что два случая еще не устраняют всех правил, но,
насколько я могу судить, они устраняют базисные правила, образующие
существенную часть катехизиса рационалистов. В связи с конкретным исследованием
были рассмотрены лишь некоторые из этих базисных правил, однако читатель легко
может применить подобный анализ к процедурам Байеса, конвенционализму (Пуанкаре
или Динглера) и "условному рационализму", утверждающему, что правила
и стандарты справедливы только при точно сформулированных условиях. Он может
даже отбросить требование, гласящее, что научное исследование должно сообразоваться
с законами логики [
Трудности решения этой задачи чрезвычайно ясно
обнаруживаются на примере теории исследовательских программ. Лакатос осознал и
согласился с тем, что существующие стандарты рациональности, включая стандарты
логики, являются чрезмерно узкими и при излишне строгом применении помешали бы
развитию науки. Поэтому он разрешил ученому нарушать их (он согласился, что
наука не является "рациональной" в смысле этих стандартов). Вместе с
тем он требовал, чтобы исследовательские программы в течение длительного
развития обнаруживали определенные свойства – были прогрессирующими. В гл. 16
ПМ (и в статье "О критике научного разума" [Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа