Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

.

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Мышление состоит в том, чтобы из разных комбинаций ощу­щений, изготовляемых воображением при помощи памяти, выби­рать такие, которые соответствуют потребности мыслящего орга­низма в данную минуту, в выборе средств для действия, в выборе представлений, посредством которых можно было бы дойти до известного результата. В этом состоит не только мышление о жи­тейских предметах, но и так называемое отвлеченное мышление. Возьмем в пример самое отвлеченное дело: решение математи­ческой задачи. У Ньютона, заинтересованного вопросом о законе качества или силы, проявляющейся в обращении небесных тел, накопилось в памяти очень много математических формул и астро­номических данных. Чувства его (главным образом, одно чувст­во — зрение) беспрестанно приобретали новые формулы и астро­номические данные из чтения и собственных наблюдений; от сочетания этих новых впечатлений с прежними возникали в его голове разные комбинации, формулы цифр; его внимание останав­ливалось на тех, которые казались подходящими к его цели, соот­ветствующими его потребности найти формулу данного явления; от обращения внимания на эти комбинации, т. е. от усиления энергии в нервном процессе при их появлении, они развивались и разрастались, пока, наконец, разными сменами и превраще­ниями их произведен был результат, к которому стремился нерв­ный процесс, т. е. найдена была искомая формула. Это явление, т. е. сосредоточение нервного процесса на удовлетворяющих его желанию в данную минуту комбинациях ощущений и представле­ний, непременно должно происходить, как скоро существуют комбинации ощущений и представлений, иначе сказать, как ско­ро существует нервный процесс, который сам и состоит именно в ряде разных комбинаций ощущения и представления. Каждое существо, каждое явление разрастается, усиливается при появ­лении данных, удовлетворяющих его потребности, прилепляется к ним, питается ими,— а собственно в этом и состоит то, что мы назвали выбором представлений и ощущений в мышлении, а в этом выборе их, в прилеплении к ним и состоит сущность мыш­ления.

Само собою разумеется, что когда мы находим одинаковость теоретической формулы, посредством которой выражается про­цесс, происходивший в нервной системе Ньютона при открытии закона тяготения, и процесс того, что происходит в нервной систе­ме курицы, отыскивающей овсяные зерна в куче сора и пыли, то не надобно забывать, что формула выражает собою только одинако­вую сущность процесса, а вовсе не то, чтобы размер процесса был одинаков, чтобы одинаково было впечатление, производимое на людей явлениями этого процесса, или чтобы обе формы его могли производить одинаковый внешний результат. Мы говорили, например, в прошлой статье, что хотя трава и дуб растут по одно­му закону, из одних элементов, но все-таки трава никак не может производить таких действий, давать таких результатов, как дуб: из дуба человек может строить себе огромные дома и корабли, а из травы можно только маленькой птичке свить себе гнездо; или, например, в куче гнилушки происходит тот же самый процесс, как в печи громадной паровой машины; но куча гнилушки никого не перевезет из Москвы в Петербург, а паровик со своею печью перевозит тысячи людей и десятки тысяч пудов товаров. Муха летает тою же самою силою, по тому же самому закону, как орел; но, конечно, из этого не следует, чтобы она взлетала так высоко, как орел.

 Чернышевский Н. Г. Антропологический

 принцип в философии 30 // Избранные

 философские сочинения. М., 1951. Т. 3.

 С. 232—233