ПРИМЕЧАНИЯ

.

ПРИМЕЧАНИЯ

Книга «Болезнь к смерти» впервые была опубликована в июле 1849 года под псевдонимом Анти-Климакус Использование псевдонимов, фрагментарность изложения, афористичность, пародийность — характерные приемы в творчестве Кьеркегора. Это объясняется стремлением сломать привычные представления читателя о теоретическом сочинении, перейти от прямой, научной формы коммуникации автора и читателя к косвенной. Подчас — как, например, в «Болезни к смерти» — Кьеркегор пародирует стиль и даже употребление тех или иных излюбленных философских терминов своего противника, который к тому же может остаться неназванным. Все это конечно же вызывает у читателя определенные трудности. Однако следует иметь в виду, что косвенная форма изложения открыла Кьеркегору возможность совершенно по-новому, нетривиально осветить, казалось бы, давно ставшие азбучными христианские представления о добре и зле, приблизить их к субъективному опыту современного человека. Наставительность «Болезни к смерти» очевидна, более того — всячески подчеркивается Кьеркегором в противовес сочинениям «спекулятивным», авторы которых стремятся дать научное, объективное представление о нравственности.

Первое упоминание об этой работе встречается в дневнике датского философа в 1847 году (Papirer VIII ' А 497; Papirer VIII1 А 558, А 652 — 653); здесь, в дневниковых записях Кьеркегора, грех уже определяется как отчаяние.

1 Букв.: «Дух есть «я» (дат.: Aand er Selvet). Ср. аналогичный пассаж из «Понятия страха»: «Человек есть синтез души и тела, который создан и удостоен духом» (Begrebet Angest//Kierkegaard S0ren. Samlede Vaerker. Bind 6 K0benhavn, 1962. S. 170), а также: «Значит, человек — это синтез души и тела, он одновременно есть синтез временного и вечного» (там же. С. 173). — 367.

2 Явная реминисценция из гегелевской диалектики, в которой непременно присутствует триада: тезис, антитезис и синтез. — 367

3 О человеке как синтезе, полагаемом перед собственным творцом, см.: L0gstrup К. E. Kierkegaards und Heideggers Existenzanalyse und ihr Verhaltnis zur Verktindigung. Frankfurt a/M., 1950; Sl0k Johannes. Die Anthropologie Kierkegaards. K0benhavn, 1954; Malantschuk G. Begrebet Fordoblese hos S0ren Kierkegaard. Kierkegaardiana II. K0benhavn, 1957. S. 43-53. — 368.

4 Об отношении между этими двумя категориями у Кьеркегора см. также: «Философские крохи» («Philosophiske Smuler»//Kierkegaard S0ren. Samlede Vaerker. Bind 6. K0benhavn, 1962. S. 67 li.). — 369.

5 Букв.: «Мыслители» (дат.: Taenkerne). Здесь явная отсылка к Иоганну Клнмакусу, под чьим псевдонимом вышли «Философские крохи» (см.: Философские крохи. Гл. 6. С. 68).- — 369.

6 Букв.: «образы», «формы» этой болезни, то есть отчаяния. В дневниках Кьеркегора (Papirer VIII В 151 — 152) разъясняется, что речь идет не о понятиях, абстракциях, но именно о конкретных, человеческих воплощениях различных типов отчаяния. — 380.

7 Здесь явная отсылка к идее Фихте о «продуктивном воображении», о конструировании категорий из движения самого Я- — 382.

8 Вновь отсылка к гегелевской философии. — 383.

9 Древнегреч., букв.: «неограниченное» — «граница». Категории платоновской философии.- — 385.

10 Имеется в виду Гегель. — 386.

11 Подразумевается фригийский царь Мидас (см.: Овидий. Метаморфозы.

12 «Понятие страха» (Begrebet Angest) вышло под псевдонимом Вигилиус Гауфниенсис. — 393.

13 Кьеркегор имеет здесь в виду Августина (см.: Августин. О граде божием XIX. 25). — 395.

14 Подразумевается стоицизм. — 395.

15 Категория стоической философии: «бесстрастие», «спокойствие». — 415.

16 Букв.: «заноза во плоти» (дат.: Pael i Kj0det). Обычно комментаторы говорят в связи с этим о некоторых обстоятельствах личной биографии Кьер-кегора. — 416.

17 Ср.: Понятие страха. Гл. IV. § 2; Страх перед добром (демонический) (Begrebet Angest. S. 202 ff.). — 417.

18 Считается, что здесь Кьеркегор подразумевает самого себя (см. об этом в дневниках (Papirer VII12 В 158). — 420.

19 См : Brettschneiders Karl Gottlieb. Handbuch der Dogmatik. Bd. II. Berlin, 1828. S. 504: «Вина грешника бесконечна, ибо через нее пострадало бесконечное величие, — потому и наказание также должно быть бесконечным». Ср.: Августин. Исповедь. Гл. II. § 7 и ел. — 422.

20 Пелагианство, как известно, отрицало первородный грех, — 423.

21 Здесь комментаторы видят обычно намек Кьеркегора на собственное чересчур суровое детство, равно как и на расхождения с отцом. — 423

22 Подразумевается сюжет комедии Гольберга «Политикан» (Holberg. Den politiske Kandest0ber), действие IV, сцена 2. — 432.

23 Имеются в виду, по всей вероятности, произведения известных датских теологов того времени — Мартенсена (Martensen. Chnsteiige Dogmatik, 1849) и Мархейнеке (Marheineke. Die Grundlehren der christclichen Dogmatik, 1827). — 437.

24 См. также дневники Кьеркегора (Papirer VIII2 В 166). — 443.

25 Лат. вариант поговорки: «Errare humanum est» — «грешить (ошибаться) свойственно человеку». В средние века поговорка была продолжена: «...sed nullius nisi stulti in errore perseverare»; т. е.: «но ничего нет хуже, чем упорствовать в ошибках (грехах)». — 445.

26 То есть важна оппозиция Synd — Тго («грех — вера»), а не Synd — Dyd («грех — добродетель»). — 462.

27 См.; Матфей, 26.31: «Тогда говорит им Иисус: вес вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы стада».

28 См : Лука, 18.8: «Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» — 466.

29 Подразумевается стихотворение Г. Гейне «Возвращение на родину» из «Книги песен». — 467.

30 Докетизм — еретическое учение, согласно котором} у Христа человеческая сторона была лишь видимостью, воображаемой формой, так что, скажем, его человеческое тело было лишь «воображаемым телом» и т.д. — 468.

31 В этой связи Кьеркегор в своем дневнике (Papirer X1 В 16) вспоминает знаменитую формулу веры, приписываемую Тертуллиану: «Верую, ибо абсурдно». — 468.

С. А. Исаев