§1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX ВЕКА

.

§1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX ВЕКА

Хотя история термина “антропология” восходит к началу ХVIII сто­летия, это вовсе не означает, что она возникла внезапно, как продукт антропоморфизма и гуманизма, наступивших после эпохи теологиче­ского сознания. На самом деле этот термин (ta antropina) возник еще в античности, и именно сложившиеся в этот период подходы в основном и определяют антропологические споры по принципиальным вопро­сам. Западная антропология может быть образно охарактеризована как оранжировка двух основных мелодий: человека характеризует способ­ность к языку (говорящее существо — zoon logon echon) и способность к общественной жизни (политическое существо — physei politikon zonn). Хотя философская антропология покоится на этом, заложенном еще в античности прочном фундаменте, тем не менее именно сегодня ведутся дискуссии, ставящие под вопрос саму ее возможность. Этим современ­ная эпоха радикально отличается от героической стадии становления философской антропологии в начале Нового времени. Тогда не стави­лась под вопрос возможность решать проблемы с точки зрения челове­ка. Конечно, и в XIX веке велись горячие споры между представителя­ми различных конкретно-научных дисциплин, таких как биология, ар­хеология, этнография за право называться теорией человека. Но они не оспаривали метафизическую идею человека, а только боролись за право ее репрезентировать. Очевидно, что на этом фронте критики выдвигали лишь конкретные определения, которые шли на пользу метафизике, осознававшей себя как привилегированный тотализирующий дискурс. М. Шелер поэтому с полным правом писал в своей основополагающей работе “Положение человека в космосе”: “Задача философской антро­пологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека”.

В философии и гуманитарных науках человек определяется как носитель разума, он принципиально отличается от животных своей

разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы миро­здания, открывает науки, изобретает технику, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме разумности можно указать и другие духовные характеристики человека: только у него возникает вера в Бога, различение добра и зла, осознание своей смертности, память о прошлом и вера в будущее. Только человек способен сме­яться и плакать, любить и ненавидеть, судить и оценивать, фантази­ровать и творить. В своей критике естественнонаучного определения человека представители гуманитарного подхода отметили принци­пиальную открытость и незавершенность человека, который не име­ет от природы заданных инстинктов, обеспечивающих выживание. Более того, человек, как биологическое существо, является слабым и уязвимым по сравнению с сильными животными, и поэтому не ясно как он мог столь успешно конкурировать с ними, что стал самой могущественной на Земле силой. Его так называемая “природа” не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденности агрессивности или наоборот солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или наоборот интенсифи­цируются обществом. Люди буквально всему должны были научить­ся сами и все, что они умеют — это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся.