Знаменитое казино в Монте-Карло

Вернувшись немного назад, скажем о событии, которое сыграло очень большую роль, придав, в частности, словам "Монако" и "Монте-Карло" особый смысл. Однажды к Карлу III явился французский банкир Франсуа Клан и предложил открыть крупный игорный дом - казино (небольшой там уже существовал). В 1863 г. Клан приобрел у князя концессию на 50 лет на это казино и основал "Общество морских купаний" ***. Это общество с таким невинным названием построило большое и роскошное здание казино в местечке Монте-Карло (рядом с г. Монако), куда - после открытия железной дороги через Монако - все возрастающим потоком хлынули игроки со всей Европы, а потом и с других континентов. Казино, азартная рулетка, обслуживание иностранцев, среди которых была титулованная знать (германский кайзер Вильгельм, русские аристократы, а в совсем недавнее время искал там счастья У. Черчилль), а также различные авантюристы, нувориши, спекулянты - в казино о происхождении денег, которые выкладывали на зеленый стол, не спрашивали, - все это привело к быстрому росту населения, сооружению нескольких шикарных гостиниц, открытию дорогих ресторанов. Доходы Гримальди быстро поползли вверх, и уже через некоторое время эта княжеская семья стала весьма богатой. Надо сказать, что обслуживание иностранных гостей приносило хорошие деньги и нетитулованным жителям "игорного" княжества. "Золотой дождь" из Монте-Карло позволил Гримальди сделать такой широкий жест, как практически освободить своих подданных от налогов.

*Gaullois J.-Р. Le regime international de la Principaute de Monaco (these pour le doctorat en droit). P., 1964. P. 15-35, 86-88; Tur J.-J. Op. cit. P. 7-17.

**Gorce P.-M. de la. Op. cit. P. 44-46.

*** Astraude, le Duc. Les petits Elats d"Europe. Andorre, Liechterstein, Monaco, Saint-Marin. [Nice], 1942. P. 72-76.

Большое здание казино выглядит помпезно. Оно построено в стиле ампир с высоким медно-зеленым куполом и шпилем, с лепными украшениями на фасаде и дорогой отделкой - внутри мрамор, красное дерево, великолепные люстры. Автор этих строк побывал в нем с группой журналистов, поинтересовавшихся, как же выглядит казино внутри. В первом зале мы увидели столы с красным и зеленым сукном, на котором лежали круглые и прямоугольные фишки. Крупье вертели колеса рулеток, лопаточками с длинной ручкой передвигали деньги и фишки, то и дело восклицая: "Господа и дамы, делайте ваши ставки!" В следующих залах то же самое, только ставки были все больше и больше. Передвигаясь так из зала в зал, мы уперлись в дверь, у которой стояли два вежливых, но не преклонных человека. Туда нельзя было войти так просто. Над нами все же смилостивились при условии, что мы пробудем там только десять минут, не будем задавать никаких вопросов, фотографировать и т. п. Оказывается, в этом зале публика была "своя", нечто вроде клуба. Здесь если уж выигрывают или проигрывают, то очень по-крупному. В отличие от других залов, где толпилась масса народу и было шумно, здесь стояла тишина и за столом рулетки сидели всего полтора десятка мужчин и женщин. Но какие на них были меховые накидки, ожерелья, браслеты, кольца, перстни! Мы заметили, что, как и в других залах, их глаза горели азартом, они подавались всем телом вперед в те секунды, когда останавливалось колесо рулетки, и все время записывали "счастливые" номера, видимо стремясь познать какую-то закономерность выигрывания. Впрочем, единственный игрок, который никогда не остается в накладе, - само казино: в его пользу идет часть всякого выигрыша.

Да, кто наживал здесь в казино целые состояния, кто проигрывался в нем в пух и прах (некоторые стрелялись). Вспомним, что писали о нем Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Стефан Цвейг! "Это милое Монте-Карло очень похоже на хорошенький разбойничий вертеп", - заметил, побывав там, А. Л. Чехов *.