1. Что такое философия и зачем она?

.

1. Что такое философия и зачем она?

1Сократ был предметом осмеяния таких комедиографов, как Аристофан, Эвполид, Теликид, Каллий.— 10

2 Пенелопа (греч.) — дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея. Одна из главных действующих лиц «Одиссеи», идеал женского благород­ства и супружеской верности. Во время двадцатилетнего отсутствия Одиссея вся­ческими хитростями отдаляла ответ на предложения домогавшихся ее руки пред­ставителей местной знати. Обещала выбрать себе нового мужа после того, как закончит ткать покрывало на гроб своего свекра. Однако ночью распускала все, что успевала наткать в течение дня.— 11

3 Платон развивал идеи, близкие индуистскому учению о реинкарнации, то есть о возрождении души. Поэтому познание нередко осмысливалось им как воз­вращение забытого, то есть припоминание.— 12

4 Проблематика той науки, которую Аристотель называл первой философией, мудростью или теологией, рассматривается в группе его относительно самостоятель­ных работ (публичных выступлений, лекций, набросков к ним или составленных его слушателями их записей), объединенных общим названием — «Метафизика».— 12, 13

5 Ранний диалог Августина «Против академиков» написан в конце 386 года и посвящен критическому анализу воззрений представителей академии.— 14

6 Трактат «О граде божием» написан Августином под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 году. Философ усматривал два противоположных ви­да человеческой общности: «град земной», то есть государственность, которая осно­вана на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и «град божий» — духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе.— 14

7 Под языческой философией Августин имеет в виду арабоязычную филосо­фию.— 14

8 Имеется в виду Аристотель.— 15

9 В основных трудах Фомы Аквинского «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» подведены итоги теологических поисков зрелой схоластики, направлен­ных на отработку вероучения в формах здравого смысла. В рубриках «Суммы теоло­гии» одни и те же схемы теологии накладываются на бесконечную пестроту конкрет­ных вопросов — от пяти доказательств бытия Бога до определения границ допусти­мого и недопустимого в финансовой деятельности.— 15

10 «Начала философии» — самое обширное сочинение Декарта; служит как бы сводом всей его философии. Первая часть этого произведения, сжато излагающая картезианскую теорию познания и метафизику, в основном есть тезисообразное резюмирование идей «Метафизических размышлений». Вторая часть трактует глав­ным образом философские основы картезианской физики. Третья и четвертая части «Начал», трактующие преимущественно космологические и космогонические вопро­сы, являются (как на это не раз указывал и сам Декарт) расширенной редакцией «Мира».— 24, 34

11 В настоящем фрагменте «Начала философии» даются в переводе с француз­ского. Французский текст содержит больше материала, чем латинский. - 24

12 Имеется в виду Бог.—35

13 Наукоучение — общее обозначение комплекса сочинений Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал свое «учение о науке», "отождествлявшееся им с философией вообще как «знанием знания», «наукой о соз­нании», в отличие от традиционного понимания философии как науки о бытии и знании, присущего Декарту и Спинозе. Теория знания в наукоучении Фихте тожде­ственна теории бытия.— 38

14 Априори и апостериори — философские понятия. Апостериори — знание, по­лучаемое из опыта. Априори — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противопоставление апостериори и априори получило развернутое выражение в классическом рационализме нового времени (Декарт, Лейбниц), который исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин. Вслед за рационалистами Кант также признает существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их безусловности в априорно­сти. Но если рационалисты считали заранее заложенным в интеллекте, врожден­ным (хотя бы в форме задатков) само содержание истины, то, согласно Канту, априорным является только форма, только способ организации знания. - 39

15 Дуализм — философское учение, исходящее из признания равноправными несводимых друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материально­го. Дуализм противостоит монизму, исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала.— 42

16 «...Ясное, как солнце, сообщение...» написано Фихте в 1800 и опублико­вано в 1801 году.— 46

17 Написанная в 1828 году «Философия жизни» — одно из последних произве­дений Ф. Шлегеля, в которых он развивал идеи универсальной «христианской фило­софии». Предпосылкой подлинной «философии жизни» он считал внутреннюю це­лостность человеческого сознания в единстве всех душевных и духовных способно­стей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д.).— 48

18 Работа Ф. Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» написана на основе курса трансцендентального идеализма, читавшегося им одновременно с натурфилософией в Йене, начиная с зимнего семестра 1798 года.— 53

19 Майя (сапскр.) — в древнеиндийской мысли магическая сила сотворения, иллюзия, видимость. С помощью Майи бог взывает к жизни (правда, мнимой, ил­люзорной, воспринимаемой лишь эмпирическим «средним» сознанием). Майн — весь мир объектов, которому человек, не обладающий подлинным знанием, склонен придавать статус реальности. - 56

20 По мнению О. Конта, сами стадии исторического процесса выделяются в зависимости от преобладающего состояния сознания: теологическая, метафизиче­ская (абстрактно-умозрительная) и позитивная.— 57

21 Теософия — в широком смысле слова — всякое мистическое учение, претен­дующее на раскрытие особых «божественных тайн». В узком смысле слова — мисти­ческая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей, соединение мистики буддиз­ма и других восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального хри­стианства.

Теургия — вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчиняя своей воле действии богов и духов. - 73

22 Архонт-— высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. - 82

23 Статья «О гегелевской философии» была впервые напечатана в августовской книжке «Современника» за 1861 год. М. А. Антонович продолжил в ней критику ге­гелевского идеализма, начатую Н. Г. Чернышевским.— 86

24 Термин «дилетанты» имеет в данной работе А. И. Герцена весьма широкое значение. Для дилетантов характерна поверхностность знаний, субъективизм, ме­тафизичность мышления, оторванность от практической деятельности. - 86

25 Работа «Три беседы о современном значении философии» издана в 1860 году и представляет собой воспроизведение прочитанных П. Д. Лавровым в тот период лекций. - 92

26 Элеаты элейская школа древнегреческой философии (VI — V века до на­шей эры). Основатель Ксенофан Колофонский, главные представители — Парменид и Зенон из Элей (отсюда название). Отводя главную роль в познании мышле­нию, элеаты противопоставили его чувственному восприятию как текучему и неу­стойчивому. Впервые в истории философии они выдвинули идею единого бытия, по­нимая его как непрерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем эле­менте действительности, исключающее множественность вещей и их движение.— 96

27 Сиантизм (сайентизм или сциентизм) — мировоззренческая позиция, в ос­нове которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сиантизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естест­веннонаучного познания. В качестве осознанной ориентации утверждается в запад­ной культуре в конце XIX века.— 98

28 Откровение — в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческо­го поведения и познания. Выражается в тексте «писания» (в иудаизме и христианст­ве Библия, в исламе Коран) и в «предании», также получающем письменную фиксацию (в иудаизме Талмуд, в христианстве — сочинения «отцов церкви», в исламе — сунна).— 105

29 Универсалии общие понятия. Онтологический статус универсалий - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях X -XIV веков): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные прообразы (плато­низм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм). - 110