2. История философской мысли: общая характеристика

.

2. История философской мысли: общая характеристика

30 Пантеизм — религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в средневековой еретиче­ской мистике.— 139

31 Этими словами А. И. Герцен определяет воззрение, отрицающее единство и внутреннюю закономерность в развитии явлений, в том числе в развитии науки. Употребленное в этом смысле выражение «материализм в истории» не следует, ра­зумеется, смешивать с материалистическим пониманием истории.— 163

32 Тао (Дао) — одно из важнейших понятий китайской философии, централь­ное понятие даосизма; означает невидимый вездесущий естественный закон приро­ды, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотде­лимый от материального мира и управляющий им. Дао естественный путь воз­никновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно материальная праоснова их существования.— 167

33 Веды являются цепным источником древнеиндийского умозрения. Их древ­нейшую часть составляют четыре Веды, первая из них — гимны («Ригведа»).— 167

34 Брамины и чандала - высшая и низшая касты в Индии.— 167

35 Упанишады — древнеиндийские произведения религиозно-философского ха­рактера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смыс­ла.— 167

36 Софисты — условное обозначение группы древнегреческих мыслителей V — IV веков до нашей эры.— 169

37 Спиритуализм — воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне истории и независимо от нее.— 174

38 Волюнтаризм — идеалистическое направление в философии, рассматриваю­щее волю в качестве высшего принципа бытия.

Персонализм — учение, исходящее из философского осмысления человека.

Имперсонализм — исключение из философствования персоналистской тра­диции.

Антропологизм — философская концепция, представители которой усматрива­ют в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только через нее можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Космизм — учение о единстве и взаимосвязи космоса. — 175

39 Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.— 180