2. Философское понимание природы
.2. Философское понимание природы
12 Пан — в греческой мифологии первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Изображался в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой. Ему соответствует римский Фавн.— 249
13 Парки — в римской мифологии богини судьбы. Соответствуют греческим Мойрам,— 249
14 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.— 249
15 Имеется в виду знаменитое сказание об Иосифе и его братьях.— 252
16 Вергилий. Буколики, экл. II, ст. 63—64.— 252
17 Овидий. Лекарства от любви, 344.— 252
18 Ветх. зав. Псалм. Давид., 18, ст. 2,— 252
19 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, кн. X, 123.— 253
20 Тифон (мифологический образ) — сын Геи и Тартара, страшное чудовище, извергающее пламя; олицетворение подземных сил земли. Пытался свергнуть Зевса, но тот победил его, заковал в цепи и придавил горой Этной (отсюда извержение вулкана — страшное дыхание Тифона).— 254
21 В основу своего исследования природы П. Гольбах кладет принципы бэконовской философии. Именно Бэкон провозгласил, что познание человека должно иметь своим объектом природу и опираться на наблюдение и опыт. После долгого и почти безраздельного господства рационалистически-дедуктивного метода исследования действительности в странах Западной Европы (Декарт, Мальбранш, Спиноза, Лейбниц) французские материалисты выдвинули на первый план материалистический эмпиризм. Это было как бы второе рождение многих идей бэконовской философии на новой, более высокой основе.— 256
22 Здесь преодоление дуализма души и тела, установленного в философии нового времени Декартом. Гольбах вслед за Ламетри («Человек-машина») доказывает производный, вторичный характер психических явлений.— 261
23 «Система природы» Гольбаха была издана впервые в 1770 году.— 262
24 В пятой части «Рассуждения о методе».— 263
25 «Первоначала философии» одно из главных, но замыслу автора даже итоговых его произведений. Работу над ним Декарт начал в 1641 году, сразу после того, как закончил «Размышления о первой философии». Он как бы возвращается здесь к вопросам физики, составляющим основное содержание трактата «Мир». По замыслу Декарта, «Первоначала философии» в своей первой, общефилософской, части (и в меньшей мере во второй) должны были содержать не только формулировку вполне сложившейся у него к тому времени собственной доктрины, но и критическое изложение принципов схоластической философии, преподававшейся во французских и других учебных заведениях, особенно католических (в основном это была так называемая вторая схоластика, возникшая в XVI веке и представлявшая собой модернизированное учение Фомы Аквинского). Из сравнения этих двух доктрин должно было явствовать принципиальное превосходство первой.— 264
26 Неустранимая «двуязычность», двухмерность физической теории, в которой конструктивные интуиции математического языка дополняются понятийными интуициями языка естественного (лучше сказать культурного), глубокая и мало продуманная особенность теоретического мышления математической физики. Уяснение физического смысла предполагает не только математическое конструирование понятий и их экспериментальную интерпретацию, но и философский анализ смысла. По этому поводу см. главу «Дисциплина чистого разума» в разделе «Трансцендентальное учение о методе» кантовской «Критики чистого разума» (см.: Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 597—617. См. также статью В. Гейзенберга «Язык и реальность в современной физике»).— 277