Раздел третий. ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД
.Раздел третий. ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД
1. Системный подход
1 Так считают, например, пифагорейцы и платоники. — 282
2 «Философская пропедевтика» написана Гегелем в 1808 — 1811 годах, задумана как пособие для старших классов гимназии.— 286
3 Холизм — философия целостности. Согласно холизму, миром управляет процесс творческой эволюции, создающей новые целостности.
Телеология — учение о цели и целесообразности. Принцип «конечных» причин, согласно которому идеально постулируемая цель оказывает объективное воздействие на ход процесса.— 287
4 Гомеостаз — относительно динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма. - 289
5 Витализм — учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к силам и законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.— 289
6 Энтелехия — один из терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности бытия. В философии нового времени понятие энтелехии возрождается у Лейбница, относившего его к монадам. - 289
2. Движение, изменение и развитие
7 Пифагорейцы — сторонники религиозно-философского учения в Древней Греции VI — IV веков до нашей эры, основанного Пифагором и исходившего из представления о числе как основе всего существующего.— 303
8 Цицерон имеет в виду учение Эпикура о самопроизвольном отклонении атомов.— 306
9 Окончание трактата Цицерона «О судьбе» не сохранилось.— 309
10 Незаконченная работа Вл. Соловьева «Философские начала цельного знания» является первым наброском создания обширной философской системы. Философ сам считал эту работу одной из значительных и потому назвал ее в «списке сочинений», составленном в 1890 году по просьбе Я. Н. Колубовского для третьего тома перевода Иберверга «История философии».— 313
3. Детерминизм и закономерность явлений
11 Суть бытия (букв, «что именно есть ставшее») вещи — то, чем является вещь согласно своему определению или что остается в ней по отвлечении от нее материи; имеет более широкое значение, чем материальный субстрат.— 317
12 Эгина остров в Сароническом заливе недалеко от Афин.— 319
13 Софокл. Электра, стих 256.—319
14 Акциденция — философский термин, означающий случайное, несущественное, в противоположность субстанциальному, или существенному.— 321
15 Здесь и далее в фрагменте в скобках приводятся термины оригинала в соответствии с орфографией XVII века. В современном немецком языке такое их написание не принято,— 327
16 Poincare H. Savants et ecrivains. P., 1910. P. 237. - 340
17 Bloch E. Theorie cinelique des gaz. P., 1921. P. 2.—340
18 Monist. July. 1929. P. 29,—341
19 Bergmann N. Der Kampf urn das Kansalgesetz in der jungester Physik. Braunschweig. 1929. S. 49. 341
20 Campbell N. R. Theorie quantiquc des Spectres. P., 1924. P. 100. — 341
21 Reichenbach H. La philosophic scientifique. Trad. Vonillemin. P., 1932. P. 26 et sniv. - 342
4. Тождество, различие, противоположность и противоречие
22 Пневма — в древнегреческой натурфилософии и медицине сила, регулирующая дыхание и пульс. Позднее, особенно в стоицизме, жизненная сила, отождествляемая с логосом — первоогнем; космическое «дыхание», дух. В христианстве «святой дух», третье лицо троицы. - 390
5. Диалектический и метафизический метод
(общая характеристика)
23 Г. В. Плеханов полемизирует здесь со статьей Н. К. Михайловского, которая была напечатана в «Русском богатстве» (1894, № 1). Это была одна из первых статей либеральных народников, направленная против марксистов.— 402
24 Персонаж комедии У. Шекспира «Венецианский купец» ростовщик Шейлок ссужает деньги молодому купцу Антонио под условие, что в случае невыплаты долга в срок он может взять у должника фунт мяса, вырезав его как можно ближе к сердцу. Выступающая под видом адвоката возлюбленная Антонио высказывается в пользу Шейлока ввиду формальной законности его иска. Но в то же время, предлагая ему осуществить свое право, она настаивает на точном соблюдении буквы договора: «Тут в векселе ни слова о крови... и ровно фунт, не больше и не меньше (см.: Шекспир У. Избранные произведения. М., 1950. С. 196—197).—403
25 См.: Лассаль Ф. Система приобретенных прав. Соч. Изд. «Круг». Т. 3. С. 231,—408
26 См.: Чернышевский Н. Г. Критика философских предубеждений против общинного владения // Полн. собр. соч. М., 1950. Т. 5. С. 391.— 408
27 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 206.—409