1. Философское понимание сознания

.

1. Философское понимание сознания

1 Вершиной платоновской диалектики можно считать «Государство» — небы­валый по размаху мысленный эксперимент, в ходе которого диалектически опреде­ляется понятие справедливости. Сфера представления, по мнению Платона, охватывает все видимое — живое и неживое, естественно существующее и созданное людьми. Представление нужно возвести к знанию. Таков смысл знаменитого симво­ла пещеры в начале VII кн. «Государства», где описывается восхождение от мира теней и подобий, которые только представляются существующими, к подлинному бытию, с которым связано истинное знание.— 414

2 Описание того процесса, происходящего в теле человека, который обусловли­вает рассматриваемые здесь психические явления, весьма сходно с тем, что гово­рится об этом в «Естественной истории души» Ж. О. Ламетри.— 428

3 Кондильяк непосредственно следует за Д. Локком. Говоря, что смысл вопроса «Что определяет волю?» сводится к выявлению того, что побуждает сохранять то или иное состояние или изменять его, Локк писал: «...побудительной причиной про­должения того же самого состояния или действия является только удовлетворен­ность им... а побудительной причиной перемены бывает всегда некоторое неудоволь­ствие...» (Избр. филос. произв. В 2 т. М., 1960. Т. 1. С. 259); «Желание есть беспо­койство неудовольствия... Беспокойство неудовольствия определяет волю» (там же. С. 261). — 432

4 «Трактат об ощущениях» был впервые опубликован в 1754 году в Париже и Лондоне, после чего многократно переиздавался и при жизни автора, и после его смерти. На русском языке произведение впервые было опубликовано в 1935 году в переводе П. С. Юшкевича, под редакцией Е. П. Ситковского, с его предисловием. Для настоящего издания взят перевод П. С. Юшкевича, заново сверенный с ориги­налом В. М. Богуславским.— 438

5 Небольшое произведение Ж. О. Ламетри «Человек-растение» впервые было издано анонимно в Потсдаме в первый год жизни философа при дворе Фридриха II в 1748 году. Начиная с 1751 года оно включалось в собрание философских сочинений Ламетри, неоднократно выходивших в XVIII веке, а также (вместе с «Искусством наслаждаться») было издано в 1799 году в составе книги «Развитие рода человече­ского». В XIX веке «Человек-растение» не издавалось, в XX веке полностью было опубликовано в СССР (1925) и в США (1936), а его фрагменты — во Франции (1954). Центральную идею «Человека-растения» — идею единства всего живого — несколько лет спустя, поддержал Мопертюи в опубликованной под псевдонимом Буманн «Системе природы» (1751). Ее поддержал позднее и Дидро в «Мыслях об объяснении природы» (1754), но насколько далеки были от этой идеи большинство ученых первой половины века, видно из того, как к ней отнесся один из самых пе­редовых представителей естествознания того времени, Бюффон. «Этот образ мыш­ления,— писал он в «Рассуждении», которым открывается первый том «Естествен­ной истории» (1749), - приводил к тому, что измышляли бесчисленное множество таких отношений между произведениями природы, которых вовсе нет в действитель­ности: растения сравнивали с животными, верили в то, будто видели, как произ­растают минералы... Опираясь на недостоверные факты, строили системы... год­ные лишь на то, чтобы показать склонность людей находить сходство между объектами, более всего отличающимися друг от друга, находить точное соб­людение правила там, где царит отклонение от правила, находить порядок в вещах, которые они лишь смутно воспринимают».— 441

 6 «Феноменология духа» — одно из главных сочинений Гегеля, написано в 1805—1806 годах в Иене, вышло в свет в 1807 году. В предисловии к работе излага­ется гегелевское понимание природы философского познания (в полемике с роман­тизмом, концепцией непосредственного знания и др.). При этом развиваются сле­дующие основные темы: философия как научная система, требование ее общепонят­ности и критики эзотерического интуитивизма; истина как целое - как процесс и итог законченного развития; абсолют не только как субстанция, но и как субъект; феноменология как «лестница знания», возводящая индивида от непосредственного обыденного сознания до философского мышления и абсолютного знания; «образо­вание индивида» как усвоение им в своем развитии исторических этапов становления всеобщей духовной «субстанции»; диалектика истины и заблуждения и т. д.— 450

7 Латентный — скрытый. По мнению Фрейда, раннедетские переживания из области сексуального подвергаются вытеснению и заслоняются покрывающими воспоминаниями. - 457

8 Бессознательное — 1) в широком («описательном», по 3. Фрейду) смысле — те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида так называемого Бессознательного: Предсознательное и собственно Бессознательное; 2) в более строгом («динамическом») смысле Бессознательным может быть названо только то, осознание чего, в отличие от Предсознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное в этом смысле может быть, по Фрейду, как самое «низкое» (безу­держные сексуальные и агрессивные влечения Оно), так и самое «высокое» в душев­ной жизни (деятельность сверх-Я).— 457

9 Вытеснение — перевод психического содержания из сознания в бессознатель­ное или удерживание его в бессознательном состоянии. Поддерживается определен­ными бессознательными силами. Одно из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознатель­ными.— 458

10 Тропизмы — ростовые движения органов растений (стебля, корня, листьев), обусловленные направленным действием какого-либо раздражителя — света, силы, земного притяжения и др.— 476

11 Панпсихизм — представление о всеобщей одушевленности природы. Исто­рические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой философии до развитых идеалистических учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монады у Г. Лейбница, философские идеи Г. Т. Фехнера, К. Г. Юнга и др.).— 477