2. Структура, формы и закономерности познавательной деятельности. Познание и творчество

.

2. Структура, формы и закономерности познавательной деятельности. Познание и творчество

12 Больной необходимо является человеком, но человек бывает больным лишь акцидентально, привходящим образом, ввиду чего лечение данного больного оказы­вается сущностным, а в его лице человека вообще — акцидентальным.— 479

13 Искусство отличается от науки тем, что оно направлено не на изучение суще­го как такового, а на создание вещей. Искусство появляется тогда, когда на сход­ные предметы вырабатывается единый общий взгляд, объединяющий многие эмпи­рические представления, благодаря которым приобретается навык, или опыт, возни­кающий из часто повторяющихся воспоминаний об одном и том же; поскольку же содержание этих воспоминаний составляют восприятия единичных предметов, то и сам опыт имеет дело только с единичным. Следует, однако, иметь в виду, что Аристотель не всегда последовательно проводит различие между «наукой» и «искусством».— 479

14 В угловые скобки заключены слова, которые отсутствуют в более ранних ру­кописях. В квадратных скобках даны слова, отсутствующие в греческом тексте, но необходимые для правильной передачи смысла. В круглых скобках — пояснитель­ные слова и фразы, которые в большинстве случаев заключены в таковые в самом греческом тексте.— 479

15 Под всем остальным, относящимся к тому же роду, Аристотель подразуме­вает рассудительность, мудрость и ум.— 479

16 Созерцание и научное знание здесь тождественны: объект науки (напр., та­кой, как математика) существует с абсолютной необходимостью в отличие от изменчивых субъектов.— 480

17 Более полное определение эпистеме дается в An. Post. (71в21—22). Характер отсылки предполагает у слушателей хорошее знание «Аналитик», что еще раз сви­детельствует о том, что слушатели курса этики — не юноши. Вера здесь не психоло­гическое состояние, но интуитивное понимание посылок доказательства, признаю­щее их истинными, первыми, непосредственными, более известными и предшеству­ющими. Вера опирается на особое чувство, подобное уму.— 480

18 Данная глава об уме соответствует An. Post. (100в5—117в15). Эта логиче­ская глава в «Этике» подготавливает трактовку мудрости как соединения науки (аподиктического знания) и ума (интуиции) в гл. 13. Интересно, что к концу гл. 6 искусство выпадает из рассмотрения и речь идет о трех способностях вместо четы­рех. Потому ли, что мудрость есть добродетель искусства или рассудительность как практический ум, навык включает в себя искусство? - 481

19 Аристотель правильно толкует первоначальное значение слова «софия». У самого же Аристотеля это первая философия, мудрость, которая занимается са­мым ценным. См. отличие ценимого от хвалимого (Богом, первым Небом) и т. и. Ниже мудрецами называются философы Анаксагор и Фалес. Это мудрецы в аристоте­левском смысле в отличие от «мудрого» Фидия или Поликлета. Сократ у Платона проводит аналогичное различение софии и фронесис, упоминая этих же филосо­фов.— 481

20 Разница между мудростью и рассудительностью очерчена особенно резко: мудростью все признают одно и то же, потому что ее предметы не касаются живо­трепещущих человеческих дел.— 481

21 Поскольку общее у Аристотеля ценится выше частного, он и в рассудитель­ности, занятой частным, «с облегчением» находит своего рода управляющее знание, чей предмет -— сравнительно общие вещи — государство, политика. Политическая наука, или искусство, и рассудительность есть один и тот же склад (в смысле «на­вык»), ибо предмет того и другого изменчивые человеческие дела; однако поня­тия эти не тождественны, потому что «рассудительность» может быть не только об­щей, государственной, но и частной, личной.— 482

22 У Аристотеля государственная наука — это и искусство составлять законы и управлять, и практические навыки политика. В обиходном языке в слово «политика» вкладывался только второй смысл, так что получалось, что общее название узурпи­ровано частным значением. Занимающиеся государственными делами здесь долж­ностные лица, а не те, кто управляет и создает законы. Частное решение голосова­нием — это последний этап обсуждения. Отсюда понятна критика подмены законов частными постановлениями (декретами) народного собрания, которое не имеет законодательных прав. - 482

23 Познание здесь тождественно рассудительности; по мысли Аристотеля, рас­судительность, касающаяся самого человека, только один из видов рассудительно­сти. Он настолько отличается от других видов, что большинство ошибочно принима­ет этот вид за рассудительность в собственном смысле слова.— 483

21 Ф. Бэкон здесь имеет в виду «слепой опыт» («experentia»), осуществляемый без должного метода, в отличие от научного метода — «experentia literata».— 485

25 Понимание априорных знаний Кантом отличается от того, как понимали априорное знание его предшественники. До критической философии априорным счи­тали не только независимое от опыта знание, но и знание, обусловленное опытом опосредствованно. Непосредственное — это знание, которое мы добываем непосред­ственным восприятием (видим или слышим). Например, при виде горящего дома мы непосредственно заключаем: дом горит. Но этим наше апостериорное знание о дан­ном явлении не исчерпывается. Видя горящий дом, можно безошибочно заключить, что, после того как дом сгорит, останется пепел. Это заключение также опирается на опыт. Но в отличие от первого оно складывается опосредствованно.— 508

26 Концепцию Канта об априорных знаниях Д. Юм развивает в трех своих ос­новных сочинениях: «Трактат о человеческой природе», книга первая; «О позна­нии», часть III, гл. I—4 и «Исследование о человеческом познании».— 510

27 Спекуляция (от лат. speculor — наблюдаю, созерцаю), согласно Канту, есть догматический способ познания, при котором оперируют понятиями или суждения­ми, а также предметами, которые обычно не могут быть даны ни в каком возможном опыте. Обычно спекулятивное познание противопоставляется познанию «физическо­му», или познанию «природных вещей», имеющему дело лишь с тем, что дано в воз­можном опыте. Кант обвинял догматиков и сторонников старой, «докритической» метафизики в чистой спекуляции. Однако не всякую спекуляцию он считал бесплод­ным философствованием: спекулятивное познание приобретает реальный смысл и может быть плодотворным, если оно ставится на основу критической философии, то есть когда при познании пытаются установить связь между возможным опытом и категориями, которыми оперирует философ.— 512

28 Органон (древнегреч. орудие, инструмент, средство) в философии — сред­ство или орудие правильного мышления и исследования. Под общим названием «Органон были собраны и изданы логические черты Аристотеля. Ф. Бэкон назвал свой основной труд «Новым органоном» именно в смысле нового метода, «орудия» или инструмента исследования. Кант употребляет термин «органон» в смысле ору­дия познания или средства приобретения знаний (синтетических) в противовес канону.— 519

29 Метемпсихоз — одушевление, оживление, переодушевление. Один из позд­них греческих терминов для обозначения переселения душ,— 529

30 «Антропологический принцип в философии» самая крупная работа Н. Г. Чернышевского, специально посвященная вопросам философии. Имела важ­ное значение для распространения материализма в России.— 531

31 Речь идет о И. С. Тургеневе и его романе «Накануне» (1860).— 537

32 Один — верховный Бог в скандинавской мифологии. Наделен чертами могу­чего шамана, мудреца; бог войны, хозяин вальхаллы. У древних германцев конти­нента Одину соответствовал Вотан (Водан).—538

33 Адонис — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. Соответствует вавилонскому Таммузу. С V века до нашей эры культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме.

Осирис (Озирис) — в древнегреческой мифологии бог умирающей и воскреса­ющей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора; покровитель и судья мертвых. Изображался в виде мумии.— 541

34 Пять теней - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов и Белинский.— 543

35 Эрос, по мнению Платона, древнейший из богов. Согласно платоновской фи­лософии, Эрос даже не Бог, а демон, то есть промежуточное существо между Богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнани­ем.— 543

36 Слова о «праздном гуляке» Моцарте принадлежат Сальери — персонажу трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».— 547

37 Апофатическое познание — стремление адекватно выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему, представления и поня­тия (например, о Боге нельзя сказать не только то, что его нет, но и то, что он есть, ибо он по ту сторону бытия).— 552

38 Катафатическое мышление — описание Бога посредством позитивных ут­верждений, атрибутов и обозначений, употребление которых в силу трансцендентно­сти Бога мыслится неизбежно метафорическим, но в силу так называемой аналогии бытия признается оправданным.— 553

39 Деизм — религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем ка­кого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение происходящих там со­бытий.— 557

40 Томизм — направление в схоластической философии и теологии католициз­ма, порожденное влиянием Фомы Аквинского.

Скотизм — средневековая философская школа XIV—XV веков, возникшая в кругу учеников и последователей Дунса Скота. В качестве францисканского на­правления в схоластике скотизм противостоял томизму — официальной доктрине доминиканского ордена.— 558

41 Панлогизм — философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, самораскрытие спекулятивного поня­тия, как мыслящая себя субстанция, «сам себя познающий разум» (Гегель).— 562

42 Семасиология раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.— 568

43 Венский кружок — философский кружок, разработавший основы логическо­го позитивизма. Центральная идея — сведение философской проблематики к логи­ческому анализу языка науки, соединяемому с принципом верификации. Распался в начале второй мировой войны.— 592