Каков же предмет социологии?

.

Каков же предмет социологии?

Чтобы подойти к определению предмета социологии, надо найти основное, ключевое понятие этой науки, наи­лучшим образом отвечающее уровню ее современного развития, а также современному социальному запросу.

В качестве таких категорий в классической социо­логии выступали понятия общества и социальной сис­темы. Категория общества — достаточно высокая абст­ракция, но, кроме того, как мы говорили выше, общество утрачивает статус "самодостаточности", становится час­тью глобальной социальной системы. Понятие со­циальной системы, выступает ключевой социологичес­кой категорией во многих макросоциологических тео­риях. Именно в тех, где предмет исследования — целост­ность, устойчивость социального организма. Это понятие является основным в теории структурно-функциональ­ного анализа общества и соответственно обозначает главное в предметной области социологии: изучение со­циальных систем, их целостности и закономерностей функционирования.

Между тем формы социальной организации есть формы бытия социального субъекта — социальных общ­ностей, и именно социальная общность может рассмат­риваться в качестве ключевой, основополагающей кате­гории социологического анализа. Социальная общ­ность — такая взаимосвязь человеческих индивидов, ко­торая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производ­ственной и иной деятельности, близости их взглядов, ве­рований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности.

Понятие социальной общности представляется нам ключевым в определении предмета социологии, потому что содержит решающее качество самодвижения, разви­тия социального целого. Этот источник — несовпадение и часто столкновение интересов социальных субъектов, классов, других социально-структурных образований и антисистемных социальных движений. В подобной же мере это позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институ­тов, коль скоро они соответствуют общему интересу.7

7 Примечательное исследование социальных общностей впервые (1887 г.) предпринял германский социолог Ф. Теннис, который выде­лил два типа таких общностей: традиционную, доиндустриальную об­щину и современное индустриальное общество. В качестве главных особенностей традиционной общины он назвал ограниченную специа­лизацию в разделении труда, поддержание общности на основе прямых личностных взаимосвязей, взаимопомощи, регулирование этих отноше­ний простыми нормами нравственности, решающее влияние религиоз­ных ценностей и верований, доминирование института родства. В об­ществе же господствует тип взаимосвязей, основанных на рациональ­ном интересе, формальном праве, а также разветвленная специализа­ция в сфере труда и иных социальных функций, а основными соци­альными институтами выступают крупные производственные образова­ния, правительственные учреждения, политические партии и тому по­добные формы социально-функциональных организаций безличного характера.

Говоря о социальных общностях, мы сознательно избегаем поня­тии "общество" и тем более "общинная организация". Русское слово общность" охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или Косвенном взаимодействии.

 

Будучи главным предметом социологического ана­лиза, социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человеческих индивидов в сис­теме социальных взаимоотношений и взаимосвязей, об­мена деятельностью. Все известные нам устойчивые формы самоорганизации социального субъекта — это общности разного типа, различающиеся пространствен­но-временными масштабами и содержанием объединяю­щих их интересов. Это формы семейной организации, поселений, социально-классовые и социально-профессио­нальные, социодемографические, этнонациональные и территориальные, государственные общности и, наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация в бесконечном мироздании.

Понятие социальной общности охватывает и те их разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, не фиксированы в социальной структуре, представляют дисперсную массу, объединяемую общим интересом в длительном или кратковременном про­странстве {например, массовое движение, аудитория средств массовой информации...), а также малые недолговременные групповые образования [63].

Выделение понятия "социальная общность" в каче­стве основной категории и, соответственно, указание на сердцевину предметной области социологии как особой науки об обществе позволяет успешно соединить макро-и микросоциологический подходы в развитии науки, учитывает и субъектно-деятельностную компоненту со­циального, т. е. социальное действие, организованное или стихийное, последовательность действий — соци­альный процесс и всеобщие формы социальной орга­низации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях); социальные институты, обеспечивающие устойчивость социальных систем; социальную структуру как упорядоченнную систему общественного разделения труда в сфере производства и связанную с этим систему отно­шений собственности, власти и управления, прав и обя­занностей образующих социальные общности индиви­дов; структуру социальных функций и ролевых предпи­саний в той же мере, как и социоролевых ожиданий, субъективные конструкции соци­альной реальности, которые отдельные индивиды выст­раивают только и только благодаря взаимодействию с другими прямо или опосредованно.

Выделение социальной общности в качестве цент­рального звена в предметной области социологии наи­лучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу, объективному общественному требованию ана­лиза субъекта общественных преобразований, его инте­ресов и потребностей, их нынешнего состояния и динамики, единства и противоборства. Короче говоря, это ставит в центр социологического анализа ключевые проблемы всей системы общественной организации, ибо она есть не что иное, как организация многообразных социальных общностей, социальных субъектов, реа­лизующих свои интересы в настоящем и в историчес­кой перспективе.8

8 См. также [14].

 

Именно различие интересов социальных общнос­тей — этнонациональных и этнокультурных, социоклас-совых и социопрофессиональных, объединенных объек­тивным положением и поэтому сходством осознанных жизненных потребностей — создает альтернативу исто­рическому процессу, ставит социум перед выбором того или иного пути дальнейшего развития. Экономическая и социально-культурная ситуация в каждый данный момент исторического процесса — это та данность, кото­рая содержит потенциальные возможности изменения лишь одним способом, а именно: действиями социально­го субъекта, его активностью, спонтанной или целеустрем­ленной, программируемой или непрограммируемой. Со­циальную альтернативу создает выбор социального субъекта, т. е. его самоорганизации в действиях на дан­ном историческом отрезке бытия. Именно социальные общности как субъекты общественной структуры, т. е. живые, страждущие, деятельные или же пассивные, инертные, не осознающие своей идентичности (общнос­ти "в себе", но не "для себя"), — наиболее важный се­годня предмет социологического познания. Из сказан­ного предлагается следующее определение предмета со­циологии: социология — это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функци­онировании социальных общностей и форм их само­организации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как меха­низмах взаимосвязи и взаимодействия между много­образными социальными общностями, между личнос­тью и общностями; наука о закономерностях соци­альных действий и массового поведения.

Являясь наукой, опирающейся на обобщения со­циальных фактов, социология исследует свой предмет на уровне макротеоретического анализа и в этом отно­шении тесно связана с социально-философским уров­нем знания. Являясь разветвленной наукой, социоло­гия, помимо общетеоретического осмысления своего предмета, включает развитие частносоциологических теорий, предмет которых — изучение особых состояний и форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институтов и органи­заций, личности и процессов социализации индивидов в социальных общностях. Являясь наукой о социальных общностях, социология исследует массовые социальные процессы и коллективное поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвя­зей, совокупную жизнедеятельность людей, образующих социальные общности, в центре которых — сходство или противоборство их интересов как движителей соци­ального процесса.

В качестве самостоятельной отрасли знания социо­логия реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную, ми­ровоззренческую и просветительскую. Ее главные прик­ладные функции состоят в объективном анализе соци­альной действительности: познании глубинных законо­мерностей социальных процессов и правдивом описа­нии феноменологии социальной жизни, т. е. представле­нии обществу достоверной информации о его состоянии как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мне­ниями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и на­деждами.

.