Примечания
.Примечания
<<1>> Об этом верно говорит Кронер в своей книге "Von Kant bis Hegel".
<<2>> Н. Гартман в своей книге "Metaphysik der Erkenntnis" приходит к тому, что познающий субъект есть часть бытия и что разум погружен в темное трансинтеллигибельное, которое ему трансцендентно, но которому он имманентен.
<<3>> См., напр., книгу Eddington'a "La nature du monde physique". Ссылаюсь на французский перевод.
<<4>> Так. Гейдеггер в "Sein und Zeit", самой замечательной философской книге последнего времени, всю свою онтологию строит на познании человеческого существования. Бытие, как забота (Sorge), открывается лишь в человеке. На другом пути стоит французская философия наук, у Мейерсона, Бруншвига и др.
<<5>> См. мою книгу "Философия свободного духа".
<<6>> Взгляд, развиваемый Мейерсоном в его книге "De l'explication dans les sciences" об онтологическом характере наук, мне представляется ошибочным. Наука - прагматична.
<<7>> Это особенно подчеркнуто школой Виндельбанда и Риккерта.
<<8>> То, что Леви-Брюль считает характерным для mentalite первобытного общества, т. е. приобщение к познаваемому, соучастие в нем, и есть, в сущности, настоящее познание бытия. См. его замечательную книгу "Les fonctions mentales dans les societes inferieures".
<<9>> См. Kierkegaard. "Der Begriff der Angst". Киркегардтовское понятие "Angst" лучше передавать не словом "страх", а словом "ужас".
<<10>> Это тоже есть основная тема писаний Л. Шестова.
<<11>> См. N. Hartmann "Ethik".
<<12>> См. Лютер "De servo arbitrio", самое замечательное из всего им написанного.
<<13>> См. его "Sein und Zeit". Если принять во внимание различие, которое Теннисе делает между Gesellschaft 1000 и Gemeinschaft, то я здесь все время говорю о Gesellschaft.
<<14>> См. его "Les formes elementaires de la vie religieuse". Дюркгейм все же ищет религиозную реальность, соответствующую религиозным представлениям, и находит ее в обществе.
<<15>> Прудон есть тип человека, восставшего против Boia во имя добра, справедливости, правды. См. его "De la justice dans la revolution et dans l'église".
<<16>> См. лучшую из книг Гарнака "Marcion".
<<17>> См. Calvin "Institution de la réligion chrétienne".
<<18>> См. мои этюды о Я. Бёме: "Из этюдов о Я. Бёме. Этюд 1. Учение об Ungrund'e и свободе". "Путь", № 20.
<<19>> См. Hans Ehrenberg. "Tragödie und Kreuz". I Band. "Die Tragödie unter dem Olymp". II Band. "Die Tragödie unter dem Kreuz".
<<20>> См. его "Ethik".
<<21>> Такие мыслители, как Клагес, хотели бы возврата к первоначальной райской бессознательности.
<<22>> Так и делает Л. Шестов, которого мучит глубокий вопрос. См. его книгу "На весах Иова".
<<23>> См. прекрасную книгу Jean Wahl "Le malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel".
<<24>> См. Kirkegaard "Der Begriff der Angst".
<<25>> См. замечательную книгу Гарнака "Marcion; Das Evangelium vom Fremden Gott".
<<26>> См. мои "Из этюдов о Я. Бёме. Этюд 1. Учение об Ungrund'e и свободе". "Путь", № 20 и Koure "La philosophie de Jacob Boeme".
<<27>> См. его "Die Stellung des Menschen im Kosmos".
<<28>> См. Edouard Le Roy. "Les origines humaines et l'Evolution de l'Intelligence".
<<29>> См. прекрасное изложение католической антропологии в книге Bainval "Nature et surnaturel".
<<30>> См. Klages "Von Kosmogonischen Eros".
<<31>> См. гениальную книгу Бахофена "Das Mutterrecht".
<<32>> См. "Die Stellung des Menschen im Kosmos".
<<33>> См. Hermann Cohen "Ethik des reinen Willens".
<<34>> См. N. Hartmann "Ethik".
<<35>> В сущности, Гартман повторяет аргумент Лютера, но с обратным знаком.
<<36>> См. его книгу "Der Begriff der Angst".
<<37>> См. его "Das Heilige".
<<38>> См. "Das Mutterrecht" и прекрасное изложение Бахофена у Georg Schmidt "Bahoffens Geschichtephilosophie", 1929.
<<39>> См. Durkheim "Les formes elementaires de la vie religieuse".
<<40>> Особенной остротой отличается мысль Э. Бруннера. См. его "Der Mittler" и "Gott und Mensch".
<<41>> Учение о личности развито Шелером в лучшей из его книг - "Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik".
<<42>> Г. Гурвич в своей интересной книге "Fichtes System der konkreten Ethik" пытается истолковать Фихте в духе персонализма с натяжками.
<<43>> См. книгу С. Франка "Духовные основы общества".
<<44>> См. Edouard Westermark "The Origin and Development of Moral Ideas". Два тома.
<<45>> См. Durkheim "Les formes elementaires de la vie religieuse"
<<46>> См. изумительную книгу Фрейда "Totem und Tabu".
<<47>> См. замечательную книгу Розанова "В мире неясного и нерешенного".
<<48>> См. "Das Mutterrecht". Бахофен имеет основное значение для метафизики пола, не только для социологии.
<<49>> Любопытно, что Бахофен был впервые оценен марксистами за его признание первобытного коммунизма. См. Fr. Engels. "Der Usprung der Familie, des Privateigentums und des Staates".
<<50>> См. чрезвычайно интересную книгу Otto Rank "Le traumatisme de la naissance".
<<51>> См., напр., Рибо "La psychologie des sentiments". Свободная работа о бессознательном дана в книге Dwelsheuvers "L'Inconsient".
<<52>> Для психологии народов и культур особенное значение имеет Кейзерлинг. См. его "Das Spektrum Europas".
<<53>> См. замечательную книгу Равессона "L'Habitude". Очень интересно его различение между усилием и страстью.
<<54>> Юнг определяет бессознательное как "все те психические содержания и процессы, которые не сознаются, т. е. которые не отнесены восприемлемым образом к нашему "я". См. его книгу "Психологические типы". Это определение представляет собой тавтологию.
<<55>> Адлер самый замечательный психолог нашего времени. См. его "Le temperament nerveux".
<<56>> См. Fr. Seifert "Charakterologie" в "Handbuch der Philosophie". 1929.
<<57>> См. Юнг. "Психологические типы".
<<58>> См. Адлер. "Le temperament nerveux".
<<59>> См. Гейдеггер, "Sein und Zeit".
<<60>> Это отмечает Двельгауер в книге "L'Inconscient". См. книгу Р. Janet. "L'automatisme psychologique".
<<61>> В этом отношении особенно интересен Юнг.
<<62>> См. его "Wandlungen und Symbolen der Libido". Для коллективного бессознательного важна книга Le Bon "La psychologie des foules".
<<63>> См. Р. Janet "L'automatisme psychique".
<<64>> Это отличие Пруста от Достоевского тонко подмечено Ж. Ривьером в его статьях о Прусте.
<<65>> См. об этом интересные статьи Троицкого "Брак и грех" в № 15 и 17 "Пути".
<<66>> См. прекрасную статью Б. П. Вышеславцева "Этика сублимации, как преодоление морализма". "Путь".
<<67>> См. Les moralistes chretiens (Textes et commentaires), Saint Thomas d'Aquin par Etienne Gilson. Поразительно, до чего этика Фомы Аквината аристотелевская.
<<68>> Л. Шестов видит сходство в деле Лютера и Ницше.
<<69>> См. особенно Karl Barth "Der Romerbrief".
<<70>> См. Levy-Bruhl "Les fonctions mentales dans les societes inferieures".
<<71>> Это утверждают не только оккультисты. См. напр., Abbe Moreaux "La Science mysterieuse des Pharaons".
<<72>> Бахофен связывает коммунизм с матриархатом. См. "Das Mutterrecht".
<<73>> На этом очень настаивает Фрэзер, который написал книгу о магическом происхождении царской власти.
<<74>> См. Frazer "Der Golden Bough"; Huber et Maus "Melanges d'istoire des religions"; Maxwell "La magie".
<<75>> Много интересного у Зиммеля. См. его "Soziologie".
<<76>> Ле Бон хорошо говорит о консерватизме революционных масс. См. его "Phsychologie des foules".
<<77>> См. его "Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik".
<<78>> См. его книгу "Romantisme et revolution".
<<79>> См. Фрэзера и Дюркгейма.
<<80>> См. l'abbe J. Riviуre "De dogme de la Redemption". Сейчас и католическая теология преодолевает старую юридическую теорию искупления.
<<81>> Очень тонкие есть замечания в книге М. Шелера "Wesen und Formen der Sympatie".
<<82>> См. "Преподобного отца нашего Иоанна Игумена Синайской горы Лествица".
<<83>> См. М. Тареев. "Евангелие", т. II "Основ христианства". Это одно из самых замечательных толкований Евангелия.
<<84>> Много интересного об этом у М. Тареева и по-другому - у К. Барта.
<<85>> См. мои книги "Смысл творчества" и "философия свободного духа".
<<86>> См. у М. Шелера "Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik". Я давно уже в своей книге "Смысл творчества" утверждал творчески-индивидуальный характер нравственных актов.
<<87>> См. G. Gurvitsch "Fichtes System der konkreten Ethik".
<<88>> О профетизме см. мою книгу "Философия свободного духа".
<<89>> См. Ch. Baudouin "Suggestion et autosuggestion".
<<90>> См. о Киркегардте очень любопытную книгу Przywara "Das Geheimnis Kierkegaards".
<<91>> См. статьи Б. Вышеславцева "Внушение и религия" в № 21 "Пути" "Этика сублимации, как преодоление морализма" в № 23 "Пути".
<<92>> См. его "Mysterium magnum" и "De signatura Rerum". Койрэ подчеркивает роль воображения в миросозерцании Бёме. См. его "La philosophie de Jacob Bochme".
<<93>> Мен де Биран справедливо связывает свободу человека с внутренним усилием.
<<94>> У Гегеля очень замечательна эта категория.
<<95>> См. интересную книгу Fulop-Muller "Macht und Geheimnis der Jesuiten". Автор совсем не католик, но книга его есть своеобразная апология иезуитов. В ней есть тонкий психологический анализ.
<<96>> См. мою книгу "Философия свободного духа".
<<97>> Об этом хорошо говорит Макс Шелер.
<<98>> Когда я говорю "миф о папизме", я не хочу этим умалить огромного значения его в истории западного христианства.
<<99>> См. Kierkegaard "Der Begriff der Angst" и "Furcht und Zittern".
<<100>> См. "Sein und Zeit".
<<101>> Лютер пережил на этой почве потрясающую трагедию. См. очень интересную книгу Lucien Fevre "Un destin. Martin Luther".
<<102>> Адлер прекрасно выясняет это.
<<103>> См. замечательную книгу Л. Блуа "Le salut par les Juifs".
<<104>> См. "Философия общего дела".
<<105>> См. цитированные статьи С. Троицкого в "Пути".
<<106>> Об этом можно найти у св. Исаака Сирианина, св. Иоанна Лествичника, св. Максима Исповедника, еп. Феофана Затворника. Католическая духовность более допускала лично-человеческий элемент в любви, напр., у св. Франциска Ассизского, у св. Франциска Сальского и др.
<<107>> В речи Лассаля "О конституции" есть очень большая доля истины.
<<108>> См. много ценных мыслей у Зиммеля "Soziologie". Но социология Зиммеля не имеет онтологических основ.
<<109>> Известна апология войны, написанная Прудоном.
<<110>> Особенно интересны в этом отношении мысли Ж. де Местра. См. его "Sur les delais de la justice dans la punition des coupables".
<<111>> Гениальные мысли о революции высказаны Ж f26 . де Местром в его "Considerations sur la France" и Карлейлем в его "Французской революции", лучшей из книг о французской революции.
<<112>> О коллективных подсознательных верованиях много верного можно извлечь из Ле Бона, Фрейда и Юнга.
<<113>> Сейчас пытается ставить его де Ман.
<<114>> Для психологии и этики социализма см. замечательную книгу Henri de Man "Au dela du marxisme", а по психологии и этике капитализма W. Sombart "Der Bourgeois".
<<115>> См. Declareuil "Rome et l'organisation du droit"
<<116>> Очень интересен в этом отношении и до сих пор Лоренц Штейн. См. его "Geschichte der sozialen Bewegung in Frankreich".
<<117>> То, что о. П. Флоренский закончил свою книгу "Столп и утверждение истины" апологией и хвалой ревности, есть нравственное осуждение его книги.
<<118>> См. мою книгу "Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли".
<<119>> Очень интересно различие, которое делает Ш. Пеги между бедностью (pauvrete) и нищетой (misere). Нищета не может быть допущена в человеческом обществе.
<<120>> Отношение Бл. Августина к женщине, с которой он жил 16 лет и от которой имел ребенка, свидетельствует о низменности его понятий о любви. См. Papini "Saint Augustin".
<<121>> Очень много замечательных мыслей можно найти в книге Розанова "В мире неясною и нерешенного".
<<122>> См. Bachofen "Das Mutterrecht", а также Engels "Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staates".
<<123>> См. Вл. Соловьев "Смысл любви", самое замечательное из всего написанного о любви.
<<124>> Любовь однополая онтологически осуждена тем, что в ней не достигается андрогинная целостность, разорванная половина остается в своей стихии, не приобщается к полярной ей стихии, т. е. нарушается закон полярности бытия.
<<125>> См. "Sein und Zeit", главу "Das moegliche Ganzsein des Daseins und das Scin zum Tode".
<<126>> См. Erwin Rohde "Psyche, Sellenkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen".
<<127>> Учение Канта об антиномиях чистого разума - самое гениальное в его философии. См. "Kritik der reinen Vernunft". Die Antinomic der reinen Vernunft. Erster Widcestreit der transcendenlalen Ideen".
<<128>> См. его "Философию общего дела".
<<129>> Emile Dermengem "La vie admirable et les revelations de Marie des Vallees".
<<130>> См. Tixeront "Histoire des dogmes dans l'antiquite chrétienne". Тиксерон католик, но он очень объективен и признает, что Востоку была более свойственна идея всеобщего спасения. Западу же - идея ада.
<<131>> В XIX веке своеобразным оригенистом был Jean Reynard. См. его книгу "Terre et ciel", где есть интересные мысли об аде, выраженные, как все у него, в форме диалога теолога и философа.
<<132>> См. его изумительный роман "Monsieur Godeau intime". Это книга по пневматологии и метафизике, исследующая глубины сатанинские. Много также интересного у В. Блека. См. его "Le Mariage du Ciel et le l'Enfer" в "Premiers livres prophetiques".
<<133>> См. мою книгу "Миросозерцание Достоевского".
<<134>> В этом мое главное разногласие с Л. Шестовым.