2. Основное, главные и ведущие противоречия XX столетия
.2. Основное, главные и ведущие противоречия XX столетия
Источником всего общественного и цивилизационного развития являются диалектические противоречия в процессе их разрешения и тем самым перевода общественных явлений на новый, более высокий уровень. Движение, приводящее к развитию, неизбежно происходит путем возникновения противоречий, лежащих “в самой сущности предметов”, и разрешения их. “...Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется” [2, т. 47, с. 219]. Противоречие как источник, как движущая сила всегда внутренне заложено в развертывании закономерности. Получая свое разрешение, оно продвигает общественное явление вперед, на новую качественную ступень.
По своему существу, значению и роли в развитии общества и определенных эпох противоречия разделяются на основное, главные, ведущие и все другие.
Основное противоречие общества, общественной системы, конкретной эпохи выражает само их существо, раскрывает определяющий внутренний источник их развития. Основное противоречие, отвечая своему обозначению, лежит в основе всех других противоречий. Отсюда его несомненный базисный, производственный, экономический характер.
Оно выражает коренное противоречие в развитии способа производства или различных, противоположных способов производства данной эпохи. “Основным является противоречие, которое, будучи раздвоением единого в самой глубокой его сущности, определяет качественную специфику предмета, основные этапы его развития и оказывает определяющее воздействие на все остальные противоречия. Основное противоречие всегда только одно, и оно существует от возникновения объекта до его перехода в иное качество” [3].
Главное или главные противоречия, формируясь и складываясь на базе основного противоречия, также выражают содержательный характер общественного процесса и развития определенной эпохи, вместе с тем функционально подчеркивая первостепенное, главенствующее значение их проявления и разрешения в ходе общественного и эпохального развития.
Главными обычно бывают одно или несколько противоречий. Главные противоречия затрагивают интересы огромной массы людей и обладают большой движущей силой, служат мощным стимулятором разрешения основного противоречия общества и эпохи.
Каковы важнейшие содержательные характеристики главных противоречий? Во-первых, они обусловлены базисным основным противоречием, строятся на нем. Во-вторых, они, как и основное противоречие, присущи всему периоду развития от начала до конца. В-третьих, они охватывают не только экономическую базисную сферу, что характерно для основного противоречия, но и более высокие этажи общественных отношений – соотношение производства и рабочей силы, организационные отношения, социальный антагонизм между классами, их коренными классовыми интересами. Одним словом, данные главные противоречия как бы перекидывают мост между базисными и надстроечными отношениями и процессами. В-четвертых, разрешение главных противоречий служит мощным средством, движущей силой для решения основного противоречия общества и эпохи.
Основное и главные противоречия глубоко взаимосвязаны между собой. Вторые вырастают на базе первого, обусловливаясь им. Но если основное противоречие глубже, основательнее как базисное, то главные противоречия многограннее, так как выводят на связь базисно-надстроечных отношений, непосредственно связаны с интересами огромных масс людей, с их классовыми, социальными позициями и устремлениями.
Нет оснований считать главные противоречия этапными, временными, преходящими. Они проявляются и действуют на всем протяжении саморазвития общества и эпохи.
Главные противоречия в процессе их разрешения служат важнейшим стимулятором и мощной движущей силой решения основного противоречия, аккумулируя в ходе своей самореализации социальную энергию огромных масс людей. В главных противоречиях живее и нагляднее, чем в основном, проявляется диалектика объективного и субъективного, происходит превращение посредством практической деятельности людей возможности в действительность в общественной жизни.
Наконец, главные противоречия являются важнейшим связующим звеном между основным противоречием и всеми другими противоречиями общественной жизни, прежде всего ведущими противоречиями, связующим звеном между базисным, объектно-субъектным основным противоречием и вырастающими на его основании разного рода надстроечными и другими противоречиями, все более выступающими в субъектно-объектом виде.
Ведущие противоречия являются продолжением основного и главных противоречий общества и эпохи. Они наглядно выражают конкретно-исторические потребности общественного развития, объективные и субъективные требования определенной ступени, того или иного этапа и момента общественных процессов, концентрируют в себе качественные преобразования и переломы, скачки в ходе развития общества и эпохи. “...На различных этапах на передний план выдвигаются главные, ведущие для данных условий противоречия, которые должны быть разрешены в первую очередь” [4].
Каковы же, исходя из исследования завершающихся столетних процессов, реальные основное, главные и ведущие противоречия эпохи XX столетия?
При ответе на этот вопрос необходимо прежде всего подчеркнуть, что эпоха XX века как наиболее продвинутая, развитая, прогрессивная во всех отношениях, характеризуемая новым, более высоким качеством выработанных человечеством материальных и духовно-культурных богатств, включает в себя большое разнообразие процессов, имеющих как определяющее, так и производное значение, как основных, так и второстепенных, как типичных, так и нетипичных. “Эпоха, – отмечал В.И.Ленин, – потому и называется эпохой, что она обнимает сумму разнообразных явлений и войн, как типичных, так и нетипичных, как больших, так и малых, как свойственных передовым, так и свойственных отсталым странам. Отмахиваться от этих конкретных вопросов посредством общих фраз об “эпохе”..., значит злоупотреблять понятием “эпоха” [2, т. 30, с. 86-87].
В качестве основных, наиболее сущностных и типичных процессов, определяющих лицо и характер эпохи XX века, мы выделяем следующие пять процессов, взятых во взаимосвязи и взаимодействии. В совокупности, в целостности они и образуют единый и противоречивый поток изменений в XX столетии. Это развитие природы – общества – цивилизации – человека – геополитическо-глобальных отношений.
Природы – как естественной среды обитания человека и общества, изменяемой ими и часто ими же уничтожаемой и разрушаемой, что затем мстит самому человеку и обществу.
Общества – как искусственной среды, созданной многочисленными поколениями людей и в этом процессе переведшей самого человека из биологического в социальное состояние. Хотя эта же общественная среда часто сохраняет и даже искусственно разжигает в социальном человеке чисто животные, буквально зверские инстинкты.
Цивилизации – как результата творческого овладения человеком и человечеством всем окружающим миром – природой, обществом, самим собой, как процесса и результата творческого создания человечеством всемирной культуры, материальных и духовных благ и ценностей, качественно отличающих одну цивилизацию от другой. В результате в ходе истории выстраивается поток многообразных и многоликих культурно-ценностных цивилизаций, образующих в совокупности и в непрерывном нарастании подлинный и реальный образ и лик человечества, его качественное самовыражение на каждом этапе и в общей череде эпох человеческой истории.
Человека – как главного субъекта общественной, цивилизационной, человеческой, всемирно-геополитической истории и вместе с тем как объекта воздействия на него всех этих ставших объективными процессов. Человека – вышедшего из природы и разрушающего ее. Человека – часто одинокого и задавленного возвышающимся над ним многообразным миром. Человека – находящего смысл жизни и подлинное счастье только в совместной жизни среди людей, в общении и единении с ними, как и с родившей его природой.
Наконец, геополитическо-глобальной реальности, сложившейся в мире конфигурации стран и народов, изменяющейся чаще всего через силовые действия, насилие, агрессии, захваты, мировые и локальные войны, разделы и переделы мира. А это приводит к угнетению, подавлению, эксплуатации одними группами стран и народов других групп стран и народов, к ситуациям мирового диктата, мировой гегемонии, мирового давления, мирового разбоя и уничтожения, борьбы за мировое господство, за новый мировой порядок. Это величайшие проблемы войны или мира в развитии человечества, проблемы блага или несчастья, жизнеутверждения или жизнеуничтожения.
Все эти главные пять процессов, как и многие другие, вобрал в себя XX век. Их взаимным развитием, противоречиями, взлетами и падениями, революциями и контрреволюциями, миром и войнами оказался наполненным и, прямо сказать, переполненным XX век.
Что же, исходя из научного анализа динамики и диалектики взаимодействия этих определяющих процессов, реально явилось в XX столетии основным, главными и ведущими противоречиями?
Основным противоречием эпохи XX века является противоречие между трудом и капиталом. В условиях капитализма это основное противоречие обусловливает классовую борьбу между буржуазией и рабочим классом, наемными работниками как решающую движущую силу истории.
Если брать только одно капиталистическое общество, то в нем основное противоречие выступает как противоречие и часто антагонизм между конкретным общественным характером производства, производительных сил и частнособственнической капиталистической формой собственности, производственных отношений. К.Маркс и Ф.Энгельс основным в капиталистическом обществе называли противоречие между общественными по характеру производительными силами, общественным производством и частнособственническими производственными отношениями, капиталистическим присвоением. “Производство становится общественным актом, – писал Ф.Энгельс; – обмен же, а с ним и присвоение продуктов остаются индивидуальными актами, актами отдельных лиц: продукт общественного труда присваивается отдельным капиталистом. Это и составляет основное противоречие, откуда вытекают все те противоречия, в которых движется современное общество и которые с особенной ясностью обнаруживаются в крупной промышленности” [1, т. 20, с. 674-675].
Но здесь речь идет именно о капиталистическом обществе. Двадцатый же век характеризуется тем, что в нем постепенно и последовательно сложились три мировые общественно-политические системы: первый мир, наиболее старый – капиталистический; второй мир – молодой, реально возникший только в XX веке – социалистический, и затем сложившийся на обломках колониальной системы империализма третий мир развивающихся стран. Так что основным противоречием эпохи данных трех миров стало также противоречие в решающей области производства, экономики, способа производства, а именно между капиталом и трудом, которое в разной форме присуще как основное всем общественно-политическим системам и в этом смысле объединяет их.
Противоречие труда и капитала, выступающее в буржуазном обществе и как антагонизм, из внутреннего для капиталистического общества стало внешним противоречием для всех как сложившихся, так и переходных, трансформирующихся общественно-политических систем. А именно как противоречие между системой капитализма с господством капитала и системой социализма с господством труда или движением к этому (при допускаемых, к сожалению, деформациях в отношениях собственности и труда).
При этом данное основное противоречие приобрело и свои конкретные содержательные видоизменения и формы. А именно: в условиях социализма оно переходит из противоречия угнетаемого и эксплуатируемого капиталом труда (при фактах и тенденциях и налаживания партнерства и сотрудничества между капиталом и трудом) в противоречие между освобождаемым от угнетения капиталом трудом и декапитализируемой, освобождаемой от частных форм собственностью (но при сохранении противоречивых отношений между собственностью и трудом, и даже при допущении нередко отчуждения труда от собственности).
Но в любом случае остающийся именно основным противоречием в области взаимоотношения производительных сил и производственных отношений, исходящим из способа производства, а потому выступающим в качестве решающей движущей силы общественного движения и изменений.
Главными противоречиями, что следует из анализа реалий XX столетия, выступают два.
Первое главное противоречие – между капитализмом и социализмом как разными и противоположными общественно-политическими системами. Оно раскрывает в экономической и общественно-политической сферах основное противоречие между трудом и капиталом. А именно – между господством капитала в буржуазном обществе и изначальной нацеленностью в социалистическом обществе на обеспечение господства труда, при учете допущенных затем в СССР и ряде других стран деформаций и извращений в этой области.
Главное противоречие между капитализмом и социализмом в мире наложило отпечаток на позиции и ориентации массы других стран и народов земного шара, становящихся на ту или другую сторону, или провозгласивших позицию “неприсоединения” к данным двум общественно-политическим полюсам при конкретной внутренней симпатии к определенному лагерю в главной борьбе двух систем.
Второе главное противоречие – между системами стран и конкретными странами в их борьбе за геополитическое положение в мире, за экономический и территориальный раздел и передел мира, за влияние, лидерство и гегемонию в международных отношениях, за мировое господство и новый мировой порядок.
Это главное противоречие проявлялось на протяжении эпохи конкретно и разнообразно. Наиболее остро и трагично – в последовавших за закончившимся к концу XIX века разделом мира между капиталистическими державами трех переделах мира территориально и экономически, социально-политически: первого передела мира в результате первой мировой войны 1914–1918 гг.; второго передела мира в результате второй мировой войны 1939–1945 гг.; третьего передела мира в результате “необычной третьей мировой войны”, проведенной капиталистическими США и другими странами Запада и приведшей с конца 1989 г. к повороту на путь капитализма и фактическому или значительному подчинению США и Западу восьми стран Центральной и Восточной Европы, к разделению их (Чехословакия, Югославия) или к прямому поглощению (ГДР), Монголии в Азии, к прямой насильственной ликвидации в конце 1991 г. СССР как второй сверхдержавы мира, отторжению от него трех прибалтийских республик, к насильственному разделу СССР на двенадцать “независимых” стран СНГ.
Без горячей и настоящей мировой войны великий Советский Союз с помощью внутренних предателей был ликвидирован и раздроблен, Россия возвращена в геополитическом и глобальном отношении к временам середины XVII века, когда в 1645 г. Россия воссоединилась с Украиной, а в 1667 г. за Россией была закреплена Левобережная Украина, Киев, часть белорусских земель. В геополитическом, глобальном плане Россия отброшена назад на 350 лет.
Далее, это главное противоречие проявлялось на различных этапах как противоречие двух ядерных сверхдержав – США и СССР. Как противоречие ядерных и неядерных держав. Как противоречие стран НАТО и стран Варшавского Договора. Как противоречие самых развитых, богатейших семи стран мира (США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Канады, Японии) и десятков малоразвитых, беднейших стран Азии, Африки, Латинской Америки, стран Севера и стран Юга. Как противоречия между США и странами Западной Европы, между США и Японией. Как противоречие между блоковыми странами Запада и нейтральными буржуазными странами, прежде всего Северной Европы. И другие конкретные противоречия между странами и регионами. Возникали противоречия и между социалистическими странами, прежде всего на идеологической основе, но также из-за лидерства и других причин: между СССР и Югославией, СССР и Китаем, СССР и Албанией, Китаем и Вьетнамом.
Для разрешения данного главного противоречия и его конкретных проявлений применялись, и прежде всего Соединенными Штатами, а также другими странами Запада, особенно объединенными в блок НАТО, силовые, военные действия, организовывались локальные войны, вторжения, перевороты, разгромные наказания, террористические акции и т.д. Стремление к мировому господству постоянно обусловливало возникновение войн, вооруженных конфликтов, гибель огромного количества людей, в том числе ни в чем неповинного гражданского населения.
Насилие, особенно военное, в виде вооруженных вторжений, нападений, локальных и мировых войн, наиболее характерно как агрессивный метод своеобразного “разрешения” данных геополитических противоречий.
Следует специально подчеркнуть, что данные два главных противоречия XX столетия тесно взаимосвязаны и взаимоувязаны. Противоречие и во многом антагонизм капитализма и социализма постоянно увязывался с агрессивными действиями одной – капиталистической группы – стран против другой группы стран – социалистической. Как более мощная группа, страны Запада и их первая сверхдержава США постоянно были более наступательными, активными, агрессивными во взаимосвязанной борьбе и против социализма, в лице прежде всего СССР как тогдашнего лидера социалистического мира, и против страны СССР как второй ядерной сверхдержавы в мире.
И эта продуманная, всесторонняя, бескомпромиссная, подрывная и наступательная, насильственная борьба принесла США и странам Запада в конце XX века даже не ожидаемый такой победоносный успех без открытой войны над СССР как лидером социализма и как второй сверхдержавой мира. За этим последовало уничтожение социализма в странах Центральной и Восточной Европы, втягивание их в систему НАТО, разрушение и подрыв России и других стран Содружества Независимых Государств.
Ведущими противоречиями в XX столетии с точки зрения их наибольшей значимости обоснованно выделить следующие, которые мы объединяем в семь групп в зависимости от их всеобщности, типа и характера, сферы проявления.
В первую группу входят наиболее всеобщие ведущие противоречия, свойственные взаимосвязанному развитию природы, общества, цивилизации, геополитическо-глобальных процессов, человека.
Это ведущее противоречие между развитием, с одной стороны, природы и, с другой стороны – общества, цивилизации, человека, наличие которого и, главное, непринятие мер к его разрешению приводит к губительным последствиям как для природы, так и для качества и состояния общества, цивилизации, человека. Это во многом экологическое противоречие, характеризующее неустойчивость баланса и взаимоотношения природы и общества, для преодоления чего в 90-х годах XX века была сформулирована концепция “устойчивого развития”.
Это ведущее противоречие ранее между метрополиями и колониями, а после развала колониальной системы и обретения независимости (но не самостоятельности) многими десятками стран оно стало выступать как противоречие между развитыми капиталистическими и отсталыми, зависимыми странами, между мировым городом и мировой деревней, между мировым центром и мировой периферией, между Севером и Югом.
Ведущее противоречие между наиболее цивилизованными, культурно развитыми, среднецивилизованными, малоцивилизованными и нецивилизованными, культурно неразвитыми, во многом варварскими народами, этносами, племенами, этническими группами. Данное ведущее противоречие обусловливает цивилизационный, культурный дисбаланс, разрыв, противоположность в состоянии, развитии и взаимоотношениях народов и племенных, этнических групп.
Ведущее противоречие между объединительными и разъединительными тенденциями во взаимоотношении народов и этнических групп, когда действие одной тенденции ведет к сотрудничеству, дружбе народов, их взаимообогащению, а действие другой, противоположной – к изоляции и вражде народов, к междоусобицам и войнам между ними. Это борьба тенденций интеграции, интернационализации народов или их сепаратизма, национализма, расизма. Действие этого ведущего противоречия пронизывает всю эпоху XX века как между странами с разными народами и этническими группами, так и внутри многих стран, характеризуемых многонациональным, многорасовым составом.
Вторая группа объединяет ведущие противоречия диалектического типа, характера и движущих сил развития общества, цивилизации, человека.
Это ведущее противоречие между старым и новым, отживающим и нарождающимся, передовым и отсталым, прогрессивным и регрессивным, левыми и правыми в социальных процессах.
Ведущее противоречие между интенсивным и экстенсивным способами развития, эволюционным и революционным, реформистским и скачкообразным, движением вперед или назад, изменениями или застоем, кризисами или подъемом, ростом или падением, взлетом или спадом.
Ведущее противоречие в общественных и цивилизационных процессах между линиями интеграции, объединения, концентрации или линиями изоляции, разъединения, размежевания, сепаратизма.
Ведущее противоречие в общественно-цивилизационном и человеческом развитии между общественным и личным, коллективным и индивидуальным, общими и частными интересами. Действие этого противоречия приводит часто к трагическому разрыву общественного и личного, к противопоставлению их, к их гиперболизации и абсолютизации, когда личность превращается в эгоистического индивида, а творческое взаимное общение – в казарменную псевдоколлективность, в фашистское самоотречение от личностного. Диалектическое же соединение противоположностей общественного и личного, коллективного и индивидуального ведет к наиболее гармоничному раскрытию творческих потенций и резервов общественно-цивилизационного и человеческого развития.
В третью группу входят ведущие противоречия, относящиеся к целостности и системности общественного и цивилизационного развития, к целостности и всесторонности развития человека.
Это ведущее противоречие между объективным требованием целостного, всестороннего, системного развития общественного организма в единстве экономической, социальной, национальной, политической, духовно-культурной сторон и реальными тенденциями одностороннего, однобокого, диспропорционального развития общественного организма с упором то ли только на производственно-экономическую сторону, то ли на военную и милитаристскую, то ли на социально уравнительную, то ли на организационно-централизованную и т.п. В результате общественный организм оказывается перекошенным в какую-то одну сторону, ущербным и кризисным с точки зрения целостности и системности.
Ведущее противоречие между преимущественным технико-технологическим, научно-техническим, производственным развитием и отстающим от него, заброшенным и запущенным развитием социальной сферы, духовно-культурной жизни, нравственных отношений и моральных ценностей. Это разрыв и даже противоположность между происходящими научно-техническими революциями и отсутствием таковых в социальной сфере, в духовной и культурной, в нравственной жизни.
Ведущее противоречие между потребностью и стремлением человека к целостному и всестороннему развитию и его реальным развитием в реальной общественной жизни однобоко, односторонне, в качестве только “одноизмеримого человека”, “одномерного человека” (Герберт Маркузе), а не многоизмеримого, многомерного, разностороннего. Отсюда кардинальнейшее общественное, социальное, политическое, гуманное стремление людей к обеспечению условий и достижению реальных возможностей для разностороннего, многостороннего, всестороннего, целостного творческого развития человеческой личности. Это главнейшая цель изменения и преобразования общества и всего человеческого мира.
К четвертой группе отнесены ведущие противоречия в решающей области общественного производства.
Это ведущее противоречие между материальным и духовным производством, когда материальному отдается главное предпочтение, а духовное, культурное производство оказывается на задворках, существенно отстает от материального. Это касается и образования, и науки, и здравоохранения, и разнообразных сфер культуры.
Ведущее противоречие между промышленностью и сельским хозяйством, обусловливающим материально-производственные и культурно-бытовые различия и противоречия между городом и деревней.
Ведущее противоречие между производством и распределением, производством и потреблением, приводящее к серьезным социальным последствиям, конфликтам и потрясениям.
Ведущее противоречие между производством и планированием, производством и управлением, проявляющееся как в ослаблении плановых начал и управленческих функций, так и в ужесточении и гипертрофировании их, в подмене профессионального управленческого труда действиями корпоративной бюрократии, занимающейся взяточничеством и коррупцией.
В пятой группе объединены ведущие противоречия в области условий и качества жизни.
Это ведущее противоречие между богатыми и бедными, имущими, малоимущими и неимущими, между паразитической роскошью незначительного меньшинства и беспросветной нищетой больших масс трудящихся и населения.
Ведущее противоречие в качестве и образе жизни различных социальных групп населения, жителей города и села, разных стран и регионов планеты.
Шестая группа включает ведущие противоречия социального характера и социально-классовых отношений.
Это ведущее противоречие между объективно-субъективной потребностью социальной справедливости и социального равенства и реальными общественными отношениями социальной несправедливости и социального неравенства, социального антагонизма. Стремясь преодолеть, разрешить данное ведущее противоречие, народы, трудящиеся массы и в XIX веке, и в XX столетии вели борьбу, совершали социальные революции под лозунгами “Свобода, равенство, братство” (Великая Французская буржуазная революция), “заводы – рабочим, землю – крестьянам, мир – народам”, “за землю, за волю, за лучшую долю” (Великая Октябрьская социалистическая революция).
Ведущее противоречие между социально-классовыми группами, обусловливающее отношения как сотрудничества и союза между однотипными и близкими по природе социальными группами, так и борьбу между различающимися и противоположными классами и социальными группами. Основное же противоречие труда и капитала вело и ведет в капиталистическом обществе к классовой, социальной борьбе буржуазии и рабочего класса, наемных работников как решающей движущей силы исторического процесса.
В седьмую группу отнесены ведущие противоречия в политической сфере и жизни.
Это ведущее противоречие между властью и народом, которое выражается в том, что очень редко их соотношение проявляется во власти народа, власти самого народа, что и есть подлинная демократия. Реже и именно в народно построенных обществах складывается власть для народа, во имя народа, в интересах народа. Чаще же противоречие выражено в том, что власть функционирует над народом. А в авторитарных, реакционных, тоталитарных режимах это есть власть против народа. Такой она была во многих диктаторских странах в различных регионах мира. Такой она являлась и в период правления – “царствования”, как часто обозначалось, Б.Н.Ельцина в России.
Ведущее противоречие между управлением сверху и самоуправлением снизу, разрешение которого в пользу самоуправления трудящихся, народного самоуправления в единстве с контролируемой профессиональной управленческой деятельностью также является обязательным требованием и непременным условием подлинной демократии и подлинного народовластия.
Вся эта большая совокупность ведущих противоречий, как и основного, и главных, и многих других, более конкретных, постоянно проявляясь, и, с одной стороны, разрешаясь и двигая развитие вперед, на более высокую ступень, в качественно новое общественное и цивилизационное состояние, а с другой стороны, часто обостряясь, перерастая в кризисы, критические ситуации, социальные столкновения, вооруженные нападения и войны, определяла содержательное развитие сложнейшего и богатого самыми разными событиями позитивного и негативного характера XX столетия.