1. Противоречие и борьба труда и собственности, труда и капитала – движущая сила развития всемирной истории
.1. Противоречие и борьба труда и собственности, труда и капитала – движущая сила развития всемирной истории
Труд и собственность, позднее труд и капитал, их единство и противоречия, противоположность и борьба являются стержнем, источником и движущей силой не только социально-экономического, но и всего общественного, человеческого развития, социально-экономическим содержанием всемирной истории. Наиболее остро и революционно единство и противоположность труда и капитала, их борьба проявились в XX веке. В XXI столетии и третьем тысячелетии роль и значение проблематики труда и капитала, труда и собственности, их борьбы, разрешения их противоположности, устранения социального антагонизма будут иметь не меньшую, а, несомненно, еще большую актуальность и остроту. Поскольку человечество, народы, трудящиеся объективно и субъективно движутся к наиболее эффективному и оптимальному разрешению этой как бы “извечной” противоположности, дилеммы, социальной несправедливости.
В единстве и связке труд-собственность, труд-капитал первенство и активнейшая роль принадлежит именно труду. Хотя объективно трудовая деятельность базируется на собственности, на средствах производства и средствах труда, именно труд выступает созидательной, движущей, новаторской силой экономического, производственного, всего общественного развития. Труд создает саму собственность, сам капитал, умножает их, качественно и количественно их наращивает, хотя и сам оказывается в зависимости от капитала.
Трудовая деятельность составляет основу всесторонней деятельности человека как более широкого и полного понятия, а трудовая сущность – основу всей деятельностной сущности человека, включающей, помимо трудовой деятельности, познавательную, социальную, политическую, духовно-идеологическо-нравственную, ценностно-ориентирующую виды деятельности человека, его жизни и бытия. Но базовая основа всей многосторонней человеческой деятельности – именно трудовая деятельность, создающая материальные и духовные продукты, блага для существования и жизни людей, позволяющая воспроизводить самих людей, продолжать род человеческий.
В человеческой истории единство и противоречия, противоположность и борьба труда и собственности, труда и капитала приобретают характер социального неравенства и социального антагонизма, выражаясь в угнетении, в эксплуатации владельцами собственности, владельцами капитала людей труда, трудящихся, работников.
На ранних исторических ступенях наличия общественной собственности и общественного труда их единство выражало социально равнозначный и справедливый характер отношений. Перелом начался с возникновения частной собственности на средства производства и труда. С тех пор этот социальный антагонизм труда и собственности, труда и капитала определяет как содержательный характер частнособственнических эпох, включая эпоху XX века, так и субъективное стремление людей труда, народов разрешить это антагонистическое противоречие в пользу труда. Прежде всего посредством социальной, социально-политической революции, что было осуществлено в 1917 г. нацеленной на это Великой Октябрьской социалистической революцией. Деформированный в сталинский период социализм в СССР, ушедший, отринутый от своей подлинной сущности и содержания, обусловил социальное отчуждение людей труда от государственной собственности, в данном виде сохранив разрыв труда и собственности.
И в XXI столетии, в третьем тысячелетии человечество, трудящиеся, народы никогда не откажутся от необходимости решительно преодолеть социальный антагонизм труда и капитала на путях социальной справедливости, подлинного социализма и подлинного коммунизма.
Труд не только создает самого человека, но и открывает перед человеком широчайшую возможность реализации его богатейших человеческих потенций и способностей как в трудовой, так и во всех остальных сферах и видах его многосторонней деятельности. Труд создает возможность творчества человека в трудовой, производственной деятельности по созданию качественно, оригинально новых материальных и духовных предметов, продуктов, благ, ценностей. Отсюда несомненное разделение труда на стандартный, ординарный труд и на творческий труд как качественно высшую форму трудовой деятельности человека.
Творческий труд создает качественно своеобразную материальную и духовную культуру общества как результат творческого освоения человеком природы, общества, самого себя, качественного освоения человеком мира.
Цепочка труд – творчество – культура завершается понятием создаваемой людьми, народами качественно своеобразной цивилизации, характеризуемой определенной культурой, ценностями, духовно-нравственными идеями и концепциями.
В данной линии труда – творчества – культуры – цивилизации заключен глубочайший философский смысл преобразующей роли и прогрессивного предназначения труда. В таком качественном содержании труд работает на саморазвитие человеческой личности, на создаваемое людьми и народами колоссальное культурное богатство, на материально-культурное преобразование действительности. Происходит формирование совокупности качественно своеобразных цивилизаций, дающих в единстве, в ансамбле многообразную полифоническую человеческую цивилизацию как плод творческого культуросозидающего труда совокупности людей и народов.
С этих позиций становятся понятными современные утверждения на Западе о “смерти трудового общества”. Речь идет о том, что с наращиванием числа научно-практических революций, начиная с научно-технической революции 50–60-х гг. XX столетия, труд людей непосредственно у машин, грубый физический труд действительно сокращается и кое-где просто исчезает, заменяясь самоработой высокотехнологических электронных систем машин. Но сами-то эти системы самоработающих машин созданы творчеством именно людей как качественно высокое и новое достижение их культуротворческой деятельности. Здесь как раз и проявляет себя творческий труд, новое качество культуры и новое качество современной человеческой цивилизации.
После брошенного капитализму в 1917 г. исторического революционного вызова со стороны нового, противоположного общественного строя – социализма в России и образования после второй мировой войны целой новой мировой социалистической системы, капитализму как по своей сущности антисоциальному строю пришлось пойти навстречу трудящимся, постоянно боровшимся за социальные права, на некоторые социальные уступки, как говорят – “социализироваться”. Но это был вовсе не “подарок” трудящимся, народам от капитализма. Это была вынужденная уступка как мощной, постоянной, нарастающей борьбе трудящихся внутри стран капитала, так и вынужденная мера в связи с растущими социальными успехами и социальным примером СССР и других стран социализма как внешнего фактора международной конкуренции и борьбы систем капитализма и социализма.
Исконное и сущностное неприятие капитализмом реальной социализации, не говоря уже о допущении социализма, демонстрирует нынешнее время. Сумев сломить лидера социалистической системы СССР и повернуть на путь капитализма восемь социалистических стран Центральной и Восточной Европы, империализм в США и на всем Западе в последние годы открыто и нагло отбросил свою “игру” в социальность, круто повернул вправо. А именно – в сторону реакции, наступления на социальные права трудящихся, растущего урезывания этих прав. Антисоциальность современного империализма значительно усилилась и становится все более явной. Несомненной ложью, противоречащей объективным фактам, являются утверждения о его якобы растущей социализации и тем более о его спонтанном движении к социализму. Лидеры США и других стран Запада постоянно подчеркивают, что их страны – именно капиталистические, и капитализму будто бы должен следовать весь мир.
Империализм не только не изменил своей эксплуататорской, угнетательской, реакционной, агрессивной сущности, но и довел ее до крайнего предела. Он стал ультраимпериализмом, суперимпериализмом с чертами растущего паразитизма, реакционности, агрессивности, опасными для глобального человечества, народной демократии и мировой цивилизации. Господствующие в нем финансовые олигархии и кланы все более поворачивают от производственного финансирования к спекулятивной игре на биржах, деланию денег из денег, намеренно организуют региональные финансовые кризисы у своих опасных конкурентов, вроде азиатского финансового кризиса в 1999 г. С помощью намеренно организованного российского финансового кризиса в 1998–1999 гг. империалисты стремятся полностью закабалить Россию и другие бывшие социалистические страны.
Ограниченность и определенная антипрогрессивность капитализма убедительно доказывается его несомненной однобокостью, “скособоченностью” лишь на одну сторону – рыночно-экономическую конкуренцию и стремление всеми возможными способами повышать прибавочную стоимость, прибыль. В этом главнейшем Карл Маркс оказался полностью прав в своем “Капитале”. Империализм не способен на прогрессивное развитие других важнейших сторон общественной жизни.
Речь идет о том, что, используя во имя конкуренции с оппонентами и роста прибавочной стоимости революции научно-практического плана (техническую, технологическую, научную, управленческую, информационную), империализм за все последние 150 лет не совершил ни одной заметной позитивной революции в социальной области, в области культуры, нравственности, духовной жизни. Империализм как был, так и остался социально, культурно, морально, духовно пуст и бесперспективен. Он не в состоянии и не может обновлять человечество ни в главнейших гуманистических направлениях – культурном, нравственном, духовном, ни в важнейшем социальном направлении. Лозунг Великой Французской буржуазной революции “Свобода, равенство и братство” давно уже выброшен капитализмом за борт.
Вывод таков, что в XX веке капитализм, империализм, при всех изменениях в нем, в том числе прогрессивного характера в научно-техническом отношении, показал и доказал свою исчерпанность и бесперспективность. Он по-прежнему базируется на эксплуатации и угнетении как трудящихся собственных стран, так и особенно трудящихся и народов бывших колониальных, ныне развивающихся стран Латинской Америки, Африки, Азии. Капиталистический Север живет за счет нещадной эксплуатации Юга, где в конце XX в. невиданных масштабов достигли голод, вымирание миллионов людей и особенно детей, прежде всего в странах Африки. Это позор и несмываемое пятно на так называемой западной демократии, кичащейся своими свободами, гуманизмом и правами человека, а на деле беспощадной к целым народам, фактически истребляя их.